Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация на тему
Цель: Показать актуальность сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 28.52 КБ |
elementy_skazkoterapii_v_rabote_s_doshkolnikami.pptx | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №32
Консультация по теме: «Использование Сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель высшей
квалификационной категории Эрбист Л.Л.
Г. Яровое
2017г
«Использование Сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: Показать актуальность Сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста.
Форма проведения: консультация с элементами мастер-класса
Используемая литература: Белобрыкина О.А. «Речь и общение» (пособие для родителей и педагогов);Шорохова О.А. « Играем в сказку»; карты Проппа; Масько Л.Г. зрительная гимнастика. Журнал «Дошкольная педагогика» (9/2012)
Ход проведения консультации
Вступительное слово:
Ведущий: Консультацию мне хотелось бы начать со слов Д.Родари
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критические воспринимать окружающее»
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Сказки должны подходить ребенку по возрасту.
В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».
Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.
Рассказывание сказки.
Рисование сказки.
Сказкотерапевтическая диагностика.
Сочинение сказки.
Изготовление кукол.
Постановка сказки.
Сказка для ребёнка – всегда нечто захватывающее, волнующее, интересное, во время чтения ребёнок как бы погружается в мир сказки. Используя на своих занятиях элементы сказкотерапии, педагог не только может воспитывать, формировать морально-этические нормы поведения, но и добиваться решения коррекционно-развивающих задач, в том числе грамматический строй речи, диалогическую речь. Сказкотерапию можно включать в любые виды занятий, как фрагментарно, так и полностью, подчиняя ход занятия сказочному сюжету.
I этап. Организационный момент, на котором я использую приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.
II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.
III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным).
IVэтап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.
V этап. Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.
VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку».
VII этап. Рефлексия. Когда мы «возвращаемся» в группу, подводим итог, что у нас всё получилось, и мы справились с этой проблемой только потому, что были все вместе, выполняли дружно. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса.
Уважаемые коллеги я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…
Первый этап – это организационный момент, на котором я использую приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.
Попрошу «детей» выйти в круг для приветствия.
Уважаемые гости вы можете поприветствовать друг друга не вставая с места.
Беремся все за руки и повторяйте за мной:
Приветствие: «В кругу друзей»
«Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!» Найдите глазками дружка и подарите ему частичку своей души, одарите его своей самой теплой улыбкой!
Второй этап
Далее следует - проблема практики, обычно на этом этапе я рассказываю детям сказку, из которой вытекает какая либо проблема. Я использую проблемный метод с целью мотивации детей.
Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.
Сегодня ночью в мое окно стучалась бабочка. Странно…Бабочка посреди зимы. Она влетела ко мне в комнату, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. А я поведаю ее вам, слово в слово.
СКАЗКА
В одном сказочном лесу, на волшебной полянке росли прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.
Подползет Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание…
И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.
Прискачет Зайка-Трусишка, на лесную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.
Но однажды, случилось несчастье!
Прознала про эти «чудо - цветы» злая колдунья.
И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.
Но добрые цветы отказались помогать злой колдунье.
Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья.
«Раз вы отказываетесь исполнять мои желания» - сказала она.
« Тогда вы больше не сможете помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…
В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…
- Вот какая произошла грустная история!
- А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь? (выдвигают гипотезы)
- У меня есть волшебная краска…
И с помощью ее мы сможем оживить Чудесные цветы.
Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…
3 этап
Теперь я вам продемонстрирую ритуал «входа» в сказку, который использую с целью усиления детского воображения, мысленного перемещения в сказку
Вы не побоитесь отправиться вместе со мной в сказку?
- Ну! Тогда вперед!
=========
А проводит нас туда вот эта бабочка. (В руках держу бабочку)
- Как? Спросите вы!
Очень просто. Надо закрыть глаза и мысленно представить, как вы летите на крыльях этой бабочки в страну своей мечты.
(звучит музыка «Полёт бабочки», ритуал «входа» в сказку)
- Вот мы в сказке...
===========
- Но как же здесь грустно и уныло…
Глазам не верю, что раньше здесь была цветущая поляна.
Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть поляне прежнюю красоту.
4 этап
Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача - расколдовать волшебные цветы.
(На столах – краска, кисти, листы с нарисованными воском цветами).
- Колдунья спрятала чудесные цветы на этих листах бумаги. Но когда волшебная краска попадет на цветок, он оживет…
(выполняют задание, наносят краску на лист бумаги.)
- Какая красота получилась…
Цветы «оживают» на экране – цветущая поляна
===========
- Цветы просыпаются. Они робко протягивают лепестки навстречу лёгкому ветерку. Солнце озарило всё вокруг ярким светом. Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Какие мы молодцы! Мы настоящие добрые волшебники.
- Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…
5 этап – Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние.
И прощаются со сказкой.
- Я вам предлагаю напоследок побывать на сказочной полянке, послушать, как весело стрекочут кузнечики и переговариваются пчелки, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.
========= (на ЭКРАНЕ слайды и звучит мелодия «Вальс цветов»)
Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!
Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!
- Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!
6 этап - Ритуал «выхода из сказки»
И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.
==========
- Волшебная бабочка прилетела за нами. Закроем глаза и представим, что бабочка на своих крыльях уносит нас обратно, но сказка не исчезнет, она останется навсегда в наших сердцах.
============
7 этап
Заключительный этап – рефлексия. С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия.
- Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?
- Сейчас мы будем передавать бабочку, и расскажем, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить.
( передаем бабочку по кругу)
- Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать.
Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Представление педагогам элементов сказкотерапии , используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства.
СКАЗКОТЕРАПИЯ Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
I этап. Организационный момент II этап. Проблема практики. III этап. Ритуал «входа» в сказку. IVэтап . Решение проблемы. V этап. Развивающий элементы самосознания. VI этап. Ритуал «выхода из сказки». VII этап. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...
Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...
Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...
Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги,я хочу представить вашему вниманию Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии ...
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста....
Консультация для педагогов. Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....