Конспект НОД с детьми подготовительной группы. ТЕМА: «Жизнь вещей во времени».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Способствовать формированию у детей эстетической оценки предметного мира и умений аргументировано и развёрнуто оценивать предмет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
121212.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Приложение №1.
Конспект НОД с детьми подготовительной группы.
ТЕМА: «Жизнь вещей во времени».
ЦЕЛЬ:
Подвести детей к пониманию ценности предметного мира.
ЗАДАЧИ:
- способствовать формированию у детей эстетической оценки предметного мира и умений аргументировано и развёрнуто оценивать предмет;
- обогащать представления детей об окружающем мире, способствующие более глубокому пониманию истории и бытования предметного мира русской культуры;
- обогащать сенсорный опыт детей, развивать познавательные процессы, умения наблюдать, всматриваться, соотносить предмет и время его бытования.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- знакомство с предметами: прялка, лапти, светец в народной избе (детский сад), и историей их бытования;
- чтение сказок – русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане », «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях »;
- чтение рассказа К.Д.Ушинского « Как рубашка в поле выросла» и стихотворения С.Я.Маршак «Вчера и сегодня»
- составление описательных рассказов, сказок;
- декоративное и предметное рисование;
- лепка (по желанию детей);
- ТРИЗ «Беседы вещей», «Хорошо-Плохо»;
- дидактические игры: «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Что появилось раньше, а что позже?»;
- ЛОТО «Подбери пару»;
- хороводные игры
- разгадывание загадок
- «Я знаю пять…» (предметов домашней утвари, предметов-помощников…) несколько вариантов игры: словесная игра, с мячом;
- оформление стенда для родителей по теме «Жизнь вещей во времени»;
- игра – экспедиция за предметами для Детского исторического музея Государственного музея политической истории России (проводилась сотрудником музея).
Занятие на экспозиции Детского исторического музея Государственного музея политической истории России проводит воспитатель.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:
Предметный мир:
- прялка;
- игрушка – ткацкий станок;
- лапти;
- детские туфельки;
- светец;
- фонарики.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Вспомнить с детьми, что на прошлой экскурсии они побывали в экспедиции, и как исследователи (историки, археологи…) собрали разные предметы для музея. Рассматривая собранные предметы, учились понимать их существование. Все предметы оказались старинными, каждый из которых имеет свою историю, которая чем-то напоминает нам сказку. Сегодня мы с вами поговорим о предметах, которые можно назвать музейными.
- Педагог загадывает детям загадки, предлагая найти ответы, среди представленных музейных предметов. После того, как дети отгадают каждую загадку, педагог рассказывает историю бытования данного предмета.
ЗАГАДКИ:
Стригли, щипали, а после чесали;
Чисто, пушисто – к доске привязали.
(Прялка)
ПРЯЛКА – деревянное орудие труда, на котором пряли нитки.
Девочке исполнялось пять лет и папа или старший брат дарили ей прялку.
Из липы свито дырявое корыто,
по дороге идёт – клетки кладёт.
(Лапти).
ЛАПТИ – обувь, их носили крестьяне, плели из лыка, плести их сложно, а снашивались они за семь дней.
ЛЫКО – это мягкая внутренняя часть коры дерева.
Стоит Трошка на одной ножке,
крошит крошки.
(Светец).
СВЕТЕЦ – необычный предмет. В старину, когда свечи были дороги для простых людей, крестьянские избы освещались лучинками ( от света – лучик). Тоненькая щепочка отщипывалась от полена и крепилась в светце. Светец – чугунный.
Затем предложить детям разделиться на три команды и подойти к тому предмету, который понравился больше всего и вспомнить сказки, в которых говорится об этих предметах. Дети вспоминают и называют сказки: русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Предложить каждой команде описать свой предмет по плану:
- название предмета;
- его внешний вид;
- из какого материала выполнен;
- назначение предмета;
- почему предмет находится в музее.
(Рассказы детей записываются на диктофон).
Можно ли эти предметы назвать музейными? Почему?
(Красивые старинные предметы, выполнены руками народных мастеров-умельцев. Каждый предмет имеет свою историю).
ИГРОВАЯ (ИМИТАЦИОННАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Предложить детям поиграть:
- педагог показывает и предлагает детям надеть лапти и рассмотреть их со всех сторон, сопровождая каждое пояснение определённым движением.
- положить лучинку в светец, зажечь лучинку и сесть на лавочку, прясть пряжу. ( 3 мин. ).
3. По завершении физминутки, сказать детям: мы с вами поиграли, обыграли старинные предметы. А сейчас посмотрим на предметы, которые окружают нас в нашей жизни. Педагог достаёт из современной дорожной сумки – детские туфельки, фонарики, игрушку (ткацкий станок). Эти вещи можно назвать старинными или современными? Объясните почему. А можно ли эти вещи тоже поместить в музей. Можно, все ли? Предложить детям рассмотреть современный фонарик, и которому лет 10-20. Рассказать, что оба фонарика принадлежат нашему современному времени, но один – совсем современный и их сейчас очень много продаётся в магазинах, а другой живёт уже лет 10-20, его уже даже не выпускают на заводе. Хоть он и наш современник, но для нас устарел. Таких фонариков осталось совсем немного, а ведь с ними играли ваши папы. Как вы думаете, из этих фонариков, какой лучше поместить в музей? ( тот у которого уже есть история).
Педагог рассматривает детские туфельки, что это? Такие туфли носили даже ваши бабушки. Сейчас такие не шьют, этим туфелькам много лет, у них тоже есть история. Можно ли их поместить в музей?
А вот это современная игрушка, (старинный ткацкий станок), на котором когда-то наши прапрабабушки, ткали полотно. Можно ли эту игрушку считать музейным предметом? Да, потому что игрушка рассказывает историю промысла,
Мы с вами рассмотрели предметы нашего времени, и сделали вывод, что все они могут быть музейными предметами. Что общего и какое есть различие между предметами нашего времени и музейными? Дать детям самостоятельно внимательно рассмотреть и сравнить эти предметы.
Затем педагог показывает фонарик и спрашивает, какой старинный предмет выполнял такую же роль (давал людям свет) – светец. По аналогии рассматриваются: туфли – лапти, игрушка – ткацкий станок- прялка, где на последнем сделать акцент, что из ниток, которые пряли на прялке – ткали полотно на станке.
ВЫВОД:
Каждый предмет имеет свою историю, свой особенный внешний вид, который тесно связан с историей предмета и его бытованием. Поэтому все игрушки, о которых мы говорили, могут быть музейными.
Предложить детям рассказать дома, что нового узнали в музее, и нарисовать понравившиеся предметы. Домашнее задание родителям – записать рассказы детей.
Приложение №2.
Система работы по теме «Жизнь вещей во времени»
НОД в ДОУ | Совместная деятельность с воспитателем | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | Детский исторический музей |
Тема: «Лапти» Содержание: познакомить детей с лаптями | - просмотр мультимедийных презентаций; - дидактические игры «Найди и назови», «Что изменилось», «Чего не стало» и др.; - Слушание русских народных песен; - Чтение сказок; - Драматизация сказок.
| - Рассматривание иллюстраций, книг, - Сюжетно-ролевая игра «Cемья» - Хороводные игры - Раскрашивание раскрасок, штриховка | - Оформление информационного стенда - Круглый стол: «История мужской и женской обуви» - Конкурс на изготовление лучших лаптей (из ниток, ленточек…) - Музыкальный досуг: «Показ мод» (Демонстрация лаптей под р.н. мелодии и песни, хороводы) | Тема: «Где учился Филиппок?» Содержание: как одевались дети в школу. |
Тема: «Прялка» Цель: знакомство детей с прялкой и ее назначением | - Опыт: Посеять лен, вести дневник наблюдений - Опыт: Педагог разделяет льняной стебель на части и показывает волокна детям под микроскопом, обсудить увиденное, зарисовать. - игра малой подвижности «Плетем поясок» (из трех лент по схеме плетения косы) - развитие двигательной активности, закрепление полученной информации, подведение детей к сознанию, что вещь – результат деятельности - Игра «кто быстрее» (две палочки, красный лоскуток, длинная лента – кто быстрее домотает до красного лоскутка). На победителя надевают домотканую рубаху, он танцует | - рассматривание фото поля льна, процесс обработки поля. - раскрашивание раскрасок, свободное рисование, естественное общение друг с другом, игры в избе | - Информационный стенд, консультация для родителей – «история мужской и женской одежды» - Конкурсы: «Красивый поясок» (для выставки в музее – сплести из пяти ленточек) «Рубаха для Иванушки» (Групповой конкурс – «сшить» рубашку из бумаги, украсить растительным орнаментом) | Тема «Как рубашка в поле выросла» Содержание: Познакомить детей с технологией появления крестьянской одежды (обработка льна, прядение и ткачество, плетение) |
НОД в ДОУ | Совместная деятельность с воспитателем | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями | Детский исторический музей |
Тема: «Что появилось раньше, а что позже?» Цель: познакомить детей с осветительным прибором - Светцом | - Чтение - Просмотр мультимедийной презентации - Обыгрывание предметов в избе - Д/И «Найди и назови» (отгадать загадку, найти предмет-отгадку) - Лепка и рисование светца - Экскурсия в библиотеку по сказкам, где встречается светец - Составление кроссворда к вечеру досуга «О чем говорит музейный предмет» | - Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций, книг, составление описательных рассказов, рисование предметов, штриховка, естественное общение друг с другом, игры в избе | - Индивидуальные беседы: подготовка к вечеру досуга на тему «Крестьянская семья» с муз. руководителем - Информационный стенд | Тема: «Многоуважаемый шкаф» Содержание: Игра-экспедиция: «Сбор редких предметов для детского музея» |
Приложение № 6.
Загадки, пословицы, поговорки.
Цвет – цветочек, в сырую землю вошёл, синюю шапку нашёл. ( Лён )
Кручусь, верчусь, не потею, только толстею. ( Веретено )
Скорчится – с кошку, растянется – с дорожку. ( Нить и веретено )
Пять овечек стог подъедают, пять овечек отбегают. ( Пальцы рук во время прядения )
Река течёт, рыбка играет, за нею лёд замерзает. ( Работа на ткацком станке )
Стоит Арина – рот до ушей. ( Мялка )
Один вход – три выхода. ( Рубаха )
Красненький кочет по грядочке ходит, крошечки ронит. ( Горящая лучина )
Из липы свито дырявое корыто, по дороге идёт, клетки кладёт. ( Лапта )
Стригли, щипали, а после чесали, чисто, пушисто – к доске привязали. ( Кудель, прялка)
Стоит Трошка на одной ножке, крошит крошки. (Светец, лучина )
_____________________________________________________________________________________________
«Мни лён дольше, полотно будет больше».
«Не домнёшь мялкой – не возьмёшь и прялкой»
«В каком народе живёшь, того обычая держись».
«Лён две недели цветёт, четыре созревает, на седьмую – семена летят».
«В августе баба жнёт, а всё на лён оглядывается».
«Август – лёнорост припасает льняной холст».
«Торопясь и лаптя не сплетёшь».
«Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички – рознь».
«В дорогу идти – пять пар лаптей плести».
Приложение № 8.
Этнографический словарь.
Веретено ( от «вертеть» ?) – приспособление для ручного прядения нити.
Имеет вид точёной палочки, несколько утолщённой к нижнему концу, на который для утяжеления надевается прясло.
Крестьянин (букв. «крещёный человек») – сельский житель, землепашец, мужик. В царской России – человек, принадлежащий к низшему податному сословию.
Кудель (куделя, кужель) – пучок льна или пеньки, готовый к прядению.
Лапти – плетёная обувь, охватывающая ступню; к ноге крепится с помощью верёвок – «обор», завязываемых чуть ниже колена. До распространения в русских деревнях валенок ( не ранее ХIХ в. ) лапти носили круглый год. Летом их обували на холщёвые онучи, зимой – на шерстяные. Недостатком лаптей является их недолговечность, что вошло в поговорку: « В дорогу идти – пять пар лаптей плести » .
Лён – растение, из волокон которых делают нити и ткут полотна, Более характерен для Русского Севера.
Луб – волокнистая внутренняя часть коры липы.
Лучина –тонкая щепка; использовалась для растопки печи и освещения дома, для чего просмолённая лучина вставлялась в металлический светец.
Лыко - молодой луб, сравнительно мягкий подкорковый слой дерева.
Мялка – орудие ручного труда, приспособление, с помощью которого ломают и мнут льняные стебли, чтобы затем было легче отделять волокна от внешней оболочки – кострики.
Онучи – портянки; холщёвые или шерстяные обмотки на ноги под сапоги или лапти.
Прясло – металлическое или глиняное кольцо для утяжеления нижнего конца веретена.
Прялка – приспособление для прядения нити.
Прясть – скручивать, свивать в нить волокна кудели. Кроме льна и конопли можно прясть также шерсть и хлопок.
Рубаха – основа славянского костюма; нательная мужская и женская одежда.
Светец – ( от «светить») – старинное приспособление для освещения дома; металлическая подставка для лучины.
Ткать – создавать из нитей цельное полотнище, пропуская уток между нитями основы, натянутыми на ткацкий станок.
Уток – нить челнока, пропускаемая поперёк нитей основы, натянутых на ткацкий станок.
Холст – конопляная или льняная ткань, грубое полотно.
Челнок – деталь, необходимая для тканья, по форме похожая на лодку (челн). К челну крепится катушка с утком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема «Берегите зрение»
Задачи:1. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания о зрении людей.2. Научить детей элементарным способам сохранения зрения, воспитывать бережное и заботливое отношение к глазам и всему с...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы Тема : «Весна. Перелётные птицы».
Задачи : Закрепить знания признаков весны ,представлений о перелётных птицах, обобщающего понятия «перелётные птицы». Расширить и уточнить словарь по теме. Развивать речевую активность, речевой слух, ...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Красавица – река Вятка»
Конспект НОД с детьми подготовительной группы.Тема "Красавица - река Вятка"....
Методическая разработка: Конспект НОД с детьми подготовительной группе Тема: «Брошенный щенок». ООРечевое развитие
Составление рассказа по последовательным сюжетным картинкам с использованием игровой, здоровьесберегающей, ИКТ технологийОО «Речевое развитие»...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Гирлянда из ромашек».
Продуктивная деятельность, аппликация с элементами оригамиС использованием современных технологий: Здоровьесберегающая;развивающее обучение;Коммуникативная....
Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси....
Конспект занятия с детьми подготовительной группы Тема: Полезные ископаемые нашей области
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром...