"Дятел - король зимующих птиц"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шкарупова Ольга Владимировна

Вызывать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц. Развивать внимание и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное. Учить сравнивать, анализировать, Делать обобщение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи с использованием элементов мнемотехники (старшая группа).

                                                   Воспитатель:  Шкарупова Ольга Владимировна

                                                    МАДОУ «Центр развития ребенка д/сад №33

                                                  «Радуга» г Губкин. Белгородская область.

                     

                     «ДЯТЕЛ – КОРОЛЬ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ».

Программное содержание.

Вызывать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.

Развивать внимание и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщение.

Развивать умение детей составлять описательный рассказ и расшифровывать его, используя условные обозначения. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу. Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет однородных второстепенных членов предложения, родственных слов. Продолжать формировать представления детей о таких понятиях, как: слово-предмет, слово-признак, слово-действия.

Учить детей в зимнее время года ежедневно заботиться о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.

Оборудование

Картины: «Ворона», «Воробей», «Снегирь», «Синица», «Сова», «Дятел», «Сорока».

Картинки: «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».

Диск: любая спокойная музыка.

Предварительная работа

  • Наблюдение на прогулках за зимующими птицами, изготовление кормушек, подкормка птиц.
  • Чтение рассказов: Г. Скребитский «Маленький лесовод», Г. Снегирев «Дятел»
  • Игра «Собери птицу». Закрепление в памяти детей названий частей тела птиц и того, для чего нужна каждая часть.
  • Беседа «Зимующие птицы нашего края».

Слушание аудиозаписи «Птицы в лесу».

                            Ход занятия

Воспитатель. Ребята! Хотите, я расскажу вам одну занимательную историю о том, как зимующие птицы в нашем краю себе короля выбирали?

Дети. Да.

Воспитатель. Как вы думаете, каким должен быть птичий король? Назовите слова-признаки.

Дети. Красивым, добрым, трудолюбивым, справедливым, ловким, полезным, бойким, веселым…

Воспитатель. Жить король должен в лесу круглый год, чтобы представлять интересы зимующих птиц постоянно. И вот кандидатом на роль короля стали… кто?

Дети. Ворона, Воробей, Снегирь, Сова, Сорока, Синица, Клест.

Воспитатель выставляет карточки с изображениями этих птиц на наборное полотно.

Воспитатель. Угадали. Как можно назвать их всех?

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель. Сову, Клеста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь почему?

Дети. Сова - недобрая,  хищная птица. Она может обижать и птиц, и зверей. Днем она спит.

Клест – живет далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться. У Клеста клюв крючком – это не всегда может понравиться.

Снегирь – кочующая птица. Его не бывает в наших лесах летом. Весну, лето и осень Снегирь проводит в северных лесах. Значит, он не может в это время представлять зимующих птиц.                                          

Воспитатель убирает картинки «Сова», «Клест», «Снегирь».

                     Игра – конкурс «Птичьи моды»

Воспитатель. Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения. Хотели бы вы, ребята, посмотреть, как это происходило, и поучаствовать в этом конкурсе?

Дети. Да.

Воспитатель. Повторяйте за мной:

                      На одной ножке покручусь

                      И в зимующую птицу превращусь.

Дети выполняют задание. Затем выставляются в одну шеренгу и говорят, в каких зимующих птиц каждый из них превратился. Воспитатель включает музыку. Дети начинают медленно двигаться по комнате, изображая модниц птиц. Воспитатель время от времени выключает музыку. В это время дети – птицы принимают красивую позу. Когда опять начинает звучать музыка – продолжают медленно двигаться на носочках, кружась, порхая, танцуя. По окончании музыки все садятся на свои места.

Воспитатель. Именно так все и было. Конкурс – показ мод выиграли Сорока, Синица и Дятел. Ворону и Воробья птицы посчитали не очень нарядными. Серый, черный и коричневый цвета были не модными в том сезоне.

Воспитатель убирает картинки «Ворона», «Воробья». Остаются картинки «Сорока», «Синица», «Дятел».

        Воспитатель. Победителями оказались Сорока, Синица, Дятел. Как вы думаете, почему? Посмотрите на их портреты и попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод? Можно ли их красивое оперение сравнить с человеческой одеждой?

        Дети. Сорока – нарядная птица. Голова и крылья у нее черные, а жиле точка – белая. Хвост у сороки длинный, черный с красивым зеленоватым отливом.

Синица  тоже красивая птица. У нее желтая блузочка с черным галстуком и зеленый плащик, а на голове у нее темно синяя шапочка.

Дятел – нарядная, красивая, элегантная птица. У дятла модный наряд. Сюртучок у него черный, а на крыльях-рукавичках – белые крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины черные. На голове у дятла красный беретик.

Воспитатель. Осталось только три птицы, которые продолжали участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли Сорока, Синица, Дятел строители. Они попросили показать им свои гнезда.

Воспитатель выставляет картинки «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».

Воспитатель. Опишите у кого какое гнездо?

Дети. У сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом и шерстью.

Воспитатель. От дождя сороки делают навес из веток и сучьев – получается настоящая крыша.

Дети. У Синицы гнездо из тонких прутиков и соломы. Для тепла синички приносят пух, перья. Шерстяные волоски и кусочки травы.

Воспитатель. Иногда синицы занимают старые дупло дятлов.

Дети. У дятла большое, глубокое дупло. Вход в дупло круглый или овальный.

Воспитатель. Дятел выдалбливает свое дупло целых две недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо Дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями, пухом.

Думали, думали птицы и решили, что все эти птицы очень хорошие строители. Но выбрали все-таки два самых теплых, сухих, уютных домика. Как вы думаете, чьи они были?

Дети. Они выбрали Сорочье гнездо и дупло Дятла. В таких гнездах птенчики не замёрзнут и не намокнут.

Воспитатель убирает картинки «Гнездо синицы» и «Синица».

Воспитатель. Чтобы зрители-птицы не заскучали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им свои музыкальные способности.

     Музыкальный аттракцион «Ча-ча-ча и Та-та-та»

Воспитатель. Сорока-стрекотуха предложила всем птицам послушать, запомнить и повторить такой ритм: ча-ча-ча, ча-ча-ча, ча-ча-ча-ча, ча-ча-ча.

Воспитатель произносит слоги, на каждый слог хлопает в ладоши. Дети повторяют, стараясь не нарушать ритм

Воспитатель. А лесной барабанщик – Дятел выстучал целое послание. Послушайте его и постарайтесь так же отстучать его пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та.

Дети выстукивают, барабанят всеми пальчиками ритмический рисунок.

Воспитатель. Птицы развеселились и в благодарность выступающим устроили им овацию, аплодисменты – все стали хлопать крылышками по своим бокам, вертеть головками из стороны в сторону и улыбаться. Попробуйте так повеселиться и вы.

    Динамическая пауза «Птичьи аплодисменты»

Дети встают прямо, руки свободно опущены вдоль туловища. Ритмично поднимают руки вверх – в стороны. Затем опускают вниз, хлопают себя руками по бокам. Головы дети медленно поворачивают влево – вправо.

Воспитатель. В заключение птицы попросили Сороку и Дятла рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку и лесу.

Как вы думаете, что они рассказали?

Дети. Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.

Воспитатель. Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это – нехорошо!

Дети. Дятел – очень полезная птица. Его называют лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червячков, личинок жучков и бабочек.

Воспитатель. Что случилось бы с лесом, если бы в нем не было дятлов?

Ответы детей.

Воспитатель. Вот и получилось, что королём зимующих птиц был выбран…

Дети. Дятел.

Воспитатель убирает картинку «Сорока»

Воспитатель. Дорогие ребята! Птицы просили вас составить для них биографию дятла – рассказ о нем. Чтобы все знали, какого птицы выбрали себе замечательного короля. Вы согласны им помочь?

Дети. Да

Воспитатель. Садитесь на свои места. Составить и запомнить рассказ нам помогут схемы – помогалочки.

Ваш рассказ я обязательно запишу и передам по назначению – нашим друзьям зимующим птицам.

Посмотрите на картинку. Кто это?

Воспитатель обращает внимание детей на центральный кружок, в котором нарисован дятел.

Дети. Это дятел.

Воспитатель. Какой дятел?

Дети. Зимующий, большой, пестрый, красивый, полезный, трудолюбивый, нарядный, элегантный.

Воспитатель и дети пишут в кружочке №1 знак «?»

Воспитатель. Как он выглядит?

Дети. У дятла модный наряд. Сюртучок у него черный, а на крыльях – рукавичках – белые крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины черные. На голове дятла красный беретик.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке №2 треугольнике красного, черного и белого цветов.

Воспитатель. Назовите части его тела.

Дети. У дятла есть голова с большим крепким клювом, овальное туловище, два крыла, короткий хвост, сильные, цепкие лапы с коготками. Очень интересный у дятла язык. Он длинный с зазубринками, с его помощью дятел достает из – под коры насекомых. У дятла маленькие, круглые, черные глазки.

Воспитатель и дети пишут в кружочке №3 букву «Ч»

Воспитатель. Чем питается дятел? Как он это делает?

Дети. Дятел уничтожает много насекомых – вредителей, которые прячутся под корой деревьев. Еще дятел питается семенами еловых и сосновых шишек. Найдет в лесу дерево с ращеленкой и устроит на нем свою кузницу: засунет дятел шишку в трещину, все семена выклюет, пустую шишку сбросит вниз и летит за новой.

Воспитатель и дети рисуют в кружочек №4 жучков, червячков и шишку.

Воспитатель. Какие звуки издает дятел?

Дети. Дятлы по очереди долбят дупло. Дно его устилают опилками, сухой травой, листьями, перьями и пухом. Там у них вылупляются птенцы. Дятлы их кормят, учат их ползать по дереву и летать.

Воспитатель и дети рисуют в кружочке №6 головки маленьких птенчиков с раскрытыми клювиками.

Воспитатель. Какую пользу приносит дятел лесу?

Дети. Дятел уничтожает много вредителей и их личинок. Если много дятлов в лесу – значит, деревья будут крепкими и здоровыми. Когда дятел расклевывает шишки, некоторые семена падают на землю. Из них могут вырасти новые деревца.

Воспитатель и дети рисуют в кружочек №7 лиственное и хвойное деревья.

Воспитатель. Если вы видели дятлов, расскажите о своей встрече.

Ответы детей.

Воспитатель и дети рисуют в кружочек №8 себя или пишут букву «Я».

Дети пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы. Затем один или двое детей пересказывают рассказ целиком.

Воспитатель. Дорогие ребята! Зимующие птицы просили меня передать вам большое спасибо за доброту, ласку, за то, что их кормушки зимой никогда не пустуют.

                                            Шкарупова Ольга Владимировна

                                            Воспитатель

                                           МАДОУ «ЦРР детский сад №33 Радуга»

                                            г Губкин Белгородская область

                                                       Россия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

Конспект занятия "Дятел -председатель зимующих птиц"

Данное занятие будет полезно в работе воспитателя подготовительной группы в целях проведения целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к природе.Представленный мате...

Конспект занятия по экологии: «Дятел – президент зимующих птиц»

Формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к природному  сообществу через развитие познавательного интереса к жизни зимующих птиц Уральского региона....

"Дятел - президент зимующих птиц"

Организованная образовательная деятельность с детьми по развитию речи с использованием элементов мнемотехники...

Методическая разработка (конспект) по теме "Дятел-президент зимующих птиц"

Методическая разработка(конспект) НОД по познавательно-исследовательской деятельностидля детей подготовительной группы«Дятел-президент зимующих птиц».Автор: Середа Юлия Николаевна...

НОД "Дятел - призедент зимующих птиц"

НОД в старшей группе "Дятел - призедент зимующих птиц"...