НОД "Дятел - призедент зимующих птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Маслова Светлана Ивановна

НОД в старшей группе "Дятел - призедент зимующих птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_starshey_gruppe.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе «Дятел –призедент зимующих птиц»

    Тема: «Дятел – призедент зимующих птиц»

     Программное содержание:

  - вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц, расширить

    знания детей об особенностях внешнего вида, повадках

    зимующих птиц.

   

  - познакомить детей с птицей – дятел.

  - учить работать со схемой при составлении описательного

    рассказа.

  - развивать внимание и память детей.

  - учить детей в зимнее время года ежедневно заботиться о

   

    птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц

    от гибели.

 - закрепить навыки рисования методом тычка.

     Материал к занятию: картинки птиц: «Ворона»,

    «Воробей», «Снегирь», «Синица», «Дятел», «Сорока»,

    «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла»;

    схема – помогалочка; аудиокассета: голоса птиц в природе.

    Кормушка. Белая бумага, гуашь, тычки.

      Предварительная  работа.

1. Беседа «Зимующие птицы нашего края».

2. Наблюдение на прогулке за зимующими птицами.

3. Слушание аудиозапись «Голоса птиц».

    Ход занятия.

Воспитатель: Дети, скажите, какой у нас сегодня день?

Дети: Сегодня день ясный, солнечный.

Воспитатель: Дети, а какое у вас сейчас настроение?

Ответы детей:

Воспитатель: Хотите, сейчас у вас настроение будет

                           ещё лучше?

(Включает магнитофон, дети слушают записи птичьих

 голосов)   

Воспитатель: Дети, что вы услышали?

 

                           Каких птиц вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Птицы – наши друзья! Они не только

украшают природу, но и помогают сберечь урожай на

полях и огородах, спасают лес от вредителей, разносят

семена растений.

Друзей ведь нужно беречь?

Птицы различаются по размеру (одни большие, другие

маленькие), по цвету. Одни птицы улетают на зиму в тёплые

края, а другие остаются зимовать в наших краях.

(Воспитатель выставляет картинки с изображением

птиц на наборное полотно).

Воспитатель: Дети, каких вы знаете перелётных птиц?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, перелётные птицы улетают в тёплые края

(Воспитатель убирает с наборного полотна перелётных птиц)

Воспитатель: Какие у нас ещё остались птицы?

Ответы детей.

Воспитатель: Как можно назвать их всех одним словом?

Ответы детей. Зимующие птицы.

Воспитатель: Дети! хотите я расскажу вам одну историю о

том, как зимующие птицы в нашем краю себе президента

выбирали?

Ответы детей. Да.

Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть птичий

президент?  Назовите слова – признаки.

Ответы детей. Красивым, добрым, трудолюбивым,

справедливым, ловким, полезным, бойким, весёлым…

Воспитатель: Жить президент должен в лесу круглый год,

чтобы  представлять интересы зимующих птиц постоянно.

И вот кандидатами на роль президента стали… Кто?

Ответы детей. Ворона, Воробей, Снегирь, Дятел, Сорока,

Синица.

Воспитатель: Снегиря птицы сразу решили отстранить

 от участия в выборах. Догадайтесь почему?

Ответы детей. Снегирь – кочующая птица. Его не бывает

 в наших  лесах. Весну, лето и осень Снегирь проводит

в северных лесах. Значит, он не может в это время

представлять зимующих птиц.

(Воспитатель убирает картинку «Снегирь»).

Игра – конкурс «Птичьи моды».

Воспитатель:  Сначала птицы решили  устроить показ

моделей птичьего оперения. Хотели бы вы, участвовать

в этом конкурсе?

Ответы детей. Да.

Воспитатель:  Повторяйте за мной:

                            На одной ножке покручусь

                            И в зимующих птиц превращусь.

                            (Под музыку).

Дети выполняют задание. Затем выстраиваются в одну

шеренгу и говорят, в каких зимующих птиц каждый из них

превратился. Воспитатель включает музыку. Дети начинают

медленно двигаться  по комнате, изображая модниц – птиц.

Воспитатель время от времени  выключает музыку. В это

время дети – птицы принимают красивую позу. Когда опять

начинает звучать музыка – продолжают медленно двигаться

на носочках, кружась, порхая, танцуя. По окончании музыки

все садятся на свои места.

Воспитатель: Именно так всё и было. Конкурс – показ мод

выиграли Сорока, Синица и Дятел.

Ворону и Воробья птицы посчитали не очень нарядными.

Серый, сёрный и коричневый цвета были не модными в том

сезоне.

(Воспитатель убирает картинки «Ворона, «Воробей».

Остаются картинки «Сорока», «Синица», «Дятел»).

Воспитатель: Победителями оказались Сорока, Синица,

Дятел. Как вы думаете, почему? Посмотрите на их портреты и

попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод?

Можно ли их красивое оперение сравнить с человеческой

одеждой?

Ответы детей. Сорока – нарядная птица. Голова и крылья и

неё чёрные, а жилеточка белая. Хвост у сороки длинный,

чёрный с красивым зеленым отливом.

Синица – тоже красивая птица. У неё жёлтая блузочка с

чёрным галстуком и зелёный плащик, а на голове у неё тёмно-

синяя шапочка

Дятел – нарядная, красивая, элегантная птица. У дятла модный

наряд. Сюртучок у него чёрный, а на крыльях – рукавичках

белые крапинки. Рубашечка  у него белая, а на ней крапины

чёрные. На голове у дятла красный беретик.

Воспитатель: Осталось только три птицы, которые продолжат

участие в  выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли

Сорока, Синица и Дятел строители. Они попросили показать

им свои гнёзда.

(Воспитатель выставляет картинки «Гнездо сороки», «Гнездо

синицы»,  «Гнездо дятла».

Воспитатель: У сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно

глинистое, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо

соломинками, травинками. От дождя сороки делают навес из

веток и сучьев – получается настоящая крыша.

У синицы гнездо из тонких прутиков и соломы. Для тепла

синички приносят пух, перья, шерстяные волоски.

У дятла большое, глубокое дупло. Вход в дупло круглый

или овальный. Дятел выдалбливает своё дупло целых две

недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо дятел

утепляет сухой травой, листьями, перьями, пухом.

Думали, думали птицы и решили, что все эти птицы очень

хорошие  строители. Но выбрали два самых тёплых и уютных

домика. Они выбрали сорочье гнездо и дупло дятла.

В таких гнёздах птенчики не замёрзнут и не намокнут.

(Воспитатель убирает картинки «Гнездо синицы и « Синица».

Воспитатель: Чтобы зрители – птицы не заскучали, сорока и

дятел решили их немного потешить, показать им свои

музыкальные способности.

Устроили музыкальный аттракцион «Ча-ча-ча» и «Та-та-та».

(Воспитатель произносит слоги, на каждый слог хлопает в

ладоши. Дети  повторяют стараясь не нарушать ритм).

Воспитатель: А лесной барабанщик – Дятел выстучал целое

послание. Послушайте его и постарайтесь так же отстучать его

пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та.

(Дети выстукивают, барабанят всеми пальчиками

ритмический  рисунок).

Воспитатель: Птицы развесились и в благодарность

выступающим устроили им овацию, аплодисменты – все стали

хлопать крылышками по своим бокам, вертеть головками из

стороны в сторону и улыбаться. Попробуйте так повеселится

и вы.

Динамическая пауза «Птичьи аплодисменты»,

Дети встают прямо, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ритмично поднимают руки вверх – в стороны. Затем опускают

вниз, хлопают себе по бокам. Головы дети медленно

поворачивают влево –вправо.

Воспитатель: В заключении птицы попросили сороку и дятла

Рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку

и лесу.

Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек,

жуков и комаров. Но сорока может утащить яйцо из чужого

гнезда. И это –нехорошо!

Дети, кто может рассказать о дятле, какую пользу он приносит.

Ответы детей. Дятел – очень полезная птица. Его называют

лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них

в стволах и под корой червяков, личинок жуков и бабочек.

Воспитатель: Что было бы с лесом, если бы в нём не было

дятлов?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот и получилось, что президентом зимующих

птиц был выбран дятел.

(Воспитатель убирает картину «Сорока»).

Воспитатель: Дорогие дети! птицы просили вас составить

о Дятле рассказ. Чтобы все знали, какого птицы выбрали себе

замечательного президента. Вы согласны им помочь?

Ответы детей. Да.

Воспитатель: Составить и запомнить рассказ нам помогут

схемы – помогалочки.

Посмотрите на схему. Кто это?

Ответы детей. Это птица – дятел.

Воспитатель: Как он выглядит?

Ответы детей. Тело у дятла покрыто перьями. У дятла

модный наряд. Сюртучок у него чёрный, на крыльях белые

крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины чёрные.

На голове дятла красный беретик.

Воспитатель: Назовите части его тела.

Ответы детей. У дятла есть голова с большим крепким

клювом, два крыла, короткий хвост, сильные, цепкие лапы с

коготками. У дятла маленькие, круглые, чёрные глазки.

Воспитатель: Чем питается дятел?

Ответы детей. Дятел питается насекомыми – жуками,

пауками, червяками, бабочками, семенами еловых и сосновых

 шишек.

Воспитатель: Как называется гнездо дятла?

Ответы детей. Гнездо дятла – дупло.

Воспитатель: Какую пользу приносит дятел в лесу? 

Ответы детей. Дятел уничтожает много вредителей и их

личинок. Если много дятлов в лесу – значит, деревья будут

крепкими и здоровыми.

Воспитатель: Дети, кто ещё расскажет про дятла.

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, как вы помогаете птицам зимой?

Ответы детей. Вывешиваем кормушки. Даём корм, сыпем

зёрнышки, кусочки хлеба, семечки.

Воспитатель: Какие вы молодцы. А знаете, птицы зимой

любят полакомится рябиной. От мороза она становится сладкой

Я предлагаю вам угостить наших птиц рябиной. Пройдёмте в

нашу  мастерскую, а рисовать мы будем методом тычка.

(Дети рисуют под музыку).

Воспитатель: Дорогие дети! зимующие птицы просили

передать Вам большое спасибо за доброту, ласку, за то, что их

кормушки зимой никогда не пустуют.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...