НОД "Дятел - призедент зимующих птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
НОД в старшей группе "Дятел - призедент зимующих птиц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_starshey_gruppe.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в старшей группе «Дятел –призедент зимующих птиц»
Тема: «Дятел – призедент зимующих птиц»
Программное содержание:
- вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц, расширить
знания детей об особенностях внешнего вида, повадках
зимующих птиц.
- познакомить детей с птицей – дятел.
- учить работать со схемой при составлении описательного
рассказа.
- развивать внимание и память детей.
- учить детей в зимнее время года ежедневно заботиться о
птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц
от гибели.
- закрепить навыки рисования методом тычка.
Материал к занятию: картинки птиц: «Ворона»,
«Воробей», «Снегирь», «Синица», «Дятел», «Сорока»,
«Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла»;
схема – помогалочка; аудиокассета: голоса птиц в природе.
Кормушка. Белая бумага, гуашь, тычки.
Предварительная работа.
1. Беседа «Зимующие птицы нашего края».
2. Наблюдение на прогулке за зимующими птицами.
3. Слушание аудиозапись «Голоса птиц».
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, скажите, какой у нас сегодня день?
Дети: Сегодня день ясный, солнечный.
Воспитатель: Дети, а какое у вас сейчас настроение?
Ответы детей:
Воспитатель: Хотите, сейчас у вас настроение будет
ещё лучше?
(Включает магнитофон, дети слушают записи птичьих
голосов)
Воспитатель: Дети, что вы услышали?
Каких птиц вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Птицы – наши друзья! Они не только
украшают природу, но и помогают сберечь урожай на
полях и огородах, спасают лес от вредителей, разносят
семена растений.
Друзей ведь нужно беречь?
Птицы различаются по размеру (одни большие, другие
маленькие), по цвету. Одни птицы улетают на зиму в тёплые
края, а другие остаются зимовать в наших краях.
(Воспитатель выставляет картинки с изображением
птиц на наборное полотно).
Воспитатель: Дети, каких вы знаете перелётных птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, перелётные птицы улетают в тёплые края
(Воспитатель убирает с наборного полотна перелётных птиц)
Воспитатель: Какие у нас ещё остались птицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Как можно назвать их всех одним словом?
Ответы детей. Зимующие птицы.
Воспитатель: Дети! хотите я расскажу вам одну историю о
том, как зимующие птицы в нашем краю себе президента
выбирали?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть птичий
президент? Назовите слова – признаки.
Ответы детей. Красивым, добрым, трудолюбивым,
справедливым, ловким, полезным, бойким, весёлым…
Воспитатель: Жить президент должен в лесу круглый год,
чтобы представлять интересы зимующих птиц постоянно.
И вот кандидатами на роль президента стали… Кто?
Ответы детей. Ворона, Воробей, Снегирь, Дятел, Сорока,
Синица.
Воспитатель: Снегиря птицы сразу решили отстранить
от участия в выборах. Догадайтесь почему?
Ответы детей. Снегирь – кочующая птица. Его не бывает
в наших лесах. Весну, лето и осень Снегирь проводит
в северных лесах. Значит, он не может в это время
представлять зимующих птиц.
(Воспитатель убирает картинку «Снегирь»).
Игра – конкурс «Птичьи моды».
Воспитатель: Сначала птицы решили устроить показ
моделей птичьего оперения. Хотели бы вы, участвовать
в этом конкурсе?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: Повторяйте за мной:
На одной ножке покручусь
И в зимующих птиц превращусь.
(Под музыку).
Дети выполняют задание. Затем выстраиваются в одну
шеренгу и говорят, в каких зимующих птиц каждый из них
превратился. Воспитатель включает музыку. Дети начинают
медленно двигаться по комнате, изображая модниц – птиц.
Воспитатель время от времени выключает музыку. В это
время дети – птицы принимают красивую позу. Когда опять
начинает звучать музыка – продолжают медленно двигаться
на носочках, кружась, порхая, танцуя. По окончании музыки
все садятся на свои места.
Воспитатель: Именно так всё и было. Конкурс – показ мод
выиграли Сорока, Синица и Дятел.
Ворону и Воробья птицы посчитали не очень нарядными.
Серый, сёрный и коричневый цвета были не модными в том
сезоне.
(Воспитатель убирает картинки «Ворона, «Воробей».
Остаются картинки «Сорока», «Синица», «Дятел»).
Воспитатель: Победителями оказались Сорока, Синица,
Дятел. Как вы думаете, почему? Посмотрите на их портреты и
попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод?
Можно ли их красивое оперение сравнить с человеческой
одеждой?
Ответы детей. Сорока – нарядная птица. Голова и крылья и
неё чёрные, а жилеточка белая. Хвост у сороки длинный,
чёрный с красивым зеленым отливом.
Синица – тоже красивая птица. У неё жёлтая блузочка с
чёрным галстуком и зелёный плащик, а на голове у неё тёмно-
синяя шапочка
Дятел – нарядная, красивая, элегантная птица. У дятла модный
наряд. Сюртучок у него чёрный, а на крыльях – рукавичках
белые крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины
чёрные. На голове у дятла красный беретик.
Воспитатель: Осталось только три птицы, которые продолжат
участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли
Сорока, Синица и Дятел строители. Они попросили показать
им свои гнёзда.
(Воспитатель выставляет картинки «Гнездо сороки», «Гнездо
синицы», «Гнездо дятла».
Воспитатель: У сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно
глинистое, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо
соломинками, травинками. От дождя сороки делают навес из
веток и сучьев – получается настоящая крыша.
У синицы гнездо из тонких прутиков и соломы. Для тепла
синички приносят пух, перья, шерстяные волоски.
У дятла большое, глубокое дупло. Вход в дупло круглый
или овальный. Дятел выдалбливает своё дупло целых две
недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо дятел
утепляет сухой травой, листьями, перьями, пухом.
Думали, думали птицы и решили, что все эти птицы очень
хорошие строители. Но выбрали два самых тёплых и уютных
домика. Они выбрали сорочье гнездо и дупло дятла.
В таких гнёздах птенчики не замёрзнут и не намокнут.
(Воспитатель убирает картинки «Гнездо синицы и « Синица».
Воспитатель: Чтобы зрители – птицы не заскучали, сорока и
дятел решили их немного потешить, показать им свои
музыкальные способности.
Устроили музыкальный аттракцион «Ча-ча-ча» и «Та-та-та».
(Воспитатель произносит слоги, на каждый слог хлопает в
ладоши. Дети повторяют стараясь не нарушать ритм).
Воспитатель: А лесной барабанщик – Дятел выстучал целое
послание. Послушайте его и постарайтесь так же отстучать его
пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та.
(Дети выстукивают, барабанят всеми пальчиками
ритмический рисунок).
Воспитатель: Птицы развесились и в благодарность
выступающим устроили им овацию, аплодисменты – все стали
хлопать крылышками по своим бокам, вертеть головками из
стороны в сторону и улыбаться. Попробуйте так повеселится
и вы.
Динамическая пауза «Птичьи аплодисменты»,
Дети встают прямо, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ритмично поднимают руки вверх – в стороны. Затем опускают
вниз, хлопают себе по бокам. Головы дети медленно
поворачивают влево –вправо.
Воспитатель: В заключении птицы попросили сороку и дятла
Рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку
и лесу.
Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек,
жуков и комаров. Но сорока может утащить яйцо из чужого
гнезда. И это –нехорошо!
Дети, кто может рассказать о дятле, какую пользу он приносит.
Ответы детей. Дятел – очень полезная птица. Его называют
лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них
в стволах и под корой червяков, личинок жуков и бабочек.
Воспитатель: Что было бы с лесом, если бы в нём не было
дятлов?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот и получилось, что президентом зимующих
птиц был выбран дятел.
(Воспитатель убирает картину «Сорока»).
Воспитатель: Дорогие дети! птицы просили вас составить
о Дятле рассказ. Чтобы все знали, какого птицы выбрали себе
замечательного президента. Вы согласны им помочь?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: Составить и запомнить рассказ нам помогут
схемы – помогалочки.
Посмотрите на схему. Кто это?
Ответы детей. Это птица – дятел.
Воспитатель: Как он выглядит?
Ответы детей. Тело у дятла покрыто перьями. У дятла
модный наряд. Сюртучок у него чёрный, на крыльях белые
крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины чёрные.
На голове дятла красный беретик.
Воспитатель: Назовите части его тела.
Ответы детей. У дятла есть голова с большим крепким
клювом, два крыла, короткий хвост, сильные, цепкие лапы с
коготками. У дятла маленькие, круглые, чёрные глазки.
Воспитатель: Чем питается дятел?
Ответы детей. Дятел питается насекомыми – жуками,
пауками, червяками, бабочками, семенами еловых и сосновых
шишек.
Воспитатель: Как называется гнездо дятла?
Ответы детей. Гнездо дятла – дупло.
Воспитатель: Какую пользу приносит дятел в лесу?
Ответы детей. Дятел уничтожает много вредителей и их
личинок. Если много дятлов в лесу – значит, деревья будут
крепкими и здоровыми.
Воспитатель: Дети, кто ещё расскажет про дятла.
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, как вы помогаете птицам зимой?
Ответы детей. Вывешиваем кормушки. Даём корм, сыпем
зёрнышки, кусочки хлеба, семечки.
Воспитатель: Какие вы молодцы. А знаете, птицы зимой
любят полакомится рябиной. От мороза она становится сладкой
Я предлагаю вам угостить наших птиц рябиной. Пройдёмте в
нашу мастерскую, а рисовать мы будем методом тычка.
(Дети рисуют под музыку).
Воспитатель: Дорогие дети! зимующие птицы просили
передать Вам большое спасибо за доброту, ласку, за то, что их
кормушки зимой никогда не пустуют.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...