Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста: «Дятел – президент зимующих птиц».
Программное содержание:
Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.
Развивать внимание и память детей, развивать умение выбирать и запоминать из потока информации нужное; сравнивать, анализировать, делать обобщения.
Развивать умение детей составлять описательный рассказ и зашифровывать его, используя условные обозначения. Развивать умения детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу. Развивать связную речь детей, обогащая её за счёт однородных, второстепенных членов предложения, родственных слов. Продолжать формировать представления детей о таких понятиях, как: слово- предмет, слово- признак, слово- действие.
Воспитывать у детей желание в зимнее время года ежедневно заботиться о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.
Материал:
- Картинки: «Ворона», «Воробей», «Снегирь», «Синица», «Сова», «Клёст», «Дятел», «Сорока», «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».
- Аудиокассета: любая спокойная музыка.
- Цветные карандаши.
- Схема (в центре круг, в котором нарисован дятел, от него идут восемь стрелочек с кружками, внутри которых цифры от 1 до8).
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулках за зимующими птицами, изготовление кормушек, подкормка птиц.
- Чтение рассказов: Г. Скребицкий «Маленький лесовод», Г. Снегирёв «Дятел».
- Игра «Собери птицу». Закрепление в памяти детей названия частей птиц и того, для чего нужна каждая часть.
- Беседа «Зимующие птицы нашего края».
- Слушание аудиозаписи «Птицы в лесу».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, хотите, я расскажу вам одну занимательную историю о том, как зимующие птицы в нашем краю президента выбирали? (Да).
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть птичий президент? Назовите слова – признаки. (Справедливым, добрым, трудолюбивым, красивым, полезным, весёлым, бойким …).
Воспитатель: Жить президент должен в лесу круглый год, чтобы представлять интересы зимующих птиц постоянно. И вот кандидатами на роль президента стали … кто? (Ворона, Воробей, Снегирь, Дятел, Сова, Сорока, Синица, Клёст).
Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц на наборное полотно.
Воспитатель: Угадали. Как можно назвать их всех? (Зимующие птицы).
Воспитатель: Сову, Клеста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь, почему?
Дети: Сова недобрая хищная птица. Она может обижать и птиц и зверей. Днём она спит, а ночью охотится.
Клёст - живёт далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться. У Клеста клюв крючком – это не всем может понравиться.
Снегирь – кочующая птица. Его не бывает в наших лесах летом. Весну, лето и осень Снегирь проводит в северных лесах. Значит, он не может в это время представлять зимующих птиц.
Воспитатель убирает картинки: «Сова», «Клёст», «Снегирь».
Воспитатель: Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения. Хотели бы вы, ребята, посмотреть, как это происходило, и поучаствовать в этом конкурсе? (Да).
Игра – конкурс «Птичьи моды».
Воспитатель: Повторяйте за мной.
На одной ножке покручусь
И в зимующую птицу превращусь.
Дети выполняют задание. Затем выстраиваются в одну шеренгу и говорят, в каких зимующих птиц каждый из них превратился. Воспитатель включает музыку. Дети начинают двигаться по группе, изображая птиц – модниц. Воспитатель время от времени выключает музыку. В это время дети – птицы принимают красивую позу. Когда опять начинает звучать музыка – продолжают медленно двигаться на носочках, кружась, порхая, танцуя. По окончании музыки все садятся на свои места.
Воспитатель: Именно так всё и было. Конкурс – показ мод выиграли: Сорока, Синица и Дятел. Ворону и Воробья птицы посчитали не очень нарядными. Серый, чёрный и коричневый цвета были не модными в этом сезоне.
Воспитатель убирает картинки: «Ворона», «Воробей». Остаются картинки: «Сорока», «Синица», «Дятел».
Воспитатель: Победителями оказались Сорока, Синица, Дятел. Как вы думаете, почему? Посмотрите на их портреты и попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод? Можно ли их красивое оперение сравнить с человеческой одеждой?
Дети: Сорока – нарядная птица. Голова и крылья у неё чёрные, а жилеточка – белая. Хвост у сороки длинный, чёрный с красивым зеленоватым отливом.
Синица – тоже красивая птица. У неё жёлтая блузочка с чёрным галстуком и зелёный плащик, а на голове у неё тёмно – синяя шапочка.
Дятел – нарядная, красивая, элегантная птица. У дятла модный наряд. Сюртучок у него чёрный, а на крыльях – рукавичках – белые крапинки.
Рубашка у него белая, а на ней крапины чёрные. На голове у дятла красный беретик.
Воспитатель: Осталось только три птицы, которые продолжили участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли Сорока, Синица и Дятел строители. Они попросили показать им свои гнёзда.
Воспитатель выставляет картинки: «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».
Воспитатель: У кого какое гнездо? Опишите.
Дети: У Сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью. От дождя сороки делают навес из веток и сучьев – получается настоящая крыша.
У Синицы гнездо из тонких прутиков и соломы. Для тепла синицы приносят пух, перья, шерстяные волоски и кусочки ваты. Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.
У Дятла большое глубокое дупло. Вход в дупло круглый или овальный.
Дятел выдалбливает дупло целых две недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями и пухом.
Воспитатель: Думали, думали птицы и решили, что все эти птицы хорошие строители. Но выбрали всё – таки два самых тёплых, сухих, уютных гнезда.
Как вы думаете, чьи они были? (Они выбрали гнездо Сороки и дупло Дятла. В таких гнёздах птенчики не замёрзнут и не намокнут).
Воспитатель убирает картинки: «Гнездо синицы» и «Синицу».
Воспитатель: Чтобы зрители - птицы не заскучали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им свои музыкальные способности.
Музыкальный аттракцион «Ча-ча-ча и Та-та-та».
Воспитатель: Сорока – стрекотуха предложила всем птицам послушать, запомнить и повторить такой ритм: ча-ча-ча, ча-ча-ча, ча-ча-ча-ча, ча-ча-ча. Воспитатель произносит слоги, на каждый слог хлопает в ладоши. Дети повторяют. Стараясь не нарушать ритм.
Воспитатель: А лесной барабанщик – Дятел выстучал целое послание. Послушайте его и постарайтесь также отстучать его пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та.
Дети выстукивают, барабанят всеми пальчиками ритмический рисунок.
Воспитатель: Птицы развеселились и в благодарность выступающим устроили им овацию, аплодисменты – все стали хлопать крылышками по своим бокам, вертеть головками из стороны в сторону и улыбаться. Попробуйте так повеселиться и вы.
Динамическая пауза «Птичьи аплодисменты».
Дети встают прямо, руки свободно опущены вдоль туловища. Ритмично поднимают руки вверх – в стороны. Затем опускают вниз, хлопают себя руками по бокам. Головы дети медленно поворачивают вправо – влево.
Воспитатель: В заключение птицы попросили Сороку и Дятла рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу. Как вы думаете, что они рассказали?
Дети: Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.
Воспитатель: Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это нехорошо.
Дети: Дятел – очень полезная птица. Его называют лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червячков, личинок жуков и бабочек.
Воспитатель: Что бы случилось с лесом, если бы в нём не было дятлов?
Воспитатель: Вот и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран … (Дятел).
Воспитатель убирает картинку «Сорока».
Воспитатель: Ребята, птицы просили вас составить для них биографию дятла – рассказ о нём. Чтобы все знали, какого птицы выбрали себе президента. Вы согласны им помочь? (Да).
Воспитатель: Садитесь на свои места. Составить и запомнить рассказ вам помогут схемы – помогалочки. Ваш рассказ я обязательно запишу и передам по назначению – нашим друзьям зимующим птицам. Посмотрите на картинку. Кто это? (Дятел).
У детей листочки бумаги. В центре круг, в котором нарисован дятел. От этого круга идут восемь стрелочек и нарисованы круги с цифрами от 1 до 8.
Воспитатель: Какой дятел? (Зимующий, большой, пёстрый, красивый, полезный, трудолюбивый, нарядный, элегантный).
Воспитатель и дети пишут в кружке № 1 знак «?».
Воспитатель: Как он выглядит? (У дятла модный наряд. Сюртучок у него чёрный, а на крыльях–рукавичках – белые крапинки. Рубашка у него белая, а на ней крапинки чёрные. На голове у дятла красный беретик.
Воспитатель и дети рисуют в кружке № 2 треугольники красного, белого и чёрного цветов.
Воспитатель: Назовите части его тела. (У дятла есть голова с большим крепким клювом, овальное туловище, два крыла, короткий хвост, сильные, цепкие лапы с коготками. Очень интересный язык. Он длинный с зазубринами, с его помощью дятел достаёт из-под коры насекомых. У дятла маленькие, круглые, чёрные глазки).
Воспитатель и дети пишут в кружке № 3 букву «Ч».
Воспитатель: Чем питается дятел? Как он это делает? (Дятел уничтожает много насекомых-вредителей, которые прячутся под корой деревьев. Ещё дятел питается семенами еловых и сосновых шишек. Найдёт в лесу дерево с расщелиной и устроит на нём свою кузницу: засунет дятел шишку в трещину; все семена выклюет, пустую шишку сбросит вниз и летит за новой).
Воспитатель и дети рисуют в кружке № 4 жуков, червяков, и шишку.
Воспитатель: Какие звуки издаёт дятел? (Дятлы не поют, только кричат. А ещё они барабанят по сухой ветке или по стволу, издавая звук «тррр-тррр-тррр!». Поэтому дятла называют лесным барабанщиком.
Воспитатель и дети рисуют в кружке № 5 барабан с палочками.
Воспитатель: Как дятлы ухаживают за своими птенцами? (Дятлы по очереди долбят дупло. Дно его устилают опилками. Сухой травой, листьями, перьями и пухом. Там у них вылупляются птенцы. Дятлы их кормят, учат их ползать по дереву и летать).
Воспитатель и дети рисуют в кружке № 6 головки маленьких птенчиков с раскрытыми клювиками.
Воспитатель: Какую пользу приносят дятлы? (Дятел уничтожает много вредителей и их личинок. Если много дятлов в лесу — значит, деревья будут крепкими и здоровыми. Когда дятел расклёвывает шишки, некоторые семена падают на землю. Из них могут вырасти новые деревца).
Воспитатель и дети рисуют в кружке № 7 лиственное и хвойное деревья.
Воспитатель: Если вы видели дятлов, расскажите о своей встрече. (Рассказы детей).
Воспитатель и дети рисуют в кружке № 8 себя или пишут букву «Я».
Дети пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы. Затем один или двое детей пересказывают рассказ целиком.
Воспитатель: Дорогие ребята! Зимующие птицы просили меня передать вам большое спасибо за доброту, ласку, за то, что их кормушки зимой не пустуют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"
Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Одежда, обувь, головные уборы»
В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются задачи формирования обобщающих понятий «одежда», «обувь» «головные уборы» ...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по развитию речи у детей среднего дошкольного возраста «Мы сказку сочинили сами"
Материал предполагает использованиеприемы ТРИЗ технологий и приемов, в сочинении сказок, решении проблемных ситуаций. Использование песочного стола.Некоторая часть деятельности отовд...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста "Спасатели"
Закрепление умения выполнять основные виды движений безопасно...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в научный центр «Всезнайка»
Лексико-грамматическое развитие речи детей....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Весна идет, весне дорогу»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Признаки зимы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Признаки зимы»...