"Дятел - президент зимующих птиц"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Курачева Татьяна Николаевна

Организованная образовательная деятельность с детьми по развитию речи с использованием элементов мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyatel-prezident_zimuyushchih_ptits.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по развитию речи

с использованием элементов мнемотехники и ИКТ

« Дятел – президент зимующих птиц »

Образовательная область – коммуникация

Интеграция образовательных областей – познание, безопасность, чтение художественной литературы.

Воспитатель: Курачева Татьяна Николаевна 

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.
  • Развивать внимание и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщения.
  • Развивать умение детей составлять описательный рассказ и зашифровывать его, используя условные обозначения. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу. Развивать связную речь детей, обогащая её за счет однородных второстепенных членов предложения, родственных слов. Продолжать формировать представления детей о таких понятиях, как: слово-предмет, слово-признак, слово-действие.
  • Учить детей в зимнее время года ежедневно заботится о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.

Оборудование :

 Картины «Ворона», «Воробей», «Снегири», «Синица», «Сова», «Клест», «Дятел», « Сорока».

Картинки «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».

МР3 – звуки леса.

Предварительная работа:

  • Наблюдение на прогулках за зимующими птицами, изготовление кормушек, подкормка птиц.
  • Чтение рассказов: Г.Скребицкий «Маленький лесовод»,                     Г. Снегирев «Дятел».
  • Игра «Собери птиц». Закрепление в памяти детей названий частей тела птиц и того, для чего нужна каждая часть.
  • Беседа «Зимующие птицы нашего края».
  • Слушание МР3 «Птицы в лесу».

Ход занятия:

- Ребята! Хотите, я расскажу вам одну занимательную историю о том, как зимующие птицы в нашем краю себе президента выбирали?

Дети: Да.

- Как вы думаете, каким должен быть птичий президент? Назовите слова- признаки.

Дети: Красивым, добрым, трудолюбивым, справедливым, ловким, полезным, бойким, веселым…

- Жить президент должен в лесу круглый год, чтобы представлять интересы зимующих птиц постоянно. И вот кандидатами стали… Кто?

Дети: Ворона, Воробей, Снегирь, Дятел, Сова, Сорока, Синица, Клест.

 (выставить картинки с изображением этих птиц )

- Угадали. Как можно назвать их всех?

Дети: зимующие птицы.

- Сову, Клеста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь, почему?

Дети: Сова – хищная, недобрая птица. Она может обижать и птиц, и зверей. Днем она спит. Клест – живет далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться. У Клеста клюв крючком – это не всем может понравиться. Снегирь – кочующая птица. Его не бывает в наших лесах летом. Весну, лето и осень Снегирь проводит в северных лесах. Значит, он не может представлять зимующих птиц.

(убрать картинки «Сова», «Клест», «Снегирь»)

Игра – конкурс « Птичьи моды »

- Птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения. Хотели бы вы, ребята, посмотреть, как это происходило, и поучаствовать в этом конкурсе?

Дети: Да.

- Повторяйте за мной: На одной ножке покручусь

                                И в зимующую птицу превращусь.

(Дети выполняют задание. Затем выстраиваются в одну шеренгу и говорят, в каких зимующих птиц каждый из них превратился. Включить музыку. Дети начинают медленно двигаться по комнате, изображая модниц-птиц. Время от времени выключать музыку. В это время дети-птицы принимают красивую позу. Когда опять начинает звучать музыка – продолжают медленно двигаться на носочках, кружась, порхая, танцуя. По окончании музыки все садятся на свои места.)

- Именно так все и было. Конкурс – показ мод выиграли Сорока, Синица и Дятел. Ворону и Воробья птицы посчитали не очень нарядными. Серый, черный и коричневый цвета не модны в этом сезоне.

(убрать картинки «Ворона», «Воробей» )

- Победителем оказались Сорока, Синица, Дятел. Как вы думаете, почему? Посмотрите на их портреты и попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод? Можно ли их красивое оперение сравнивать с человеческой одеждой?

Дети: Сорока – нарядная птица. Голова и крылья у нее черные, а жилеточка – белая. Хвост у сороки длинный, черный с красивым зеленоватым отливом. Синица – тоже красивая птица. У нее желтая блузочка с черным галстуком и зеленый плащик, а на голове у нее темно-синяя шапочка. Дятел – нарядная, красивая, элегантная птица. У дятла модный наряд. Сюртучок у нее черный, а на крыльях-рукавичках – белые крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины черные. На голове у дятла красный беретик.

- Осталось только три птицы, которые продолжали участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли Сорока, синица и Дятел строители. Они попросили показать им свои гнезда.

(выставить картинки «гнездо сороки», «гнездо синицы», «дупло дятла» )

- У кого какое гнездо? Опишите.

Дети: У сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью.

- От дождя сороки делают навес из веток и сучьев – получается настоящая крыша.

Дети: У синицы гнездо из тонких прутиков и соломы.  Для тепла синички приносят пух, перья, шерстяные волоски и кусочки ваты.

- Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.

Дети: У дятла большое, глубокое дупло. Вход в дупло круглый или овальный.

- Дятел выдалбливает свое дупло целых две недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями, пухом.

Думали, думали птицы и решили, что все эти птицы очень хорошие строители. Но выбрали два самых теплых, сухих. Уютных домика. Как вы думаете, чьи они были?

Дети: Они выбрали сорочье гнездо и дупло дятла. В таких гнездах птенчики не замерзнут и не намокнут.

(убрать картинки «гнездо синицы» и «синица»)

 - Чтобы зрители-птицы не заскучали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им свои музыкальные способности.

Музыкальный аттракцион «Ча-ча-ча и Та-та-та»  

- Сорока – стрекотуха предложила всем птицам послушать, запомнить и повторить такой ритм: ча-ча-ча, ча-ча-ча, ча-ча-ча.

(произносить слоги на каждый слог хлопать в ладоши. Дети повторяют, стараясь не нарушать ритм.)

- А лесной барабанщик – Дятел выстучал целое послание. Послушайте его и постарайтесь отстучать его пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та, та-та.

(дети выстукивают пальчиками ритмический рисунок)

- В заключении птицы попросили Сороку и Дятла рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу. Как вы думаете, что они рассказали?

Дети: Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.

- Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это – нехорошо!

Дети: Дятел – очень полезная птица. Его называют лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червяков, личинок жуков и бабочек.

- Что случилось бы с лесом, если бы в нем не было дятлов?

( Ответы детей.)

- Вот и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран…

Дети: Дятел.

(убрать картинку «Сорока»)

- Ребята, птицы просили вас составить для них биографию дятла – рассказ о нем. Чтобы все знали, какого птицы выбрали себе замечательного президента. Вы согласны им помочь?

Дети: Да.

- Садитесь на свои места. Составить и запомнить рассказ нам помогут схемы-помогалочки. Ваш рассказ я обязательно запишу и передам по назначению – нашим друзьям зимующим птицам. Посмотрите на картинку. Кто это?

(обратить внимание детей на центральный кружок, в котором нарисован дятел)

Дети: Это дятел.

- Какой дятел?

Дети: Зимующий, большой, пестрый, красивый, полезный, трудолюбивый, нарядный, элегантный.

(в кружочке №1 пишем знак «?»)

- Как он выглядит?

Дети: У дятла модный наряд. Сюртучок у него черный, а на крыльях рукавичках – белые крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины черные. На голове дятла красный беретик.

(в кружочке №2 рисуем треугольники красного, черного и белого цветов)

- Назовите части его тела.

Дети: У дятла есть голова с большим крепким клювом, овальное туловище, два крыла, короткий хвост, сильные, цепкие лапы с коготками. Язык с зазубринами для того чтоб доставать насекомых. У дятла маленькие, круглые, черные глазки.

( пишем в кружочке №3 букву «Ч»)

- Чем питается дятел? Как он это делает?

Дети: Дятел уничтожает много насекомых-вредителей, которые прячутся под корой деревьев. Еще дятел питается семенами еловых и сосновых шишек.

(рисуем в кружочке №4 жучков, червячков и шишку)

- Какие звуки издает дятел?

Дети: Дятлы не поют, только кричат. А еще они барабанят по сухой ветке или стволу, издавая звук «тррр-тррр-тррр!»

- Правильно, поэтому дятла называют лесным барабанщиком.

(рисуем в кружочке №5 барабан с палочками)

- Как дятлы ухаживают за своими птенцами?

Дети: Дятлы по очереди долбят дупло. Дно его устилают опилками, сухой травой, листьями, перьями, пухом . Там у них вылупятся птенцы . Дятлы их кормят, учат их ползать по дереву и летать

(рисуем в кружочке №6 головки маленьких птенцов с раскрытыми клювиками)

- Какую пользу приносят дятлы лесу

Дети: Они уничтожают много вредителей и их личинок. А когда он расклевывает шишки, некоторые семена падают на землю. Из них могут вырасти новые деревца.

(рисуем в кружочке №7 лиственное и хвойное дерево)

- Если вы видели дятлов, расскажите о своей встрече.

 Ответы детей.

(рисуем в кружочке №8 себя или пишут букву «Я»)

(дети пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы)

- Дорогие ребята! Зимующие птицы просили меня передать вам большое спасибо за доброту, ласку, за то , что их кормушки зимой никогда не пустуют.

Литература:

Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва 2011г.

Л. Е. Белоусова «Веселые встречи». Санкт-Петербург 2003г.

В. В. Волина Загадки от А до Я. Санкт-Петербург 1997г.

И. В. Бодрова Мнемотехника для детей. Санкт-Петербург 1998г.

Г. П. Федорова На златом крыльце сидели. СПб 2000г.

Т. И. Тарабарина Н. В. Ёлкина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль 1997г.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

"Дятел - король зимующих птиц"

Вызывать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц. Развивать внимание и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока инфо...

Конспект занятия по экологии: «Дятел – президент зимующих птиц»

Формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к природному  сообществу через развитие познавательного интереса к жизни зимующих птиц Уральского региона....

Методическая разработка (конспект) по теме "Дятел-президент зимующих птиц"

Методическая разработка(конспект) НОД по познавательно-исследовательской деятельностидля детей подготовительной группы«Дятел-президент зимующих птиц».Автор: Середа Юлия Николаевна...

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Дятел - президент зимующих птиц».

Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, это помогает им запомн...

Конспект занятия: «Дятел – президент зимующих птиц».

- Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц.- Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.- Развивать внимание и память детей.- Учить сравнивать и анализировать, д...