"Дятел - президент зимующих птиц"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Организованная образовательная деятельность с детьми по развитию речи с использованием элементов мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyatel-prezident_zimuyushchih_ptits.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по развитию речи
с использованием элементов мнемотехники и ИКТ
« Дятел – президент зимующих птиц »
Образовательная область – коммуникация
Интеграция образовательных областей – познание, безопасность, чтение художественной литературы.
Воспитатель: Курачева Татьяна Николаевна
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.
- Развивать внимание и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщения.
- Развивать умение детей составлять описательный рассказ и зашифровывать его, используя условные обозначения. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу. Развивать связную речь детей, обогащая её за счет однородных второстепенных членов предложения, родственных слов. Продолжать формировать представления детей о таких понятиях, как: слово-предмет, слово-признак, слово-действие.
- Учить детей в зимнее время года ежедневно заботится о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.
Оборудование :
Картины «Ворона», «Воробей», «Снегири», «Синица», «Сова», «Клест», «Дятел», « Сорока».
Картинки «Гнездо сороки», «Гнездо синицы», «Дупло дятла».
МР3 – звуки леса.
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулках за зимующими птицами, изготовление кормушек, подкормка птиц.
- Чтение рассказов: Г.Скребицкий «Маленький лесовод», Г. Снегирев «Дятел».
- Игра «Собери птиц». Закрепление в памяти детей названий частей тела птиц и того, для чего нужна каждая часть.
- Беседа «Зимующие птицы нашего края».
- Слушание МР3 «Птицы в лесу».
Ход занятия:
- Ребята! Хотите, я расскажу вам одну занимательную историю о том, как зимующие птицы в нашем краю себе президента выбирали?
Дети: Да.
- Как вы думаете, каким должен быть птичий президент? Назовите слова- признаки.
Дети: Красивым, добрым, трудолюбивым, справедливым, ловким, полезным, бойким, веселым…
- Жить президент должен в лесу круглый год, чтобы представлять интересы зимующих птиц постоянно. И вот кандидатами стали… Кто?
Дети: Ворона, Воробей, Снегирь, Дятел, Сова, Сорока, Синица, Клест.
(выставить картинки с изображением этих птиц )
- Угадали. Как можно назвать их всех?
Дети: зимующие птицы.
- Сову, Клеста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь, почему?
Дети: Сова – хищная, недобрая птица. Она может обижать и птиц, и зверей. Днем она спит. Клест – живет далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться. У Клеста клюв крючком – это не всем может понравиться. Снегирь – кочующая птица. Его не бывает в наших лесах летом. Весну, лето и осень Снегирь проводит в северных лесах. Значит, он не может представлять зимующих птиц.
(убрать картинки «Сова», «Клест», «Снегирь»)
Игра – конкурс « Птичьи моды »
- Птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения. Хотели бы вы, ребята, посмотреть, как это происходило, и поучаствовать в этом конкурсе?
Дети: Да.
- Повторяйте за мной: На одной ножке покручусь
И в зимующую птицу превращусь.
(Дети выполняют задание. Затем выстраиваются в одну шеренгу и говорят, в каких зимующих птиц каждый из них превратился. Включить музыку. Дети начинают медленно двигаться по комнате, изображая модниц-птиц. Время от времени выключать музыку. В это время дети-птицы принимают красивую позу. Когда опять начинает звучать музыка – продолжают медленно двигаться на носочках, кружась, порхая, танцуя. По окончании музыки все садятся на свои места.)
- Именно так все и было. Конкурс – показ мод выиграли Сорока, Синица и Дятел. Ворону и Воробья птицы посчитали не очень нарядными. Серый, черный и коричневый цвета не модны в этом сезоне.
(убрать картинки «Ворона», «Воробей» )
- Победителем оказались Сорока, Синица, Дятел. Как вы думаете, почему? Посмотрите на их портреты и попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод? Можно ли их красивое оперение сравнивать с человеческой одеждой?
Дети: Сорока – нарядная птица. Голова и крылья у нее черные, а жилеточка – белая. Хвост у сороки длинный, черный с красивым зеленоватым отливом. Синица – тоже красивая птица. У нее желтая блузочка с черным галстуком и зеленый плащик, а на голове у нее темно-синяя шапочка. Дятел – нарядная, красивая, элегантная птица. У дятла модный наряд. Сюртучок у нее черный, а на крыльях-рукавичках – белые крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины черные. На голове у дятла красный беретик.
- Осталось только три птицы, которые продолжали участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли Сорока, синица и Дятел строители. Они попросили показать им свои гнезда.
(выставить картинки «гнездо сороки», «гнездо синицы», «дупло дятла» )
- У кого какое гнездо? Опишите.
Дети: У сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью.
- От дождя сороки делают навес из веток и сучьев – получается настоящая крыша.
Дети: У синицы гнездо из тонких прутиков и соломы. Для тепла синички приносят пух, перья, шерстяные волоски и кусочки ваты.
- Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.
Дети: У дятла большое, глубокое дупло. Вход в дупло круглый или овальный.
- Дятел выдалбливает свое дупло целых две недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями, пухом.
Думали, думали птицы и решили, что все эти птицы очень хорошие строители. Но выбрали два самых теплых, сухих. Уютных домика. Как вы думаете, чьи они были?
Дети: Они выбрали сорочье гнездо и дупло дятла. В таких гнездах птенчики не замерзнут и не намокнут.
(убрать картинки «гнездо синицы» и «синица»)
- Чтобы зрители-птицы не заскучали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им свои музыкальные способности.
Музыкальный аттракцион «Ча-ча-ча и Та-та-та»
- Сорока – стрекотуха предложила всем птицам послушать, запомнить и повторить такой ритм: ча-ча-ча, ча-ча-ча, ча-ча-ча.
(произносить слоги на каждый слог хлопать в ладоши. Дети повторяют, стараясь не нарушать ритм.)
- А лесной барабанщик – Дятел выстучал целое послание. Послушайте его и постарайтесь отстучать его пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та, та-та.
(дети выстукивают пальчиками ритмический рисунок)
- В заключении птицы попросили Сороку и Дятла рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу. Как вы думаете, что они рассказали?
Дети: Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.
- Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это – нехорошо!
Дети: Дятел – очень полезная птица. Его называют лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червяков, личинок жуков и бабочек.
- Что случилось бы с лесом, если бы в нем не было дятлов?
( Ответы детей.)
- Вот и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран…
Дети: Дятел.
(убрать картинку «Сорока»)
- Ребята, птицы просили вас составить для них биографию дятла – рассказ о нем. Чтобы все знали, какого птицы выбрали себе замечательного президента. Вы согласны им помочь?
Дети: Да.
- Садитесь на свои места. Составить и запомнить рассказ нам помогут схемы-помогалочки. Ваш рассказ я обязательно запишу и передам по назначению – нашим друзьям зимующим птицам. Посмотрите на картинку. Кто это?
(обратить внимание детей на центральный кружок, в котором нарисован дятел)
Дети: Это дятел.
- Какой дятел?
Дети: Зимующий, большой, пестрый, красивый, полезный, трудолюбивый, нарядный, элегантный.
(в кружочке №1 пишем знак «?»)
- Как он выглядит?
Дети: У дятла модный наряд. Сюртучок у него черный, а на крыльях рукавичках – белые крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины черные. На голове дятла красный беретик.
(в кружочке №2 рисуем треугольники красного, черного и белого цветов)
- Назовите части его тела.
Дети: У дятла есть голова с большим крепким клювом, овальное туловище, два крыла, короткий хвост, сильные, цепкие лапы с коготками. Язык с зазубринами для того чтоб доставать насекомых. У дятла маленькие, круглые, черные глазки.
( пишем в кружочке №3 букву «Ч»)
- Чем питается дятел? Как он это делает?
Дети: Дятел уничтожает много насекомых-вредителей, которые прячутся под корой деревьев. Еще дятел питается семенами еловых и сосновых шишек.
(рисуем в кружочке №4 жучков, червячков и шишку)
- Какие звуки издает дятел?
Дети: Дятлы не поют, только кричат. А еще они барабанят по сухой ветке или стволу, издавая звук «тррр-тррр-тррр!»
- Правильно, поэтому дятла называют лесным барабанщиком.
(рисуем в кружочке №5 барабан с палочками)
- Как дятлы ухаживают за своими птенцами?
Дети: Дятлы по очереди долбят дупло. Дно его устилают опилками, сухой травой, листьями, перьями, пухом . Там у них вылупятся птенцы . Дятлы их кормят, учат их ползать по дереву и летать
(рисуем в кружочке №6 головки маленьких птенцов с раскрытыми клювиками)
- Какую пользу приносят дятлы лесу
Дети: Они уничтожают много вредителей и их личинок. А когда он расклевывает шишки, некоторые семена падают на землю. Из них могут вырасти новые деревца.
(рисуем в кружочке №7 лиственное и хвойное дерево)
- Если вы видели дятлов, расскажите о своей встрече.
Ответы детей.
(рисуем в кружочке №8 себя или пишут букву «Я»)
(дети пересказывают рассказ по цепочке с использованием схемы)
- Дорогие ребята! Зимующие птицы просили меня передать вам большое спасибо за доброту, ласку, за то , что их кормушки зимой никогда не пустуют.
Литература:
Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва 2011г.
Л. Е. Белоусова «Веселые встречи». Санкт-Петербург 2003г.
В. В. Волина Загадки от А до Я. Санкт-Петербург 1997г.
И. В. Бодрова Мнемотехника для детей. Санкт-Петербург 1998г.
Г. П. Федорова На златом крыльце сидели. СПб 2000г.
Т. И. Тарабарина Н. В. Ёлкина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"
Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"
Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...
"Дятел - король зимующих птиц"
Вызывать у детей интерес к жизни зимующих птиц. Расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц. Развивать внимание и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока инфо...
Конспект занятия по экологии: «Дятел – президент зимующих птиц»
Формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к природному сообществу через развитие познавательного интереса к жизни зимующих птиц Уральского региона....
Методическая разработка (конспект) по теме "Дятел-президент зимующих птиц"
Методическая разработка(конспект) НОД по познавательно-исследовательской деятельностидля детей подготовительной группы«Дятел-президент зимующих птиц».Автор: Середа Юлия Николаевна...
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Дятел - президент зимующих птиц».
Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, это помогает им запомн...
Конспект занятия: «Дятел – президент зимующих птиц».
- Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц.- Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.- Развивать внимание и память детей.- Учить сравнивать и анализировать, д...