Составление рассказов по картине "Зимний день"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_no1.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Составление рассказов по картине «Зимний день».
Задачи:
- Учить детей составлять творческие рассказы по картине, отрабатывать с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.
- Формировать умение связно высказывать свои мысли, используя предложения со сложноподчинённой мыслью.
- Уточнить, закрепить знания ребят о времени года –«Зима».
- Активизировать, обогащать словарь словами – определениями (морозная, снежная, вьюжная, холодная, трескучий, пушистый, сверкающий и т.д.).
- Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту зимней природы через живопись, музыку, поэзию.
- Развивать воображение, учить представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, фантазировать на основе предлагаемых восприятий запахов, представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего.
- Воспитывать у дошкольников выдержку, терпение, умение выслушивать рассказы товарищей до конца.
Предварительная работа: наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, разучивание стихотворений, рассматривание картин о зиме, экскурсии, рисование снежинок.
Оборудование: фланелеграф, предметные картинки для фланелеграфа на тему «Зимний день», шкатулка, картинки 3-х гномов, большой круг разбитый на 4 сектора: красный, синий, зелёный, жёлтый; кубик, снежинки, подзорные трубы, ватман с готовыми зарисовками кругов, маркер, звукозапись П. Чайковского «Времена года».
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель обращает внимание детей на лежащий круг на полу, разбитый на 4 сектора (синий, красный, зелёный, жёлтый) в середине которого стоит шкатулка.
Воспитатель:Сегодня у нас в группе произошло чудо. В гостях побывал волшебник и приготовил вам игру с сюрпризом. А узнать, что это за сюрприз, сможем лишь тогда, когда с помощью кубика выполним все его задания.
Вы готовы? Игра начинается. Кто первый бросит кубик?
Дети поочереди бросают кубик на круг и отвечают на вопросы по секторам, по 4 вопроса на каждый сектор.
Синий сектор:
-Дети, кто меняет шубу два раза в год?
-Заяц;
-Почему заяц зимой гложет осинку. Ведь она горькая?
-потому что хочет кушать;
-Чем питается медведь, когда спит в берлоге?
-медведь сосет лапу;
-Кто ответит, что общего у ежа и медведя?
-они оба живут в лесу.
Красный сектор:
–Ребята, а каких птиц вы знаете?
-синичка, воробей, ворона, снегири….
- какая птица любит барабанить?
-дятел
-чем питаются птицы зимой?
-они питаются корой, ягодами с деревьев, зернами;
Зелёный сектор:
–Растёт ли дерево зимой?
-растет;
-А надо ли корни деревьев утеплять зимой?
-на зиму корни деревьев надо посыпать опилками:
-Почему зимой с деревьев надо сбивать снег?
-потому что, много снега может сломать ветки деревьев.
Жёлтый сектор:
–Что называется зимой в снежная, ветреная погода?
- такая погода называется вьюгой;
- сколько лучиков у снежинок?
-все снежинки разные, одинаковых снежинок не бывает;
-кто рисует узоры на стекле?
-узоры на стекле появляются от мороза.
Воспитатель. Задания мы все выполнили, теперь можем узнать, что за сюрприз приготовил нам волшебник.
(Воспитатель открывает шкатулку, в которой находятся картинки на тему «Зимний день»).
Воспитатель. Волшебник картинки положил в свою чудесную шкатулку.
Ну-ка дети заглянем в шкатулку
И картинку назовем.
(дети поочереди называют: берлога, медведь, снеговик, ёлка, птичка, каток, девочка, мальчик на коньках, снег, дома и так далее).
Воспитатель. Ребята, давайте из этих картинок создадим одну большую картину.
(дети на фланелеграфе выкладывают из своих маленьких картинок одну большую картину).
Воспитатель. Вот какая красивая картина у нас получилась. Ребята, а давайте придумаем ей название.
Дети. «Зимний день», «Зимние забавы», «Зима».
Воспитатель. Давайте мы назовём картину «Зимний день». А теперь внимательно рассмотрим её и попробуем составить красивый рассказ по нашей картине. Помогут нам в этом наши гости волшебники – гномы.
(Воспитатель выставляет по очереди картинки гномов.)
«Гном – деление». Он принёс с собой подзорные трубы (каждый ребёнок получает подзорную трубу от гнома –деления), через которые на картине виден только один предмет или один живой объект.
Воспитатель. Посмотрите на картину через свои волшебные трубы и скажите, что или кого вы там видите? А я буду зарисовывать в кружочки, то, что вы увидели на картине.
- что ты видишь?
- я вижу ёлку.
-а ты кого увидел?
-я увидел спящего медведя.
-я вижу как мальчик и девочка катаются на коньках и т.д.
(воспитатель схематично в кругах изображает тот предмет или живой объект, который называет ребёнок).
Воспитатель. К нам пришёл «Гном – Объединение». Он просит вас подумать, что с чем можно объединить и почему? (Дети объединяют предметы и высказывают свои суждения, а воспитатель соединяет круги с изображёнными предметами при помощи стрелок).
-я объединю дерево со снегом, потому что снег укрыл деревья пуховым одеялом. Можно объединить медведя и берлогу, потому что медведь всю зиму спит в берлоге.
-я объединю дерево с птицей, потому что птичка сидит на веточке дерева (и т.д. дети связывают все предметы и объекты на картине друг с другом, объясняя, почему можно их связать, при этом учатся строить сложноподчинённые предложения).
-Молодцы, ребята, все предметы и живые объекты вы связали друг с другом. А третий гном волшебник предлагает вам поиграть. Вы сейчас станете отставайками. Посмотрите на картину и скажите отставайки, что было до того как выпал снег?
- Была поздняя осень. Шли холодные моросящие дожди. Птицы улетали в тёплые края….
- А теперь, вас волшебник превратит в забегаек, скажите ему, что же будет потом?
-Наступит вечер. Мамы позовут детей домой……
Воспитатель. А пока дети играют, резвятся, мы с вами тоже поиграем в игру со снежинками.
Физминутка.
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот, одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай снежинка подожди немножко.
(Дети под музыку кружатся, держа в руке снежинку, приседают и гладят снежинку.)
Воспитатель. Смотрите, ребята, сколько снежинок к нам прилетело. Давайте соберём снежинки в шкатулку, но при этом каждую снежинку превратим в красивое слово о зиме. Какая зима?
-Лютая, холодная, волшебная, снежная, красивая, весёлая, морозная и т.д. (назвав красивое слово о зиме, ребёнок опускает снежинку в шкатулку).
Воспитатель. А остальные снежинки превратим в красивые слова о снеге. Какой снег?
-Белый, пушистый, воздушный, лёгкий, сверкающий….
Воспитатель. Спасибо ребята. Сколько красивых слов вы опустили в шкатулку.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Давайте представим, что мы оказались внутри картины. Прислушайтесь, что вы слышите, какие звуки?
-Хруст снега, скольжение коньков, щебет птиц, смех детей…
Воспитатель. А теперь вдохните глубоко- глубоко. Ещё раз вдохните, какой воздух в лесу?
- Чистый, свежий, морозный.
Воспитатель. Какие запахи ещё слышите?
-Запах хвои, дыма из трубы, из домов пахнет пирогами…
Воспитатель. Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие по этой картине. Опустите голову на ручки. Закройте глаза.
Релаксация под музыку П.Чайковского «Времена года».
Воспитатель во время релаксации рассказывает свой описательный рассказ по картине «Зимний день».
Воспитатель. Побудьте ещё немного внутри картины… А теперь возвращаемся. Понравилось вам путешествовать по картине? Сейчас каждый из вас подумает и расскажет, что он видел, слышал, чувствовал во время путешествия. Не забудьте в рассказе использовать и красивые слова, которые вы говорили о снеге, о зиме.
Рассказы детей. (3-4 человека рассказывают по картине, описывая 2-3 объекта. И в заключении один ребёнок рассказывает один большой рассказ.)
Воспитатель. Вот какие красивые рассказы вы рассказали о наступившей зиме. Как настоящие писатели. (итог )
Но не только писатели стараются показать красоту природы, но и поэты воспевают её в своих стихах
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает , ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес , что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
И.Суриков.
Воспитатель. Ребята, вы любите зиму? Почему?
-Зимой много снега. Можно кататься на санках. Лепить снеговиков….
Воспитатель. А мне нравиться зима ещё по тому, что это волшебное, чудесное время года. Зимой мы отмечаем самый весёлый праздник, Новый год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Составление рассказа по сюжетной картине «День 8 марта».
ФорФормировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.Упражнять в подборе слов со сходным значением. Ок...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Конспект занятия на тему: "Составление рассказа по картине «В день Победы!»
Развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию по картине, воспитание любви к Родине....
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи.
Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Развитие речи....
ООД «Возвращение птиц» Составление рассказа по серии картинок о весне в старшей группе и пересказ составленного рассказа, с опорой на план – схему (мнемотаблицу).
Конспект по речевому развитию для детей старшей группы...
Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»
Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...
Составление рассказа по картине "День Победы"
Составление рассказа по картине...