АКТИВИЗАЦИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ И ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ, В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Гусева Валентина Ивановна
Дети-билингвы и дети - инофоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti-bilingvy_i_deti_-_inofony.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ И ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ, В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПЛАСТИЧЕСКИМИ  МАТЕРИАЛАМИ

Миграционные процессы, происходящие в стране, способствовали  распространению в образовательных учреждениях совместному обучению русскоязычных детей и детей, у которых родной язык не русский. Всех детей-мигрантов разделяют на две группы: дети-билингвы и дети - инофоны.

Дети - билингвы – это дети, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из них  никогда не были на своей исторической родине. Родители таких детей, их дедушки и бабушки всегда жили на территории России. Для билингвов русский язык является почти родным. Как правило, они коммуникабельны, практически свободно говорят по-русски.

Дети - инофоны – это дети, чьи семьи недавно мигрировали из стран ближнего зарубежья. Они владеют иными фоновыми знаниями, а русским  языком  владеют лишь на пороговом (бытовом) уровне. Дети часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В образовательном учреждении эти дети вынуждены общаться с педагогами  и сверстниками только на русском языке, вследствие чего у них  возникает языковой барьер, который  создает для детей-инофонов определенные трудности.

Одним из путей социализации и преодоления языкового барьера  у старших дошкольников, для которых русский язык не является родным, является продуктивная творческая деятельность в условиях дополнительного образования. На  занятиях лепкой или бумагопластикой  может происходить спонтанное изучение русского языка. Здесь аудирование, как таковое не является самоцелью, но ребенок, вербально сопровождая выполнение своих действий, овладевает экспрессивной и импрессивной речью и   языковыми нормами русского языка.

Работать с пластическими материалами (бумагой, пластилином) старшим дошкольникам не только интересно, но  и полезно для развития  мелкой моторики рук, точных движений пальцев, зрительно-пространственной координации, активизации познавательных процессов, воспитания навыков саморегуляции и самоконтроля, трудолюбия, аккуратности, взаимодействия в коллективе. Занятия  проводятся по программе «Бумажная симфония», с учетом  деятельностного и личностно-ориентированного подхода, что особенно актуально для детей –мигрантов.  Занятия творчеством  помогают ребенку - инофону выразить свои эмоции, раскрыть творческий потенциал, реализовать себя как личность, при этом их национальная самобытность  не ущемляется, а имеет возможность раскрыться в творческом продукте.

Процесс усвоения учебного материала одного года делится на 3 периода.

В ознакомительном периоде дети, не владеющие русским языком, усваивают названия художественных материалов, инструментов и основных действий с ними на уровне понимания, знакомятся с разными приемами работы с бумагой и пластилином, технологиями изготовления базовых заготовок,  адаптируются в детском коллективе. В данный период происходит накопление пассивного русского словаря на основе продуктивной деятельности. Главное, чтобы дети в короткие сроки начали понимать обращенную речь взрослого. Для этого педагог показывает и озвучивает каждый предмет и  действие с ним. Затем, просит ребенка не только выполнить действие по образцу, но и проговорить  вслух. В общении допускается использование ребенком односложных ответов и фраз. 

В обучающем периоде наряду с освоением технологии изготовления разнообразных поделок, на основе базовых, обучением разным приемам декорирования изделия, происходит работа по  расширению русского словарного запаса: активно используют названия  и термины в процессе работы, проговаривают действия поэтапного выполнения изделия. Дети-мигранты активно включаются в творческую деятельность: рвут, вырезают, склеивают, мнут, складывают бумагу, лепят из пластилина объёмные  фигурки птиц, животных, людей, учатся пластилинографии - выполнению картин из пластилина.

         Опора ребёнка на наглядно-практическую деятельность позволяет быстро обучить детей технологическим операциям. Постепенно происходит переход от односложных ответов к более  развёрнутым высказываниям. Идет накопление и активизация активного глагольного, предметного словаря и словаря признаков, развитие навыков построения правильной грамматической и синтаксической  конструкции.

Например: «Мне нужны ножницы», «Я леплю ноги»

-я леплю, режу, мну, скатываю, рву, склеиваю, дай мне бумагу, мне нужен пластилин, я беру стеку,  дай мне нож.

При  затруднениях в построении фразы  на русском языке, педагог всегда демонстрирует правильный образец и просит ребёнка  его повторить.

В процессе  творческого  этапа,  ребёнок общается со сверстниками, может рассказать ,что он делает простыми словами, использует не только творческие но и вербальные словесные описания, умеет логически выражать свои впечатления и объяснять действия.  Самостоятельно выполняет работу, используя,  накопленный опыт и на его  основе создаёт сюжетные картины, композиции, простые объемные модели, овладевает разными приемами и способами декорирования изделий по образцу, самостоятельно выполняет творческие работы, используя пластические материалы.

Таким образом, ребенок в процессе  творческой деятельности  овладевает навыками и приемами работы с пластическими материалами и активизирует импрессивную и экспрессивную речь, адаптируется в русскоязычной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Обучение пересказу способствует обогащению словарного...

Анкета для родителей детей, для которых русский язык не является родным.

Анкета поможет выявить проблемы, с которыми сталкиваются семьи, для которых русский язык не является родным....

Технология активизации связной речи у старших дошкольников в процессе формирования навыков безопасного поведения.

В статье представлен опыт работы по активизации связной речи впроцессе формировани навыков безопасного поведения....

«Работа с детьми, для которых русский язык является не родным"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, выдвигает ряд требований к социальному развитию дошкольников, которые важно учитывать при работе с детьми-иностр...

«Особенности коррекционно-развивающей работы в процессе формирования связной речи у старших дошкольников с ЗПР»

Статья  «Особенности коррекционно-развивающей работы в процессе формирования связной речи у старших дошкольников с ЗПР», опубликованная  в сборнике статей «Дошкольное образ...