АКТИВИЗАЦИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ И ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ, В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
статья по развитию речи (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ И ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ, В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
Миграционные процессы, происходящие в стране, способствовали распространению в образовательных учреждениях совместному обучению русскоязычных детей и детей, у которых родной язык не русский. Всех детей-мигрантов разделяют на две группы: дети-билингвы и дети - инофоны.
Дети - билингвы – это дети, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из них никогда не были на своей исторической родине. Родители таких детей, их дедушки и бабушки всегда жили на территории России. Для билингвов русский язык является почти родным. Как правило, они коммуникабельны, практически свободно говорят по-русски.
Дети - инофоны – это дети, чьи семьи недавно мигрировали из стран ближнего зарубежья. Они владеют иными фоновыми знаниями, а русским языком владеют лишь на пороговом (бытовом) уровне. Дети часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В образовательном учреждении эти дети вынуждены общаться с педагогами и сверстниками только на русском языке, вследствие чего у них возникает языковой барьер, который создает для детей-инофонов определенные трудности.
Одним из путей социализации и преодоления языкового барьера у старших дошкольников, для которых русский язык не является родным, является продуктивная творческая деятельность в условиях дополнительного образования. На занятиях лепкой или бумагопластикой может происходить спонтанное изучение русского языка. Здесь аудирование, как таковое не является самоцелью, но ребенок, вербально сопровождая выполнение своих действий, овладевает экспрессивной и импрессивной речью и языковыми нормами русского языка.
Работать с пластическими материалами (бумагой, пластилином) старшим дошкольникам не только интересно, но и полезно для развития мелкой моторики рук, точных движений пальцев, зрительно-пространственной координации, активизации познавательных процессов, воспитания навыков саморегуляции и самоконтроля, трудолюбия, аккуратности, взаимодействия в коллективе. Занятия проводятся по программе «Бумажная симфония», с учетом деятельностного и личностно-ориентированного подхода, что особенно актуально для детей –мигрантов. Занятия творчеством помогают ребенку - инофону выразить свои эмоции, раскрыть творческий потенциал, реализовать себя как личность, при этом их национальная самобытность не ущемляется, а имеет возможность раскрыться в творческом продукте.
Процесс усвоения учебного материала одного года делится на 3 периода.
В ознакомительном периоде дети, не владеющие русским языком, усваивают названия художественных материалов, инструментов и основных действий с ними на уровне понимания, знакомятся с разными приемами работы с бумагой и пластилином, технологиями изготовления базовых заготовок, адаптируются в детском коллективе. В данный период происходит накопление пассивного русского словаря на основе продуктивной деятельности. Главное, чтобы дети в короткие сроки начали понимать обращенную речь взрослого. Для этого педагог показывает и озвучивает каждый предмет и действие с ним. Затем, просит ребенка не только выполнить действие по образцу, но и проговорить вслух. В общении допускается использование ребенком односложных ответов и фраз.
В обучающем периоде наряду с освоением технологии изготовления разнообразных поделок, на основе базовых, обучением разным приемам декорирования изделия, происходит работа по расширению русского словарного запаса: активно используют названия и термины в процессе работы, проговаривают действия поэтапного выполнения изделия. Дети-мигранты активно включаются в творческую деятельность: рвут, вырезают, склеивают, мнут, складывают бумагу, лепят из пластилина объёмные фигурки птиц, животных, людей, учатся пластилинографии - выполнению картин из пластилина.
Опора ребёнка на наглядно-практическую деятельность позволяет быстро обучить детей технологическим операциям. Постепенно происходит переход от односложных ответов к более развёрнутым высказываниям. Идет накопление и активизация активного глагольного, предметного словаря и словаря признаков, развитие навыков построения правильной грамматической и синтаксической конструкции.
Например: «Мне нужны ножницы», «Я леплю ноги»
-я леплю, режу, мну, скатываю, рву, склеиваю, дай мне бумагу, мне нужен пластилин, я беру стеку, дай мне нож.
При затруднениях в построении фразы на русском языке, педагог всегда демонстрирует правильный образец и просит ребёнка его повторить.
В процессе творческого этапа, ребёнок общается со сверстниками, может рассказать ,что он делает простыми словами, использует не только творческие но и вербальные словесные описания, умеет логически выражать свои впечатления и объяснять действия. Самостоятельно выполняет работу, используя, накопленный опыт и на его основе создаёт сюжетные картины, композиции, простые объемные модели, овладевает разными приемами и способами декорирования изделий по образцу, самостоятельно выполняет творческие работы, используя пластические материалы.
Таким образом, ребенок в процессе творческой деятельности овладевает навыками и приемами работы с пластическими материалами и активизирует импрессивную и экспрессивную речь, адаптируется в русскоязычной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-154748-1354263312.jpg)
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Обучение пересказу способствует обогащению словарного...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-172705-1357359334.jpg)
Анкета для родителей детей, для которых русский язык не является родным.
Анкета поможет выявить проблемы, с которыми сталкиваются семьи, для которых русский язык не является родным....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/28/picture-476016-1572262482.jpg)
Практико-значимый проект "Педагогическое сопровождение процесса формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР"
Практико-значимый проект...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/27/picture-716581-1448622736.jpg)
Технология активизации связной речи у старших дошкольников в процессе формирования навыков безопасного поведения.
В статье представлен опыт работы по активизации связной речи впроцессе формировани навыков безопасного поведения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-210896-1362198216.jpg)
«Работа с детьми, для которых русский язык является не родным"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, выдвигает ряд требований к социальному развитию дошкольников, которые важно учитывать при работе с детьми-иностр...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/14/picture-1523150-1715654151.jpg)
«Особенности коррекционно-развивающей работы в процессе формирования связной речи у старших дошкольников с ЗПР»
Статья «Особенности коррекционно-развивающей работы в процессе формирования связной речи у старших дошкольников с ЗПР», опубликованная в сборнике статей «Дошкольное образ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/11/picture-1515864-1710136327.jpg)
Особенности организации учебной деятельности детей в ДОО, для которых русский язык не является родным .
Доклад на метод обьединении воспитателей....