«Работа с детьми, для которых русский язык является не родным"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Миграционные процессы, происходящие в стране, способствовали распространению в образовательных учреждениях совместному обучению русскоязычных детей и детей, у которых родной язык не русский. Многие из них никогда не были на своей исторической родине и родители таких детей, их дедушки и бабушки всегда жили на территории России. Для таких детей русский язык является почти родным. Как правило, они коммуникабельны, практически свободно говорят по-русски.
Но есть часть детей, чьи семьи недавно мигрировали из стран ближнего зарубежья. Они владеют иными фоновыми знаниями, а русским языком владеют лишь на бытовом уровне. Дети часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В образовательном учреждении эти дети вынуждены общаться с педагогами и сверстниками только на русском языке, вследствие чего у них возникает языковой барьер, который создает для них определенные трудности.
Одним из путей социализации и преодоления языкового барьера у младших дошкольников, для которых русский язык не является родным, является совместная творческая и игровая деятельность. Ребенок, вербально сопровождая выполнение своих действий, овладевает экспрессивной и импрессивной речью и языковыми нормами русского языка.
Работать с пластическими материалами (бумагой, пластилином) старшим дошкольникам не только интересно, но и полезно для развития мелкой моторики рук, точных движений пальцев, зрительно-пространственной координации, активизации познавательных процессов, воспитания навыков саморегуляции и самоконтроля, трудолюбия, аккуратности, взаимодействия в коллективе. Участие в игровой деятельности помогает ребенку - инофону выразить свои эмоции, раскрыть творческий потенциал, реализовать себя как личность, при этом их национальная самобытность не ущемляется, а имеет возможность раскрыться.
В период адаптации к детскому саду у детей, не владеющих русским языком, происходит накопление пассивного русского словаря. Главное, чтобы дети в короткие сроки начали понимать обращенную речь взрослого. Для этого педагог показывает и озвучивает каждый предмет и действие с ним. Затем, просит ребенка не только выполнить действие по образцу, но и проговорить вслух. В общении допускается использование ребенком односложных ответов и фраз («упрощённая» речь).
В этот период происходит работа по расширению русского словарного запаса: активно используют названия и термины в процессе работы, проговаривают действия поэтапного выполнения изделия. Дети-мигранты активно включаются в творческую деятельность: вырезают, склеивают, складывают бумагу, лепят из пластилин. Очень часто речь педагога сопровождается показом действия, которое необходимо сделать. Иногда метод «слово-действие» приходится повторить несколько раз до тех пор пока ребёнок не поймет смысла слов.Опора ребёнка на наглядно-практическую деятельность позволяет быстро обучить детей технологическим операциям.
Постепенно происходит переход от односложных ответов к более развёрнутым высказываниям. Идет накопление и активизация активного глагольного, предметного словаря и словаря признаков, развитие навыков построения правильной грамматической и синтаксической конструкции.
Например: «Мне нужен карандаш», «Я вырезаю круг»
При затруднениях в построении фразы на русском языке, педагог всегда демонстрирует правильный образец и просит ребёнка его повторить.
Игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей. Это игры - потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками. Многие игры сопровождаются стихами, потешками, песенками, поговорками, которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи. Игры - потешки и хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонация речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, грамматического строя речи. К играм с картинками относятся тематические наборы картинок, сюжетные картинки с изображением действий, а также лото, домино, простые сюжетные игры с использованием картинок- заменителей предметов (игры в «больницу», «магазин» и др.) Такие игры способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию активной речи и речевое общение со сверстниками. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.
Среди условий и факторов развития и воспитания детей ведущим по праву считается семья. Семья определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединяющая общностью быта, ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины. Здесь протекает большая часть жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром.
Чтобы родной язык был хоть в какой-то степени представлен в жизни ребенка, родителям рекомендуется обязательно и регулярно говорить между собой на этом языке. В сложившихся условиях во многих городах для этого нужны немалые усилия и настойчивость. Когда дети выходят на улицу. В их речь вторгается язык воспитателя, мальчишек со двора, товарищей по группе и т.д. и значительно меняет ее облик. Это может касаться употребления отдельных слов, интонации, непривычных ударений, а может - и всей речевой окраски. Здесь родителям необходимо проявить настойчивость, а может даже жесткость и не упускать инициативы, тогда ребенок нормально освоит два языка параллельно.
Еще один способ – отдать ребенка в дошкольное образовательное учреждение, а если он домашний, то в школу с родным для него языком обучения. Придется бороться в 1-2 классах, зато потом ребенок будет владеть двумя языками в совершенстве.
Если родители говорят между собой на родном для ребенка языке только время от времени, и больше никто вокруг ребенка не говорит на нем, а к нему обращаются по-иному, так язык ребенок не выучит. Это все равно, что включить радио с передачей на иностранном языке, которого не понимаешь, - сколько ни слушай, кроме отдельных повторяющихся слов не запомнишь ничего.
Важно, чтобы пробуждение самосознания ребенка и личностной памяти произошло на его родном языке. При этом важен не тот язык, на котором при нем говорят другие, а тот, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нем свои внутренние состояния. Поэтому не следует учить его другим языкам, пока он не научится бегло говорить на своем национальном языке.
Родители, владеющие частично родным языком, могут влиять на то, как ребенок будет пользоваться им как средством общения. Например, они могут помочь ему справляться с грамматикой, объяснять, чему в его языке общения соответствуют новые приобретенные понятия из родного языка, найти эквиваленты и т.д. Также важно, чтобы в домашней библиотеке были представлены интересные книги для детей на родном языке. Если ребенка заинтересует книга, то это послужит хорошим стимулом к овладению необходимым объемом знания родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей детей, для которых русский язык не является родным.
Анкета поможет выявить проблемы, с которыми сталкиваются семьи, для которых русский язык не является родным....
Формирование звукопроизношения и фонематического слуха как важнейшее условие усвоения детьми грамматического строя русского языка, морфологической системы и подготовки к обучению грамоте.
В консультации рассмотрены этапы формирования звукопроизношения и фонематического слуха у детей в тесной взаимосвязи с процессом усвоения грамматического строя русского языка, морфологической сис...
Логопедическая работа по формированию фонематической системы русского языка учащихся-мигрантов
Среди неуспевающих учащихся массовой школы часть учащихся составляют дети-мигранты, у которых имеются специфические особенности русской речи, что лишает их необходимой готовности усваивать...
АКТИВИЗАЦИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ И ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ, В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
Дети-билингвы и дети - инофоны....
Обмен опытом Тема: «Методы поощрения, наказания, чаще всего используемые в практике работы с детьми, в которых фиксируется результат нравственной воспитанности»
Обмен опытом Тема: «Методы поощрения, наказания, чащевсего используемые в практике работы сдетьми, в которых фиксируется результатнравственной воспитанности»...
Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка...
Особенности организации учебной деятельности детей в ДОО, для которых русский язык не является родным .
Доклад на метод обьединении воспитателей....