Технология активизации связной речи у старших дошкольников в процессе формирования навыков безопасного поведения.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Безногова Надежда Ивановна

В статье представлен опыт работы по активизации связной речи впроцессе формировани навыков безопасного поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_aktivizatsii_svyaznoy_rechi.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №54 г. Кировска»

Технология активизации связной речи

у старших дошкольников в процессе формирования

навыков безопасного поведения.

/Консультация для воспитателей/

Подготовила воспитатель Безногова Н.И

МБДОУ «Детский сад№54» г.Кировск . 2014г

Развитие связной речи  и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей. Если в раннем возрасте речь малыша ситуативна, экспрессивна, то к концу дошкольного возраста ребенок овладевает и контекстной речью.
На седьмом году речь ребенка становиться более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной.

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремиться точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывать различные факты в целое. Характерен дифференцированный подход к обозначению предметов, ребёнок пользуется словами, указывающие на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, совершаемые взрослыми в процессе труда и качество их работы, использует эти слова в речи, понимает и использует в собственном общении метафоры(«море смеялось»).

У детей складываются представления о многозначности слов (чистаярубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать слова, точно определяющие качества, свойства предметов и действие с ними. Он может точно подбирать  слова при сравнении предметов или явлений, подмечая в них сходство и различие, пользуется простыми, сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты, пользуется объяснительной речью, требующей особой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий. Для связи простых предложений использует соединительные, противительные и разделительные союзы, правильно согласовывают между собой слова, имена существительные и прилагательные в роде, числе, употребляют падежные окончания(трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).

При пересказах, описании предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказывать небольшое художественное произведение, просмотренный фильм. Он самостоятельно может придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать с своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

Произносительная сторона речи ребенка достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно выговаривает фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом, умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения, пользуется средствами интонационной выразительности. Ребенок имеет достаточно развитое  фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов, выделять звуки в словах, подбирать слова на определенныезвуки, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова.

 К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи – внешней(устной) и внутренней, диалогической и монологической.

Диалогическая речь – наиболее простая форма устной речи, характеризующаяся семантическим, структурным и смысловым единством, служащая для непосредственного живого общения людей. Диалог состоит из отдельных реплик и поддерживается собеседниками, что позволяет опускать некоторые элементы развернутого высказывания, использовать стереотипные разговорные конструкции. Развитие диалогической речи находиться в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи детей, таких качеств личности, как общительность, вежливость, а также ряд навыков поведения.

 Одним из действенных приемов активизации диалогической связной речи является беседа. Беседа представляет собой заранее подготовленный разговор педагога с детьми на определенную тему. Беседа является активным методом умственного воспитания дошкольника, потому что побуждает ребенка воспроизводить наиболее значимые, существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе постепенно формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, активизируется словарь, так как педагог побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Таким образом, беседа стимулирует развитие мышления и речи дошкольника в единстве.

Детям следует объяснить цель беседы и обосновать ее необходимость.

В беседе можно выделить такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.

В начале беседы необходимо создать соответствующий теме эмоциональный настрой, вызвать у детей интерес к теме беседы, пробудить желание общаться, оживить имеющийся у детей опыт, активизировать их внимание.

Основным приемом в основной части беседы является вопрос, потому что именно вопросы позволяют поставить перед детьми мыслительно – речевую задачу. Важно чтобы вопросы были четкими и конкретными, особенно вопросы проблемного характера: почему? зачем? по какой причине? откуда? как узнать? что делать? что будет?  Следует давать указания, как следует отвечать – кратко или полно. Если вопрос требует полного ответа, целесообразно наметить план ответа.

Конец беседы краток по времени и подводить к синтезу темы.

Следует уделять особое внимание активизации каждого ребенка в процессе беседы, для чего можно использовать различные приемы: предварительную подготовку детей, дифференцированные вопросы и задания.

При формирования навыков безопасного поведения у детей беседа имеет важное значение. Она помогает развить у детей необходимые данному возрасту качества: самостоятельность, целенаправленность мыслей и действий, их саморегуляции, планирование дальнейших поступков и предвосхищение результата.

В процессе обучающих ситуаций по формированию безопасного поведения у детей во время беседы я применяю  следующий алгоритм активизирующий речь детей:

Встреча с проблемной ситуацией – осознание ситуации – оценка ситуации – ситуация выбора: новое осознанное поведение и оценка поступка героя.

Во время обсуждения использую такие вопросы:

- «Что случилось с героем? Что почувствовал герой, когда встретился с неприятностями?». Эти вопросы помогают детям определить  эмоциональное состояние героя при встречи с неприятностями:

- «С кем случилось? Почему так вышло? Что было до того, как? Что может случиться потом?». Такие вопросы помогаютдетям проанализировать ситуацию, выявить причинно – следственные связи.

- вопросы: «Если я поступлю как герой, что со мной случиться? Как оценят мой поступок друзья? Какой будет результат?» помогают дошкольникам сформировать новую линию поведения.

-А вопросы «Правильно ли поступил герой? Как вы относитесь к тому, что произошло?», - помогают дать нравственную оценку поведению героя.

Примером активизации речи детей может служить работа с алгоритмом по  «Сказке об умном мышонке» С.Маршака.

  1. Встреча с проблемной ситуацией – «…Унесла мышонка кошка…»;
  2. Осознание ситуации – «…Кошке смех, мышонку горе…»;
  3. Оценка ситуации – «…Поиграем…только пусть я буду кошкой…»;
  4. Выбор правильного решения – «…Нашел он щель в заборе, был мышонок да исчез…»;
  5. Новое осознанное поведение – «…Сестренки и братишки с ним играют мышки – мышки…» и мышонок слушается маму.

Таким образом, при активизации связной диалогической речи детей важно учитывать:

  1. Уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребенка, их умение правильно пользоваться различнымиформами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.
  2. Своевременное обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи,
  3. Совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, чувства, интересно и выразительно передавать содержание своих мыслей.
  4. Выдерживать правильную структуру беседы,
  5. Использовать алгоритм, помогающий детям не только оформить свои мысли грамотно, но осознать необходимость для построения им правильных грамматических конструкций.

Литература: О.С.Рудик «Развитие речи детей 6-7лет в свободной деятельности»;

Н.В.Нищева «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Использование сиквейн технологии в развитии связной речи старших дошкольников

Использование сиквейн технологии в развитии речи. Методическая разработка...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин

Развитие связной речи, старшие дошкольники, обучение рассказыванию, серии сюжетных картин....

Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу

В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...