Технология активизации связной речи у старших дошкольников в процессе формирования навыков безопасного поведения.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В статье представлен опыт работы по активизации связной речи впроцессе формировани навыков безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_aktivizatsii_svyaznoy_rechi.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №54 г. Кировска»
Технология активизации связной речи
у старших дошкольников в процессе формирования
навыков безопасного поведения.
/Консультация для воспитателей/
Подготовила воспитатель Безногова Н.И
МБДОУ «Детский сад№54» г.Кировск . 2014г
Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей. Если в раннем возрасте речь малыша ситуативна, экспрессивна, то к концу дошкольного возраста ребенок овладевает и контекстной речью.
На седьмом году речь ребенка становиться более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной.
В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремиться точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывать различные факты в целое. Характерен дифференцированный подход к обозначению предметов, ребёнок пользуется словами, указывающие на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, совершаемые взрослыми в процессе труда и качество их работы, использует эти слова в речи, понимает и использует в собственном общении метафоры(«море смеялось»).
У детей складываются представления о многозначности слов (чистаярубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать слова, точно определяющие качества, свойства предметов и действие с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, подмечая в них сходство и различие, пользуется простыми, сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты, пользуется объяснительной речью, требующей особой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий. Для связи простых предложений использует соединительные, противительные и разделительные союзы, правильно согласовывают между собой слова, имена существительные и прилагательные в роде, числе, употребляют падежные окончания(трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных).
При пересказах, описании предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрыть содержание картинки, пересказывать небольшое художественное произведение, просмотренный фильм. Он самостоятельно может придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать с своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.
Произносительная сторона речи ребенка достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно выговаривает фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом, умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения, пользуется средствами интонационной выразительности. Ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов, выделять звуки в словах, подбирать слова на определенныезвуки, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова.
К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи – внешней(устной) и внутренней, диалогической и монологической.
Диалогическая речь – наиболее простая форма устной речи, характеризующаяся семантическим, структурным и смысловым единством, служащая для непосредственного живого общения людей. Диалог состоит из отдельных реплик и поддерживается собеседниками, что позволяет опускать некоторые элементы развернутого высказывания, использовать стереотипные разговорные конструкции. Развитие диалогической речи находиться в тесной связи с развитием внимания, памяти, мышления, формированием словаря и грамматического строя речи детей, таких качеств личности, как общительность, вежливость, а также ряд навыков поведения.
Одним из действенных приемов активизации диалогической связной речи является беседа. Беседа представляет собой заранее подготовленный разговор педагога с детьми на определенную тему. Беседа является активным методом умственного воспитания дошкольника, потому что побуждает ребенка воспроизводить наиболее значимые, существенные факты, учит сравнивать, рассуждать, обобщать. В беседе постепенно формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, активизируется словарь, так как педагог побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова. Таким образом, беседа стимулирует развитие мышления и речи дошкольника в единстве.
Детям следует объяснить цель беседы и обосновать ее необходимость.
В беседе можно выделить такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.
В начале беседы необходимо создать соответствующий теме эмоциональный настрой, вызвать у детей интерес к теме беседы, пробудить желание общаться, оживить имеющийся у детей опыт, активизировать их внимание.
Основным приемом в основной части беседы является вопрос, потому что именно вопросы позволяют поставить перед детьми мыслительно – речевую задачу. Важно чтобы вопросы были четкими и конкретными, особенно вопросы проблемного характера: почему? зачем? по какой причине? откуда? как узнать? что делать? что будет? Следует давать указания, как следует отвечать – кратко или полно. Если вопрос требует полного ответа, целесообразно наметить план ответа.
Конец беседы краток по времени и подводить к синтезу темы.
Следует уделять особое внимание активизации каждого ребенка в процессе беседы, для чего можно использовать различные приемы: предварительную подготовку детей, дифференцированные вопросы и задания.
При формирования навыков безопасного поведения у детей беседа имеет важное значение. Она помогает развить у детей необходимые данному возрасту качества: самостоятельность, целенаправленность мыслей и действий, их саморегуляции, планирование дальнейших поступков и предвосхищение результата.
В процессе обучающих ситуаций по формированию безопасного поведения у детей во время беседы я применяю следующий алгоритм активизирующий речь детей:
Встреча с проблемной ситуацией – осознание ситуации – оценка ситуации – ситуация выбора: новое осознанное поведение и оценка поступка героя.
Во время обсуждения использую такие вопросы:
- «Что случилось с героем? Что почувствовал герой, когда встретился с неприятностями?». Эти вопросы помогают детям определить эмоциональное состояние героя при встречи с неприятностями:
- «С кем случилось? Почему так вышло? Что было до того, как? Что может случиться потом?». Такие вопросы помогаютдетям проанализировать ситуацию, выявить причинно – следственные связи.
- вопросы: «Если я поступлю как герой, что со мной случиться? Как оценят мой поступок друзья? Какой будет результат?» помогают дошкольникам сформировать новую линию поведения.
-А вопросы «Правильно ли поступил герой? Как вы относитесь к тому, что произошло?», - помогают дать нравственную оценку поведению героя.
Примером активизации речи детей может служить работа с алгоритмом по «Сказке об умном мышонке» С.Маршака.
- Встреча с проблемной ситуацией – «…Унесла мышонка кошка…»;
- Осознание ситуации – «…Кошке смех, мышонку горе…»;
- Оценка ситуации – «…Поиграем…только пусть я буду кошкой…»;
- Выбор правильного решения – «…Нашел он щель в заборе, был мышонок да исчез…»;
- Новое осознанное поведение – «…Сестренки и братишки с ним играют мышки – мышки…» и мышонок слушается маму.
Таким образом, при активизации связной диалогической речи детей важно учитывать:
- Уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребенка, их умение правильно пользоваться различнымиформами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.
- Своевременное обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи,
- Совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, чувства, интересно и выразительно передавать содержание своих мыслей.
- Выдерживать правильную структуру беседы,
- Использовать алгоритм, помогающий детям не только оформить свои мысли грамотно, но осознать необходимость для построения им правильных грамматических конструкций.
Литература: О.С.Рудик «Развитие речи детей 6-7лет в свободной деятельности»;
Н.В.Нищева «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».
Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...
Использование сиквейн технологии в развитии связной речи старших дошкольников
Использование сиквейн технологии в развитии речи. Методическая разработка...
СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)
Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...
Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин
Развитие связной речи, старшие дошкольники, обучение рассказыванию, серии сюжетных картин....
Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу
В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....
Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»
Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...
Современные технологии развития связной речи старших дошкольников с ТНР
консультация для коррекционных педагов...