Развитие познавателньой деятельности у детей с нарушениями речи
презентация к уроку по развитию речи по теме
материал содержит в себе осбенности познавателньой сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_razvitiyu_rechi.rar | 179.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4
Развитие познавательной деятельности у детей с нарушениями речи
Подготовила:
Старший воспитатель
С.В. Муллаярова
ВВЕДЕНИЕ
Речевая деятельность человека теснейшим образом связанна со всеми сторонами человеческого сознания. Речь - важный фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психологические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.
Анализ онтогенеза развития речи показывает, что речь ребенка формируется под влиянием взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики, а также от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.
Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного развития детей с речевой патологией, можно назвать таких, как Л.С. Цветкова, Р.Е. Левина, Т.М. Пирцхалайшвили, Е. М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева, которые исследовали разные периоды восприятия; Г. С. Гуменная, изучавшая особенности памяти; О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова, исследовавшие внимание; И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, О.Н. Усанова, изучавшие своеобразие различных форм мышления; В.П. Глухов, исследовавший воображение.
СЛАЙД № 2
Существует классификацияречевых нарушений: климнико – педагогическая и психолого – педагогическая (РЕ Левина).
СЛАЙД № 3
Клинико – педагогическая классификация ориентирована на коррекцию дефекта речи, разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений.
СЛАЙД № 4
Психолого- педагогическая характеристика объединят обычно в три группы для удобства проведения коррекционной работы
Фонетико- фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства. При которых нарушено формирование всех компонентов устной речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Недостатки мелодико – интонационной (дисфония, афония) и темпо- ритмической стороны (заикание, тахилалия, брадилалия) – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судоржным состоянием мышц речевого аппарата.
СЛАЙД № 5
Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого человек приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов
человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, создавать новые варианты и пр.).
СЛАЙД № 6
Познавательная сфера – это внимание, восприятие, память, воображение, мышление.
Являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой, деятельности.
У детей с расстройствами речи имеется специфические особенности как речевого, так и общего психического развития (Н.С.Жукова, В.И. Лубовский, С.С. Ляпидевский и др.) Для многих детей с речевыми нарушениями характерна недостаточная выраженность познавательных процессов, нарушение и замедление приема и переработки сенсорной и речевой информации.
СЛАЙД № 7
Особенности восприятия при речевых нарушениях
Восприятие – ощущение, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа.
- Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов
- Снижен уровень слухового восприятия: обусловлено нарушением функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии.
- Снижен уровень зрительного восприятия: обусловлено недостаточной сформированностью целостного образа предмета, затруднения в упражнениях в условиях наложения.
- А.П. Воронова при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке.
- Нарушения в пространственной ориентации - слева/ справа.
СЛАЙД № 8
Особенности внимания при речевых нарушениях
Внимание – это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности.
В отношении речи этот механизм обладает определенным своеобразием, так как, с одной стороны, он обслуживает процесс рождения речи, с другой – речь сама становится средством направления внимания и контроля.
Изучением внимания у дошкольников с нарушениями речи занималась Т.С. Овчинникова. Ей удалось выявить особенности, отличающие детей с нарушениями речи от здоровых детей, и охарактеризовать продуктивность их деятельности при длительных умственных нагрузках.
- Низкие показатель произвольного внимания
- Трудности в планировании своих действий
- Трудности при анализе условий, поиске способов и средств в решении задач
- Не сформирован контроль за деятельностью
- Трудности в распределении между речью и практическими действиями
- Снижение в процессе работы
- Неустойчивость внимания
СЛАЙД № 9
Особенности памяти при речевых нарушениях
Память – следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Память формирует содержательное в психике, опыт личности и ее «Я». Без памяти невозможно обучение.
- Снижен уровень слуховой памяти
- Снежен уровень зрительной памяти
- Низкий уровень отсроченного воспроизведения
- Низкий уровень продуктивного запоминания
- Относительная сохранность смыслового, логического запоминания
П.П. Блонский провел исследование состояния памяти разной модальности у дошкольников с нарушением речи и у их сверстников без нарушений речи. В обеих группах детей подтверждается общая закономерность, установленная П.П. Блонским: наилучшим образом развита моторная память, а хуже всего слуховая.
У данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными
СЛАЙД № 10
Особенности мышления при речевых нарушениях
Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно и опосредовано, устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями.
- Снижен уровень наглядно – образного мышления
- Низкий уровень таких операций как: анализ, синтез, сравнение, классификация, исключение лишнего понятия, умозаключение
- возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений
- дети с общим недоразвитием речи отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.
Исследования ученых показывают, что дошкольники с нарушением речи характеризуются более или менее развитым наглядно-действенным мышлением и отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления.
СЛАЙД № 11
Особенности воображения при речевых нарушениях
Воображение – это форма опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятия и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Если восприятие обращено к настоящему, память к прошлому, то воображение – к будущему.
- Низкий уровень общих сведений об окружающем мире
- Снижен уровень познавательных интересов
- Отсутствие целенаправленности в деятельности
- Сложность в создании воображаемой ситуации
- Низкий уровень развития игровой деятельности
- Низкий уровень развития
творческой деятельности
В.П. Глухов исследовал воображение у детей с нарушением речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Проведенные эксперименты позволили выявить специфические особенности воображения у детей данной категории: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.
СЛАЙД № 12
Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются:
- Недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы
- Недостаточная концентрация и устойчивость внимания
- Низкий уровень развития моторики
- Отсутствие интереса к обучению
- Снижен объема памяти
- Трудностям в овладении письмом и грамотой
- Снижен уровень счетных операций
- Снижен уровень логического мышления
ВЫВОД
Учителю – логопеду и педагогам важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Таким образом, учитель – логопед и педагог может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими нарушениями. Знание психологии помогает учителю - логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать связь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом.
Дисгармоничный характер познавательного и речевого развития детей с нарушением речи определяет необходимость целенаправленного изучения состояния их когнитивных функций. А именно выявление соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта для выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-логопедических задач.
Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.
Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...
Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.
Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...
"Развитие познавательной деятельности у детей с нарушениями речи"
Презентация и пояснение к презентации...
Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"
quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...
Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"
Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...