Использование режимных моментов как средство правильной речи у детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование режимных моментов как средство правильной речи у детей младшего дошкольного возраста
Возраст 3-4 лет является сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для формирования активной речи детей. Словарь детей формируется прежде всего в тех видах деятельности, которые являются ведущими, а именно предметная деятельность и игровая. В этих видах деятельности прежде всего усваиваются существительные и глаголы. Это в большей степени и составляет активный словарный запас ребенка, но, к сожалению, здесь ребенок, на мой взгляд, не получает должного образца правильной речи, и слабо формируется речевой этикет. Поэтому, я считаю, что именно режимные моменты, где воспитателю отводится ведущая роль, и помогают ребенку усвоить элементы речевого этикета протокольного обращения и тем самым обогащают словарь ребенка и воспитывают в нем навыки культуры поведения. Поэтому мною во все режимные моменты, начиная с утреннего приема и до вечера были подобраны и включены в режим детского сада: потешки, чистоговорки, загадки, пальчиковые игры, потому что психологами замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действует на развитие детей.
Последние исследования доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Свою работу по данной проблеме я начала с того, что подобрала стихотворный и фольклорный материал буквально на все режимные моменты. Больше всего материала оказалось по таким режимным моментам, как умывание, утренняя зарядка, пальчиковые игры:
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги вправо, брызги влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
Утренняя зарядка:
- Хомка-хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает
Щечки моет, лапки трет
И выходит на зарядку
Раз, два, три,
Хомка хочет сильным стать
- Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
А речевой материал, сопровождающий ребенка при приеме пищи, одевании, раздевании, укладывании на сон, мне пришлось придумывать самой:
Час обеда подошел,
Деткам всем пора за стол.
Раз, два,
Три, четыре!
Кто шагает дружно в ряд?
Группа маленьких ребят!
А куда же мы идем?
В физкультурный зал идем
Поиграем там с мячом!
В музыкальный зал идем
Там станцуем и споем.
Свою работу я веду в двух направлениях – это развитие словарного запаса ребенка и речевого этикета. Под речевым этикетом понимается принятые в обществе нормы речевого поведения. В дошкольном детстве наиболее существенным способом развития речевого этикета считается прием «поглаживания». К нему относятся следующие вопросы: «Как Ваше здоровье?», «Как Ваше настроение?», «Я рад(а) тебя видеть. Как ты себя чувствуешь?».
Второе направление связано с формированием словаря ребенка. Под словарным запасом понимается то количество слов, которое ребенок понимает и использует в активной речи. Активный словарный запас для детей нашего возраста достигает 1500 – 2000 слов. Под пассивным словарем понимается понятийная речь ребенка, т.е. ребенок знает и понимает смысл данного слова, но в активной речи его еще не употребляет.
Художественное слово способствует развитию и образной речи, так как дети постоянно учатся сравнивать строить и находить причинно-следственные связи, что способствует у них развитию памяти, внимания и образного мышления. С этой целью я использую игры, развивающие слуховое внимание и восприятие.
Данной проблемой я занимаюсь с сентября 20011г., когда приняла вторую младшую группу. За это время я систематизировала весь подобранный мною материал и распределила его в соответствии с режимным моментом.
При детских конфликтах помогает юмор:
* * *
Петушился – петушился
Забияка-петушок.
Забияке где-то в драке
Оторвали гребешок.
* * *
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться
Можно перышек лишиться.
* * *
Кто бросает вещи в беспорядке,
С тем они потом играют в прятки.
* * *
Колокольчик весело звенит
Всех ребят на сбор зовет.
* * *
Собрались ребятки в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за ручки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».
«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...
Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"
"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...
«Важнейшие условия формирования правильной речи у детей младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание«Важнейшие условия формирования правильной речи у детей младшего дошкольного возраста» Цель: • Ознакомление родителей с важнейшими условиями формирования правильной речи...
Использование логопедической ритмики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок до...
Буклет "Использование координационной лестницы как средство развития двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста"
Детям необходимо осваивать технику движений, точно использовать двигательные навыки и умения в игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия. Именно поэтому необходимо развивать дв...
Формирование грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста
Презентация для круглого стола....
Использование теневого театра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие речи у дошкольников старшего возраста через использование в деятельности теневого театраЗадачи:1. Сделать дидактическое пособие «Теневой театр» и познакомить детей с н...