Проект "По дорогам сказок Чуковского"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Веселова Марина Валерьевна

Разработанный мной проект развивает коммуникативные способности детей  дошкольного возраста, развивает свзную речь, памть ,развивает творческие способности детей при драматизации отрывков из произведений Чуковского, которые знают и любят практически все дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_chukovskomu_veselova.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеёк»

                                        Проект         

 Тема проекта: «Развитие коммуникативных способностей воспитанников посредством интеграции различных видов деятельности через использование проектной деятельности»

 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель гр.№7 Веселова М.В., педагог по изодеятельности Волкова Г.В., музыкаль-ный руководитель Болбина О.Г., родители.

По количеству участников: подгрупповой

По продолжительности: краткосрочный (с 1.04.14г. -  14.04.14г.)

Авторы проекта: воспитатель гр.№7 Веселова М.В.

Тип проекта: творческо – познавательный

Итоговый продукт: викторина «Путешествие по дорогам сказок К.И.Чуковского»

Актуальность проекта          

Актуальность.  Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И.Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм его произведений. Реализация данного проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К.И.Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

В его сказках всегда добро побеждает зло, которое вредит людям и животным,  всегда находятся герои, победившие зло или перевоспитавшие главного злодея сказки. Через ознакомление с произведениями К.И.Чуковского можно познакомить детей с миром животных, профессиями людей, пользой умывания и закаливания, способствовать формированию  навыков справедливости, добра, дружбы, понимания. Произведения К.И.Чуковского очень веселые, добрые, понятные для понимания и легкие для запоминания. Дети хорошо запоминают тексты, ритмично произносят их, драматизируют сказки. Это способствует развитию речевого аппарата, словарного запаса, развитию дикции, фонематического слуха у детей, уверенности в себе. Прово-димая работа с детьми в нашей группе показала, что дети недостаточно знают сказки и мало кто знает имена детских писателей.  Именно это и послужило поводом к написанию данного проекта и работе над ним.

Цель: приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.

Задачи:

1. Посредством произведений К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попав-шим в беду.

2. Способствовать развитию связной (диалогической и монологической) речи, умение давать развёрнутые ответы, работать в подгруппе, договари-ваться, прислушиваться к мнению своих товарищей, обогащать словарный запас детей.

3. Развивать творческие способности детей при драматизации отрывков из произведений писателя, при разукрашивании раскрасок, а также во время рисования отдельных эпизодов или героев из сказок.

4. Формирование у детей устойчивого интереса к чтению художественных произведений, развитие познавательного интереса, любознательности.

5. На примере сказок Чуковского способствовать развитию  физических качеств: ловкости, выносливости, выдержки, терпения, уверенности в своих силах.

Ожидаемый результат:

Для детей:

    - Научит узнавать портрет писателя К.И.Чуковского.

    - Знать и узнавать его произведения.

- Поможет в организации в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского.

- Сформирует культуру общения, расширит словарный запас детей.

- Вызовет у дошкольников желание обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.

Для родителей:

 - Поможет родителям повысить уровень компетенции по вопросу эффективности  использования произведений художественной литературы в воспитании детей.

 - Повысит интерес родителей к семейному чтению литературных произведений.

Для сотрудников:

Моим опытом могут воспользоваться коллеги, сотрудники детского сада.

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Сбор литературы-произведений К.И.Чуковского, разработка конспектов НОД.

Последняя неделя марта

Педагог группы Веселова М.В.

Создание условий в группе для реализации проекта (предметно-развивающая среда)

Последняя неделя марта

Педагог группы Веселова М.В.

Опрос родителей о чтении дома детям книг писателя

Последняя неделя марта

Педагог группы Веселова М.В.

Беседа с детьми «Что мы знаем о К.И.Чуковском?» (модель трёх вопросов)

Последняя неделя марта

Педагог группы Веселова М.В.

2 этап основной:

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Знакомство детей с биографией К.И.Чуковского.

1.04

2

Знакомство детей с произведениями  К. И. Чуковского (сказки, стихи, песенки)

1 – 6.04

Педагог группы

3

Загадывание детям загадок Чуковского.

 1 - 2.04

Педагог группы

4

Мастер-класс с родителями «Книга своими руками!»

4.04

Педагог группы

5

Проведение “стиховых” игр по произведениям К.Чуковского (воспитатель произносит начальные строки, а дети продолжают поэтическую строфу).

С 7 по9.04

Педагог группы

6

Проведение акции «Подари книгу группе»

С 1 по 18.04

Педагог группы

7

Викторина «По дорогам сказок Чуковского»

17 – 18.04

Педагог группы

8

Выставка детских работ “Мой любимый литературный герой из произведений К.Чуковского”

14 – 15.04

Педагог группы

9

Организация фотовыставки "Мы знакомимся с   творчеством К.Чуковского".

 

15- 16.04

Педагог группы

10

НОД «Федорины помощники»

15.04

Педагог группы

11

 Совместное рассказывание сказок (воспитатель и дети) “Сказки дедушки Корнея”

16 – 17.04

Педагог группы

12

Творческая мастерская: “Посуда бабушки Федоры” (украшение посуды в совместной деятельности с детьми)

14 – 15.04

Педагог группы

13

 Консультация для родителей «Путь в страну книг. От слушателя к читателю»

14.04

Педагог группы

14

Беседа «Мойдодыр»(о необходимости соблюдения к/г навыков); беседа «Сове-ты Айболита»( о пользе физических упра-жнений и закаливания)

5 – 6.04

Педагог группы

15

 Физкультминутка « Муха – цокотуха», пальчиковая гимнастика «Федорино горе»

7 – 8.04

Педагог группы

16

Презентация проекта сотрудникам

Май

Педагог группы

17

Представление опыта по проекту на педсовете

Май

 Педагог группы

                                                   3 этап:

Продукты детской деятельности

Сроки

Ответственные

Викторина «Путешествие по дорогам сказок Чуковс-кого»

17 – 18.04.14г.

Педагог группы- Веселова М.В.

Создание альбома детских работ «Сказки дедушки Корнея»

В течение проекта

Педагог группы- Веселова М.В.

Практическая мастерская «Посуда бабушки Федоры»

В течение проекта

Педагог группы – Веселова М.В.

Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой» (по сказкам К.И.Чу-ковского)

В течение проекта

Педагог группы – Веселова М.В.

Проблема: «Что сделать, чтобы мне понравилось знакомиться с книгами?»

Модель трёх вопросов:

Что я знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Дети знают некоторые ска-зки Чуковского,знают 2-3 героев сказок.

Дети хотят узнать как мож-но больше произведений писателя, узнать о жизни и творчестве его, хотят узна-вать сказки Чуковского среди других.

Чтение сказок Чуковского, д/и по произведениям, игры по коммуникации, беседы, викторины, НОД.

Паутинка по проекту:

Образовательная область

Совместная деятельность

Физическое развитие

Физическая культура

Физкультминутка «Муха – цокотуха», пальчиковая игра «Федорино горе»

Подвижные игры  

Здоровье

 Беседа на тему"Мойдодыр"(о необходимости использования к/г навыков), «Советы Айболита»(о пользе физических упражнений и закаливания)

Познавательно-речевое развитие

Познание

Игры "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", «Перепутанные книжки". Отгадывание загадок К. И. Чуковского.  презентации по мотивам произведений К. И. Чуковского "В Гостях у дедушки Корнея"; "Путешествие по дорогам сказок К. И. Чуковского" (викторина).

Коммуникация

Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского. Игра "Расскажи, что видишь на картинке", "Доскажи словечко" Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского. Беседа по сказкам.

Чтение художественной литературы

Чтение стихов и сказок К. И. Чуковского. Драматизация сюжетов знакомых сказок. Заучивание стихов, отрывков из сказок.

Социально-личностное развитие

Социализация

Игры на основе сюжетов сказок и стихов

Труд

Наведение порядка в книжном уголке, ремонт книг

Безопасность

Правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского.

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Музыка                                      

 Лепка героев сказки "Муха-Цокотуха" (коллективная работа) из пластилина. Рисование на тему "Герои сказок Чуковского», изготовление альбома «Сказки дедушки Корнея»

Разучивание пляски «Муха с комаром»

Итоговое мероприятие: Викторина «Путешествие по дорогам сказок Чуковского»

Результативность проекта:

В ходе реализации проекта у детей сформировались навыки работы с литературой: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, отмечена динамика роста в речевом развитии, активизировано использование литературного опыта в творческой деятельности, повысился интерес к книге.

Развивающая предметная среда группы пополнилась книгами, сделанными своими руками, а также атрибутами для театрализованной деятельности и с-р игры «Библиотека».

Укрепились и усовершенствовались партнерские взаимоотношения семьи и детского сада, детей и родителей. Все участники проекта получили позитивные эмоции, радость от совместной деятельности.

Направления деятельности:

Деятельность

Содержание

1.

Работа с детьми.

  1. Чтение произведений К.И.Чуковского
    2.    Проведение викторин.
    3.    Просмотр видеофильмов по сказкам К.И.Чуковского Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Бармалей».
    4.   Знакомство с творчеством писателя.
    5.    Беседы с детьми по прочитанным произведениям.
    6.    Инсценировка сказки К.И.Чуковского «Телефон»
    7.   Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов к обыгрыванию произведений.

2.

Работа с родителями.

 

  1. Организация библиотечки творчества К.И. Чуковского через акцию «Подари книгу группе»;

2. Консультация для родителей: “Путь в страну книг. От слушателя к читателю”.

3.  Привлечение родителей к оформлению книжных уголков,  посвящённых творчеству К.И.Чуковского.

4. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов к обыгрыванию произведений;

     5.    Консультативно-просветительская работа.                                            Участие в совместной деятельности.

Результативность проекта:

В ходе реализации проекта у детей сформировались навыки работы с литературой: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, отмечена динамика роста в речевом развитии, активизировано использование литературного опыта в творческой деятельности, повысился интерес к книге.

Развивающая предметная среда группы пополнилась книгами, сделанными своими руками, также книгами, подаренными родителями и атрибутами для театрализованной деятельности и с-р игры «Библиотека».

Укрепились и усовершенствовались партнерские взаимоотношения семьи и детского сада, детей и родителей. Все участники проекта получили позитивные эмоции, радость от совместной деятельности.

Итоговый результат:

  1.    Включение детей  группы в творческую деятельность;

  2.   Создание  книжки-самоделки детьми и родителями в совместной деятельности;

  3.   Активное проявление интереса у детей  к  творчеству К. И.Чуковского;

  1. Умение детей интонационно выделять речь тех или иных персонажей в театрализованных постановках;
  2. Решение детьми спорных  вопросов или проблем, улаживание конфликтов с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Список литературы:

  1. Кутявина С.В. «Поурочные разработки по внеклассному чтению 1 класс» - М: Вако,2009.
  2. Попова И.Н., Соколинская Г.К. «Социальное проектирование: педагогический практикум» - Владимир, 2011г.
  3. Сухаревская Е. «Проекты и исследования», газета «Начальная школа» №5, 2008г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеёк»

Конспект НОД: итоговое мероприятие по проекту «Развитие коммуника-тивных способностей воспитанников через интеграцию различных видов деятельности посредством проектной деятельности»

Викторина: «Путешествие по дорогам сказок Чуковского»

                                                                             

   

                                                                                Воспитатель гр.№7 Веселова М.В.

                                                  Городской округ г.Выкса 2014г. 

Викторина: «Путешествие по дорогам сказок Чуковского»

Программное содержание:

  1. Закрепление знаний детьми сказок К.И.Чуковского.
  2. Развитие речевой активности детей, умение отвечать на воп-росы полным предложением, умение слушать друг друга.
  3. Развитие технических умений детей во время аппликации: умение пользоваться кистью, клеем, салфетками.

 4.  Воспитание у детей добрых чувств, желание прийти на помощь, выручить из беды.

 

Воспитатель: – В этом году юбилей русского писателя – сказочника К.И. Чуковского (на мультимедиа –портрет К.И.Чуковского). Мы с вами прочитали много его произведений, познакомились с творчеством. Корнея Ивановича давно уже нет с нами, но сказки его продолжают жить и сегодня. Их любят ваши мамы, папы ,бабушки и дедушки. Да и вы их тоже любите.

Воспитатель: - Сегодня нам в группу пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно? Правильно, оно от бабушки Федоры из сказки «Федорино горе». Она просит у вас помощи. Пишет, что в сказочной стране случился переполох. Все сказки перепутались. Может быть ребята помогут навести порядок в стране сказок? (ответы детей).Ещё здесь лежит листок с задания-ми.

- Наше путешествие на помощь сказкам К.И.Чуковского начинается.

- Предлагаю вам закрыть глаза и посчитать до 10 (дети считают). Открывайте глаза, вот мы и попали в сказочную страну сказок Чуковского. Вот это волшебный экран. Давайте поиграем в игру «Вспомни сказку».

1 задание – «Вспомни сказку»

- Потерялись  слова и целые строчки из сказок Дедушки Корнея. Если их не вернуть,  сказки могут исчезнуть навсегда.

Итак, я буду читать знакомые строчки из сказок, а вы постарайтесь продолжить…(дети договаривают строки из сказок и говорят название сказки, а затем на мульти-медиа высвечивается картинка из сказки и дети  понимают – угадали они или нет). Предлагаю вам сесть на стулья, чтобы вам было удобно.    

1.«Ох, нелегкая эта работа…» (из болота тащить бегемота). «Телефон».

 2.«Всех излечит, исцелит…» (Добрый доктор Айболит) «Айболит»

3.«Ехали медведи на велосипеде...» (а за ними кот задом наперед)

«Тараканище»

4.«И сейчас же брюки, брюки…» (так и прыгнули мне в руки)

«Мойдодыр»

 

5.«Только заинька был паинька…» (под кусточком лежал и по-заячьи лопотал) «Путаница»

6.«Скачет сито по полям…» (а корыто по лугам) «Федорино горе»

7. «Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул заинька в окно … (стало заиньке темно) «Краденое солнце»

- Молодцы, ребята! Ну вот, теперь все  сказки на своих местах.

Воспитатель -  Наше путешествие продолжается. Давайте посмотрим куда дальше показывает стрелка.

 2 задание - «Потерянная страница»

(На мольберте висят картинки, обратной стороной)

- Ребята, как вы думаете, что это?(ответы)

- Правильно, это страницы из книг, они потерялись.

- Помогите   определить, из какой сказки потерялась страница.

Надо внимательно посмотреть на картинку и ее основных персонажей и ответить, как называется эта сказка, назвать персонажей сказки. («Мой-додыр» и «Телефон»)

-Молодцы, ребята, вы правильно угадали названия сказок и страницы вернулись в свои книги. Давайте дальше посмотрим, куда же показывает    стрелка.

3 задание « Волшебная корзинка»

- Давайте сядем на стулья и поиграем в игру «Волшебная корзинка» (дети садятся на стулья)

- В корзинке находятся вещи. Они принадлежат разным героям. А наша задача определить, кому принадлежит предмет.

1.Воздушный шарик

«ехали медведи на велосипеде А за ним комарики на воздушном  шарике.» на чем ехали комарики в сказке «Тараканище»?

2.Подушка

«И подушка, как лягушка ускакала от меня.» (мальчику из «Мойдодыра»)

3.Мыло

«Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса…» (мальчику из «Мойдодыра»)

4.Блюдце

«А за ними блюдца, вдоль по улице несутся» (убегают от Федоры)

  5.Монетка

«Муха по полю пошла, муха денежку нашла.» (мухе из сказки «Муха –цокотуха»)

6. Телефон

«У меня зазвонил телефон…» (дяденьке из сказки «Телефон»)

7. Термометр «И ставит им градусник…» (Айболиту из сказки «Айболит»)

8.Перчатки «А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? (зайчаткам из сказки «Телефон»)  

9. Мочалка (И мочалку словно галку проглотил) крокодил проглотил  мочалку в сказке «Мойдодыр»

10. Банка варенья.

«Бабочка – красавица, кушайте варенье! Или вам не нравится наше уго-щенье?» Муха-цокотуха угощала Бабочку вареньем.

Ребята, а почему Муха-цокотуха угощала Бабочку? (ответы детей). Правильно,у них был праздник. А что делают на празднике? (поют, тан-цуют, играют).

4 задание «Музыкальная»

 И я вам тоже предлагаю подвигаться и поиграть на свистульках! Вы хотите? (ответы детей)

( Слышится звук свистульки) Посмотрите, свистульки лежат и сами к нам в руки просятся!

 (музыкальная деятельность детей – игра на свистульках- р/н мелодия «Барыня»).

- А теперь, ребята нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и опять посчитаем до 10 (дети считают). После этого дети остаются   на ковре.

Входит бабушка Федора.

Входит Федорушка, плачет:

Федора: Ой, бедная я, бедная!!! (плачет)

Воспитатель:Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?

Федора: - А вот послушайте:

Села бы я за  стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе мне,

Горе!

Воспитатель: Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка? («Федорино горе»). Давайте расскажем ей что делать, чтобы справиться с этой бедой.

Коммуникативно – дидактическая игра «Советы Федоре по уборке дома» (проводит Федора. Дети встают в круг, Федора в центре. Она даёт им горшочек, а дети по очереди говорят советы и «складывают» их в горшочек. Затем она хвалит детей за полезные советы.

Федора:

  «Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем бабушке Федоре и украсим посуду.

 «Поможем бабушке Федоре – « Украшение  посуды » (техника Декупаж)

- Ребята, давайте подойдём к столам и встанем поудобнее. Посмотрите, что у нас на столах? (тарелки, салфетки, клей). Вы хотите украсить тарелки? (да). Тогда можете приступать к работе. Только я вам хочу напомнить, что сначала нужно намазать тарелку клеем (дно и немного бока), а затем акку-ратно приложить салфетку. Далее тряпочной салфеткой промокнуть её, чтобы не осталось пузырей воздуха. Бабушка Федора, а наши ребята не только любят и умеют трудиться, но и знают пословицы о труде и дружбе. Хочешь послушать? (чтение пословиц детьми).

Пословицы о труде и дружбе:

  1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
  2. Труд кормит, а лень портит.
  3. Красно дерево плодами, а человек трудами.
  4. Делу время, потехе час.
  5. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  6. Друзья познаются в беде.
  7. Сам пропадай, а товарища выручай.

По окончании работы дети дарят Федоре украшенную посуду.

Федора: - А теперь подойдите все ко мне. (дети встают свободно на ковре, проводится анализ занятия)

Анализ викторины:

Федора: - Вы письмо от меня получали?

- И в каких же вы сказках побывали? (ответы детей)

- А что же вы там делали? (ответы детей)

Федора: Спасибо вам, ребята, что вы навели порядок в сказочной стране и  научили меня уму-разуму, да ещё и посуду мне подарили. Вы мне очень помогли!

Дети прощаются с Федорой и с гостями и уходят.

 

 

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по теме"Дорогами сказок К.Чуковского"

- Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;- Развивать творческую инициативу, и...

«Дорогами сказок К. И. Чуковского»

Методическая разработка НОД по познавательному развитию предназначен  для детей подготовительного  возраста. Является частью педагогического процесса , приоритетная область- чтение худ...

Литературная викторина: "Дорогами сказок К.Чуковского"

Цель:- Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;-Развивать творческую инициатив...

Досуг Для детей среднего дошкольного возраста (Игра-викторина «Дорогами сказок К.И. Чуковского»)

Досуг Для детей среднего дошкольного возраста (Игра-викторина «Дорогами сказок К.И. Чуковского»)...