Звуковая культура речи как составная часть общей речевой культуры
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Рекомендации воспитателям для работы по воспитанию звуковой культуры речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Звуковая культура речи как составная часть общей речевой культуры.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.
Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Особую важность представляет развитие речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды, как неотъемлемых условий своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
В связи с этим, реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты - фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Утренняя гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателей и специалистов заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).
Развитие восприятия речи
Восприятие речи, овладение ее звуковой стороной полностью зависят от сформированности и развития слуха,(физического и речевого)
Физический слух — это способность слышать окружающие звуки.
Речевой слух - это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, то есть узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой.
Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.
Развитие речедвигательного аппарата и формирование произносительной стороны речи
В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).
Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков. Под артикуляцией понимается деятельность органов речи — языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти — в процессе воспроизведения звуков.
Формирование произносительной стороны речи неразрывно связано с развитие речевого дыхания.
Речевое дыхание — это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса.
Основной целью воспитателя является воспитание звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Логопед же осуществляет исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.
К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок должен научиться произносить все звуки в разных позициях и сочетаниях, четко дифференцировать их в произношении и на слух, то есть отличать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Все программы для ДОУ предполагают перечень задач по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников по всем возрастным группам.
Задачами по формированию звуковой культуры речи детей 2 младшей группы являются:
Учить детей внятно произносить в словах гласные ([а], [у], [и], [о], [э]) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: [м]; [н]; [п] - [б]; [ф] - [в].
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Задачами по формированию звуковой культуры речи детей средней группы являются:
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Учить детей внятно произносить в словах гласный [ы] и согласные звуки в следующей последовательности: [н]; [т] - [д]; [к] - [г]; [х]. Отрабатывать произношение свистящих звуков [с] - [с']; [з] - [з']; [ц].
Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Задачами по формированию звуковой культуры речи детей старшей группы являются:
Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков: йотированные (Я), (Е), (Ё), (Ю); шипящие [ш] - [ж]; [ч']; [щ']; сонорные [л] - [л'], [р] - [р'].
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Задачами по формированию звуковой культуры речи детей подготовительной группы являются:
Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки [с] - [ш]; [з] - [ж]; звонкие – глухие [с] - [з]; [ш] - [ж]; [т] - [д]; сонорные [л] - [р]; твёрдые - мягкие [т] - [т'].
Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Организация и проведение артикуляционной гимнастики
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их - координирована.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить перед едой в течение трех-пяти минут, 2-3 р.в день.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом. Недостаточно только правильно отобрать упражнения, важно научить ребенка правильно их выполнять: отработать чистоту, четкость движений; их плавность, силу, темп; точность движений при смене одного движения другим, что особенно важно при произношении слогов, слов, в спонтанной речи, в процессе общения.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).
Если у ребенка не получается какое-то движение, нужно использовать механическую помощь, например поднять язык за верхние зубы с помощью ватных палочек, конца ручки ложечки, пальца. Ребенок не всегда точно ощущает, где должен находиться в данный момент его язык.
Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.
На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15—20, а при условии коротких перерывов — и более.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным.
Автоматизация любого навыка требует систематического повторения. Чтобы не пропал интерес к выполняемой работе, гимнастика не должна проводиться шаблонно, скучно; необходимо создать благоприятные условия, положительный эмоциональный настрой, вызывать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Педагог также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов. Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Литература
Бородич A.M. Методика развития речи детей. — М., 1981. (Раздел «Воспитание звуковой культуры реч
Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи./В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина.— М., 1984.
Федоренко Л. П., Фомичева Г.А., Лотарев В. К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.. 1964. (Раздел «Воспитание звуковой культуры речи».)
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-119661-1665759260.jpg)
Детский фольклор как составная часть традиционной народной культуры
Полноценное развитие современного гобщества трудно представить без определенных культурных ценностей, среди которых большое значение имеют народные традиции. Помимо эстетического, нравственного, социа...
Проект: "Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием речевых игр"
Участники проекта дети старшей логопедической группы. Цель проекта: воспитание культуры речиу дошкольниковс помощью речевых игр. Ведение коррекционной работы, которая помогла бы преодолеть речевое нед...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/20/picture-945264-1561038575.jpg)
Консультация для воспитателей "Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры».
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/05/picture-938019-1501930147.png)
"Речевая культура речи. Знакомство со звуком Ж "
Конспект занятия по развитию речи " В гости к ежику" (средняя группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/22/picture-568856-1421944571.jpg)
Тренинговое занятие для педагогов на тему: "Культура речи педагога,как фактор развития речевой коммуникации детей"
Методическая разработка учителя-логопедаДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/28/picture-1259928-1595933975.jpg)
Конспект НОД по теме «Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]»( ОО Речевое развитие)
Конспект НОДпо теме «Звуковая культура речи: звуки [б], [б’]»( ОО Речевое развитие)Занятие во второй младшей группе (воспитатель группы: Ушнурцева Анна Анатольевна )Цель:...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1276258-1602604576.jpg)
Звуковая культура речи как составная часть речевой культуры
laquo;Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать» ...