"Сказка в формировании логических операций у младших дошкольников"
проект по математике (младшая группа) по теме

Кабанова Тамара Сергеевна

Педагогический проект по работе с формированием логических операций средствами художественной литературы и фольклора для детей 3-4 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказка как средство формирования логических операций у младших дошкольников».

Автор проекта:

Кабанова Тамара Сергеевна,

Воспитатель МБДОУ Детский сад №30

Г. Красноуральск Свердловской области

Одной из доступных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста является работа со сказкой. В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.

Сказка способствует развитию детей во всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т.п. Малыши расширяют  свой кругозор, черпают из них множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира.  В сказках дети  впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло.

           Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения.          Таким образом, особенно остро рассматриваемый вопрос должен стоять при разработке различных технологий использования сказок в работе с ребенком. Данный педагогический проект позволяет рассмотреть сказку как средство формирования логических операций у младших дошкольников.

Цель проекта – формирование логических операций у младших дошкольников средствами сказки.

Задачи проекта:

- Формировать у детей умения анализировать, синтезировать, умения абстрагирования, сравнения, обобщения, а также логические операции «не», «и», «или».

- Развивать умение строить умозаключения по образцу педагога и самостоятельно

- Способствовать развитию психических процессов детей: память, внимание, восприятие, воображение

- Пополнять и активизировать словарь детей

- Прививать интерес родителей к самостоятельным занятиям с детьми по формированию логических операций средствами сказки

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, педагоги и родители.

           Ожидаемые результаты:

- создание картотеки сказок, тематического плана с их использованием для работы  по формированию логических операций у младших дошкольников;     - проект, направленный на формирование логических операций, приведет к расширению словарного запаса и формированию связного высказывания, привитию любви к людям, книгам, окружающему миру,  социально – эмоциональному развитию детей.

Эффективность программы будет оцениваться посредством анализа итоговой диагностики в сравнении с результатами стартовой диагностики (теми знаниями и умениями, с которыми ребенок обладал в начале проекта).

Этапы работы.

Подготовительный этап:

- Выбор темы проекта.

- Создание группы для реализации проекта.

- Определение цели и задачи.

- Составление плана работы.

- Посещение открытых занятий коллег по тематике проекта

- Подбор методической литературы (для педагога), соответствующих программе и возрастным особенностям сказок (для детей).

- Изготовление атрибутов для дидактических игр (карточки, кукольный театр, конструктор деревянный, пластмассовый, ленточки, и т.д.)

- Проведение диагностики с целью определения уровня сформированности логических операций у детей экспериментальной группы

Практический  этап.

На уровне детей:

- Чтение сказок с детьми на занятиях и в свободное время

- Использование тематического планирования по формированию логических операций (см. Приложение 1)

- Проведение промежуточной диагностики

Для родителей.

- Проведение мастер – классов и открытых занятий для родителей по тематике проекта

- Индивидуальные консультации  родителям

Заключительный этап.

- Итоговая диагностика экспериментальной группы

- Проведение итогового открытого занятия для родителей и педагогов

- Выступление на педагогических советах, городских педагогических чтениях с презентацией проекта

- Публикация картотеки сказок в СМИ.

Картотека сказок:

  1. «Волк и козлята», обр. А.Н.Толстого.
  2. «Гуси – лебеди», обр. М.Булатова
  3. «Заюшкина избушка», р.н.с.
  4. «Колобок», обр. К.Ушинского.
  5. «Маша и медведь», обр. М.Булатова
  6. «Рукавичка» (укр.), обр. Е.Благининой
  7. «Теремок», обр. Е.Чарушина.
  8. «Три медведя», пер. с англ. Л.Н.Толстого
  9. «Три поросёнка», пер. в англ. С.Михалкова.
  10.  «Репка», р.н.с

Примерные задания для детей.

Тема занятия

Программное содержание

Игровые упражнения, направленные на развитие логических операций

«Колобок», обр. К.Ушинского.

- познакомить со сказкой «Колобок»

- учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию

- учить чётко произносить слова и короткие фразы

- развивать слуховое восприятие

- приучать внимательно рассматривать рисунки в книгах, объясняя содержание иллюстраций

- развивать диалогическую речь

- «Выберите героя, который в сказке не встречается» (из представленных героев выбрать лишнего) – анализ, конкретизация.

- «Новая сказка. Сегодня в гости к нам пришли персонажи из разных сказок. Чтобы не было обидно другим, давайте придумаем новую сказку, задействуя всех героев» (сочинение новой сказки) – синтез, конкретизация.

- «Я – Колобок. Я похож на…?» (дать характеристику Колобку, сравнивая с другими предметами. Но сравнивая Колобка  с арбузом, говорим, что Колобок НЕзелёный; сравнивая с ёжиком – Неколючий, и т.д..) - анализ, сравнение, умозаключения (использование частицы НЕ).

- «Если я волк, то я… » (описать действия, соответствующие персонажу сказки. Например, если я заяц, то я прыгаю, бегаю, грызу морковку, и т.д.) – строить умозаключения, анализ, сравнение.

«Три медведя», пер. с англ. Л. Н. Толстого

- учить детей слушать новые сказки, следить за развитием действия, понимать содержание, сопереживать героям сказки

- учить отвечать на вопросы по содержанию сказки

- воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу

- упражнять в согласовании притяжательных местоимение с существительными и прилагательными

- «Постройте, пожалуйста, для медведей кроватки. Чем они будут отличатся?» (детям предлагается изготовить из кубиков медведям кровати, учитывая рост персонажей  и расположить их от маленького – к большому) – анализ, сравнение, установление взаимно – однозначного соответствия.

- «Если я Мишутка, то я… » (описать действия, соответствующие персонажу сказки. Например, если я Мишутка, то я играю, ем из маленькой тарелки и т.д.) – строить умозаключения, анализ, сравнение.

- «Отгадай сказку» (перед детьми воспитатель расставляет персонажей сказки. Нужно угадать, какую сказку сейчас будут слушать ребята) – синтез, обобщение

 - «Угадай, кто я?» (Воспитатель задаёт вопрос: «Я сижу на большом стуле, ем из большой тарелки, сплю на самой большой кровати. Кто я?») – анализ, абстрагирование

«Маша и медведь», обр. М.Булатова

- учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действий, понимать содержание

- помочь детям понять скрытый замысел девочки Машеньки (как она хитростью побудила медведя отнести её к бабушке с дедушкой)

- учить отвечать на вопросы по тексту

- воспитывать интерес к русским народным сказкам

- развивать мышление, память, выразительность речи

- «Выберите персонажей для сказки» (при первичном прочтении из предложенных воспитателем игрушек дети выбирают персонажей по названию сказки) – синтез

- «Неправильная сказка» (воспитатель при чтении сказки допускает ошибки. Дети, услышав ошибку, хлопают и топают) – анализ, сравнение, абстрагирование

- «Отгадай сказку» (при повторном прочтении воспитатель выкладывает на стол персонажей сказки, дети отгадывают, какую сказку будут читать) – анализ, конкретизация

«Репка», р.н.с.

- познакомить с р.н.с. «Репка», учить понимать её содержание

- учить отвечать на вопросы

- развивать умение осуществлять сериацию

- «Новая сказка. Чтобы вытянуть репку, нам нужны помощники. Давайте позовём на помощь персонажей из других сказок и расскажем сказку по-новому.» (сочинение новой сказки) – синтез, конкретизация.

- «Угадывание предмета по совершаемым им действиям» (я умею лаять, значит, я …; я умею ловить мышей, значит, я…) – абстрагирование, синтез

- «Угадывание по заданным координатам» (работа с иллюстрацией по сказке, на которой изображены все персонажи. Педагог загадывает: «Я стою между собакой и мышью. Кто я?». Сначала вопрос формулирует педагог, затем – дети по образцу воспитателя)

«Теремок», обр. Е.Чарушина.

- познакомить с р.н.с. «Теремок», учить следить за развитием действия

- учить произносить чётко звуки в звукоподражании, учить употреблять в речи имена существительные, обозначающие детёнышей животных, в форме единственного числа

- вызвать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки

- воспитывать на примере героев произведения готовность вместе трудиться

Эта игра развивает словарный запас  малыша. Задание: рассказать сказку, используя названия не самих животных, а их детёнышей. «Стоит в поле теремочек. Бежит мимо мышонок… кто в теремочке живёт? Я – мышонок, а я лягушонок…» и т.д..

- Сегодня в гости к нам пришли персонажи из разных сказок.

 - Чтобы не было обидно другим персонажам, давайте придумаем новую сказку, задействуя всех героев. Например, новая сказка «Колобок», «Теремок».

Список литературы:

  1. Л.П.Бусырёва, Л.С.Летягина, Ю.С.Кочура. Развивающие игры  математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников (долгосрочный проект). - // «Дошкольная педагогика», октябрь 2011.
  2. Г.Я Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Вторая младшая группа. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2007.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т.В.Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Г.Королёва, А.Миринда. увлекательные множества. - // «Обруч», №4 -2013.
  5. З.А.Михайлова, Е.А.Носова. Логико – математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему. - // «Дошкольная педагогика», октябрь 2011.
  6. Онлайн Библиотека. http://www.koob.ru - Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой.
  7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  8. Г.Фомина. Аукцион пособий. - // «Обруч», №6 – 2013.
  9. www.ruslib.org – Джанни Родари. Грамматика фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-технология по формированию логических приёмов мышления у дошкольников "От простого к сложному"

Здесь представлен план технология по формированию логических приёмов мышления у дошкольников "От простого к сложному" через игры математического содержания для детей от 1 года до 7 лет. Данный материа...

Статья "Особенности формирования логического мышления у старших дошкольников и готовность воспитателей к процессу его развития у детей дошкольного возраста".

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить цель констатирующего эксперимента: выявить влияние подготовленности педагогов к совершенствованию логического мышления на уровень его раз...

Коррекционная работа по формированию логических операций.

Коррекционная работа по формированию логических операций. Формирование сериации.Интеллектуальные операции — это система умственных действий, включающих целый ряд разнообразных логических актов: анали...

Русская народная сказка для формирования нравственных качеств у младших дошкольников

выступление на методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"

Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"...

Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»

Представление опыта работы по формированию   логического   мышления у  старших  дошкольников  в  процессе математического  развития  через использован...

Практикум "Практический опыт по формированию мыслительных операций у старших дошкольников с ЗПР"

Важнейшим составляющим в системе коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР является познавательное развитие, которое заключается в формировании у ребенка различных  способов мы...