"Сказка в формировании логических операций у младших дошкольников"
проект по математике (младшая группа) по теме
Педагогический проект по работе с формированием логических операций средствами художественной литературы и фольклора для детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_sredstvo_formirovaniya_logicheskikh_operatsiy_u_mladshikh_doshkolnikov.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказка как средство формирования логических операций у младших дошкольников».
Автор проекта:
Кабанова Тамара Сергеевна,
Воспитатель МБДОУ Детский сад №30
Г. Красноуральск Свердловской области
Одной из доступных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста является работа со сказкой. В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе.
Сказка способствует развитию детей во всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т.п. Малыши расширяют свой кругозор, черпают из них множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира. В сказках дети впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло.
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. Таким образом, особенно остро рассматриваемый вопрос должен стоять при разработке различных технологий использования сказок в работе с ребенком. Данный педагогический проект позволяет рассмотреть сказку как средство формирования логических операций у младших дошкольников.
Цель проекта – формирование логических операций у младших дошкольников средствами сказки.
Задачи проекта:
- Формировать у детей умения анализировать, синтезировать, умения абстрагирования, сравнения, обобщения, а также логические операции «не», «и», «или».
- Развивать умение строить умозаключения по образцу педагога и самостоятельно
- Способствовать развитию психических процессов детей: память, внимание, восприятие, воображение
- Пополнять и активизировать словарь детей
- Прививать интерес родителей к самостоятельным занятиям с детьми по формированию логических операций средствами сказки
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, педагоги и родители.
Ожидаемые результаты:
- создание картотеки сказок, тематического плана с их использованием для работы по формированию логических операций у младших дошкольников; - проект, направленный на формирование логических операций, приведет к расширению словарного запаса и формированию связного высказывания, привитию любви к людям, книгам, окружающему миру, социально – эмоциональному развитию детей.
Эффективность программы будет оцениваться посредством анализа итоговой диагностики в сравнении с результатами стартовой диагностики (теми знаниями и умениями, с которыми ребенок обладал в начале проекта).
Этапы работы.
Подготовительный этап:
- Выбор темы проекта.
- Создание группы для реализации проекта.
- Определение цели и задачи.
- Составление плана работы.
- Посещение открытых занятий коллег по тематике проекта
- Подбор методической литературы (для педагога), соответствующих программе и возрастным особенностям сказок (для детей).
- Изготовление атрибутов для дидактических игр (карточки, кукольный театр, конструктор деревянный, пластмассовый, ленточки, и т.д.)
- Проведение диагностики с целью определения уровня сформированности логических операций у детей экспериментальной группы
Практический этап.
На уровне детей:
- Чтение сказок с детьми на занятиях и в свободное время
- Использование тематического планирования по формированию логических операций (см. Приложение 1)
- Проведение промежуточной диагностики
Для родителей.
- Проведение мастер – классов и открытых занятий для родителей по тематике проекта
- Индивидуальные консультации родителям
Заключительный этап.
- Итоговая диагностика экспериментальной группы
- Проведение итогового открытого занятия для родителей и педагогов
- Выступление на педагогических советах, городских педагогических чтениях с презентацией проекта
- Публикация картотеки сказок в СМИ.
Картотека сказок:
- «Волк и козлята», обр. А.Н.Толстого.
- «Гуси – лебеди», обр. М.Булатова
- «Заюшкина избушка», р.н.с.
- «Колобок», обр. К.Ушинского.
- «Маша и медведь», обр. М.Булатова
- «Рукавичка» (укр.), обр. Е.Благининой
- «Теремок», обр. Е.Чарушина.
- «Три медведя», пер. с англ. Л.Н.Толстого
- «Три поросёнка», пер. в англ. С.Михалкова.
- «Репка», р.н.с
Примерные задания для детей.
Тема занятия | Программное содержание | Игровые упражнения, направленные на развитие логических операций |
«Колобок», обр. К.Ушинского. | - познакомить со сказкой «Колобок» - учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию - учить чётко произносить слова и короткие фразы - развивать слуховое восприятие - приучать внимательно рассматривать рисунки в книгах, объясняя содержание иллюстраций - развивать диалогическую речь | - «Выберите героя, который в сказке не встречается» (из представленных героев выбрать лишнего) – анализ, конкретизация. - «Новая сказка. Сегодня в гости к нам пришли персонажи из разных сказок. Чтобы не было обидно другим, давайте придумаем новую сказку, задействуя всех героев» (сочинение новой сказки) – синтез, конкретизация. - «Я – Колобок. Я похож на…?» (дать характеристику Колобку, сравнивая с другими предметами. Но сравнивая Колобка с арбузом, говорим, что Колобок НЕзелёный; сравнивая с ёжиком – Неколючий, и т.д..) - анализ, сравнение, умозаключения (использование частицы НЕ). - «Если я волк, то я… » (описать действия, соответствующие персонажу сказки. Например, если я заяц, то я прыгаю, бегаю, грызу морковку, и т.д.) – строить умозаключения, анализ, сравнение. |
«Три медведя», пер. с англ. Л. Н. Толстого | - учить детей слушать новые сказки, следить за развитием действия, понимать содержание, сопереживать героям сказки - учить отвечать на вопросы по содержанию сказки - воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу - упражнять в согласовании притяжательных местоимение с существительными и прилагательными | - «Постройте, пожалуйста, для медведей кроватки. Чем они будут отличатся?» (детям предлагается изготовить из кубиков медведям кровати, учитывая рост персонажей и расположить их от маленького – к большому) – анализ, сравнение, установление взаимно – однозначного соответствия. - «Если я Мишутка, то я… » (описать действия, соответствующие персонажу сказки. Например, если я Мишутка, то я играю, ем из маленькой тарелки и т.д.) – строить умозаключения, анализ, сравнение. - «Отгадай сказку» (перед детьми воспитатель расставляет персонажей сказки. Нужно угадать, какую сказку сейчас будут слушать ребята) – синтез, обобщение - «Угадай, кто я?» (Воспитатель задаёт вопрос: «Я сижу на большом стуле, ем из большой тарелки, сплю на самой большой кровати. Кто я?») – анализ, абстрагирование |
«Маша и медведь», обр. М.Булатова | - учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действий, понимать содержание - помочь детям понять скрытый замысел девочки Машеньки (как она хитростью побудила медведя отнести её к бабушке с дедушкой) - учить отвечать на вопросы по тексту - воспитывать интерес к русским народным сказкам - развивать мышление, память, выразительность речи | - «Выберите персонажей для сказки» (при первичном прочтении из предложенных воспитателем игрушек дети выбирают персонажей по названию сказки) – синтез - «Неправильная сказка» (воспитатель при чтении сказки допускает ошибки. Дети, услышав ошибку, хлопают и топают) – анализ, сравнение, абстрагирование - «Отгадай сказку» (при повторном прочтении воспитатель выкладывает на стол персонажей сказки, дети отгадывают, какую сказку будут читать) – анализ, конкретизация |
- познакомить с р.н.с. «Репка», учить понимать её содержание - учить отвечать на вопросы - развивать умение осуществлять сериацию | - «Новая сказка. Чтобы вытянуть репку, нам нужны помощники. Давайте позовём на помощь персонажей из других сказок и расскажем сказку по-новому.» (сочинение новой сказки) – синтез, конкретизация. - «Угадывание предмета по совершаемым им действиям» (я умею лаять, значит, я …; я умею ловить мышей, значит, я…) – абстрагирование, синтез - «Угадывание по заданным координатам» (работа с иллюстрацией по сказке, на которой изображены все персонажи. Педагог загадывает: «Я стою между собакой и мышью. Кто я?». Сначала вопрос формулирует педагог, затем – дети по образцу воспитателя) | |
«Теремок», обр. Е.Чарушина. | - познакомить с р.н.с. «Теремок», учить следить за развитием действия - учить произносить чётко звуки в звукоподражании, учить употреблять в речи имена существительные, обозначающие детёнышей животных, в форме единственного числа - вызвать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки - воспитывать на примере героев произведения готовность вместе трудиться | Эта игра развивает словарный запас малыша. Задание: рассказать сказку, используя названия не самих животных, а их детёнышей. «Стоит в поле теремочек. Бежит мимо мышонок… кто в теремочке живёт? Я – мышонок, а я лягушонок…» и т.д.. - Сегодня в гости к нам пришли персонажи из разных сказок. - Чтобы не было обидно другим персонажам, давайте придумаем новую сказку, задействуя всех героев. Например, новая сказка «Колобок», «Теремок». |
Список литературы:
- Л.П.Бусырёва, Л.С.Летягина, Ю.С.Кочура. Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников (долгосрочный проект). - // «Дошкольная педагогика», октябрь 2011.
- Г.Я Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Вторая младшая группа. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2007.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т.В.Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Г.Королёва, А.Миринда. увлекательные множества. - // «Обруч», №4 -2013.
- З.А.Михайлова, Е.А.Носова. Логико – математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему. - // «Дошкольная педагогика», октябрь 2011.
- Онлайн Библиотека. http://www.koob.ru - Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Г.Фомина. Аукцион пособий. - // «Обруч», №6 – 2013.
- www.ruslib.org – Джанни Родари. Грамматика фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-технология по формированию логических приёмов мышления у дошкольников "От простого к сложному"
Здесь представлен план технология по формированию логических приёмов мышления у дошкольников "От простого к сложному" через игры математического содержания для детей от 1 года до 7 лет. Данный материа...
Статья "Особенности формирования логического мышления у старших дошкольников и готовность воспитателей к процессу его развития у детей дошкольного возраста".
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить цель констатирующего эксперимента: выявить влияние подготовленности педагогов к совершенствованию логического мышления на уровень его раз...
Коррекционная работа по формированию логических операций.
Коррекционная работа по формированию логических операций. Формирование сериации.Интеллектуальные операции — это система умственных действий, включающих целый ряд разнообразных логических актов: анали...
Русская народная сказка для формирования нравственных качеств у младших дошкольников
выступление на методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста...
Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"
Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"...
Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
Представление опыта работы по формированию логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использован...
Практикум "Практический опыт по формированию мыслительных операций у старших дошкольников с ЗПР"
Важнейшим составляющим в системе коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР является познавательное развитие, которое заключается в формировании у ребенка различных способов мы...