Практикум "Практический опыт по формированию мыслительных операций у старших дошкольников с ЗПР"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Ахмедьянова Надия Масхудовна

Важнейшим составляющим в системе коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР является познавательное развитие, которое заключается в формировании у ребенка различных  способов мыслительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический опыт по формированию мыслительных операций у старших дошкольников с ЗПР

Важнейшим составляющим в системе коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР является познавательное развитие, которое заключается в формировании у ребенка различных способов мыслительной деятельности.

В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно — логическое.

По мнению психологов Л. А. Венгер, Н. Н. Подъякова, период от рождения до поступления в школу является возрастом быстрого физического и психологического развития детей с особыми возможностями здоровья. Они проходят тот же путь развития, что и дети в норме. Однако темпы развития у детей с ограниченными возможностями иные. Формирование возможностей этих детей достигается другими средствами, чем у их сверстников развивающихся в норме. При этом конечные результаты не совпадают с нормой.

Для мышления детей с ЗПР характерно:

1) нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования);

2) снижение активности мыслительных процессов;

3) наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный;

4) неосознанность и хаотичность действий в процессе решения;

5) не критичность мышления;

6) слабая регулирующая роль мышления;

7) низкая мотивация мыслительной деятельности.

Без специально организованного обучения и коррекционной работы с детьми развития мышления не происходит. Эта работа, являясь составной частью подготовки детей к школьному обучению и последующей социализации, строится на следующих принципах:

- доступность материала,

- игровая мотивация заданий,

- концентричность материала,

- повторяемость, индивидуальность, вариативность,

- сочетание наглядности, слова и действия,

- постепенное усложнение практических задач,

- взаимосвязь разных видов детской деятельности: игры, конструирования, изобразительной деятельности,

- включение речи в процесс мышления.

В непосредственную образовательную деятельность включаются задания, направленные на формирование операций мышления: анализ, синтез, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификация. Мышление направлено на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними. Л. С Выготский говорил, что для ребенка раннего возраста мыслить — значит разбираться в видимых связях, а для ребенка дошкольного возраста мыслить — значит разбираться в своих представлениях.

Система коррекционных игр-упражнений, направленных на развитие мыслительных процессов детей с ЗПР, включает в себя:

1. Анализ и синтез

Цель: Способность мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки и объединить части предмета, отдельных (существенных) признаков в единое целое. Анализ и синтез рассматривается как процессы взаимодополняющие друг друга.

Особенности операционной стороны мышления в специальной психологии изучались в плане постепенного перехода ребенка от практических действий с предметами, к мыслительному анализу и синтезу рассматриваемых объектов и явлений. В основе восприятия лежит активный поиск, необходимый для формирования образа предмета. Восприятие, по мнению А. Запорожца — это первый «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления.

Дидактические игры и упражнения: «Волшебный мешочек», «Разрезные картинки», «Собери пирамидку», «Собери из лепестков цветок», «Лепим снеговика», «Сделай целое», «Нарисуй целое», «Сложи свою картинку», «Угадай, о чем рассказала», «Загадки», «Секрет», «Кубики».

2. Сравнение

Цель: Находить общие и различающие признаки.

Еще К. Д. Ушинский оценил сравнение как познавательную операцию и отметил её дидактические возможности использования при обучении.

Сравнивать предмет с другим предметом — это не только называть его свойства, но и создавать о нем представления, понять его, выделять существенные и несущественные признаки.

Чтобы сравнение было наиболее продуктивным, учимдетей сравнивать предметы по наглядному плану с использованием пиктограмм. Обучение сравнению проходит после занятий по формированию видовых и родовых понятий. После занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Посуда» проводим сравнение видовое: чашка красная — синяя, потом сравнение родовое: чайная (чашка) и кастрюля (кухонная)Сравнение проводим на разном материале: на натуральных предметах, на цветных иллюстрациях, черно-белых рисунках.

Последовательность работы:

1).Уточнить понимание понятий: одинаковые, похожие, различные, непохожие и пользоваться ими.

2). Учить анализировать объекты по плану (выделят существенные и несущественные признаки)для предметов: название, форма, величина, цвет, части, назначение; для животных и птиц: название, части тела, покров тела, способ передвижения, пища, образ жизни, приносимая польза.

3). Практическое освоение анализом сравнения с опорой на план, с использованием пиктограмм и вопросам дефектолога;

4). Перенос приема сравнения на новый материал.

Дидактические игры и упражнения: «Помоги поставить по росту», «Новоселье у животных», «Подбери и расставь»,«Чем похожи, чем отличаются»,«Найди такую же»,«Самый непохожий», «Парочки», «Домино», Блоки Дьенеша.

3. Абстрагирование — это процессы мысленного отвлечения, выделения существенных свойств, сторон, черт явления или предмета; отвлечение от одних признаков и выделение других; в процессе абстрагирования создаются мысленные абстракции и понятия, являющиеся формой существования мыслей».

Цель: Уметь наблюдать отдельный признак, абстрагировать его от всех других.

Замещение — это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Важное значение для мышления имеет качество представлений, которое должно характеризоваться необходимой схематизированностью и модельностью. Это означает, что на их основе создаются модели в использовании различных алфавитов кодирования (так называются разные виды знаков) — вербального, графического, образно — двигательного и используются в детской деятельности детей — в игре, рисунке, рассказывании, конструировании. Именно такие схематизированные представления являются наиболее пригодными в умственном плане, то есть для мыслительных процессов.

Широко используются схемы при рассматривании предметов и их частей, составлении рассказов, заучивании стихотворений.в конструировании

Л. Н. Занков отмечал, что правильная организация запоминания облегчает и его припоминание. Детям с ЗПР доступно освоение некоторых приёмов запоминания и припоминание с помощью картинок, разного вида планов в виде простых схем и пиктограмм, моделей. Например, прием использования пиктограмм для запоминания и для припоминания материала в процессе заучивания стихотворений. На первом этапе используются картинки, чтобы детям был понятен образ или действие. В дальнейшем используются цветные пиктограммы, которые рисует сначала педагог , потом совместно с детьми. Это помогает запоминать стихи быстро и воспроизводить их точно.

Детям с ЗПР необходима «знаковая поддержка» мышления, участия слова во внутренним и внешним планах умственной деятельности.

Дидактические игры и упражнения: «Найди пару», «Найди похожие», «Что где растет», «Зверюшки на дорожках», «Разноцветные вагончики» «Замри», игры с использованием схем: рассказы, мозаика, счетные палочки, кубики Никитина и Кооса, игры с использованием заместителей предметов, моделей времен года, частей суток.

4. Обобщение

Цель: Объединять различные объекты по каким-то общим признакам, и оформление в словесной форме результатов процесса сравнения.

Учитывая, что мышление данной категории детей развито слабо, то формирование понятий возможно только на основе неоднократных наблюдений объектов, практических манипуляций с ними, широкого применения наглядности.

Последовательность работы:

- обобщение по картинкам: подобрать предмет, задать вопрос, правильно определить существенные признаки, помочь правильно сформулировать и употребить термины и словесные обороты

- по цвету,

- по форме,

- по величине,

- по функциональным признакам (одежда, обувь и т. д.)

- по родо-видовым отношениям (платье летнее — транспорт воздушный)

- по логическим признакам (живое — неживое, съедобное — несъедобное)

Дидактические игры и упражнение: «Протолкни «все такие», «По грибы», «Кто где живет», «Принеси такие», «Разложи игрушки в свои домики», «Назови одним словом», «Я знаю много названий», «Чудесный кубик».

5. Классификация

Цель: учить выделять существенные (основные) и второстепенные (вспомогательные, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков.

Последовательность работы:

На первом этапе большое внимание уделяется группировке по сенсорным эталонам. С начало учим группировать по образцу по одному признаку, затем по двум — трем признакам. Позднее группировка и классификация проводится по словесной инструкции и самостоятельно.

Например:

на первом этапе обучения классификация по одному признаку:

- по величине (большой — маленький);

- по цвету (красный — желтый, синий — зеленый);

- по форме (круг, квадрат, треугольник).

На втором этапе классификация по двум —трем признакам:

- по величине (пять предметов в прямом и обратном порядке);

- по цвету (оттенки, холодные и теплые тона);

- по форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольники).

Далее группировать предметы по образцу и без обобщающего слова:

- относить к определенной группе

- называть группу обобщающим понятием

- подбирать предметы к обобщающему понятию

6. Исключение четвертого лишнего.

Задания на исключения идут параллельно с классификацией, что обеспечивает развитие обобщения, сравнения и абстрагирования.

Цель: Объяснять принцип группировки:

- по цвету, по форме, по величине,

- по видовым понятиям,

- функциональным признакам.

Последовательность работы:

На первом этапе:

1) взрослый предлагает группу предметов - заданное основание, ребёнок выполняет разделение;

2) взрослый предлагает группу предметов по одному признаку, ребёнок самостоятельно ищет соответствующее основание;

3) взрослый предлагает группу предметов разделить на группы, ребёнок самостоятельно определяет основание.

Работа на втором этапе обучения - «исключение»по одному признаку:

- цвет; форма; величина;

- предметы- картинки.

На третьем этапе обучения по двум признакам:

- величина и цвет;

- величина и форма;

- форма и цвет.

Дидактические игры и упражнения: «Разложи предметы в две коробки по цвету», «Разложи фигуры по форме», «Соедини линиями», «Рассели человечков в домики», «Раздели круги на две группы», «Кто, где живёт?», «Раздели фигуры на 3 группы».

7. Закономерности

Цель: Устанавливать связи между предметами и явлениями, основанных на действиях определенных законов

- продолжи ряд, выбрав подходящую фигуру (картинку)

- установление последовательности действий или событий

Одной из основных мыслительных операций является сериация.

Сериация — это умение выстраивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенному признаку.

Классический пример сериации — матрешки, пирамидки, вкладные мисочки.

Последовательность работы:

1). учить детей работать с образцом: прикладывать и накладывать предметы, примеривать их к образцу. Используем не более трех элементов (матрешки, пирамидки, бочонки).

2). увеличивать количество элементов в ряду, а затем предлагать построение и соотнесение двух рядов. Например: предложить для каждой матрешки подобрать подходящую по величине корзиночку.

3). менять направления и точку отсчета элементов ряда. Например: дети выстраиваются по росту как обычно, а затем предлагается им построиться, чтобы впереди оказался самый низкий ребенок. Использование игр с матрешками, пирамидками, елочками, а так же с плоскостным материалом.

4). выкладывание только крайних элеменов ряда, ребенку предлагается подобрать не достающие элементы и дополнить ряд.

5). задание с использованием схем: нарисован сериационный ряд, а дети должны выстроить этот ряд из предметов.

Серия картинок

Цель: Выделять и понимать временные события и учитывать эту последовательность при раскладывании картинок.

Последовательность работы: сначала из практической жизни упорядоченность действий (одевания, раздевания, приема пищи)

Дидактические игры и упражнение: «Кто кем будет», «Разложи по порядку и составь рассказ», «Продолжи ряд картинок», «Игры с пирамидками, матрёшками», «Включение в ряд»,«Спортсмены строятся», «Что было раньше?» (развитие представлений о временных последовательностях, палочки Кьюзенера.

Таким образом, представленная система дидактических игр и упражнений по формированию мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР позволит сформировать взаимосвязь между всеми видами мышления.

Подготовила: учитель-дефектолог Ахмедьянова Н.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование социального поведения у старших дошкольников"

Формирование социально-адаптивного поведения у старших дошкольников в процессе коррекционно-педагогической работы в группе компенсирующей наравленности....

Формирование мыслительной деятельности у старших дошкольников с ЗПР.

На сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и коррекция нарушений мышления уже у детей дошкольного возраста....

Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».

В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня,  она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...

Открытое занятие на тему: ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Повышенные требования к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению актуализируют необходимость разработки инновационных подходов к развитию когнитивной сферы детей дош...

Консультация для родителей «Особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников»

Описание: Материалы этой консультации будут полезны для педагогов ДОУ, использоваться в работе с родителямиЦель: ознакомление родителей с особенностями развития мыслительных операций у старш...

Семинар для педагогов "Игра, как средство развития мыслительных операций у старших дошкольников с ОВЗ"

В презентации даны определения трудностей в развитии дошкольников с ОВЗ, а так же представлены примеры игр и упражнения для коррекции....

Игра как средство развития мыслительных операций у старших дошкольников с ОВЗ

Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов у детей с ОВЗ...