План-технология по формированию логических приёмов мышления у дошкольников "От простого к сложному"
методическая разработка по математике по теме
Здесь представлен план технология по формированию логических приёмов мышления у дошкольников "От простого к сложному" через игры математического содержания для детей от 1 года до 7 лет. Данный материал апробирован и может быть использован педагогами ДОУ полностью или частично.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы Роль игры в развитии детей раннего возраста | 74.93 КБ |
opyt_raboty_tivikova_rol_igry_v_razvitiii_detey_rannego_vozrasta.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад «Гнёздышко»
План – технология по формированию приёмов логического мышления у дошкольников
«От простого к сложному»
через игры математического содержания
(для детей от 1 года 6 месяцев до 7 лет)
Разработчик: воспитатель
I квалификационная категория
Тивикова Н.А.
Г. Нижняя Тура
Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Основой формирования данного опыта послужила моя предыдущая тема по самообразованию «Формирование представлений о числе и счёте у детей дошкольного возраста с использованием занимательного материала». Проследив эффективность использования игры в развитии математических способностей, было принято решение более углубленно изучить влияние игры на развитие способностей детей, а именно на логическое мышление, на развитие умственных способностей. Осознав актуальность вопроса развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что не достаточно развивать способности только в специально организованной образовательной деятельности. А нужно создать такие условия, которые будут способствовать росту уровня интеллектуальной культуры в целом и логического мышления в частности. А в результате изучения психологических особенностей дошкольного детства всем нам, как педагогам известно, что ведущая деятельность – ИГРА и благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка складываются в игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры обеспечивает ребёнку высокий уровень развития мыслительных процессов.
На протяжении долгого времени я изучала новинки психолого-педагогической литературы, с целью выявления возможностей детей определённого возраста, собирала в различных информационных источниках игры, игровые упражнения, методики и методические приёмы, прошла курсы обучения развивающим играм, применение которых помогло мне в реализации темы проекта: ««Формирование логических приёмов мышления у дошкольников через игры математического содержания». Начав работу по развитию логического мышления с младшей группы мы закладываем прочный фундамент для успешного усвоения программного материала. Актуальность данной темы очевидна. Ведь вопрос обучать или развивать, эта проблема, вероятно, так же стара, как и сама школа. Между понятиями «обучение» и «развитие» имеется скрытое противоречие. В детском возрасте обучение и развитие идут параллельно, и это ни у кого не вызывает сомнения. Тем более что назначение образования - дать каждому то, что нужно именно ему, а не знания вообще. Любой ребёнок «заполнен» собственным опытом, который и определяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Каждый нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счёт максимального обогащения личного опыта. Отечественный философ, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что: «для того и дано нам детство, чтобы мы играли». Игры являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства. Ещё более полувека назад авторитетный отечественный педагог и врач Ефим Аронович Аркин, утверждал: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребёнок ведёт в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами. Игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость - залог здоровья». Необходимо помнить всем нам, взрослым - и воспитателям, и родителям, и учителям, что точно так же как взрослый человек обязан работать, ребёнку необходимо играть. И то и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребёнок – «существо играющее». Да и ребёнок это «Не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». В.А. Сухомлинский писал: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потоп представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности». Зажечь желанием получать новые знания, заинтересовать увлекательной игрой, совместить полезное с приятным. Какими же средствами и методами этого добиться? Нам в этом помогают наши педагогические находки. Проблемами психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике занимались многие ученые:
Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.С.Мухина, Божович Л.И. и др.
Мышление принадлежит к числу самых трудных психологических проблем.
При использовании логических игр для решения поставленных задач и упражнений неизвестное всегда связано с тем, что уже хорошо знакомо ребёнку и чтобы решить самостоятельно, он проявляет активную мыслительную деятельность: анализирует, сравнивает, обобщает, делает выводы. Во время логических игр происходит развитие познавательного интереса, исследовательского подхода совершенствуется память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление, речь. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и увлекательной форме, происходит обогащение и формирование словаря, формирование грамматического строя речи. Познание входит в жизнь ребёнка открытием закономерных связей и отношений. Роль воспитателя организовать и направить познавательную деятельность детей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способной которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.
Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов, анализа, синтеза, суждений.
Выделяют три вида мышления:
1. Наглядно-действенное
2. Наглядно-образное
3. Словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 - 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разнообразные практические задачи.
На основе наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.
К шести - семи годам начинается наиболее интенсивное формиро вание словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Все виды мышления тесно связаны между собой.
При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть то, чем занимается ребёнок, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В этом случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Это даёт основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности.
Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребёнком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно- действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие мышления ~ свою очередь идёт по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. В возрасте 2,5лет предметы уже классифицируются детьми по цвету, форме и величине предмета. Речь ребёнка в это время с его мышлением не связана.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста про водят в играх, причём за годы дошкольного детства, от 3 - 7лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно - манипулятивных и символических, до сюжетно - ролевых с правилами. В старшем дошкольном вoзpaстe можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживают у детей до поступления в школу.
Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. В играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности.
К среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными. И в них включается всё больше детей. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра - манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общения, домашний труд. Примерно к 6-6,5годам у ребёнка к названным видам деятельности добавляется ещё один - учебная деятельность, ребёнок 6 лет практически оказывается вовлечённым, по меньшей мере в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых интеллектуально и морально развивает его.
Воображение, мышление, речь.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приёмов. О.М. Дьяченко показала, что детское восприятие, память, внимание и воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращаясь, из непосредственного в опосредованное. Основным орудием овладения им со стороны ребёнка являются сенсорные эталоны. Благодаря познавательной функции воображения ребёнок лучше узнаёт окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи.
Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова.
Важный вывод, который был сделан Н.Н. Поддьяковым из исследования развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса её решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска её решения. Детский интеллект в дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности.
В дошкольном детстве (3 - 7 лет) речь ребёнка становится связной, и при обретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста, здесь уступает место контекстной, понимание которой, слушающим не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника по сравнению с ребёнком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи - развёрнутое монологическое высказывание. А также отмечается речь «про себя» и внутренняя речь. Речь четырёхлетнего ребёнка включает уже сложные предложения. Появляются первые развёрнутые формы диалогической речи. Между четырьмя и пятью годами возрастает частота правильных ответов на специальные вопросы. Язык становится для самого ребёнка предметом анализа. В современном обществе (доказано психологами) дети одного и того же возраста по сравнению с их сверстниками в прошлом представляются более развитыми в речевом и интеллектуальном отношении.
В познавательном плане ребёнок к поступлению в школу достигает высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных интересов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в неё входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребёнка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности.
К поступлению ребёнка дошкольника в школу у него должны быть сформированы: мотивационная готовность к поступлению в школу и представлены, а по необходимости одновременно включаются в работу, все виды и уровни мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического, такому ребёнку легко будет адаптироваться к новому этапу - школьной жизни.
I младшая группа (дети от 2 до 3 лет) | |
Задачи: знакомить малышей с логическими задачами на сравнение, классификацию (по форме, цвету и величине предметов); Учить складывать картинку, кубик из 2-6 частей; развивать умение играть мозаикой аккуратно и называть цвет. | |
Месяц | Название игры |
Сентябрь | «Играем с кошечкой в прятки» «Разноцветные шары» / по цветным коробкам: «Собери пирамидку» / из 5 колец «Много шаров, а где один?» / с картинками |
Октябрь | - д/и «Разбери палочки по цветам»; - «Разноцветные мячи» / разбор по контейнерам; - «Разные грибочки» / втулки; - «Соты» / Мазаика крупная. |
Ноябрь | - «Пирамидки» / убывающие 5 колец; - «Кто в домике живёт?» / на величину; - «Мозаика» / кнопочная крупная; - «Разные кирпичики» / постройки жёлтые, красные и т.д. |
Декабрь | - «Вкладыши»/ стаканчики 5 штук; - «Коврограф» / В.В.Воскобович / знакомство с дорожками; - «Цветные лепестки» / знакомство, В.В.Воскобович; - «Развивающий кубик» /многофункциональная игра, Б.П. Никитин. |
Январь | - «Логовкладыши»/ цвет и форма; - «Логические цепочки» / что сначала, что потом; - «Подарки Деда Мороза» / кому, какие подарки, ассоциации; - «Чудесный мешочек» / на ощупь величина и форма. |
Февраль | - «Бочонок» / вкладыши 7 штук; - «Логический кубик» / классификация по величине; - п/и «Под зелёной крышей ... »; - д/и «Накроем на стол» / покормим гостей 2,3,4. |
Март | - «Лото малышам» / цвет и форма; - «Чудесный мешочек» / 5 знакомых игрушек; - д/и «Руки, ноги, голова» / ориентировка; - «Угостили зайцев» / хватит ли угощения. |
Апрель | - «Логоформочки» / цвет, форма, В.В.Воскобович; - п/и «Рики - тики, посмотри, сколько пальцев говори!» количество «один»; - д/и с водой «Рыбалка» / количество; - «Чудесный мешочек»/ сортировка фигурок из киндер-сюрпризов. |
Май | - д/и «Поезд» (много - мало - один) В.П. Новикова с. 15/3-4; - «Геоконт» / знакомство, В.В. Воскобович; - «Логовкладыши» / цвет, форма, величина; - «Бабочки и цветы» / классификация на цвет. |
Работа с родителями с целью распространения педагогических знаний среди родителей в области развития логического мышления детей. Оказание теоретической помощи родителям в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей. | |
Формы организации | Тема |
На родительском собрании сообщение: | «Психологические особенности развития трёхлеток» «Игры и умственное развитие дошкольника, на родительское собрание приглашала педагога психолога ДОУ, для освещения возрастных психических особенностей детей; - организовала и провела открытый просмотр, Мастер – класс для родителей и коллег ДОУ по теме: «Игры, направленные на развитие интеллекта»; -родительский диспут: «Как вырастить гения?» |
Консультация в родительский уголок: | «Познавательные интересы малышей»; - «Математика для дошкольников»; -«Поиграй со мною, мама», - «Не экономьте на качестве» о приобретении игрового материала; -«Руководство игрой ребёнка в семье»; - «Чтоб ребёнок с желанием убирал игрушки»; -«Обучение – весёлая игра»; - вопрос «Кризиса трёх лет», где родители задавали свои проблемные вопросы, дискуссировали по заданной проблеме; - Проблему «Развития речи детей в игре», учитель – логопед ДОУ; |
Выставка: | - развивающих игр для детей 2 - 3 лет: «Игры малышам» |
Фотоколлаж | -«Я познаю мир» - продолжение традиции фотосъёмки на тему: «Жизнь малышей в детском саду» второй год пребывания ребёнка в ДОУ, где освещены все режимные процессы; |
Индивидуальные беседы с родителями | - о самостоятельных играх детей; - о предпочтениях в играх; - об индивидуальных особенностях ребёнка. |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: | - Подбор и изготовление игрового материала / август и по необходимости в течение года. - Организация предметно - развивающей среды / август и в течение всего учебного года. - Обследования / диагностика (сентябрь, май). -открытые мероприятия один раз в квартал: образовательная деятельность организация игры, развлечение с мамой, театрализованный досуг. |
Вторая младшая группа дети с 3 до 4 лет | |
Задачи | Учить решать задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализу. |
Месяц | Название игры |
Сентябрь | - «Выбери из коробки»/классификация: форм, цвет, величина, В.П.Новикова; - «Столько же ... , сколько ... » / количество З.А. Михайлова стр.9; - «Когда этим заниматься?» / ориентировка во времени суток; - «Чудо-Цветик» / цвет и форма В.В. Воскобович; |
Октябрь | - «Догадайся, что я вижу» / В.П. Новикова; - «Геоконт» / геометрические фигуры, величина В.В.Воскобович; - «Что - же, что - же происходит?»/ ориентировка во времени года; - «Осенние букеты» / группировка по цвету |
Ноябрь | - «Больше? Меньше?» / В.П.Новикова; - «Геоконт» / тренировка мелкой моторики рук, форма. В.В.Воскобович; - «Где находится предмет?» / ориентировка в пространстве; - «Чем отличаются?» / толстый - тонкий. |
Декабрь | - «Куда спряталась мышка?» В.П. Новикова стр.33; - «Коврограф» и «Волшебные лепестки»/ цвет В.В.Воскобович; - «Раньше или позже?» / установление последовательности событий; - «Летела снежинка, куда опустилась?» / ориентировка на листе. |
Январь | - «Чудесный мешочек» / по описанию на ощупь, В.П.Новикова cтp.21; - «Квадрат»/ знакомство В.В.Воскобович; - «Чего не хватает?» / ряды геометрических форм; - «Куда Дед Мороз положит подарок?» / ориентировка в пространстве. |
Февраль | - «Зеркало» / ориентировка в пространстве, В.П.Новикова стр.33; - «Коврограф»/ ориентировка В.В.Воскобович; - «Найди отличия» / анализ; - «На какую фигуру похож предмет?» / сравнение по описанию. |
Март | - «Игровизор», «Где я?» / ориентировка на листе бумаги В.В.Воскобович; - «Куда пойдёшь, то и найдёшь» В.П. Новикова стр.42; - «Думай, не спеши» / анализ размер форма; - «Домино» / количество до пяти. |
Апрель | - «Коврограф »/ наглядность разная по величине, закрепление чисел В.В.Воскобович; - п/и «Длиннее - короче» / В.П.Новикова стр.45; - «Когда это бывает» / ориентировка во времени, времена года; - «Найди пару» / сравнение. |
Май | - «Шире - уже» / П.Новикова стр.54; - «Сезонная мозаика» / вкладыши В.В. Воскобович; - «Кто откуда пришёл?» / сравнение по величине; - «Домино» / геометрическое (овал). |
Работа с родителями | |
Родительские собрания: | - сообщение на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей 3 - 4лет» / сентябрь; - знакомство с программными задачами по ФЕМП на год / сентябрь; - знакомство родителей с педтехнологией Е.В. Колесниковой / тетрадь. - Подборка родительская: каталог с описанием игровых действий «Игры на выбор» для детей от 4 до 7 лет старинные детские игры и забавы. -Круглый стол: «Знай сам и научи своего ребёнка». |
Анкетирование родителей | О заинтересованности и компетенции в подборе развивающего игрового материала для детей |
Выставки: | - «Чем занять ребёнка дома» / настольные игры / ноябрь. - просмотры рабочих тетрадей / в течение всего учебного года. |
Оформление фотоколлаж: | «Я расту и развиваюсь»; Продолжение традиции фотосъёмки на тему: «Жизнь ребёнка в детском саду» третий год пребывания в ДОУ, где освещаются интересные стороны развития и воспитания. |
Фотовыставка | «Экскурсия по улице», «Мой папа солдат», «Мои домашние увлечения» |
Консультация в родительский уголок: | «Как выбрать игрушки детям» / советы психолога/ февраль. «Поиграй со мной!» / апрель. - «Воспитание успешного человека»; - «Настольные игры для детей. Какие купить?» -материал с подборкой игр для детей; Советы логопеда: «Использование сенсорных игр для развития речи»; |
Наглядная консультация психолога: | «Зачем дошкольнику компьютер?»; |
Буклеты из серии: | В течение всего учебного года: - Беседы психолога о возрастных особенностях детей: «Возрастные периоды ребёнка», «Если ребёнок медлителен…», «Если ребёнок агрессивен…..»; - Буклеты из серии Особый ребёнок – особое отношение: «Мама главный воспитатель и главный педагог», «Родительский авторитет и родительская любовь – основа воспитания ребёнка»; - Буклеты из серии Взаимодействие с ребёнком в семье: «Учимся любить ребёнка», «Нужно ли наказывать ребёнка», «Доверительное общение с ребёнком». |
Индивидуальные беседы с родителями: | - о успеваемости детей в НОД; - о любимых играх ребёнка; - о любимых занятиях, играх / в течение года. Ежедневные беседы с родителями об успехах ребёнка в образовательной деятельности. |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: | - Подбор и изготовление игрового материала / август - май. - Организация предметно - развивающей среды / август, в течение всего учебного года. - Обследование / диагностика (сентябрь, май). - подготовка творческих проектов: «Как вести себя за столом», «Сказка о том, как фрукты и овощи о своей пользе спорили» и сотворчество родители – дети творческая работа: «Почему нужно кушать?» - Праздник совместно с родителями День здоровья «Айболит и витамины». |
План внедрения развивающих игр в средней группе (дети 4 – 5 лет) Задачи: – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить соединять в единое целое части предмета. – учить устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Развивать наблюдательность детей. – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Формировать умение решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез. | ||||||
Месяц | Название игр / источник | Месяц | Название игр / источник | |||
Сентябрь | - «Геометрическая мозаика» / цвет и форма; - «Подбери ключ к замку» / закрепление формы и размера; - «Квадрат» / домик с разной крышей В.В. Воскобович; - «Пазлы» / цветовосприятие. | Февраль | - «Чудо - Крестики»/ моделирование по образцу В.В. Воскобович; - «Монгольская игра» / геометрические фигуры В.П. Новикова, стр.77; - «Одинаковые - разные» / больше сходств и различий, З.А. Михайлова; - «Математические корзинки» - счёт до 5 и 10/ В.В. Воскобович. | |||
Октябрь | - «Геоконт» / задуманные фигуры / величина по описанию В.В.Воскобович; - «Змейка» / знакомство с головоломкой; - «Домино» / внимательность; - «Что изменилось» / цифры. | Март | - «Прозрачная цифра» / знакомство, ориентировка на листе В.В.Воскобович; - «Лабиринт цифр» / использовать «Коврограф», шнуры В.В. Воскобовича; - «Умники и умницы» / досуг, Колесникова Е.В.; - «Где я нахожусь?» / месторасположение. | |||
Ноябрь | - «Чудо - Крестики» / цвет, число В.В. Воскобович; - «Цилиндр» / знакомство с головоломкой; - «Выше - ниже, ближе - дальше» / закрепление понятий; - «Чудесный мешочек»/ что бывает такой формы | Апрель | - «Прозрачная цифра» /классификация по цвету, количество В.В.Воскобович; - «Цилиндр» / головоломка; - «Пазлы» / ассоциации геометрические фигуры; - «Не ошибись» / предыдущие и последующие числа. | |||
Декабрь | - «Математические корзинки -5» / В.В. Воскобович; - «Весёлые магниты» геометрические фигуры, величина, порядковый счёт; - «Разноцветные шнуровки» / цвет, длина; - «Найди своё место / порядковый счёт, В.П.Новикова, стр.85. | Май | - «Цифрограф> / знакомство,+ «Коврограф», В.В.Воскобович; - «Змейка» / головоломка; - «Пазлы» / соотношения количества. | |||
Январь | -«Волшебная восьмёрка» / цифры, цвета радуги В.В.Воскобович; - «Пазлы» / классификация величины; - «Катина полка» / ориентировка на листе, В.В.Воскобович; - «Считалки с цифрами» / внимание, память, цифры, счёт, А.С.Галанов. | |||||
Интеграция с образовательными областями | происходит в непосредственной образовательной деятельности области познание: игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач. Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур. В художественно-эстетической образовательной области: игры и упражнения в аппликации, конструировании и рисовании: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д.. В образовательной области физическая культура, в развлечениях, досугах и совместной деятельности: развиваются пространственные представления, через дидактические игры «Назови правильно», «Пространство моего тела (за спиной, тела моего соседа)», «Покажи правую (левую) руку», «Карточки», «Возьми предмет», «Мое место», «Где находится предмет», «Задания», «Клад», «Тень». Иногда задания усложняются: ориентировка в пространстве проводится не только по отношению к ребенку, но и к другому лицу. | |||||
Работа с родителями: Родительские собрания: | «Очень многое мы знаем, очень многое умеем» ознакомление родителей с воспитательно-образовательными задачами на учебный год (знакомство технологией работы в тетрадях / сентябрь). «Инновационные технологии в детском саду» Ознакомление родителей с мультимедийным сопровождением образовательного процесса в детском саду, занятиями в компьютерном классе./январь «Путешествие в детство» - знакомство с диагностикой, общий итог, просмотр тетрадей родителями / май. | |||||
Консультация в родительский уголок: Индивидуальные беседы | - «Индивидуальные особенности среднего возраста» - «Как изготовить игру своими руками» - «Математика - это увлекательно!» с родителями: - малоактивных детей; - детей с низким уровнем успеваемости; - гиперактивных детей; - об ежедневных успехах ребёнка. | март октябрь апрель в течение года | ||||
Открытые мероприятия и досуги | -« Путешествие в тридевятое королевство» октябрь - «Раз, два, три,….. посмотри!» ноябрь - «В гостях у Компьюши». Занятие в компьютерном классе. - «По следам следопытытов». - «Полёт на ракете» апрель - «Умники и умницы» / итоговый математический досуг с родителями / З.А. Михайлова | Октябрь ноябрь январь март апрель май | ||||
Выставки: | - «Волшебные пальчики» / творческая, - «Мои увлечения в детском саду» / фотовыставка; -«Моя семья, мы разные!» -«А ну-ка девочки!» -«А ну –ка, мальчики!» | апрель; январь ноябрь февраль март | ||||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: | - Обследование / диагностика - Подбор и изготовление игрового материала - Организация предметно - развивающей среды / | Сентябрь - май август-май. в течение всего учебного года. |
План внедрения развивающих игр в старшей группе (дети 5 - 6 лет) | |||
Задачи: формировать умение решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ, синтез. Анализ – синтез. – развивать умения детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; Формировать умение соединять в единое целое части предмета. - развивать умение устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве. – развивать умения формировать умение выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей. – развивать умения объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. – развивать умения выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. – развивать умения распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. Умозаключения. – развивать умения рассуждать вслух. Расширять бытовые знаний детей. Развивать воображение. Решать логические задачи. Интеграция с образовательными областями Формирование пространственных представлений происходит в непосредственной образовательной деятельности в познании, физкультуре, музыке. Цель: развивать пространственные представлении (за спиной, тела моего соседа), через игры и упражнения: «Мое место», «Где находится предмет», «Задания», «Клад», «Тень», затем задания усложняются за счёт того, что ориентировка в пространстве проводится не только по отношению к ребенку, но и к другому лицу. Закрепление цвета, форм, геометрических фигур, величин, размеров, умение решать разного рода логические задачи и др. | |||
Месяц | Название игр / источник | Месяц | Название игр / источник |
Сентябрь | - «Квадрат» / лодочка, башмачок и многое другое В.В. Воскобович; - «Кубики для всех» / моделирование по схеме Б.П. Никитин; - «Лабиринт цифр» / цифры первого десятка; - «Крестики - нолики» / знакомство. | Февраль | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Зоопарк» / А.А.Смоленцева стр.42; - «Конструктор цифр» / В.В.Воскобович; - «Цифровой человечек» / головоломка; - «Математика в движении» / досуг (конспект); - «Разные сосуды» / сравнение, анализ. |
Октябрь | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Магазин» / А.А.Смоленцева стр.29; - «Чудо – цветик» В.В. Воскобович; - «Подумай и продолжи» / установление закономерности С.Е. Гаврина стр.18; - «Крестики - нолики». | Март | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Плавучий зоопарк» / А.А.Смоленцева стр.47; - «Что изменилось» / использовать «Коврограф» В.В. Воскобович; - «Головоломка» / цифры, последовательность З.А. Михайлова; - «Продолжи выкладывать» / ряды закономерности С.Е. Гаврина. |
Ноябрь | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Выезд на дачу» / А.А. Смоленцева стр.56; «Коврограф» / В.В.Воскобович; - «Геометрический лабиринт» / геометрические фигуры; - «Шашки» / знакомство. | Апрель | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Путешествие в дальние страны» / А.А.Смоленцева стр.48; - «Геоконт» / конструирование цифр В.В.Воскобович; - «Найди подходящий элемент» / анализ С.Е. Гаврина стр.17; - «Кубик - Рубик» / знакомство с головоломкой. |
Декабрь | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Почта» / А.А.Смоленцева стр.35; - «Коврограф» / рисуем верёвочками, на что похоже / геометрические фигуры В.В . Воскобович; - «Уголки» / на шахматной доске, знакомство; - «Свойства воды» /объём. | Май | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Цирк» / А.А. Смоленцева стр.57; - «Прозрачная цифра» / В.В. Воскобович; - «Головоломка» / трансформер; -«Путешествие по игралочке» / досуг Л.Г. Петерсон, ч.2, с.29-30. |
Январь | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Детский сад» / А.А.Смоленцева стр. 42; - «Забавные цифры» В.В.Воскобович; - «Лабиринт цифр» / В.В.Воскобович; - «Уголки» / на шахматной доске. | ||
Работа с родителями: | Родительские собрания: - сообщение о развитии логического мышления детей перед школой / сентябрь; - знакомство с развивающими играми В.В. Воскобовича родителей на открытом просмотре «Путешествие по сказочным лабиринтам». Выставки: - «Загадочные животное разных стран» / работы из геометрических обводок; - логических игр для старшего возраста + игры В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина и т.д. / октябрь; - фотовыставка занятий с детьми дома: «Выходной, выходной, папа целый день со мной» / февраль. Консультация в родительский уголок: «Мы считаем», «Математика на кухне», «Сравнение и классификация для ребёнка», «Особенности темперамента? И как это учесть?». Индивидуальные беседы с родителями об успехах ребёнка в течение дня в разных видах деятельности. | ||
Педагогическая деятельность | - Обследования / диагностика (сентябрь, май). - Прогулка вокруг школы / апрель знакомство со зданием, пришкольным участком. - Подбор и изготовление игрового материала совместно с детьми / август и в течение года. - Организация предметно - развивающей среды / август и в течение всего учебного года. -Открытые просмотры для родителей занятий, досугов, интеллектуальных игр в течение года. |
План внедрения развивающих игр в подготовительной группе (дети 6 - 7 лет) Задачи: развивать умение решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез. Развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей. Анализ – синтез: учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Умозаключения: учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Формировать умение решать логические задачи. Интеграция с образовательными областями Формирование пространственных представлений происходит в непосредственной образовательной деятельности в познании, физкультуре, музыке. Развивая пространственные представления, необходимых при обучении в школе через дидактические игры и упражнения на месторасположение (за спиной, тела моего соседа), задания усложняются: ориентировка в пространстве проводится не только по отношению к ребенку, но и к другому лицу. Геометрические формы, счёт, закрепление цыфр. | |||
Месяц | Название игр / источник | Работа с родителями | Экскурсии /развлечения/ досуги |
Сентябрь | - «Школа игры в шахматы» / знакомство с фигурами; - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Аэропорт» / А.А. Смоленцева стр.64; - «Чудо - цветик» / В.В. Воскобович; - «Мозаика» / подбор сериационных рядов Б.П. Никитин; - «Математика - это интересно» / досуг З.А. Михайлова, Чеплашкина - «Шашки». | Родительское собрание: -Сообщение на организационном собрании «Особенности познавательной сферы подготовишек»; -Индивидуальные беседы с родителями: о предпочтениях в играх, проблемах развития и других интересующих темах ежедневно. | Экскурсия в школу |
Октябрь | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Бензозаправочная станция» / А.А. Смоленцева стр.65; - «Шнур затейник» / использовать «Коврограф» В.В. Воскобович; - «Больше, меньше, либо равно» / З.А. Михайлова; - «Первоклассник» / интеллектуальная игра, знакомство; - «Шашки»; - «Шахматы» / знакомство с правилами игры. | Консультация психолога: -«Психологическая готовность ребёнка к школе» / ноябрь. -Индивидуальные беседы с родителями: о предпочтениях в играх, проблемах развития и других интересующих темах ежедневно. | -Досуг «Путешествие со стрелой»; Источник: Галанов А.С. Игры - задания для занятий с детьми. - М.: «Школьная Пресса», 2004; Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок.- Ярославль, 1997. |
Ноябрь | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Кондитерская фабрика» / А.А. Смоленцева cтp.71; - «Квадрат» / конверт, домик, летучая мышь В.В. Воскобович; - «Шахматы» / продолжение знакомства с игрой; - «Шашки»; - «Летела ворона» / счёт единицами, двойками. | - Консультация в родительский уголок: «Как подготовить ребёнка к школе?» -Индивидуальные беседы с родителями: о предпочтениях в играх, проблемах развития и других интересующих темах ежедневно. | Экскурсия в библиотеку; |
Декабрь | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Хлебозавод» / А.А. Смоленцева стр.75; - «Цветовозик» / В.В. Воскобович; - «Лесные лабиринты» / З.А. Михайлова; - «Угадай, сколько прыжков, шагов или лилипутов»/ подв. игра на установление связей, глазомер; - «Шахматы»; - «Шашки». | -Индивидуальные беседы с родителями: о предпочтениях в играх, проблемах развития и других интересующих темах ежедневно. | «Викторина для первоклассника» игра для детей старшего дошкольного возраста. |
Январь | - Сюжетно- дидактическая игра с математическим содержанием «Молочная ферма» / А.А. Смоленцева стр.76; - «Волшебная восьмёрка» В.В. Воскобович; - «Головоломка» / цветные хитрые брусочки Б.П. Никитин; - «Шахматы»; - «Шашки». | -Индивидуальные беседы с родителями: о предпочтениях в играх, проблемах развития и других интересующих темах ежедневно. | Экскурсия в музыкальную школу; |
Февраль | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Мебельная мастерская» / А.А. Смоленцева стр.83; - «Математические корзинки» В.В. Воскобович; - «Шахматы»; - «Шашки». | -Индивидуальные беседы с родителями: о предпочтениях в играх, проблемах развития и других интересующих темах ежедневно. | - «Мой папа и я» / интеллектуальная викторина (на основе игры «Первоклассник»); |
Март | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Ателье» / А.А. Смоленцева стр.87; - «Чудо крестики - 2» / В.В. Воскобович; - «Круговое лото» / сложение и вычитание; - «Летела ворона» / счёт десятками, пятёрками; - «Шахматы»; - «Шашки». | -Индивидуальные беседы с родителями: о предпочтениях в играх, проблемах развития и других интересующих темах ежедневно. | Экскурсия в художественную школу / март; |
Апрель | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием; «Наша улица» / А.А. Смоленцева стр.86; - «Лабиринты цифр» / В.В. Воскобович; - «Кубики для всех» / головоломка Б.П. Никитин; - «Опиши не называя» / геометрические формы З.А. Михайлова; - «Шахматы»; | -Индивидуальные беседы с родителями: о предпочтениях в играх, проблемах развития и других интересующих темах ежедневно. | - КВН «Полёт в космос» Источник: Галанов А.С. Игры - задания для занятий с детьми. - М.: «Школьная Пресса», 2004; Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок.- Ярославль, 1997. - «Шашечный турнир» / подведение итогов игры в шашки. |
Май | - Сюжетно - дидактическая игра с математическим содержанием «Школа» / А.А. Смоленцева стр.25; -«Игровизор»/ игры на диагностику В.В. Воскобович, Е.В. Колесникова; - «Что где лежит?» голов. на умение работать по схеме / З.А. Михайлова; | - Родительское собрание: «Ваши дети, наши таланты» / о готовности детей к школе; - Фотовыставка: «Ваши дети наши таланты» -Индивидуальные беседы с родителями: о предпочтениях в играх, проблемах развития и других интересующих темах ежедневно. | - Математический КВН / А.А. Смоленцева стр.92; - «Шахматный турнир» / подведение итогов игры в шахматы. |
Педагогическая деятельность | -Подбор и изготовление игрового материала совместно с детьми / начало года и по необходимости пополнение в течение года; -Показы открытых игровых мероприятий для родителей; -Организация предметно - развивающей среды / август; -Обследования / диагностика. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бабкина Н.Б. Оценка психологической готовности детей к школе. - М.: Айрис - пресс, 2006.
Волина В.В. Математика. Екатеринбург, 1997.
Галанов А.С. Игры - задания для занятий с детьми. - М.: «Школьная Пресса», 2004.
Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок.- Ярославль, 1997.
Ильина М.Н. ,Парамонова Л.Г., Головнёва Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе? - СПб.: «Дельта», 1997.
Колесникова Е.Е. Программа «Математические ступеньки». - М.: ТЦ Сфера, 2007.
Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М.: МозаикаСинтез,2006.
Михайлова З.А. Математика от трёх до шести. Математика - это интересно. - СПб, 2001.
Немов Р.С. Психология образования. 4-е издание.- М.: ВЛАДОС, 2001.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Издательство «Ювента», 2006.
Программа воспитания и обучения в детском саду, под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Серебрякова М.А., Муратова Н.А. Математика.- Е.: «У - Фактория», 1998.
Фёдорова Г.П. Игра - путь воспитания и развития малыша. - СПб, «Паритет», 2007.
Честнова Н.Ю. Настольная книга воспитателя детского сада.- Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
Честнова Н.Ю. Настольная книга методиста детского сада.- Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. Москва, 2001.
Предварительный просмотр:
Материал опыта работы воспитателя ДОУ по теме:
«Использование игры в развитии детей раннего возраста».
Подготовила воспитатель:
Н.А. Тивикова
I квалификационная категория
Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития. В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно – игровая деятельность. Миновав ее, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
В период адаптации ребенка в ДОУ, жизнь его меняется, что не всегда приносит ему радость, а наоборот ставит перед ним задачи. Чтобы облегчить детям привыкание к новой жизни среди незнакомых людей, я использовала в своей повседневной работе игры. Игры помогали мне отвлекать детей от всего, что огорчало их пребывание в ДОУ.
В этом я увидела актуальность темы: «Использование игры в развитии детей раннего возраста».
Вначале я определила направления в играх. Опыт работы с маленькими детьми, наблюдения, индивидуальная работа с детьми, убедили меня в том, что в раннем возрасте ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы.
Я помнила, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия, и тем самым облегчить достижения поставленной цели.
Каждый комплекс утренней гимнастики игрового характера имеет свой сюжет, героем которого является интересный и знакомый персонаж. Подбираю яркие игрушки, которые привлекут внимание детей. Например: Неваляшка, воздушный Шарик, курочка, Медвежонок, Флажок, Петушок.
Опыт, приобретенный в работе с детьми раннего возраста, знание программных требований и методических приемов позволяют мне режимный момент и НОД в качестве обучения и закрепления полученных знаний использовать игры малой подвижности, пальчиковые, словесные, дидактические, настольные и другие. («Кукла моя», «Башмачки», «Маленькие ножки..», «Под зелёной крышей», «Мыши водят хоровод»… .
Значительное место в процессе обучения и воспитания в моей группе заняли игры и упражнения на развитие моторики руки, которые я использую в работе с детьми раннего возраста.
Я собрала игры и упражнения, которые апробировала с детьми 2 года жизни. Игры и упражнения разработаны для ознакомления детей со свойством мира: развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, соотношение частей и т.п.); развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения; развитие познавательной активности (любознательность); воспитание волевых качеств характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, стремиться к получению положительного результата и т.п.).
В раннем возрасте у детей наблюдается отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, поэтому я использую пальчиковую гимнастику, которая не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье малыша.
В пальчиковой игре не только происходит тренировка кистей рук, но также происходит социализация ребенка: он общается с детьми, и с взрослыми. Чтобы систематизировать работу в этом направлении, я составила перспективный план по пальчиковой гимнастике. Это позволило разнообразить жизнь детей.
Когда идет подготовка к НОД, то продумываешь, как ты будешь привлекать внимание детей. В этом мне помогли только игры и игровые моменты. Игру и обучение я сочетаю так, чтобы одно не мешало, а помогало другому. Потешки читаю живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте. Чтение потешек сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. (Потешки типа «Сорока-сорока», «Ладушки-ладушки», «Котик» и другие.) Разрабатывая план-конспект НОД, я стараюсь, чтобы все дети участвовали в нем. Каждое НОД делаю игровым.
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка второго года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.
Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, прошу ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спрашиваю: “Что ты принес? Куда поставил?”. Иногда разыгрываю ситуацию непонимания с целью побуждения к повторению просьбы: “Скажи. Дай Лялю, дай куклу”.
Опыт подсказывает, что в проигрывании жизненных ситуаций через игру ребенок усваивает именно те жизненные ценности, на которые обращает внимание взрослый.
Систематизировать работу по развитию речи помог мне перспективный план.
Развитие речи, мышления, воображения стимулируют собственную активность ребенка. Выдумки, которые он использует в театрализованной совместной деятельности, будут способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни: эмоциональной, волевой, познавательной. Чтобы вызвать интерес к театрализованной деятельности я использую игрову технологию Дороновой «Театр для малышей».
Внимание малышей привлекает все яркое, необычное, поэтому в процессе воспитания использую игрушки и игровые приемы, пробуждающие активность детского мышления.
Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения, особенность игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности.
Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Окружающий детей мир ещё сложен для них. Поэтому малышам я предлагаю доступный им мир игрушек.
Для детей раннего возраста физкультурную ОД планирую в игровой форме, по сюжету определенной сказки, на которых решаются не только задачи физического развитию, но и задачи сенсорного воспитания и развития речи. На физкультурных занятиях использую гимнастику, потешки, пальчиковую гимнастику. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Нельзя представить себе жизнь ребенка без игр, в том числе игры – забавы.
В играх – забавах ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. К играм-забавам относятся такие известные, как «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку), «Кто скорее соберёт картинку» (на координацию движений) и др.
Прогулка – наиболее благоприятное время для подвижных игр. Дети с большим интересом играют со мной в такие подвижные игры, как «Поезд», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч» и др.
В начале года беру на себя ведущую роль, а потом передаю ее детям. Малоподвижным предлагаю роли только те, с которыми они справятся. Дети получают удовольствие от игровой деятельности и произвольных действий, которые способствуют достижению определенного результата.
С помощью подвижных игр стараюсь развивать и совершенствовать движения детей, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д.
Практика показывает, что, если проводить эти игры регулярно, то дети сами овладевают движениями, которые считались для них сложными.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Такие игры, как «Мыши», «Идет коза» происходит развитие общей моторики, расширение словарного запаса слов, знакомят с повадками животных.
Самостоятельной деятельностью дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий.
Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.
Работу по приобщению детей к играм я провела среди родителей. В уголке для родителей выставляю папку с играми, объясняя цель и ход игры. На формирование детских интересов заметно повлияли отношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями. Родители прислушиваются к моим консультациям, часто сами обращаются за советом. Это способствовало доверительному общению родителей и детей.
Также я провела консультации среди воспитателей о необходимости совершенствовать методы приобщения детей к играм, вовлекать родителей в этот процесс.
Работа, проводимая в детском саду и подкрепленная дома, дала положительный результат. Уже могу отметить, что дети охотнее играют вместе, могут договориться об использовании игрушек. Участие воспитателя в игре теперь вполне естественно. К тому же я стараюсь перевести в совместную игру всю НОД, которую провожу в помещении групповой комнаты.
Диагностика усвоения программы моими воспитанниками, а также анализ уровня нервно – психического развития детей показали, что достигнуты ощутимые результаты. Считаю, что сократился период адаптации детей, он благодаря играм проходит быстрее, спокойнее. Добилась более интенсивного овладения детьми активного и пассивного словаря. Творчески организованная предметно – развивающая среда обеспечила развитие познавательной и двигательной деятельности детей, речевых навыков каждого ребенка. Внимание приобретает более устойчивый характер, начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания, активизируется зрительное, осязательное восприятие.
В этом мне помогли игры, которые я использовала в своей работе. Они играют важную роль в процессе дальнейшего воспитания ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областной научно-практической конференции по преемственности дошкольного и начального школьного образования "Формирование логических приёмов мыслительной деятельности будующих школьников"
"Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли". А.С. Выготский....
Организация и проведение экспериментальной работы с применением дидактических игр, способствующих ускорению процесса развития простейших логических структур мышления и формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Теоретическая значимость данного опыта работы заключается в том, что конкретизация структуры логического мышления дошкольников составит основу для новых научных представлений о возможностях психическо...
Опыт работы на тему «Использование технологии развивающих игр Б.П.Никитина «Логические кубики» и потенциала информационно коммуникационных технологий в процессе формирования логического мышления ребенка дошкольника».
Опыт работы по развитию логического мышления дошкольников...
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...
Математические игры на развитие простейших логических структур мышления у детей младшего дошкольного возраста
Методическая разработка "Математические игры на развитие простейших логических структур мышления у детей младшего возраста". Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте- одна и...
Галкина О.В. "Комплекс упражнений по формированию навыков построения простых и сложных предложений с использованием наглядно-образных ориентиров"
Комплекс лингвистических упражнений для формирования навыков построения обучающимися простых и сложных предложений....
Формирование логических приемов мышления
Формирование логических приемов мышления у детей дошкольного возраста....