Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"
методическая разработка по математике на тему
Опыт работы по формированию логического мышле ния у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».
Условия формирования личного вклада
Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности, развитие познавательного интереса, логического мышления, интеллектуальных, мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Моя задача заключается не в том, чтобы вложить в детские головы груз базовых знаний по общим дисциплинам, но пробудить исследовательский , познавательный интерес, постоянную тягу к новым знаниям - именно в этом и оказывают неоценимую помощь Блоки Дьенеша.
Наш детский сад работает по программе «Детство». Она ориентирована на бережное и чуткое отношение к личности ребёнка и его развитию, коррекционную работу с детьми. И логические блоки Дьенеша, которые направлены на индивидуально – дифференцированный подход, занимают достойное место в педагогической практике нашего детского сада.
Актуальность личного вклада
Познакомившись много лет назад с теорией Дьенеша и с его системой последовательно усложняющихся задач направленных на развитие логического и творческого мышления, я решила, что логические блоки Дьенеша необходимы в работе с дошколятами. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольников не может сводиться к обучению счёту, измерению, вычислению. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить, думать. Ребёнок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, потому что уже с первых уроков в школе ребёнок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, обобщать результаты своей деятельности, анализировать. И не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар. Развитием его можно и нужно заниматься, даже если природные данные в этой области скромны.
Теоретическое обоснование
Сегодня существует огромное количество разнообразных игровых методик для развития логики мышления, интеллектуальных способностей – развивающие игры Воскобовича, Никитина, игры на составление целого из частей и на воссоздание силуэтов З. А. Михайловой, универсальное пособие палочки Кьюизенера. Я их использую в своей практике. Но блоки Дьенеша самое, на мой взгляд, интересное пособие. Создатель его Золтан Дьенеш – всемирно известный венгерский педагог, психолог, математик, автор методики «Новая математика». Суть его подхода в том, что математические знания дети получают, играя.
Цель и задачи педагогической деятельности
Я определяю цель своей деятельности, как:
Создание педагогических условий для повышение уровня мыслительных операций, интеллектуальных возможностей детей, посредством игровой НОД с использованием блоков Дьенеша
задачи:
- изучить психолого – педагогическую литературу по данной тематике;
- разработать и внедрить перспективное планирование (по возрастам) по использованию блоков Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников.
- развивать и пополнять предметно – пространственную развивающую среды группы;
- содействовать развитию педагогической грамотности родителей в области использования логических блоков Дьенеша.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая идея моей работы состоит в том, чтобы содействовать развитию логического мышления дошкольников, используя блоки Дьенеша в различных формах организации воспитательно – образовательного процесса: в непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми, самостоятельной деятельности детей, изменении РППС.
Деятельностный аспект
Дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Поэтому начинать надо с педагогической диагностики (мониторинга), а это - проблемные ситуации, наблюдения, беседы. Затем практический этап работы. Применяю различные методы и приёмы: словесные, наглядные, практические (игровые упражнения, проблемные задания, поисковые вопросы, советы, пожелания, художественное слово, игра, моделирование, обобщение ответов детей, анализ выполненных заданий).Практический этап невозможен без контакта с родителями. На собраниях и консультациях рассказывала, как заинтересовать детей развивающими играми, познакомила со специальной литературой. Многие родители брали книги и материалы домой. Проводила занятия для родителей с использованием развивающих игр в совместной деятельности. Это помогло закрепить знания детей и поддерживать стойкий познавательный интерес. И результативный этап работы: это опять же диагностика, а также досуги и развлечения, в которых дети могут применять полученные знания и умения.
Диапазон личного вклада и степень его новизны
Работая по интересующему меня разделу программы давно, я разработала перспективные планы по математическому развитию для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп с использованием нетрадиционного дидактического материала блоков Дьенеша на год. В них нашли отражение различные формы организации воспитательно – образовательного процесса: это и организованная деятельность, и совместная деятельность с детьми, а также условия для самостоятельной деятельности и изменение предметно – развивающей среды. На слайде представлен перспективный план для старшей группы, т. к. сейчас у меня старшая группа. Цель работы на год: формирование способностей к элементарной символической деятельности. Задачи на год: содействовать формированию умений самостоятельно воспринимать информацию в знаково - символической форме (т. е. кодирование). Знакомить со схемой, как с одним из способов кодирования информации. Тематика занятий представлена на слайде. Были выбраны персонажи, которых дети знают и любят, они сами их назвали. Использую в работе разные виды непосредственно образовательной деятельности: обучающие, игровые, сюжетные, игры – соревнования. Совместная деятельность с детьми вне непосредственной образовательной деятельности это дидактические игры и индивидуальная работа. В группе большая игротека, где представлены различные развивающие игры: это «Танграм» и однотипные с ним игры, т. е. «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино» и др. Так же «Уникуб», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики» и т. д. Ну и, конечно, всё что нужно для самостоятельных игр с блоками Дьенеша. Это и сами блоки, карточки свойства и карточки отрицания свойств, схемы и т. д.
Играя с детьми, я стараюсь, чтобы интеллектуальное путешествие было увлекательным и радостным для них. Всегда помню о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр, способным, как и ребёнок, ошибаться и не спешить указывать детям на ошибки. Предметно – развивающая среда в группе постоянно обновляется и дополняется.
Результативность и достигнутые эффекты
Критериями оценки работы стали умения детей сравнивать, обобщать, классифицировать. Наблюдая за ростом мыслительной деятельности, которая очевидна при систематической работе, вижу:
- Дети ознакомились с приёмом сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Могут установить определённую последовательность событий.
- Примерно 2/3 детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм.
- Возросла степень активности в самостоятельной деятельности. Работа по развитию логического мышления при использовании блоков Дьенеша принесла свои плоды.
- Заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированиюи замещению свойств, умение декодировать и кодировать информацию.
Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Это и выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции. Используя блоки можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Игры с блоками и карточками помогают перейти от наглядно - образного мышления к наглядно-схематическому, а затем и к словесно-логическому.
«Давайте вместе поиграем» - пусть эти слова станут волшебным мостиком между взрослыми и детьми по дороге в страну знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В конспекте представлены разнообразные дидактические игры для:развития слухового восприятия звуков (разных по высоте -высокий, средний, низкий, разных по длительности -длинные, короткие).формирования ...
Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели
Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического развития...
Проект: "Условия развития наглядно -образного и словесно -логического мышления у старших дошкольников с использованием геометрического материала"
Мы подобрали дидактические игры и упражнения ,которые были приведены в систему ,что является эффективным условием для развития наглядно- образного и словесно -логического мышления у ст...
Формирование логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
Представление опыта работы по формированию логического мышления у старших дошкольников в процессе математического развития через использован...
Занятие по Формированию элементарных математических представлений с использованием дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" - "Маленькие помощники большого города". Старшая группа.
Цель: Применять полученные навыки в решении логических задач с использованием дидактического материала "Блоки Дьенеша"....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
Конспект занятияпо формированию элементарных математических представленийс использованием дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»«МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ БОЛЬШОГО ГОРОДА&raqu...
Конспект ООД по математическому развитию с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша "Уроки тетушки Совы"
Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, на сегодняшний день являются одним из самых лучших и действенных пособий, позволяющих с самого раннего возраста приобщать детей к математике.Используя в развивающих ...