Технология развития связной речи с использованием мнемотехники.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_svyaznoy_rechi_s_ispolzovaniem_mnemotehniki.docx | 139.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития связной речи с использованием мнемотехники.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д
- недостаточный словарный запас;
- плохая дикция.
При изучении индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций, а особенно памяти, требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования связной речи.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.
2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
Цель. Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.
С помощью мнемотехники решала следующие задачи.
• Развивать связную и диалогическую речь.
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
• Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
• Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций.
Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному: В.К.Воробьева для развития связной речи предлагает использовать картинно-графические планы и сенсорно-графические схемы, Т.А.Ткаченко – предметно-схематические модели, В.П.Глухов – блоки-квадраты. Чтобы разнообразить коррекционный процесс в своей работе я использую все три вида мнемо-схем.
Алгоритм их использования строится по одному принципу – от простого к сложному, и учитывает уровень актуального развития ребенка.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов, чтобы последовательно переходить к мнемодорожкам. Каждый квадрат несет в себе определенный информационный смысл. Если составляем рассказ-описание, то кодируем определенный признак предмета: цвет, форму, размер, вкус и т.д. Если составляем пересказ, то кодируем определенное событие, действие персонажа.
Мнемоквадраты выстраиваем в определённую последовательность, которая называется мнемодорожкой. На начальных этапах и при низком уровне сформированности связной речи данная мнемодорожка должна состоять не более чем из 3-4 квадратов.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать логичность рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:
- Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
- Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
- Развитие логики;
- Развитие образного мышления;
- Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
- Решение дидактических, образовательных задач;
- Развитие смекалки;
- Тренировка внимания;
- Навык правильного графического изображения;
Виды мнемотаблиц:
- развивающие (тренинг основных психических процессов);
- обучающие.
Основные направления работы с мнемотаблицами.
Работа над пересказом.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.
Этапы работы над текстом при пересказе:
1. Логопед объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.
- Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок.
- Ответы на вопросы по содержанию.
- Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
- Пересказ текста ребёнком своими словами.
Заучивание стихотворений
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этапы работы над стихотворением:
- Логопед выразительно читает стихотворение.
- Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Работа над мнемозагадками
Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения логопед подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Затем дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.
Использование мнемодорожек и мнемотаблиц при автоматизации звуков.
Мнемотехника также является эффективным приёмом работы над звуками на этапе их автоматизации. Для этого часто используются мнемодорожки, основой которых служат известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы. У детей значительно возрастает интерес к этому этапу логопедических занятий и соответственно повышается их эффективность.
Результаты работы по использованию технологии
(подготовительная к школе группа)
Перспективное планирование содержания коррекционного обучения
в старшей логопедической группе
Месяц | Неделя | Дата | Тема занятия | Лексическая тема |
Сентябрь | Обследование речи детей | |||
Согласование сущ. с притяжательными местоимениями (мой, моя). | Детский сад | |||
Составление рассказа «В раздевалке» по демонстрируемому действию (Т.А.Ткаченко) | ||||
Преобразование сущ. И.п. единственного числа во множественное число | Игрушки | |||
Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемому действию (Т.А.Ткаченко) | ||||
Октябрь | Согласование сущ. с прилагительными в роде,числе. | Осень | ||
Пересказ описательного рассказа «Осень» с опорой на схему (Т.А.Ткаченко) | ||||
Существительные родительного падежа. Предлог НА. | Фрукты. Сад. | |||
Пересказ описательного рассказа о фрукте с опорой на схему. Составление рассказа по картографическому плану «Наш сад» | ||||
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Предлог В | Овощи. Огород. | |||
Составление рассказа по карто-графическому плану «Как огородники ухаживали за огородом» (по мет.В.К.Воробьевой) | ||||
Образование относительных прилагательных. | Ягоды. | |||
Составление рассказа по карто-графическому плану «Как Маша нашла землянику» (по мет В.К.Воробьевой) | ||||
Предлог ПОД | Грибы. | |||
Пересказ рассказа «Как грибники искали грибы» с опорой на мнемо-таблицу (по мет В.К.Воробьевой) | ||||
Ноябрь | Согласование числительных «один»-«одна» с существительными | Деревья. | ||
Пересказ сказки «Как коза избушку построила» (В.П.Глухов) | ||||
Согласование числительных 1.2 с существительными. | Перелетные птицы. | |||
Составление описательного рассказа о птице с опорой на схему (Т.А.Ткаченко) | ||||
Предлог ИЗ | Одежда | |||
Составление рассказа « Как бабушка подарила Кате сарафан» по картографическому плану (по мет В.К.Воробьевой) | ||||
Образование мн. ч. глаголов. | Обувь, головные уборы. | |||
Составление описательного рассказа «Что на мне?» с опорой на схему (Т.А.Ткаченко) | ||||
Декабрь
оьргонлгшл Декабрь | Развитие слухового внимания и восприятия. | Зима. | ||
Составление описательного рассказа «Зима» с опорой на сенсорнографический план (В.К.Воробьева) | ||||
Антонимы. | Зимние забавы | |||
Пересказ рассказа «Общая горка» (О.Гомзяк) | ||||
Закрепление употребления предлогов НА,В, ПОД, ИЗ. | Новогодний праздник | |||
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин «Незнайкин подарок» (Т.А.Ткаченко) | ||||
Январь январь | Образование относительных прилагательных. Закрепление согл. сущ. с числ. в И.п. | Ателье | ||
Звук А. | ||||
Употребление приставочных глаголов. | Зимующие птицы | |||
Составление рассказа «Как зяблик спел песенку» по картографическому плану (по мет В.К.Воробьевой) | ||||
Образование притяжательных прилагательных. Пересказ рассказа «Как лесник помог барсуку» (по мет В.К.Воробьевой) | Дикие животные зимой. | |||
Звук У. Предлог У. | ||||
Февраль Февраль | Употребление предложного падежа. | Домашние животные | ||
Согласование числительных 1, 2 с существительными. Работа с морфологической таблицей. Пересказ сказки «Про козла» (В.П.Глухов) | ||||
Употребление Т.п. Пересказ рассказа «Цыпленок Цып» по серии картин/мнемотаблице | Домашние птицы | |||
Звук О. | ||||
Словообразование: образовывать прил. от сущ., сложные существительные. | Наша армия | |||
Звук П | ||||
Подбор однокоренных слов. | Праздник 8 марта | |||
Составление рассказа по картографическому плану «Как Вика поздравила маму» | ||||
Март Март | Образование относительных и притяжательных прилагательных. | Весна | ||
Звук И | ||||
Существительные в родительном падеже. | Перелетные птицы | |||
Составление рассказа «Как птицы помогают саду» (по мет В.К.Воробьевой) | ||||
Образование и употребление приставочных глаголов. | Транспорт | |||
Звук М | ||||
Падежные формы существительных. | Профессии | |||
Звук Н | ||||
Апрель | Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел» по серии сюжетных картин (С.В.Коноваленко) | Хлеб | ||
Звук Т. | ||||
Антонимы прилагательных и глаголов. Составление рассказа «Как Маша встречала гостей» (по мет В.К.Воробьевой) | Посуда | |||
Звук К | ||||
Предлог ЗА. | Мебель | |||
Составление описательного рассказа «Моя комната» (по Т.А.Ткаченко) | ||||
Звук Б | Мой дом | |||
Образование и употребление сложных слов. | ||||
Май | Звук Э | Наша страна Мой родной край. | ||
Согласование слов в предложении | ||||
Звук Г | Лето | |||
Пересказ рассказа «Пчелки на разведках» (Л.Н.Ефименкова) | ||||
Звуки Ы | Насекомые | |||
Закрепление ранее изученных тем. |
Перспективное планирование содержания коррекционного обучения
в подготовительной логопедической группе
Месяц | №недели | Лексико-грамматический строй речи | Обучение грамоте | Связная речь | |
Сентябрь | 1-2 недели. Обследование речи детей. | ||||
3 неделя | Осень. Формирование номинативного словаря по теме. Периоды осени. Осенние месяцы. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. | «Речь. Предложение. Слово. Слова, называющие предметы, действия, признаки». Альбом №1 стр.4-11 | Рассказывание по теме «Осень». | ||
4 недели | Овощи. Расширение знаний детей об особенностях различных овощей. Труд взрослых на полях и в огородах. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение глаголов несовершенного вида, ед.ч., наст. времени. | Звуки. Звук и буква У. Чтение и письмо букв У, у. Предлог «у» в предложении, раздельное написание. Стр.12-15 | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации (В.П.Глухов) | ||
Октябрь | 1 неделя | Фрукты. Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имён существительных в форме родительного падежа мн.ч.. | Звук и буква А. А – У. Множественное число имён существительных с –а- Стр.16-21 | Пересказ сказки «Умный ежик» с помощью сюжетных картин (В.П.Глухов) | |
2 неделя | Деревья осенью. Листья. Преобразование существительных ед.ч. в именительного падежа в форму мн. числа. Образование прилагательных от существительных. | Звук и буква О. Несклоняемое существительное «пальто». Предлог «О». Ребусы. Стр.22-27. | Составление рассказа о дереве с использованием схемы описания (Т.А.Ткаченко, Н.Е.Арбекова) | ||
3 неделя | Насекомые. Закрепление имён существительных в род. падеже. Особенности строения тела насекомых. Расширение и активизация словаря по теме. | Звук и буква И. Многозначность слова «кисти». Составление предложений с однородными членами с союзом «и». Стр.28-31. | Пересказ сказки «Приключения муравьишки» по сюжетному панно (С.В.Коноваленко) | ||
4 неделя | Перелётные птицы. Формирование навыков словообразования. Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно-ласкательной формы имён существительных | Звук и буква Э. Образование сложных слов. Ребусы. Стр.32-33 Звук и буква Ы. Множественное число существительных с окончанием –ы. Стр.34-35. | Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов (С.В.Коноваленко) | ||
5 неделя | Грибы. Ягоды. Согласование имён существительных с числительными. Образование прилагательных от существительных. | Гласные звуки и буквы. Слог. Ударение. Стр.38-42 | Составление рассказа «Грибное царство» по картографическому плану (по р-зу Э.Шима «Храбрый опенок) мет.В.К.Воробьевой | ||
Ноябрь | 1 неделя | Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Дифференциация типов одежды по сезонам. Образование относительных прилагательных. | Звук и буква М. Составление предложений по заданной схеме. Стр.43-46 | Составление описательного рассказа с опорой на схему (Т.А.Ткаченко) | |
2 неделя | Осень, обобщение. Обобщение знаний детей о сезонных изменениях происходящих в природе осенью. Закрепление словаря по теме. | Звук и буква В. Образование сложных слов. Образование глаголов с приставками в-, вы-. Предлог «в». Составление предложений по схеме. Стр.47-5 | Составление рассказа с исп. сенсорно-графических маркеров по теме «Осень». | ||
3 неделя | Особенности строения тела человека. Расширение словаря по теме. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. | Звук и буква Н. Слова антонимы. Предлог «на». Стр.52-55 | Составление рассказа «Человек» по серии картин (О.Гомзяк) | ||
Декабрь | 4 неделя 1 неделя | Домашние животные. Место обитания домашних животных. Закрепление знаний по теме. Зима. Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Уточнение и расширение предикативного словаря | Звук и буква П. Несклоняемое существительное «пальто». Предлог «по». Родственные слова к слову «путь». Понятие глухой согласный звук. Стр.56-59
Звук и буква Т. Согласование числительных с существительными. Глаголы наст. времени ед. и мн. числа. Стр.60-63 | Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин (О.Гомзяк) Составление рассказов на зимнюю тему с использованием родственных слов. | |
2 неделя | Дикие животные. Практическое усвоение и закрепление в речи детей имён существительных и притяжательных прилагательных по теме. | Звук и буква К. Предлог «к». Схема предложения с предлогом «к». Образование существительных с суффиксами -ок, ек, -ик. | Составление рассказа «Как зайчонок маму искал» с использованием морфологической таблицы | ||
3 неделя | Мебель. Расширение знания предлогов и употребления их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций | Звук и буква С. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. Родственные слова | Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам или серии картинок (О.Гомзяк) | ||
4 неделя | Новый год. Закрепление употребления имён существительных в творительном падеже. | Деформированные предложения. Предлоги «с», «со». Стр.6-9 Звук и буква Х. Родственные слова к слову «хвастун». Предложный падеж имён существительных множественного числа. Стр. 10-14 | Составление рассказа «Как в саду встречали Новый год» с опорой на картографический план (по В.К.Воробьевой) | ||
Январь | 1 неделя 2 неделя |
Каникулы | |||
3 неделя | Животные жарких стран. Закрепление употребления существительных мн.ч. в родительном падеже. Формирование навыка словообразования | Звук и буква З. Родственные слова к слову «коза». Дифференциация звуков [з]-[зь]. Ребусы. Стр.16-18 | Пересказ рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» с опорой на план | ||
4 неделя | Семья. Обучение составлению сложносочинённых предложений. Расширение словаря антонимов. Словообразование притяжательных прилагательных. | Звук и буква Б. Предлог «без». Дифференциация Б-П. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение. Стр19-22. | Составление рассказа по сюжетной картине «Как следы выдали кота» по картограф.плану | ||
Февраль | 1 неделя | Инструменты. Закрепление навыка употребления имён существительных в творительном падеже. Формирование словаря глаголов. | Звук и буква Д. Дифференциация Д-Т. Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова. Чтение. Предлоги «под», «из-под», «над». Стр.23-26 | Пересказ сказки « Две косы». | |
2 неделя | Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование притяжательных прилагательных. | Звук и буква Г. Дифференциация Г-К. Слова-антонимы. Спряжение глагола «мочь». Родственные слова к слову «гусь». Чтение. Кроссворд. Стр.27-31. | Пересказ рассказа «Как чуть не погибла плотвичка» (Н.В.Нищева) | ||
3 неделя | Транспорт. Образование и закрепление в речи глаголов с приставками. Дифференциация транспорта по видам. Закрепление употребления формы творительного падежа сущ. и расширение словаря по теме. | Звук и буква Ш. Дифференциация С-Ш. Относительные прилагательные. Родственные слова к слову «мышь». Чтение. Кроссворд.Стр.32-37 | Составление рассказа «Всё хорошо, что хорошо кончается». По сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий | ||
4 неделя | День защитника Отечества. Расширение словаря по теме «Военные профессии». | Буква Я. Дифференциация А-Я. Родственные слова «яблоко». Многозначность слова «язык». Притяжательные прилагательные. Стр.38-41 | Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин | ||
Март | 1 неделя | Весна. Формирование и расширение семантического поля слова «жук». Развитие словаря прилагательных. | Звук и буква Ж. Предлог «между». Чтение. Стр.42-45 | Пересказ сказки «Как олененок маму искал» (Н.В.Нищева). | |
2 неделя | Весна. Мамин праздник. Формирование словаря по теме. Развитие навыков словообразования. | Дифференциация Ш-Ж, Ж-З Правописание «жи», «ши». Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Чтение. Стр.46-47 | Составление рассказа «Непослушные мышата» с придумывание предшествующих и последующих событий с опорой на сюжетные картинки (Цуканова) | ||
3 неделя | Перелётные птицы весной. Формирование семантического поля слова «ласточка». Расширение глагольного словаря по теме. | Звук и буква Л. Образование глаголов с разными приставками. Три формы времени глагола «класть». Чтение. Стр.48-52 | Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин (В.В.Коноваленко) | ||
4 неделя | Растения и животные весной. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование и расширение семантического поля «цветок».. | Буквы Е, Ё. Дифференциация Ё-О, Образование мягкости согласных буквой Е. стр.53-58 | Составление рассказа «Как щенок превратился в цветок» по картографическому плану (В.К.Воробьевой) | ||
5 неделя | Домашние птицы. Развитие навыков словообразования. | Звук и буква Р. Р-Л. Предлог «перед» стр.59-63 | Составление рассказа «Как гусь всем завидовал» по серии сюжетных картин (Н.В.Нищева) |
Апрель | 1 неделя | Наша страна. Упражнение в образовании синонимических рядов. Уточнение и расширение словаря по теме. | Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф. Слова с пропущенной буквой. Чтение. Стр.3-5 | Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живём» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий. | ||
2 неделя | Профессии. Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования по теме. | Буква Ю. Дифференциация У-Ю. Мягкость согласных буквой Ю. Чтение. Стр.6-7 | Составление рассказа «Мангуста» с опорой на картографический план | |||
3 неделя | Наш дом. Упражнение в образовании слов сложного состава. Уточнение и расширение словаря по теме. | Звук и буква Ц. Дифференциация Ц-С. Чтение. Кроссворд. Стр.8-12 | Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта). | |||
4 неделя | Сад-огород-лес. Разграничение понятий по теме. | Звук и буква Й. Дифференциация [Й]-[Л,]. Деформированные предложения. Чтение. Стр.13-15 | Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий. | |||
Май | 1неделя | Поздняя весна, цветы садовые, полевые . Разграничение понятий по теме. Расширение словаря. | Звук и буква Ч. [Ч]-[Т,]-[С,]. Сложноподчинённые предложения . Стр.16-20 | Составление описательного рассказа о цветке (садовом, полевом) по опорной схеме. | ||
2 неделя | День Победы. Расширение словаря по теме. Систематизация полученных знаний. | Звук и буква Щ. Щ-С, Щ-С,. Дифференциация. Чтение. Составление слов. Звуко-слоговой анализ слов. Стр.21-25 | Беседа о защитниках Родины, рассматривание картин. Заучивание «Май пришел к нам с песнями» | |||
3 неделя | Школа. Школьные принадлежности. Согласование притяжательных местоимений с существительными. Расширение словаря по теме. | Буквы Ь и Ъ знак. Стр.26-30 | Составление рассказа по опорным словам (О.Гомзяк) | |||
4 неделя | Обследование речи детей. Оформление результатов коррекционной логопедической работы. Подготовка к выпускному утреннику. |
Консультация для педагогов «Использование игровых технологий заучивания стихотворений» https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/10/19/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-zauchivaniya-stihotvoreniy
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/10/19/prezentatsiya-svyaznaya-rech
Конспект НОД. Знакомство с правилами строения повествовательного рассказа. https://nsportal.ru/node/5149595
Презентация "Формирование родственных слов у дошкольников 6 лет с ОНР"
https://infourok.ru/prezentaciya-formirovanie-rodstvennyh-slov-u-doshkolnikov-5397535.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи с использованем мнемотехник
Материал содержит практическе рекомендации по развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование мнемотаблиц на занятиях по обучению рассказыванию....
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники на тему "Весна"
Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для ...
Перспективное планирование по развитию связной речи с использованием мнемотехники
Перспективный план работы «Развитие речи детей в подготовительной группе посредством мнемотехники».Разработаны темы по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц....
Технология развития связной речи, с использованием мнемотехники
Использование мнемотехники повышает уровень развития связной речи у старших дошкольников...
Опыт работы по теме «Развитие связной речи с использованием мнемотехники»
В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребёнком, во многом зависит ус...
Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.
Задачи занятия:1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....
Конспект занятия по развитию связной речи с использование мнемотехники в старшей группе на тему: "Посуда". Составление описательного рассказа о посуде.
Задачи занятия:1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».3....