Конспект развлечения «Путешествие в Чудо – городок»
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект развлечения «Путешествие в Чудо – городок»
Задачи:
· Приобщать детей к сокровищам устного народного творчества, закреплять знания о различных видах (жанрах) фольклора: сказки, потешки, загадки, пословицы, скороговорки, небылицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvlecheniyaputeshestvie_v_chudo_gorodok.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект развлечения «Путешествие в Чудо – городок» (подготовительная группа)
Задачи:
- Приобщать детей к сокровищам устного народного творчества, закреплять знания о различных видах (жанрах) фольклора: сказки, потешки, загадки, пословицы, скороговорки, небылицы.
- Активизировать речь детей, совершенствовать умение различать на слух звуки родного языка, произносить скороговорки,
- расширять словарный запас,
- Продолжать учить отгадывать загадки, понимать смысл пословиц, учить понимать значение образных выражений : «одна нога здесь- другая там», «не покладая рук» и др.
- Формировать культуру речи детей, используя богатства родного языка.
- Развивать психические процессы: речь, внимание, мышление, память, восприятие.
- Развивать эстетическое восприятие детей, эмоциональную отзывчивость, способствовать творческому самовыражению детей в чтении, в игре.
- Воспитывать духовно-нравственные качества личности, приобщая детей к истокам русской национальной культуры, фольклора.
- Воспитание у детей любви и уважения к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю. Воспитывать интерес и любовь к духовному богатству и мудрости русского народа.
- Познакомить с праздником Масленица
Материал: избушка, колокольчик, карты, шкатулка, шапочка козы, Петрушка.
Предварительная работа:
Знакомство детей с различными жанрами русского народного творчества, разучивание с детьми потешек, песенок, небылиц, загадок, пословиц, чтение сказок.
Знакомство детей с русскими народными промыслами, русскими костюмами, народными обычаями и праздниками.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Рады вас встретить, в группе нашей приветить. Давайте, ребята, поздороваемся с гостями по русскому обычаю.
Посмотрите, ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо – нас приглашают отправиться в необыкновенное путешествие. Я знаю, что дети любят путешествовать. А вы любите? Где вы уже побывали, в каких городах? Ведь Россия –матушка велика! (ответы детей) А слышали вы о таком городе, где сказочные избушки, дома – игрушки, поляны игр да забав, фонтаны чудес? Хотите отправиться в такой Чудо –городок? В письме нам прислали карты с указанием пути, чтобы легче было идти. Если весь путь пройдем, то шкатулку найдем – не простую, а с секретом. Ну как согласны в путь отправиться? Тогда возьмите карты – путешествие начинается.
Мы пойдем по тропинке сказочных загадок:
Тропинка загадок бежит все вперед –
Мы отправляемся в Чудо – городок.
Начинаем путь с левого нижнего квадрата(1 шаг – 1 клетка) – делаем 2 шага вправо по тропинке загадок.( Звенит колокольчик)
Вы слышите, ребята? Если звенит колокольчик, значит чуть не прошли мимо загадки:
Что за чудо, кто мне скажет?
Крыльями на поле машет,
А мука-то мелится...
Что же это? (Мельница)
Идем дальше – стоп, опять загадка:
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.(Матрёшка)
Молодцы, отгадали! Идем дальше – еще 1 шаг влево, стоп – загадка:»
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - ...(кот)
Вот и прошли тропинку загадок. Дальше еще 1 шаг вверх – куда мы попали? Что на карте нарисовано? Давайте поищем такой домик. Кто живет там, не знаете? Давайте спросим словами известной сказки:
«Кто –кто в теремочке живет?
Кто –кто в невысоком живет?»
Бабушка – Рассказушка (появляется в окошке): Здравствуйте, детушки – малолетушки. Я Бабушка –Рассказушка, знаменитая сказочница, старушка – веселушка. А вы кто такие?
Дети отвечают.
Бабушка –Рассказушка: Добро пожаловать, гостюшки дорогие. Уж как я вам всем рада, ни в сказке сказать, ни пером описать. Проходите, с дороги отдохните. Только вы меня старую простите: в избе у меня тесно, так что садитесь, где видите место. Сидела я вязала, слова на ниточки наматывала, да в клубочки сказки скатывала, да что – то заскучала. Кругом веселится народ, ведь на дворе у нас какая неделя идет?
Бабушка –Рассказушка: Верно, честная Масленица –широкая боярыня. А вы знаете, что это за праздник? А почему так называется? Как ее отмечают?
Воспитатель: Бабушка –Рассказушка, наши ребята тоже будут Масленицу встречать. Приглашаем и тебя на праздник – блинами угощаться, на санях кататься.
Бабушка –Рассказушка: Спасибо, ребятушки, что не забыли, меня навестили, на праздник пригласили. Уж это самое время сейчас, когда вечерами длинными собирается народ. Парни да девки ходят на посиделки. А что делают, знаете? А вы песни русские любите? Давайте споем. (поют песню) А старики по вечерам малым детушкам сказки сказывают, истории рассказывают, загадки сочиняют, да прибаутками потешают, не зря говорят:»Мели Емеля – твоя неделя» Ох, и люблю я сказки, потешки, да ребячьи усмешки! А вы любите? А знаете, как называются сказки, загадки, пословицы, прибаутки? А кто объяснит, почему называют народные? Почему устное творчество? А какие вы сказки знаете? (ответы детей)Да у русского народа много сказок.А вы знаете как заканчиваются все сказки? А вам нравятся герои русских сказок? Какие они люди? Да, русские герои умом и силушкой не кичатся, советом да помощью не гнушаются. Как вы понимаете эти слова? верно, сказочные герои такие. Они всегда стараются выручить того, кто попал в беду, а всегда сторицей окупается. Молодцы, вы все верно понимаете, ну а сказки все помните? Сейчас проверю.
- Спешит сестрица с братом, просят им помочь спрятаться и яблоньку, и печку, и молочную речку.
- По тропе шагают бодро, сами воду тащат ведра.
- Красна девица грустна, ей не нравится весна
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.
Молодцы, хорошо знаете сказки. Уж за это я вас потешу – покажу свою любимую потешку, а вы не зевайте, ее называйте. А вы знаете какие – нибудь потешки? Кто расскажет, кто покажет? (Дети рассказывают потешки)
1 ребенок
Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
- Я ходил в лесочек.
- Что видал?
- Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!
2 ребенок
Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
Инсценировка
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Бабушка –Рассказушка: Ай – да, ребята, ростом малы, да удалы. Дам я вам за это клубочек не простой, а волшебный, он путь вам укажет. Где это он у меня запропастился? (роняет корзину) Ой-ой, что я натворила, все сказочные клубочки уронила, все нитки запутались, слова в сказках перепутались. Ребятушки, помогите клубки собрать и слова по сказкам разобрать. Что у нас тут?
- Рукодельница целыми днями не покладая рук …. на печи валялась. Что значит не покладая рук? Кто на печи валялся?
- Открыли дед с бабой короб с пирогами, а оттуда вышла Машенька, живая и здоровая. Дед с бабой от радости …. губы надули. Когда говорят «Губы надул»? О ком можно так сказать?
- Плетется Иван –царевич с лягушкой домой… одна нога здесь- другая там. Что неверно?
Бабушка –Рассказушка: Вот спасибо, ребятки, помогли мне сказки распутать, за это я вас награжу, дорогу дальше укажу. Вот клубочек, куда он покатится, туда и дальше ступайте. А сейчас, детки, прощайте.
Воспитатель: Ой, Куда это нас клубочек приведет? Да это сказочная поляна игр и забав. Хотите поиграть? В какую игру? Но любую игру всегда начинают с чего? Давайте считаться.
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
Хороводная игра «Зайка»
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
Воспитатель:Хорошо поиграли, а не устали? Давайте путь дальше продолжать. А куда идти, как узнать? Давайте посмотрим по карте. Итак, Домика Бабушки- Рассказушки делаем 2 шага вверх, 2 шага вправо- куда попали? Что нарисовано на карте? Мы с вами попали, ребята, к волшебнице Речи. А как вы думаете, где мы с ней уже встречались? А не подскажите, из чего состоит наша речь? В народе про слова говорят так:»Не мед, а ко всему льнет». Как вы думаете, верна эта загадка? Как вы ее объясните? А какие бывают слова? Да, ребята, в нашей речи очень много разных слов. С их помощью можно творить чудеса: можно словом рассмешить, можно подбодрить, а можно и обидеть. Хорошие слова делают речь красивой, а плохие, слова – сорняки, портят нашу речь, засоряют.
«Доброе слово лечит – а худое калечит» о плохих словах мы даже говорить не будем, зато «ласковым словом и камень растопишь». Ребята, как называют людей, речь которых правильная, красивая, вежливая? С такими людьми всегда приятно разговаривать, не так ли? Недаром вежливые слова называют …. как? ВОЛШЕБНЫМИ
А вы знаете такие слова? Когда их говорят? Нам в пути такие слова пригодятся. Давайте попробуем побольше набрать их в эту корзину. Каждый кладет свое слово. (Дети называют «волшебные слова»)
Воспитатель: Молодцы, полную корзину набрали! А теперь послушайте, что с ними надо делать.
- Сейчас прослушайте сказку Э.Мошковской «Вежливое слово».
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой…- Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет
В каком ряду?
- Мне — поближе:
Плохо вижу.
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.
Говорит Овечка:
- Мне-е-е одно местечкл!
Вот моё БЛАГОДАРЮ -
Доброе словечко.
Утка:
- Кряк!
Первый ряд!
Для меня и для ребят! -
И достала Утка
ДОБРОЕ
УТРО.
А Олень:
- ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё ПОЖАЛУЙСТА!
Говорит Дворовый Пёс:
- Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОР-Р-РОВО -
Вежливое слово.
- Вежливое слово?
Нет у вас другого?
Вижу
В вашей
Пасти
ЗДРАСТЕ.
А ЗДОРОВО бросьте! Бросьте!
- Бросил! Бросил!
- Просим! Просим!
Нам билетов -
Восемь! Восемь!
Просим восемь
Козам, Лосям,
БЛАГОДАРНОСТЬ
Вам приносим.
И вдруг,
Отпихнув
Старух,
Стариков,
Барсуков,
Бурундуков…
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого…
- Касса, выдай мне билет!
- Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет.
- Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
- Мне — билет!
- Нет и нет.
- Мне — билет!
- Нет и нет.
Не стучите — мой ответ.
Не рычите — мой совет,
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет!
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И пришёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то…
Развернула,
И встряхнула,
И чихнула,
И вздохнула:
- Ах,слова какие были!
И не мы ли
Их забыли?
ИЗВОЛЬ…
ПОЗВОЛЬ…
Их давно уж съела моль!
Бедное ПОЖАЛУЙСТА,
Что от него осталось-то?
Это слово
Золотое.
Это слово
Залатаю! -
Живо-живо
Положила
Две заплатки…
Всё в порядке!
Раз-два!
Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
ДО СВИДАНЬЯ,
ДА СКАКАНЬЯ
И еще ДО КУВЫРКАНЬЯ,
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС…
И десяток про запас.
- На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой! -
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
- ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!
И кассир даёт билеты -
Не один, а целых три!
- С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ! -
И кассир даёт билеты -
Не один, а целых пять.
- ПОЗДРАВЛЯЮ
С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
И кассиру
Во всю силу
Очень хочется запеть:
«Очень-очень-очень-
Очень вежливый Медведь!»
- БЛАГОДАРЕН!
ИЗВИНЯЮСЬ!
- Славный парень!
- Я стараюсь!
- Вот какая умница. -
Вот идёт Медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!
- Здравствуйте,
Медведица!
Знаете,
Медведица,
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится!
- Почему не верится? -
Говорит Медведица. -
Мой сыночек — молодец!
До свидания!
КОНЕЦ
Воспитатель: Запомнили, молодцы, можем дальше идти. От волшебницы Речи идем дальше, делаем 2 шага вниз и 1 шаг вправо. Что видите на карте?
Ребята, а давайте вспомним, кого на Руси называли скоморохами?
А кто такой Петрушка? С Петрушкой устраивали веселые представления, а вы хотите с ним встретиться?
Петрушка:А вот и я! Ждали вы меня, друзья? Я весельчак – Петрушка, скоморох – насмешник. Остер колпачок, еще острей язычок.
Привет, Андрей – воробей, не гоняй голубей!
Здравствуй, Алешка –лепешка, соломенная ножка!
Воспитатель: Эй, Петрушка, что это ты дразнишься?
Петрушка:Я с ребятами шутил, я дразнилку говорил.
Воспитатель: Ребята, а давайте и мы Петрушке дразнилку скажем.
Дети: Здравствуй, Петрушка, колпак на макушке,
Сам с локоток, голова с ноготок.
Петрушка: Ой- ой, так вы меня не встречайте, а лучше за стол сажайте, да угощайте.
Воспитатель: Чем же тебя угостить, попотчевать?
Петрушка: Я люблю пищу русскую, простую, догадайтесь какую?
- Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак... (каша)
- Теплый, мягкий и блестящий,
С корочкой такой хрустящей!
Спросим мы у детушек:
«Что же это?» (Хлебушек)
3. Подготовим место,
Раскатаем тесто.
Вот повидло, вот творог.
Мы хотим испечь... (пирог)
4.Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи.
Это суп с названьем... (щи)
Воспитатель: Будет тебе, Петрушка, каши миска, хлеба крошка, да пирога немножко.
Петрушка: Благодарю. За это вас я развеселю! Довольны будете здорово – удовольствия с три короба! Ну-ка, слушайте меня!
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке,
И давай дубасить коня на мужик!
Петрушка: Так бывает или нет, поскорее дай ответ!
Воспитатель: Ребята, а вы помните, как называются такие стихи или рассказы, в которых все наоборот, как в жизни не бывает? Для чего их сочиняют?
Петрушка: А вы знаете небылицы? Расскажите, меня рассмешите.
Дети читают.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила
***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.
Петрушка: Молодцы, ребятки, с настроением у вас все в порядке!
А у нашего Егорки хороши скороговорки (3 раза)
Воспитатель: Это ты про кого говоришь, Петрушка?
Петрушка:
Это просто скороговорка, я ее могу 100 раз повторить!
Воспитатель: Ну и хвастун же ты! Ребята тоже знают скороговорки.
Петрушка: А вы сможете их быстро проговорить, за мной повторить? На слово не поверю, сейчас сам проверю.
(Дети повторяют скороговорки за Петрушкой)
Петрушка: Ну молодцы, за это я вам скажу, как дальше идти, как шкатулочку найти. Делайте на карте 3 шага вниз, дошли? А мне прощаться с вами пора! До свиданья, детвора!
Воспитатель: Все сделали 3 шага вниз? Вот мы и дошли до шкатулочки. А вот и ключик. Сейчас я открою шкатулочку. Ох, какая неприятность, ключик рассыпался на кусочки! Чтоб шкатулочку открыть, надо ключик вам сложить. Но форма к форме тогда подбирается, если пословица к ней прилагается. Помните пословицы?
- Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- Города строят не языком, а топором.
- Кто не трудится, тот не ест.
- Отца с матерью почитать - горя не знать.
- Не делай того, чего надо стыдиться.
Молодцы, собрали ключик. Ну-ка, шкатулочка, откройся! Ой, да это шкатулочка не простая, а музыкальная! Она играет русскую народную музыку. Выходи, честной народ, становись в хоровод!
Хороводная игра "Веселись детвора"
-Веселись детвора
Поиграть пришла пора!
Как мяучит кисонька? – Поочерёдное выдвижение рук вперёд.
Мяу, мяу, мяу.
- А как лает Жученька? – Хватательные движения
Гав, гав, гав.
- Как мычит коровушка? – "Рога" Руки к голове, наклоны вперёд.
Му, му, му.
- Как свинка хрюкает? – к носу указательным пальцем
Хрю, хрю, хрю.
- Веселись детвора
Продолжается игра – Водим хоровод
- Как лягушки квакают? – Ладошки вперед, пальцы развести
Ква, ква, ква.
- Как утята крякают? – Руки согнутые в локтях "клювики"
Кря, кря, кря.
- Воробьи чирикают? – Руки в стороны, махи руками
Чик-чирик.
- По дорожкам прыгают – Прыжки на месте
Прыг, прыг, прыг.
- Веселись детвора
Завершается игра – Остановиться.
Воспитатель: Славно повеселились. Ну вот мы с вами и побывали в Чудо -городке! Наше путешествие закончилось, понравилось оно вам?иТогда предлагаю нарисовать то, что больше всего понравилось и мы устроим выставку о Чудо –городке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект развлечения "Путешествие на сказочную поляну"
конспект развлечения во 2 мл. группе...
Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок" по теме "Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР." (совместно логопед и воспитатель)
Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.ВВЕДЕНИЕ.Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когд...
Конспект НОД "Путешествие в лесной городок"
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно-речевому развитию во средней группе Тема: «Путешествие в лесной городок»Цель:Формирования основ безопасности собст...
Конспект ООД "Путешествие на чудо-остров"
Конспект направлен на содействие навыков рисования с использованием формообразующих движений....
Конспект развлечения - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам».
Цель: развивтие эмоциональной сферы страших дошкольников...
Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок"
Конспект занятия по обучению грамоте. Как формировать ритм слова, слоговую структуру слова? Данный конспект занятия поможет решить эти вопросы....
Конспект занятия "Путешествие по чудо-саду Корнея Чуковского"
Совершенствовать и обобщать знания детей по изученным произведениям К. И. Чуковского;Закреплять знания о литературных героях, детских писателях; Развивать познавательную и речевую акти...