Конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Приоритетная образовательная область: познание.
Образовательные области в интеграции: коммуникация, социализация, здоровье, музыка, чтение художественной литературы.
Цель: Закрепить знания детей о современной и старинной посуде.
Задачи: познакомить с бытом русской деревни, расширить словарный запас по теме, побуждать упражняться в словообразовании, совершенствовать грамматический строй речи, умение строить сложноподчиненные предложения, активизировать мыслительную деятельность, развивать логическое мышление (учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации).
Оборудование: старинные предметы быта (чугунок, ухват, деревянные ложки, самовар), картинки с изображением современной посуды, дидактические игры "Помоги Федоре", "Собери посуду из частей", фланелеграф.
Ход:
I. Организационный момент.
Дидактическая игра «Каждой посуде своё место».
Цель: дифференцировать посуду (кухонная, чайная, столовая).
У каждого ребенка карточка с изображением посуды. На столах три панно с кармашками, на которых изображены плита, обеденный стол, сервант. Дети распределяют посуду и комментируют свои действия. Например: У меня чашка. Это чайная посуда. И т.д.
II. Основная часть.
В группе появляется персонаж из сказки К. Чуковского «Федорино горе» Федора.
Федора: Ребята, я вас хочу пригласить к себе в избу, чтобы вы увидели, какой я порядок везде навела. (Дети отправляются с Федорой в избу.)
Федора: Вот и пришли. Добро пожаловать. (Дети рассаживаются на лавки. На столе посуда: чугунок, самовар, деревянная посуда.) Посмотрите и скажите, как можно назвать все эти предметы одним словом? (Посуда.)
Федора: Какая она у меня сегодня? (Чистая, блестящая, вымытая).
Федора: Да, я теперь за посудой слежу, люблю её.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Федора показывает чугунок.
Федора:
- Скажите, из какого материала сделан чугунок? (Из чугуна.)
- Значит он какой? (Чугунный.)
- Да, он чугунный. Это хорошо! Почему? (Потому что в печке не сгорит. Он прочный, не сломается…)
- Но то, что он чугунный - это и плохо. Почему? (Он тяжелый, холодный. А когда нагреется, то можно обжечься…)
- А если бы чугунок был сделан из стекла, то он бы был каким? (Стеклянным.)
- Стеклянный чугунок хорошо. Почему? (Он лёгкий, красивый, прозрачный, в нём всё видно, он блестящий…
- Но стеклянный чугунок это и плохо. Почему? (Он может разбиться и тогда можно порезаться. Он холодный, в нём нельзя варить…)
- А если бы чугунок был сделан из дерева, то он стал бы каким? (Деревянным.)
- Деревянный чугунок хорошо. Почему? (Он теплый, когда в него нальешь что-то горячее, то не обожжешься…)
- Но деревянный чугунок это и плохо. Почему? (Он сгорит в печке, он не прочный…)
- Все-таки хорошо, что мой чугунок чугунный. А какой помощник мне нужен, чтобы не обжечься? (Ухват).
- Да, посуда, в которой я варю суп, не такая как у вас. В чем ваши мамы суп варят? (В кастрюле.)
- Какая ещё посуда есть у вас? (перечисляют)
- Вы знаете, где делают посуду? (На фабрике, на заводе.)
- Из каких материалов сделана ваша посуда? (Из дерева, железа, стекла, глины, фарфора…)
- А в деревне посуду деревенские мастера делали из железа, глины, дерева. Послушайте загадку и найдите отгадку на столе: «Сама не ем, а всех кормлю». (Это ложка).
- Какие у меня ложки? (Деревянные, нарядные, расписные, хохломские.) Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, но ещё и играем на них.
Динамическая пауза. Музыкальная игра «Оркестр». (Под музыку дети играют на деревянных ложках.)
Дидактическая игра «Что за чем мы будем мыть?»
Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает набор предметных картинок с изображением различной посуды. Задание: Разложить в том порядке, в каком вы бы стали мыть грязную посуду и почему? (I - стеклянный стакан, чашка, чашка, вилка, тарелка, сковорода; II – чашка, ложка, тарелка, половник, кастрюля. Сначала моется посуда наименее испачканная жиром.)
Федора: Загадка: «Стоит толстяк, подбоченивши бок, шипит, кипит, всем чай пить велит». Найдите отгадку на столе. (Самовар.) А из чего вы пьёте чай? (Из чайника.)
Дидактическая игра «Собери из частей». (Чайник и самовар)
- Назови части (крышка, дно, стенки, ручки, носик – краник).
- Какой у меня самовар? (Блестящий, железный, красивый…)
Дидактическая игра «Чем похожи, чем отличаются?» (Самовар и чайник)
Например: У чайника носик, а у самовара краник.
III. Итог.
- Вся посуда хороша, вся посуда нам нужна. Дети читают стихотворения:
· Ты знаешь, какая бывает посуда
И как без неё нам приходится туго?
Попробуй поесть без тарелки и ложки…
Без миски никак не накормишь и кошки!
· Кофейники, чайники, чашки, стаканы –
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи…
Всегда всю посуду в порядке держи!
Федора: Я теперь буду всегда с посудой дружить и в порядке её держать. Закипел чайник:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Федора: Приглашаю всех вас попить чай с конфетами и печеньем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...
Конспект ООД ОО "Познавательное развитие" "Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей"
для детей подготовительной к школе группы...
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....
Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"
Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....