конспект занятия Прогулка по Петербургу
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
закреплять знания детей о родном городе санкт-Петербурге
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_piterburg.docx | 176.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия разработан
воспитателями: СП ОДО №296
Фрунзенского района
Санкт – Петербурга
Богданова Т.Ю.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Прогулка по Петербургу»
Использование современных образовательных технологий: интерактивная доска, ноутбук.
Цель: Закреплять и расширять знания детей о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.
Задачи:
Образовательные задачи:
- вызвать у детей интерес к жизни родного города.
- закрепить представления о Санкт-Петербурге – городе морском, городе рек и островов.
- закрепить знания и вызвать желание больше узнать о памятниках архитектуры.
- активизировать словарь детей: колонна, верфь, шпиль, ростры, островитяне, петербуржцы, герб.
Развивающие задачи:
1.развивать фонематический слух;
2.развивать интонационную выразительность речи;
3.продолжить работу над развитием мелкой моторики и координации движений;
4.развивать зрительный гнозис, внимание, память.
Воспитательные задачи:
1.развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников;
2.закрепить знание детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга;
3.воспитывать чувство гордости, любви, уважения по отношению к родному городу, чувство сопричастности, желание сделать свой город лучше;
4.воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений;
5.доставить детям и родителям эстетическое удовольствие, вызвать положительные эмоции. при слушании стихов, музыки, рассматривании иллюстраций с видами города.
Материал к занятию: иллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга, иллюстрации нескольких крепостей, в том числе Петропавловской, разрезанная напольная игра «Собери изображение», картинка с контурами зданий, наложенными друг на друга, буквы для составления слов (храм, собор, площадь), мяч, семейные гербы, созданные детьми и их родителям.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Восп 1:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
Восп 2 Ребята, о каком городе А.С. Пушкин написал такое торжественное и прекрасное стихотворение?
Дети: О нашем родном городе Санкт-Петербурге.
Восп 1: Конечно, это стихотворение о нашем любимом городе Санкт-Петербурге! Это один из самых больших и красивых городов мира. Ему исполнилось 311 с лишнем лет, и живет в нём 5 млн. жителей. Все люди разные, но все мы – петербуржцы и, конечно, все мы любим свой родной город Санкт-Петербург.
Восп 2: Ребята, а вы любите наш город? А что вам особенно нравится в нашем городе, за что вы его любите?
Дети: У нас в городе широкие и красивые улицы и проспекты. Высокие дома, много деревьев, много достопримечательностей в центре города.
– Наш город стоит на р.Неве – она полноводная, красивая, одета в гранитные берега.
– Здесь живут друзья, родные.
– В нашем городе много музеев, театров, есть замечательный цирк и т.д.
Восп 1: Конечно, наш город нельзя не любить!
Ребенок: (Ксеня)
Мы очень любим город свой,
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно,
Его мы любим всё равно.
Мы в этом городе живём,
И он растёт, и мы растём.
(М. Борисова)
Восп 2: Ребята, я знаю, что вы не только любите наш город, но и очень хорошо знаете его. Но чтобы убедиться в этом, предлагаю вам совершить экскурсию по нашему любимому Санкт-Петербургу. Во время путешествия город предложит вам решить загадки, отгадать ребусы и кроссворды, вы поучаствуете в викторине, мы с вами будем играть, читать стихи и, конечно, поговорим о том, как должны себя вести настоящие петербуржцы. Ну, а в конце экскурсии вас ждёт сюрприз! Итак, наше путешествие начинается!
Ребенок: (Даня)
В полдень выстрелит хлопушка,
За стеной сторожевой,
Словно детская игрушка –
Это крепость над Невой.
Восп 1: Ребята, о какой крепости идёт речь, кто её построил, где и почему?
Дети: Это Петропавловская крепость – первое здание в Санкт-Петербурге, построена она на Заячьем острове для защиты города от врагов и называется так в честь святых Петра и Павла.
Восп 2: Предлагаю рассмотреть иллюстрации нескольких крепостей и найти среди них Петропавловскую крепость.
Игра «Собери крепость»
Дети (2-3 чел) собирают на полу разрезную картину «Петропавловская крепость».
Ребенок: (Элтун)
Ветер, ветер, ты какой?
Петербургский я, морской
На заливе разгулялся,
А теперь до вас добрался.
В переулках я свищу,
Кто из вас не спит – ищу.
Восп 1: Подул морской ветер, стало свежо, где же мы ребята очутились?
(На доске показана река Нева)
Дети: Это наша река Нева.
Восп 2: Что вы знаете о Неве?
Дети: Вытекает из Ладожского озера. Очень глубокая и полноводная. При впадении в Финский залив разбивается на несколько речек. Между ними находятся острова. Весь наш город стоит на островах. Поэтому в Санкт-Петербурге 32 моста.
Ребенок: (Света)
У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка знаменитая река
Баржи, лодки. Пароходы
На себе несёт Нева.
(М.Борисова)
Восп 1: А можно представить наш город без Невы?
Дети: Нет! По Неве город перевозит грузы, людей. Мы пьём невскую воду.
Восп 2: Вы правы, конечно! Река Нева дала жизнь нашему городу. Город раскинулся на её берегах и островах. К Неве раскрываются его площади, ведут улицы, обращены фасады прекрасных зданий, ставших символами Санкт-Петербурга. Это Адмиралтейство, Смольный и Исаакиевский соборы, Эрмитаж.
(На доске показаны перечисленные достопримечательности)
Ведущий: Поиграем в словесную игру «Что здесь лишнее?»
- Реки: Мойка, Нева, Фонтанка, Москва-река.
- Соборы: Исаакиевский, Казанский, Смольный, Василия Блаженного.
- Площади: Дворцовая, пл.Восстания, Красная, Сенная.
- Музеи: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Кунсткамера.
Дети выделяют лишнее слово и объясняют почему они так думают.
Ребенок: (Даня Г)
Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою
Синем и просторном.
Маленький кораблик
высоко плывет –
это символ города,
здесь рождался флот.
(Сергей Скаченков)
Восп 2: На шпиле какого здания красуется кораблик?
Дети: Это – Адмиралтейство.
Ребенок: С Петровских времен здесь строились корабли для русского флота. Носовую часть корабля украшала скульптура: фигура или голова женщины, воина, дикого зверя, птицы. Это были красиво окрашенные, большие военные корабли.
Восп 1: Поиграем в игру «Узнай по контуру»
Картинка с наложенными друг на друга контурами зданий: Адмиралтейство + Петропавловская крепость + Исаакиевский собор.
Дети называют достопримечательности, чьи силуэты они узнали на картинке.
Восп 2: Рядом с Адмиралтейством находится площадь. Как она называется и почему?
Дети: Дворцовая площадь. На этой площади стоит знаменитый дворец, где жили цари. Сейчас это самый большой музей России. В его коллекции 3 миллиона произведений: картины, скульптуры, монеты и медали, коллекции оружия и тканей. 3,5 миллиона человек посещают музей за год.
Викторина: «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?»
- Кто основал наш город? (Петр I)
- Что венчает шпиль Адмиралтейства? (кораблик – флюгер показывает направление ветра)
- Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)
- Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)
- Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)
- Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)
- Для чего разводят мосты? (Для прохода кораблей)
- На каком острове находится Петропавловская крепость? (На заячьем)
- Как называется сказочное существо с головой человека и телом льва? (Сфинкс)
- Почему колонны называют ростральными? (Колонны украшены рострами – изображениями носовой части корабля; ростра – нос корабля)
- Где в 12 часов дня стреляет в нашем городе пушка? (На стене нарышкинского бастиона Петропавловской крепости)
- Как называют памятник Петру I на площади декабристов? (Медный всадник)
- Что венчает золоченный шпиль Петропавловской крепости? (Флюгер в виде ангела с крестом; высота – 3м, размах крыльев – 4м)
- Почему дворец Петра I в Летнем саду называют летним? (жил летом)
- Как выглядит герб нашего города?
Детям предлагаются:
1. Игра с мячом на соотнесение существительного с прилагательным:
Река – какая? (бурная, полноводная, глубокая и т.д.)
Город – какой?
Площадь – какая?
2. Игра с местоимениями;
Я – Петербуржец
Ты – Петербуржец
Мы, Они – Петербуржцы
Она – Петербурженка
Восп 2: Да, город вы знаете и любите, а знаете ли вы правила поведения настоящего петербуржца?
Дети:
- Не сорить на улицах города.
- Быть вежливыми при общении.
- Помогать пожилым людям.
- Громко не кричать.
- Помогать младшим товарищам.
Восп 1: Благодарим всех за участие. Наш досуг, посвященный дню рождения Санкт-Петербурга подошел к концу.
Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесенный славой над Невой,
Где небосвод давно распорот –
Адмиралтейскою иглой!!
Недаром Пушкин и Растрелли
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя в граните и в стихах!
И – майской ночью в белом дыме,
И – в завываньи зимних пург –
Ты – всех прекрасней, – несравнимый
Блистательный Санкт-Петербург!
(Н. Агнивцев)
Использованная литература:
- Алифанова Т.Г. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет». Санкт-Петербург. «Паритет», 2005.
- Ефимовский Е.С. «Любимый город Санкт-Петерубрг». Азбука в стихах и картинках. Санкт-Петербург, изд.дом «Литера», 2004.
- Гурьева Н.А. «Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство». Санкт-Петербург. «Паритет», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Прогулка по "Санкт-Петербургу".
Знание детей о достопримечательностях города....
Конспект занятия "Реки Санкт-Петербурга"
На занятии дети знакомятся в названиями рек в родном городе - Санкт-Петербурге....
Конспект занятия "Острова Санкт-Петербурга"
На занятии дети знакомятся с названиями крупных островов Санкт-Петербурга; чем они знамениты....
"Конспект занятия "Прогулка по рекам и мостам Санкт-Петербурга"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с речевым диагнозом ФНР....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Прогулки по Петербургу"
Расширение, уточнение словаря по теме "Санкт-Петербург", автоматизация звука Л в прямых открытых слогах....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПЕТЕРБУРГА. ПО ТЕМЕ: «МЫ - ГОРОЖАНЕ».
На занятии ребята познакомятся с понятием "губернатор", узнают историю административного устройства России, поиграют в игру " Губернатор", примут жизненоважные решения для го...
Конспект Открытого занятия «Прогулка по Петербургу»
ЦЕЛЬ: Расширять знания детей о Санкт - Петербурге.ЗАДАЧИ:Образовательныеформирование у детей понятие о достопримечательностях родного города;расширение и активизация словаря (Петропавловская крепость,...