Конспект познавательной игры "Что? Где? Когда?"
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) по теме
Игра направлена на познавательно-речевое развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_gde_kogda.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развитие познавательной активности детей.
Основные задачи:
- Образовательные задачи:
* продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы); вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
* поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
2. Развивающие задачи:
* развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
3. Воспитательные задачи:
* воспитывать самоконтроль, умение доказывать, смекалку и связную речь.
Материалы к занятию:
- Игровое поле (круг, разделенный на 8 цветных секторов с белыми стрелками).
2) Большой волчок со стрелкой
3) Маленькие круги (с изображением сказочных героев - 8 штук).
4) Черный «ящик» (шкатулка).
5) Конверты - 8 штук.
6) Карточки, с отпечатанными вопросами и ответами (7 шт. + 1 с - музыкальная пауза).
7) Глобус, карта с материалами, лампа.
8) Картинки с животными на магнитах (белый медведь, пингвин, жираф, кенгуру, зебра, лев).
9) Семена овса и картина овсяного колоса.
10) подбор музыки из телепередачи «Что? Где? Когда?»
11) ноутбук с записью музыкального произведения «Солнышко лучистое».
12) игрушка Сова
13) Призы участникам игры
Подготовительная работа:
1) Чтение энциклопедий и рассматривание иллюстраций.
2) Проведение познавательных занятий, дидактических игр и бесед с детьми.
3) Подбор познавательной и энциклопедической литературы для детей в библиотеках.
4) Исследовательская деятельность с детьми (проведение опытов).
Ход игры
Звучит песня «Ужасно интересно» муз. В. Шаинского, сл. Г.Остера
Под музыку дети заходят в группу и встают полукругом.
Ведущий. Внимание! Внимание! Сегодня в подготовительной группе №9 «Бабочки» проводится игра «Что? Где? Когда?» (Звучит музыка)
Посмотрите, какая птица прилетела к нам на игру.
Как она называется? (Сова).
Сова считается символом мудрости. Мудрый человек – человек, который много знает, может ответить на любой трудный вопрос.
В детском саду вы получаете много новых знаний. Сегодня вы будете знатоками. Знатоки должны уметь отвечать на любые вопросы. Против знатоков играют сказочные герои, а какие сказочные герои мы узнаем в ходе игры.
Объяснение правил игры.
На столе игровое поле (круг с 8 секторами)
На каждом секторе - конверт с карточкой-вопросом и ответом.
Кружок с иллюстрацией сказочного героя.
Два сектора заняты черным ящиком и скрипичным ключом (обозначающим музыкальную паузу).
В центре игрового поля - волчок со стрелкой.
Ведущий - воспитатель.
Ведущий:
- Мы рады приветствовать вас, дорогие участники игры, зрители и гости! Команда «Знатоки» сразится с командой «Сказочные герои», которые уже приготовили свои хитрые вопросы, трудные задания и спрятали их в конверты на нашем игровом поле.
- Готовы играть? Прошу команду «Знатоков» занять свои места.
Напоминаю правила игры.
- Первый ребенок крутит волчок, стрелка останавливается, я достаю из конверта карточку с вопросами. Начинаем нашу игру. Звучит музыка. Ведущий крутит волчок.
• Сектор №1. Письмо от Емели. Почему бывает день и ночь?
Ответ:
«Все знают, что днем светло, а ночью темно. День бывает на той части земного шара, которая повернута к Солнцу и освещается его лучами.
Можно доказать это опытом:
(свет лампы, глобус - вращение «Земли» вокруг своей оси).
Другая половина земного шара в это время повернута от Солнца и находится в тени. Там ночь. Земной шар все время вращается, как волчок, только не так быстро. Поэтому день и ночь сменяют друг друга».
Ведущий (воспитатель):
- Это правильный ответ. И опыт нам это доказывает.
Продолжаем нашу игру.
- Прошу следующего игрока закрутить волчок.
- Внимание, знатокам!
Вопрос от сказочного героя Оловянного солдатика..
• Сектор №2. «Почему белые медведи не едят пингвинов?»
Ответ: «Медведи не могут охотиться на пингвинов, так как живут эти животные далеко друг от друга. Медведи живут в Арктике, а пингвины - в Антарктиде. Главные враги у пингвинов - это кит, касатка и морской леопард (тюлень).
Ведущий:
- Прошу знатоков доказать свой ответ у карты.
(Ребенок показывает на карте Северный полюс и Арктику, помещает туда фигурку-магнит белого медведя, затем показывает Южный полюс и Антарктиду и прикрепляет фигурку-магнит пингвина).
Ведущий:
- Это правильный ответ.
(Крутится волчок и воспитатель по стрелке просит помощника внести Черный ящик).(Звучит музыка)
Ведущий:
- Внимание команде знатоков!
• Сектор №3. Вопрос от Дюймовочки. Что находится в черном ящике? Слушаем внимательно:
В нем находится то, что может спать долго, спать до тех пор, пока не появится тепло, свет, вода.
Отгадайте, что же находится в черном ящике?
Ведущий:
Ответ: «В черном ящике мы думаем находятся семена растений, одно семечко. Зимой вся земля покрыта снегом, холодно. И семена могут спать долго, укрытые снежным одеялом. Но придет весна, пригреет солнце, побегут ручьи и семена проснутся и оживут. Семена растений начнут прорастать, ведь у них будет и тепло, и свет, и вода».
Ведущий:
- Замечательный ответ дали знатоки. Откроем черный ящик. Действительно это семена.
- Могут ли знатоки дать ответ, семена какого растения лежат в черном ящике?
(Семена овса).
Ведущий:
- Давайте снова повернем волчок. Звучит музыка Сектор №4
Стрелка указывает на письмо, который приготовил нам Чиполлино.
- Что означает значок на карточке?
Скрипичный ключ!
Чиполлино предлагает команде знатоков музыкальную паузу.
Включается музыка и дети выполняют ритмичные движения.
(Ведущий благодарит команду и предлагает занять игрокам свои места).
Крутится волчок.(Звучит музыка)
Ведущий:
- Внимание игрокам!
Кот в сапогах приготовил для вас загадку.
• Сектор 5. Загадка:
«Что не имеет своей формы.
Но колется, лепится,
Поднимается вверх.
Этим можно обжечься, но
Без этого невозможно жить!»
Ведущий:
- Прошу дать правильный ответ.
Ответ:
«Это вода. Вода не имеет своей формы. Она принимает форму сосуда, куда ее наливают. Когда холодно, вода замерзает, превращается в лед. Осколком льда можно уколоться и даже порезаться. Зимой падает снег - это такая замерзшая вода. Снег хорошо лепится. Летом, когда жарко вода испаряется, поднимается вверх и падает дождем вниз. Воду можно вскипятить на плите для чая, супа. Но надо быть осторожным, кипящая вода может обжечь! Вода нужна всем: и людям, и животным, и растениям. Без воды невозможно жить!
Ведущий:
- Молодцы Знатоки! Вы правильно разгадали загадку Кота в сапогах.
- Прошу повернуть волчок.(Звучит музыка)
Нас встречает сказочный герой - девочка Красная Шапочка. Сектор № 6. Блиц-опрос
Красная Шапочка задает свои вопросы команде Знатоков.
* У кого из лесных животных детёныши рождаются 2 раза в год - весной и осенью?
/у зайца/
* У какой птицы птенцы выводятся зимой?
/у клеста/
* Какие цветы появляются весной первыми?
/подснежники/
* Какое животное перегрызает дерево, а потом строит из них
плотины, хатки?
/бобёр/
* Какая птица прилетает к нам с Севера?
/снегирь/
* Какой полевой цветок закрывается, как только солнце сядет
за тучи?
/одуванчик/
* Какое морское животное помогает человеку, оказавшемуся в
беде?
/дельфин/
* Какую пользу приносит лиса?
/уничтожает мышей и полевок/
* Какая самая большая рыба?
/акула/
* Что надо сделать, чтобы помочь птицам зимой?
/развесить кормушки и подкармливать/
* Какая птица самая любопытная, знает и всем сообщает самые
лесные последние новости?
/сорока/
* Как называется болотная птица, которая любит стоять на одной
ноге?
/цапля/
* Есть такое лекарственное растение мать-и-мачеха. Почему оно
так называется?
/одна сторона листа гладкая холодная, другая -мягкая тёплая/
* Её называют королевой цветов, хотя она каждого старается больно уколоть. Как зовут эту королеву?
/роза/
* Каких насекомых называют санитарами леса?
/муравьев/
* Какую птицу называют "лесным доктором"?
/дятла/
* У кого при необходимости отпадает хвост, а потом вырастает
новый?
/у ящерицы/
* Какую пользу приносят дождевые черви?
/рыхлят землю/
* Кого называют "кораблем пустыни"?
/верблюда/
* Какие птицы днём спят, а ночью летают, всех пугают?
/сова, филин/
* Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
/птенцы кукушки/
* Куда "лицом" обращена головка подсолнечника?
/ к солнцу/
* Какой хищный зверь любит малину?
/медведь/
Ведущий:
- Сложные были вопросы, но вы справились с ними и дали правильные ответы.
- Продолжаем нашу игру. (Крутится волчок. Звучит музыка.
Ведущий:
- Внимание, Знатоки! Письмо от Буратино, а в нем вопрос игрокам.
«В моей сказке я ухаживаю за коровой, за это она помогает мне выполнить задание мачехи: наткать полотно. Я уже столько наткала полотна, что не успела его сложить. Помогите мне свернуть полотно в рулон. Кто герой сказки? Задание :свернуть бумажные ленты по5-10 метров рулончиком.»
Сектор 7 Найдите лишнее слово: Жираф, кенгуру, зебра, лев.
Ответ:
а) это кенгуру, т.к. живет в Австралии, а остальные - в Африке;
б) или это лев, т.к. он хищник, а остальные - травоядные.
(Ребенок показывает на карте Австралию и Африку - по просьбе ведущего).
- Молодцы, Знатоки, вы сумели ответить на все вопросы, справились всеми заданиями. И победили в этой игре.
Команда Сказочных Героев награждает вас призами.
Ведущий; «Мы все сегодня подружились за нашей умною игрой. И вот игра кончается, а дружба продолжается».
Литература:
- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» (Издательство «Педагогика», Москва, 1975)
- «Астрономия в картинках» (Б. Левин).
- Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет» (Р.А. Жукова, Волгоград, 2006 г.)
- «Дошкольнику - об истории и культуре России» (Г.Н. Данилина, Москва, 2005).
- Журнал «Дошкольное воспитание» (№ 5 за 2006 г.).
- «В союзе с природой» Л.И. Грехова (Учебно-методическое пособие, Москва-Ставрополь, 2002 г.)
- «Математика в детском саду» (В.П. Новикова, Москва, 2002 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»
КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи:...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа
Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....