Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворной форме, расширение словаря антонимов, через игру «подзорная труба»; формирование грамматически правильной фразовой речи, через игру «необитаемый остров», отгадывание загадок и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Хочу быть сказочником!»
Воспитатель: Колмакова А.А.
МБДОУ детский сад №150
Программное содержание:
- обучение детей творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения;
- обучение пересказыванию рассказа в стихотворной форме, расширение словаря антонимов, через игру «подзорная труба»;
- формирование грамматически правильной фразовой речи, через игру «необитаемый остров», отгадывание загадок;
- развитие воссоздающего и творческого воображения, формирование творческих способностей детей, используя различные приемы;
- воспитывать любовь, эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.
Оборудование: чудо дерево, полянка с насекомыми (гусеница, жук, кузнечик, бабочка и др.), воздушный шар, сумочка со сказочными предметами; предметы, которые можно встретить на необитаемом острове (консервная банка, шнурок, булавка, обертки от конфет, жевательная резинка и др.), шапочки сказочников, лист ватмана, шапочки для поросят.
Предварительная работа: знакомство с произведением Корнея Чуковского «Чудо-дерево», изготовление книжек-малышек
Ход занятия.
- Организационный момент.
Дети входят в зал, звучит спокойная музыка. По сигналу колокольчика дети выстраиваются вокруг воспитателя.
- Кто готов интересно провести время, узнать много нового, прошу занять место на стульчике, а теперь мы будем меняться местами (игра…) Встают и меняются местами те дети, которые любят:
-кислый лимон,
- сладкий чай,
- шоколадное …
- фруктовое варенье
- Вот какие мы все разные. У каждого свой вкус и свой характер, но я думаю нас может объединить то, что все мы взрослые и дети любим сказки.
- Основная часть.
- Давайте поговорим, а за что мы любим сказки.
Дети: Я люблю сказки за то, что: во всех сказках с героями происходят невероятные приключения, им нужно пройти через испытания, исполняют желания, отгадывают загадки.
- А вот и первая загадка. Отгадайте на что это похоже? (Ватман с одной стороны окрашен в зеленый цвет)
Дети: Это похоже на жезл, бинокль, подзорную трубу, волшебную подзорную трубу.
- А если посмотреть в волшебную трубу на сказочного героя, то он сразу поменяет свой характер, на противоположный (на мольберте справа портреты героев, слева символы которые говорят о характере героев.)
- Петя, на кого ты навел подзорную трубу? (баба-яга)
- Дети, какая была баба-яга?
-Петя, какая она стала?
Баба-яга: злая-добрая, Аленушка:грустная- веселая, медвежонок: жадный-щедрый;
- А вот и вторая загадка (развернуть ватман).
- А на что сейчас это похоже?
Дети: на футбольное поле, зеленый луг, лесную полянку.
- А вот и третья загадка. Что можно сделать, чтобы на этой лужайке появилась сказка? (Добавить персонажей, положительных и отрицательных героев, волшебство или волшебный предмет).
- Какими качествами должны обладать отрицательные и положительные герои?
Дети: положительные герои: добрые, справедливые, отзывчивые, смелые, умные, трудолюбивые, сообразительные.
Отрицательные герои: хитрые, жадные, глупые, злые,
- Верно, ведь сказка живет там, где чудеса, волшебство и красота. Давайте сказку нарисуем словами!
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случится
Ваша сказка впереди
Сказка в гости к нам стучится,
Скажем гостю заходи!
- Давайте сядем вокруг этой полянки и придумаем свою добрую, умную сказку.
На зеленой полянке растет «Чудо – дерево».
- Какими словами обычно начинается сказка?
- Придумать сказку нам поможет музыкальное произведение и то, что находится в шкатулке.
1. Прослушивание муз.произведения.
2. Из шкатулки достаем предметы (две гусеницы разного размера, насекомых.)
- Какая музыка?
-о ком или о чем может быть эта музыка?
- Сколько должно быть героев?
Жили-были две гусеницы, одна большая, другая маленькая. Как можно продолжить сказку? (однажды они решили, увидели, отправиться в путешествие…)
Достать предметы из кармашков, которые можно встретить на дереве.
- Вот и получилась у нас удивительная сказка. Как мы ее назовем?
-Дети, а можно сочинить сказку с помощью танца. У Даши своя сказка про гусеницу. (танец)
- А хотите, я научу вас пересказывать рассказ в стихотворной форме по серии картинок (на мольберте серия картинок).
Я нарисовала яблоневый сад, там такие красные яблоки висят, там желтеет травка, солнышко блестит, дождик поливает и забор стоит.
- Сюрпризный момент.
Влетает воздушный шарик, на ниточке записка.
- Вот и шарик прилетел сам точно в сказке. От кого же он? (слушаем «Марш поросят» из сказки «Три поросенка»).
- Верно, это поросята. Похоже, они отправили нам записочку, а в ней задание. Отправляем вам сумочку, в которой находятся сказочные предметы, отгадайте из какой они сказки.
1. Золотой ключик («Приключение Буратино»)
2. Зеркальце («Белоснежка и семь гномов», «Снежная королева»)
3. Топор («Каша из топора»)
4. Воздушный шар («Винни-пух и все, все, все»)
5. Красная шапочка («Красная шапочка»)
6. Хрустальная туфелька («Золушка»)
7. Лук и стрелы («Царевна - лягушка»)
8.Позолоченные орешки («У Лукоморья дуб зеленый…»)
9. Горошена («Принцесса на горошене»)
10. Перья («Гуси-лебеди»)
- Молодцы, ребята! С заданием справились, а теперь предлагаю присесть на стульчики. Представьте, что вы на необитаем острове, где есть только то, что у вас на столе. Необходимо выжить на этом острове долгое время, используя только эти предметы.
- Представьте, что на острове много жвачки. (строим дома, делаем посуду)
- Обертки от конфет – шьем бумажную одежду.
- консервная банка – посуда.
- шнурки, резинка, булавка, скрепка
Игра «Придумай необычное существо»
Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.
Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.,
Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Он должен придумать такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньи получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.).
- Придумайте, такой персонаж, в котором бы соединялись два персонажа.
дуб+роза=дубороза,
стрекоза+козел=стрекозел,
- Заключительная часть. Звенит колокольчик.
- Молодцы, подойдите ко мне, встаньте в круг.
- Вам понравилось, как мы провели время? Кем вы были? Какую сказку придумали? Что интересного узнали?
- Ребята, вы были настоящими сказочниками, прошли испытания, пересказывали рассказ в стихотворной форме по серии картинок. Вечером мы оформим еще одну страничку в книжке-малышке, где нарисуем придуманную вами сказку.
Сказка не кончается,
Сказка, это доброта,
Она отучит всех нас злиться,
Научит всех людей дружить,
Кто сказки в жизни сторонится,
Тому на свете скучно жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности (образовательная область «Коммуникация») по звукороизношению "Звук И" в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (первый год обучения).
Конспект фронтального логопедического занятия "Звук И" в старшей группе (второй период обучения) по звукопроизношению....
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»
Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Годовой план лексических тем подготовительной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (второй год обучения)
На основе многолетнего опыта было составлено календарно - тематическое планирование,в которое входят основные лексические темы,необходимые для речевого развития детейстаршего дошкольного возраста.Годо...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Насекомые"
Конспект открытого занятия по теме "Насекомые"...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...
Конспект интегрированного занятия по изодеятельности и экологии в старше-подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Тема: «В музее искусства»
Данный конспект НОД предназначен для ознакомления детей с изобразительным исскуством....