Формирование познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ в процессе осуществления специально-организованной учебной деятельности
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения детей в детском саду традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.
Известно, что начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к познавательной деятельности. Поэтому необходимо обучение детей, главной задачей которого является следующее: вызвать интерес у детей к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденции к ее саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Формирование познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ в процессе осуществления специально-организованной учебной деятельности».
Для педагогов логопедических групп
Клименко Нина Владимировна
ГБДОУ №19 Московского района.
2014 год
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения детей в детском саду традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.
Известно, что начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к познавательной деятельности. Поэтому необходимо обучение детей, главной задачей которого является следующее: вызвать интерес у детей к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденции к ее саморазвитию.
И так в ходе познавательной деятельности ребенок не только овладевает лексикой родного языка, но и обучается доказательности суждений, самостоятельности выводов, проявляет речевое творчество в пересказах литературных текстов, в фантазировании различных сюжетов по игрушкам, картинкам и картинам.
Для более успешного развития речи как основного средства общения с окружающими следует систематически развивать понимание речи и стимулировать собственно речевую активность детей.
При совместной деятельности с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим важно использовать такие приемы обучения, которые обеспечивают более глубокое познание действительности и способствует развитию речи и мышления. Благодаря этому реализуется триада – одновременно решаются задачи развития речи и мышления на одном и том же познавательном материале.
И так в основе нашей совместной деятельности лежит
комплексный подход, при котором на одном занятии и чаще всего на одном содержании решаются разные речевые задачи.
Важность принципа единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия. А грамматические, лексические, фонетические упражнения с ними проводят на уже знакомых им словах и понятиях. Поэтому переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.
На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит развитие речевых средств путем обогащения словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов. Решение лексических задач невозможно без специальной работы по ознакомлению детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений по углублению знаний о них. По мере развития лексико – грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции как сравнение, анализ, синтез.
Задачи воспитания и обучения должны решаться в тесном единстве, тем самым способствуя активизации познавательной деятельности и всестороннему развитию личности ребенка.
Согласно последним требованиям ФГОС специально организованная учебная деятельность должна строиться с учетом образовательных областей. На примере темы «Дикие животные жарких стран» покажем каким образом мы комплексно реализуем поставленные перед нами задачи.
Познавательное развитие.
1. Ознакомление с окружающим миром:
– понятие «жаркие страны». Знакомство с глобусом. Особенности климата и природы жарких стран;
– название животных, их характерные внешние признаки;
– тип питания, приспособление к среде обитания, условиям климата, характерные повадки.
2. Расширение словарного запаса по лексической теме «Дикие животные жарких стран», активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
Словарь: глобус, экватор, пустыня, джунгли, Африка, Австралия, хобот, хищник, клыки, бивни, осторожный, подкрадываться, выслеживать и т.д.
Речевое развитие.
1. Развитие грамматических сторон речи:
– образование единственного и множественного числа существительных (игра «Один – много»);
– образование названий детенышей в единственном и множественном числе (игра «Детский сад для зверят»);
– образование притяжательных прилагательных (игра «Чьи уши?», «Чей хвост?»);
– подбор антонимов (игра «Скажи наоборот»).
2. Стимуляция собственных высказываний детей (вопросов, ответов, реплик) являющихся основой познавательного общения.
3. Составление описательных рассказов по предметным картинкам, по плану:
а) кто это?;
б) где живет?;
в) особенности внешнего вида;
г) чем питается?
4. Составление рассказов – загадок о животных жарких стран.
5. Чтение художественной литературы.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности (кукольный спектакль «Как зверята подружились»).
2. Совершенствование навыков ведения диалогов.
3. Совершенствование умения составлять рассказы на основе личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным.
Художественно – эстетическое развитие.
1. Рисование на тему « Животные жарких стран».
2. Конструированные оригами « Животные жарких стран».
Физическое развитие.
1. Осуществление совершенствования двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей:
– подвижная игра «Зебра», «Ловля обезьян»;
– физминутка «Чудесное превращение»;
– речевая подвижная игра «Мы с картинками играем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...
Доклад на педагогическом совете «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности».
Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других. При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих...
"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ"
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....
Консультация для воспитателей "Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности"
Дошкольный возраст является значимым этапом становлением способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. Познавательный интерес- это направленность личности ребенка на овлад...
Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой
Развитие современного общества направлено на гуманизацию образовательной системы. Это направление нацелено на формирование интереса к личности ребенка и к его целостному личностному мировосприятию. По...
Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»
Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...
Статья на тему: «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности на занятиях по плаванию»
При работе с детьми дошкольного возраста в подготовительных группах увидела снижение интереса к занятиям по плаванию. При анализе педагогической деятельности определила и разработала новые средства пр...