Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой
статья по развитию речи (старшая группа)

Березина Инна Вячеславовна

Развитие современного общества направлено на гуманизацию образовательной системы. Это направление нацелено на формирование интереса к личности ребенка и к его целостному личностному мировосприятию. Поэтому одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «формирования общей культуры личности детей» [56]. 30 Она говорит о привлечении детей к художественной культуре и искусству: литературе, музыке, живописи, театру. Искусство является средством духовно-личностного освоения мира. Оно тесно переплетено с историческим развитием общества и является особой художественной разновидностью исторически складывающегося типа творческой жизнедеятельности [32] По мнению Н.А.Дунаевой искусство «как художественное освоение мира - это своеобразно-специфическая модель человеческой деятельности» [32, с.35]. Для искусства характерные такие процессы: познание, самопознание, оценка и самооценка, труд, общение и самосозидание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой

Развитие современного общества направлено на гуманизацию образовательной системы. Это направление нацелено на формирование интереса к личности ребенка и к его целостному личностному мировосприятию. Поэтому одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «формирования общей культуры личности детей» [56]. 30 Она говорит о привлечении детей к художественной культуре и искусству: литературе, музыке, живописи, театру. Искусство является средством духовно-личностного освоения мира. Оно тесно переплетено с историческим развитием общества и является особой художественной разновидностью исторически складывающегося типа творческой жизнедеятельности [32] По мнению Н.А.Дунаевой искусство «как художественное освоение мира - это своеобразно-специфическая модель человеческой деятельности» [32, с.35]. Для искусства характерные такие процессы: познание, самопознание, оценка и самооценка, труд, общение и самосозидание.

Литература занимает особое место среди других видов искусства. Литература не только знакомит со всеми сторонами жизни, она показывает цель в жизни, за которые мы боремся, продвигаемся вперед. Литература учит нас жить, показывает нам, какими должны быть отношения между людьми, какими качествами должен обладать совершенный человек. В литературе мы находим множества примеров, как наши идеалы воплощаются в жизнь, в реальных поступках людей. Литература дает нам всесторонние знание жизни, учит нас, как вести себя, на примере мыслей, чувств, поступков нашего идеала. Детская литература является частью общей литературы, подчинена всем законам искусства и является формой познания окружающего мира для детей [32]. По мнению Е.Е.Зубаревой, детская литература есть искусство слова.

Специфика детской литературы заключена в воспитательно-образовательных задачах и возрасте читателей. Детская литература отличается тем, что в ней органично слились искусство и требование педагогики. Под педагогическими требованиями понимается учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей [28]. Литература, по мнению Н.А.Дунаевой, является самым доступным и действенным видом искусства с точки зрения воспитания. Ее доступность 31 объясняется тем, что художник использует родной язык, который позволяет литературе глубже и шире описать явления, происходящие в действительности. Литературное произведение опирается на единство образной и понятийной сторон слова. Это позволяет расширить возможности литературы при сравнении ее с другими видами искусств [32].

Русская классическая литературу для детей была направлена на удовлетворении стремления ребенка к познанию, его интереса к жизни. Для детей писала А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, П.П.Ершов, С.Т. Аксаков, В.И.Даль, К.Д.Ушинский и другие. По мнению С.Я.Маршака, главной задачей взрослых является открыть в ребенке «талант читателя». Он был глубоко убежден, что с детства нужно формировать любовь к чтению. Так как книга помогает человеку всмотреться в самого себя, воспитать в себе человечность. Задача педагога, по его мнению, заключена в том, чтобы привить ребенку любовь к книге, научить его думать, воспитать культуру чтения, потребность в чтении, эстетическое восприятие литературы [По Н.А.Дунаевой, 32, с.38]. Такой же точки зрения придерживалась Е.А.Флёрина. Она писала «хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности» [65, с.45]. Е.А.Флёрина считала, что нельзя использовать случайные книги, так как это является неуважением к художественной литературе, не пониманием ее важного воспитательного значения [65]. Специфика детской литературы определяется возрастом читателя и воспитательно-образовательными задачами. Чем меньше возраст читателя, тем более простым и доступным должно быть содержание книги, ее сюжет и язык, тем более красочными должны быть иллюстрации и картинки, все оформление книги. Кроме этого, образы создаваемые писателями для детей должны отвечать повышенной эмоциональности ребенка, его острому восприятию действительности. Создаваемый художественный словесный образ должен 32 восприниматься ребенком легко, так как он наглядно, конкретно и эмоционально отражает явления действительности. Обобщения, представленные в художественном образе, смена образов, театрализованность, подвижность ритма действует на ребенка лучше, чем логические рассуждения и поучения. Поэтому писатель, пишущий для детей, должен говорить с ребенком на языке его общения, на уровне его жизненного опыта.

Проникновенное «соучастливое» прочтение литературного произведения означает включенность в процесс открытия познания на личностно значимом уровне. С.Л.Рубинштейн считал, что развитие ребенка должно не отражать тот уровень, на котором он находится, а помогать ему, двигаться дальше на более высокий уровень [По Н.А.Дунаевой, 32]. Автор литературного произведения выполняет только часть своей работы, остальную работу выполняет своим воображением сам читатель. По мнению В.Г.Белинского детские книги предназначены для воспитания, а воспитание является великим делом, так оно решает участь человека. Поэтому важно совместное чтение детей и родителей. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к современному русскому литературному языку помогают взрослому и ребенку овладеть человеческим опытом, отраженным в книге [По Н.А.Дунаевой, 32]. Е.А.Флерина отмечала, что детская литература развивает речь ребенка, способствует овладению языковыми изобразительно-выразительными средствами, обогащает речь словесными характеристиками образов, которыми учится оперировать ребенок. Именно литература обучает детей излагать свое отношение к прослушанному, используя различные средства образной выразительности [65] . Дети старшего дошкольного возраста владеют способностью понимать идею, содержание литературного произведения, использованные выразительные средства языка, осознавать значение слов и словосочетаний. Задача педагога дошкольного образования заключается в воспитании любви к 33 художественному слову и уважение к книге. Обучение детей анализу литературного произведения в единстве содержания и художественной формы позволяет детям овладеть способностью передавать содержание произведения на основе активного использования средств художественной выразительности.

Воспитательная функция литературы реализуется силой воздействия художественного образа, способом, который присущ только искусству [28]. Интерес к книге у ребенка формируется очень рано. В раннем детстве детям предлагается полистать страницы книги, рассмотреть вместе с взрослым иллюстрации, послушать чтение взрослого. Е.А. Флерина считает, что на третьем году жизни малыши способны испытывать интерес к судьбе героя книги, переживать его чувства, следить за ходом события произведения. Дети способны представить себя на месте героя книги, действует в мыслях вместе с ним с врагами. Поэтому на спектаклях кукольного театра дети способны вмешиваться в события, подсказывают герою, что ему не следует делать. То есть дети младшего возраста способны понимать текст произведения в зависимости от своего личного опыта, они легко устанавливают связи событий, происходящих последовательно, друг за другом, эмоционально относятся к главному герою. При этом в этой возрастной группе дети не способны понять переживаний и мотивов поступков героев [65]. Дети среднего дошкольного возраста обладают более широким жизненным и литературным опытом, поэтому они легко могут установить простые причинно-следственные связи в сюжете, в большинстве своем правильно оценивают поступки героев [32]. В старшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к слову, осмысление его, желание его воспроизвести несколько раз. Дети этой возрастной группы становятся способны воспроизвести события, не имеющие опоры личного опыта. Для них становятся интересными не только поступки героев, но и мотивы, вызвавшие эти поступки, переживания и чувства героев. Дети уже способны улавливать подтекст произведения. Осмысление детьми 34 конфликта произведения, оценка всех поступков и характеристик героев формирует эмоциональное отношение к героям литературного произведения. В этом возрасте дети приобретают способность воспринимать литературное произведение в общности содержания и формы.

Понимание героя произведения усложняется, оно основывается на основе поступков героя и происходящих событий [65]. По мнению В.В.Гербовой, интерес к чтению закладывается в детстве. В дошкольном возрасте специалисты рекомендуют: произведения устного творчества русского народа и народов мира; классическую детскую литературу (отечественную и зарубежную); современную литературу (русскую и зарубежную). В программу художественно-эстетического развития дошкольников входят народное поэтическое творчество, волшебные сказки, авторские сказки, рассказы по различным тематикам [20]. Рассмотрим список литературы для детей старшего дошкольного возраста по В.В.Гербовой. Для детей старшего дошкольного возраста характерен достаточный литературный багаж, способность отличать сказку от рассказа, определять поэтические произведения. В список литературы входят песенки и заклички, считалки, скороговорки, загадки, волшебные сказки. Считается, что первые два название жанра литературы для этого возраста не очень интересны. Зато по остальным названным жанрам у детей присутствует ярко выраженный интерес. В программу изучения включены волшебные сказки, авторские сказки А.С.Пушкина, Д.Мамина-Сибиряка, Н.Телешова, В.Катаева, П.Бажова, М.Горького, Х.К.Андерсена, Р.Киплинга, О.Пройслер, Т.Янссона и другие. А также рассказы о детях и их поступках В.Дмитриева «Малыш и Жучка», А.Гайдара «Чук и Гек», Л.Толстого «Косточка»; рассказы о взаимоотношениях мира людей и животных Л.Толстой «Лев и собачка», Г.Снегирев «Отважный пингвиненок» и другие; юмористические рассказы В.Драгунского, Н.Носова, 35 К.Паустовского, Л.Пантелеева и других[20].

В.В.Гербова рекомендует читать детям ежедневно, особенно родителями. Даже если ребенок не ходит в детский сад. Воспитателю при организации чтения необходимо: самому первоначально прочитать выбранное литературное произведение, осмыслить его, чтобы интонационно верно расставить акценты; продумать вопросы, которые помогут ребенку понять, о чем данное произведение (2-3 вопроса); выделить для себя отрывки с яркими описаниями персонажей, их поступков, и явлений, чтобы можно было еще раз прочесть детям при ответах на вопросы [20]. Для развития познавательного интереса при чтении необходимо организовать в группе «Уголок чтения» или «Центр книги», в котором должны находиться самые разные книги, включая те, которые будут читаться ребенку. Дети в данном уголке могут рассматривать иллюстрации книг, читать книги. После прочтения книги дети могут обыграть различные сценки из книги, с использованием реквизита «Центр театра» [28]. Обязательна беседа педагога с детьми после прочтения книги, для того, чтобы дети лучше могли понять содержание произведения, вычленить причины поведения героя. При обсуждении содержания нужно опираться на текст содержания. Но лучше не длинные рассуждения педагога, а зачитывание отрывка из произведения, чтобы ребенок из текста мог понять, что и почему так случилось. В.В.Гербова рекомендует, проведение занятия по ознакомлению с произведением художественной литературы начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал, чаще напоминать детям отрывки из программных произведений литературы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи. В конце каждого месяца проводить литературные викторины, литературные калейдоскопы, которые могут носить тематический характер «Волшебные сказки», «Книги любимого писателя», «Веселые стихи» и т.д. [20]. Таким образом, можно сделать следующие выводы. 36 Детская литература является частью общей литературы, подчинена всем законам искусства и является формой познания окружающего мира для детей. Детская литература отличается тем, что в ней органично слились искусство и требование педагогики. Под педагогическими требованиями понимается учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей. В старшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к слову, осмысление его. Старшие дошкольники становятся способны воспроизвести события, не имеющие опоры личного опыта. Для них становятся интересными не только поступки героев, но и мотивы, вызвавшие эти поступки, переживания и чувства героев. Осмысление детьми конфликта произведения, оценка всех поступков и характеристик героев формирует эмоциональное отношение к героям литературного произведения. В этом возрасте дети приобретают способность воспринимать литературное произведение в общности содержания и формы. Понимание героя произведения усложняется, оно основывается на основе поступков героя и происходящих событий. Детская литература выступает средством развития познавательного интереса, если организована пространственная предметно-развивающая среда, создается позитивный эмоциональный настрой при чтении литературного произведения, организован заинтересованный диалог педагога и ребенка после прочтения литературного произведения, на основе выявления мотивов поступков героя, их чувств и переживаний делаются какие-то нравственные выводы ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...

Тема: «Развитие активного познавательного интереса старших дошкольников в процессе ознакомления с профессией сотрудника МЧС (пожарного)»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 1034 дошкольное отделение № 1 Доклад по самоо...

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов....

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой» Музыкально-творческий проект по ознакомлению с произведениями Александра Сергеевича Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

   В соответствии с ФГОС ДОУ художественно-эстетическое развитие у детей предполагает - ценностно-смысловое восприятие, понимание произведений искусства, восприятиедетской художествен...