Доклад на педагогическом совете «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности».
классный час

Тронь Анна Александровна

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других. При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих познавательную активность детей, я руководствуюсь тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Физическое воспитание19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 «По физическому воспитанию»

Выполнила:

студентка 4 курса

Тронь А.А.

Смоленск 2016

Выступление на педагогическом совете на тему

«Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности»

(Из опыта работы)

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других.

Одно из необходимых условий разностороннего развития способностей детей - многоплановость и разнообразие видов деятельности. Некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физическо-игровой культуре в дошкольных образовательных учреждениях, ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков, и не учитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитии познавательных, творческих, межличностных, контактных и других способностей.

При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих познавательную активность детей, я руководствуюсь тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес.

Познавательный интерес – это направленность личности ребенка на овладение знаниями в той или иной предметной деятельности, одним словом, желание детей заниматься и интересоваться разными видами игр и упражнений не только в рамках занятий, но и в свободное от занятий время, как в детском саду, так и дома.Познавательный интерес выступает перед нами как устойчивая черта характера и как сильное средство обучения дошкольников. Под влиянием познавательного интереса, обучение даже у слабых детей протекает более продуктивно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.

Основными условиями для развития познавательного интереса являются:

  1. Новизна;
  2. Необычность;
  3. Неожиданность.

Сегодня мы рассмотрим формирование познавательного интереса через следующие формы организации двигательной деятельности такие как:

  • Утренняя гимнастика;
  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • Подвижная игра;
  • Гимнастика после сна;
  • Физкультурные праздники и досуги.
  • Утренняя гимнастика

Не буду говорить о традиционных, утренних гимнастиках т.к., о них вы все знаете. Хотелось отметить один минус в том, что они слабо мотивируют детей на качественное выполнение упражнений и поэтому я провожу тематические утренние гимнастики, т.к. в них присутствует тот или иной образ, который вызывает у детей живой интерес и желание качественно выполнять движение, повышает эмоциональный тонус, способствует активизации знаний, об окружающем мире, развивает воображение, память, речь.

На тематической гимнастике «Поездка в Простаквашино» дети не только познакомились с домашними животными и их повадками, но выучили стихи т. к., зарядка полностью проводилась под стихотворное сопровождение.

На утренней гимнастике «Прогулка на стадион», мы на время превратились в маленьких спортсменов: гимнастов, силачей, лыжников, фигуристов, и поэтому четко выполняли все движения.

Мне в этом помогают такие пособия как «Нескучная гимнастика» под редакцией Е.А. Алябьевой, «Утренняя гимнастика в детском саду» под редакцией Т.Е. Харченко. «Комплексы сюжетных утренних гимнастик» под редакцией нашей Ларисы Альбертовной Соколовой. В этих книгах представлены все комплексы, которые есть в тематическом плане ДОУ.

Непосредственно образовательная деятельность

Для того чтобы занятия были интересными наиболее предпочтительной формой проведения занятий по физической культуре с детьми является, сюжетно-образная. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету и имеют образные названия (например, в комплексе сюжетных занятий «На цирковом представление» применяю упражнения «Жонглеры», «Факир», «Клоун на велосипеде», проводится подвижные игры «Накинь кольцо», или «Школа ловких»). В заключительной части занятия предлагаю пальчиковую игру «Цирк». Использование образных сравнений обеспечивает должную мотивацию и положительный эмоциональный фон занятия, способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности.

Подвижная игра – одно из важных средств не только физического, но и всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счете.

Использование во время подвижных игр ярких атрибутов, масок, вызывает у детей воссоздающее воображение, зрительное восприятие и стимулирует их к эмоциональному выполнению роли.

Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевают одинаковую форму, выбирают капитанов команд, судью, и ведется счет на табло.

Гимнастика после сна

Гимнастика после дневного сна является важной составляющей микроцикла двигательной деятельности.

В течение года воспитателям предлагаю использовать различные варианты гимнастики.

1. Разминки в постели и самомассаж, во время которой дети знакомятся с частями тела, учатся правильно их называть. Очень нравится им такое упражнение как «Ласково назови части тела»; Головушка - солнышко (гладят себя по голове); Лобик - бобик (хмурят лоб); Носик – абрикосик (дотрагиваются до кончика носа пальчиком).

2. Гимнастики игрового характера

а) «Согреем наши плечи».

б) «Лепка снежков».

3. Ходьба по массажным дорожкам.

Массажные дорожки используются как, покупные так и изготовленные руками родителей и воспитателей. В нашем детском саду прошел конкурс для родителей на самую лучшую дорожку здоровья. Родители проявили огромную фантазию. После конкурса мы с детьми рассматривали, из какого же материала изготовлены наши дорожки, (из дерева, пластмассы, из камней), потрогали их, сказали какие они (мягкие, колючие, гладкие) провели беседу о пользе массажных дорожек, почему они называются дорожками здоровья и какую пользу приносят нашему организму.

Физкультурные праздники и развлечения

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности.

Физкультурные праздники и досуги всегда сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, развивает музыкальный слух, память.

Привлекаем внимание дошкольников и эстетическим оформлением зала. Вот так был оформлен зал для физкультурного развлечения «На поиски пиратских сокровищ», на которые дети отправились с родителями.

Большой познавательный интерес вызывает использование на физкультурных праздниках и досугах пособий изготовленных детьми. Для праздника «Путешествие в страну Леколенд» вместе с детьми построили лабиринты и туннели из крупного конструктора Лего, которые использовали в основных видах движений, когда отправились в поиски Легозавра, а яркие конструкции такие как домики, собачки, жирафы послужили декорацией во время праздника.

Перед каждым праздником проводятся познавательные беседы, ведь на празднике дети не только выполняют физические упражнения, но и расширяют свои знания, обогащают словарь. Например, на празднике «Полет в космос» в викторине нужно было ответить на такие вопросы как, какая планета выделяет энергию, без которой на Земле не может быть жизни (солнце), или назови спутник земли (луна). Кто первым полетел в космос. В конкурсе «Продукты космонавтов» дети по запаху определяют съедобная или не съедобная пища, и отвечают на вопрос, почему обязательно в тюбиках.

Поддержание интереса, создание хорошего, праздничного настроения способствует включению в содержание праздника «сюрпризного момента» Это к нам на праздник прилетел инопланетянин, и Баба-Яга.

На празднике «Безопасное движение» дети не только соревновались в быстрой езде на велосипедах и самокатах, но выбирали правильные существующие дорожные знаки, называли их и говорили, что же обозначает этот знак, где его устанавливают. Правильно реагировали на сигналы светофора, останавливались на красный сигнал, пропуская пешеходов, продолжали движение на зеленый сигнал светофора. Без предварительной работы и занятий по познавательной деятельности, такие праздники проводить очень сложно.

На развлечение «Школа Аркадия Паровозова» был конкурс для капитанов, где они по телефону вызывали нужную спасательную службу, нужно было набрать номер телефона и представиться, объяснить, что произошло, правильно назвать свой адрес. С детьми предварительно велась познавательная беседа на тему «Один дома», где детям говорили как нужно вести себя дома, когда ты один, что делать в случае пожара, как нужно вести себя с незнакомыми людьми, или что делать, если в квартире запахло газом.

Перед началом олимпиады мы знакомили детей с историей олимпийских игр. Очень интересный рассказ для детей подготовили приглашенные спортсмены. Нарядные спортивные формы и награды произвели большое впечатление на детей. После встречи с ними многие дети захотели посещать спортивные секции, и в дальнейшем достигли не плохих результатов.

Во всех образовательных и воспитательных процессах, активное участие принимают родители. Мы им предлагаем принять участия в различных конкурсах, побеседовать на те, или иные темы. Участие родителей в мероприятиях благотворно влияет не только на взаимоотношения семьи и детского сада, но родителей и детей. Таким образом, в процессе двигательной деятельности, мы развиваем не только физические качества детей, но и творческие, межличностные коммуникативные способности, и формируем познавательный интерес, что не маловажно для его обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...

"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ"

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....

Консультация для воспитателей "Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности"

Дошкольный возраст является значимым этапом становлением способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. Познавательный интерес- это направленность личности ребенка на овлад...

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...

Статья на тему: «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности на занятиях по плаванию»

При работе с детьми дошкольного возраста в подготовительных группах увидела снижение интереса к занятиям по плаванию. При анализе педагогической деятельности определила и разработала новые средства пр...