Статья на тему: «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности на занятиях по плаванию»
статья по физкультуре (подготовительная группа)
При работе с детьми дошкольного возраста в подготовительных группах увидела снижение интереса к занятиям по плаванию. При анализе педагогической деятельности определила и разработала новые средства проведения занятий. Было разработано календарное планирование, которое пополнилось физкультурно-соревновательной атмосферой и проведением праздников на воде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья: «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности на занятиях по плаванию»
Занятия по плаванию в детском саду являются одним из приоритетных направлений физического воспитания. В нашем дошкольном учреждении обучение плаванию осуществляется на основе программы Т.И. Осокиной «Обучения плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях. В разделе обучения детей плаванию, определены конкретные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть дети на различных возрастных этапах. Задачей занятий по плаванию является не только закаливание организма детей, но также предоставление им возможность научиться плавать, преодолеть чувство страха и боязнь глубины. В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка.
Анализируя личный педагогический опыт работы с детьми могу с уверенностью сообщить, что упражнения, повторяемые многократно, акцентирующие разучивание по частям, начиная с простейших элементов, особенно важны, но снижают познавательный интерес дошкольников. Успешное овладение ребенком двигательных элементов в плавании, определяется тем, на сколько правильно и адекватно, воспринимает и оценивает собственные движения ребенок, насколько адекватны его двигательные представления. В работе с детьми необходимо много времени уделять наглядному и словесному методу, так как в дошкольном возрасте сильно выражены рефлексы подражания и повторения. Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении и обрабатывании упражнений. Процесс освоения элементов плавания занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык в виду того, что плавание сложно координированный вид физического воспитания. В дошкольном возрасте происходит более интенсивное формирование двигательных навыков. Для детей этого возраста основной формой деятельности является игра. Элементы игры делают процесс обучения более увлекательным, лишают его монотонности, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации. Для формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности на занятиях по плаванию мной применим соревновательно- игровой метод. Когда занятия увлекательны и вызывают положительные эмоции, целевые навыки формируются эффективно и быстро. Поддержание мотивации детей к занятиям регламентируется правилами:
- Сделать обычное занятие-интересным. Продумать и предложить упражнения, альтернативные по форме выполнения, решающие те же задачи.
- Предложить другое задание. Оно может быть иным, как по форме, так и по решаемой задачи. Оно не должно ассоциироваться с нелюбимым упражнением. Достижение договоренности с ребенком.
Взяв за основу эти правила, можно не только хорошо проработать над целевыми упражнениями, но и обогатить двигательный опыт ребенка. Решить ряд дополнительных задач, начиная от других полезных упражнений, заканчивая повышением мотивации и познавательного интереса к занятиям. Что бы занятие было насыщенным и увлекательным необходимо менять вид деятельности и переключать внимание детей использую дополнительные задания. Монотонную работу меняем на игровую.
Продуктивный результат занятия будет достигнут при соблюдении рационального баланса игровых и рабочих заданий. Применение игрового метода на занятиях по плаванию имеет высокую эффективность, так как позволяет выполнять многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Применение соревновательного метода в условиях детского образовательного учреждения способствует формированию положительной мотивации к совершенствованию навыков плавания, умению показывать максимальный уровень физической и психологической подготовленности в борьбе за первенство, достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей. Все это предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам, содействуя воспитанию воли, настойчивости, самообладания уже на первых занятиях в бассейне. Применение соревновательного метода дает большую физическую и психическую нагрузку, чем обычный метод многократных повторений. Хороший результат в моей работе был достигнут за счет участия детей в районных соревнованиях по плаванию. Для дошкольников был создан спортивный праздник на воде, который включал в себя праздничный парад команд, девизы, плавательная разминка, спортивные дистанции, эстафета и награждение победителей. Были созданы условия для дружеских отношений детских коллективов, творческие проявления физических качеств, плавательных умений и навыков, что поспособствовало воспитанию целеустремленности, настойчивости, смелости, решительности. Стоит отметить, что у детей повысилось желания обучаться, сформировалось устойчивое позитивно-эмоциональное отношение к занятиям по плаванию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
1. Особенности развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста2. Использование метода проектов для развития познавательных интересов у дошкольников...
Доклад на педагогическом совете «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности».
Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека — двигательных, познавательных, творческих и других. При разработке занятий по физическому воспитанию, стимулирующих...
"ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ"
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ....
Консультация для воспитателей "Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности"
Дошкольный возраст является значимым этапом становлением способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. Познавательный интерес- это направленность личности ребенка на овлад...
Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"
План по самообразованию...
План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...