«Теремок»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Цель - развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
Познавательно речевое развитие
Образовательная область «Познание», «Коммуникация»
Формирование элементарных математических представлений. Развитие речи.
Конспект итогового мероприятия по сказке «Теремок» во второй младшей группе в рамках проекта «Любимые сказки в развивающих играх» - «Учимся, играя»
Цель - развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей.
Задачи:
Воспитательные: учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать;
- воспитывать любовь к народному творчеству – сказкам;
- воспитывать потребность в свободном речевом общении с детьми и взрослыми;
- формировать умение наводить порядок на своём рабочем месте после выполнения заданий.
Развивающие: развивать речь, познавательные и творческие способности у детей, логическое мышление, внимание, память;
- развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость, наблюдательность и самостоятельность в игровой деятельности;
- развивать моторную координацию – мелкую моторику рук, координацию речи и движения – физкультминутка.
Образовательные: формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение, совершенствовать умения пересказывать художественное произведение;
- развивать умения различать и называть цвет, форму и величину геометрических фигур;
- развивать навыки составления по схеме разных фигур из нескольких частей, называть их пространственное расположение относительно друг друга;
- формировать умения отвечать на вопросы педагога.
Методы и приёмы организации:
Словесные: пояснение, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указания к действию, художественное слово.
Наглядные: демонстрация предметов, рисунков, иллюстраций, показ способов действия и схемы построения образов.
Практические: показ упражнения, поручения, физкультминутка, дидактическая игра.
Игровые: сказочная ситуация.
Стимулирующие: похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха.
Интегрируемые образовательные области: Коммуникация, Познание, Социализация, Чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
- знакомство со сказкой «Теремок», использование мнемотаблиц для рассказывания детьми произведения, расширение словарного запаса детей;
- закрепление знаний о диких животных – использование моделей для рассказа о героях сказки, развитие связной речи;
- в играх по формированию элементарных математических представлений – учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме величине;
- закреплять название геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал;
- учить составлять предметы из нескольких частей – геометрических фигур, уметь называть их и их пространственное расположение.
Оборудование:
- на стене висит демонстрационное панно с изображением героев сказки и теремка;
- мнемотаблица по сказке, картинки с изображением разных жилищ людей и животных;
- игры «Двухцветный квадрат» - по 2 на каждого ребенка;
- минифланелеграфы-ковролин – по 1 на каждого ребенка;
- схемы героев сказки (составленные из элементов игры «Эталоны формы») – один на стол для двоих человек;
- набор геометрических фигур на липучке для собирания героев сказки на минифланелеграфе (составленный из элементов игры «Эталоны формы») – по одному на каждого ребенка;
- набор счетных палочек для каждого ребенка;
- в группе на полках располагаются другие развивающие игры.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в группу пришли гости, давайте мы расскажем им нашу любимую сказку. Посмотрите на мою волшебную картинку (показывает мнемотаблицу по сказке «Теремок»), скажите, пожалуйста, про какую сказку я говорю?
Дети: (рассматривают мнемотаблицу) - Это сказка «Теремок». Здесь изображены теремок и герои сказки: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
Воспитатель: А почему медведь изображён коричневым цветом?
Дети: Потому что он разрушил теремок и всем зверям сделал плохо.
Воспитатель: Совершенно верно. Скажите, ребята, а что такое «теремок»? И кто в нём живёт?
Дети: Теремок – это домик, а живут в нём звери.
Воспитатель: Какие это звери – дикие или домашние?
Дети: Дикие, потому что они живут в лесу.
Воспитатель: Хотите узнать, какие ещё есть домики? Посмотрите на эту картинку (показывает картинки с разными домами): это пещера – в ней жили люди давным-давно, когда не было городов и деревень. Это – рыцарский замок – крепость для защиты от врагов; а это – дворец: в нём живут принцы и принцессы; а это – изба – дом в деревне. У кого из вас живут бабушки в деревне?
Дети: У меня, и у меня.
Воспитатель: А кто живёт в таких домах? (показывает обычный городской дом).
Дети: Я, мы, люди в городе.
Воспитатель: Посмотрите, чей это домик? (показывает медведя в берлоге) Как он называется?
Дети: Медведь в берлоге.
Воспитатель: У кого домик на дереве? (показывает дупло белки и гнездо птиц)
Дети: Дупло у белочки, птички живут в гнезде.
Воспитатель: А кто живёт под землёй? (показывает норки мышки, крота, лисы)
Дети: Мышка, крот, лиса.
- Основная часть.
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте будем рассказывать сказку (рассказывает вместе с детьми):
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Бежит мимо мышка:
- Кто, кто в теремочке живёт?
- Кто, кто в невысоком живёт?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Воспитатель: Ребята, а давайте построим сами теремок. Посмотрите на свои столы и скажите, из чего мы умеем делать домики?
Дети: Из счетных палочек и квадратика.
Воспитатель: Из чего мы сейчас будем его делать?
Дети: Из квадратика.
Воспитатель: Садитесь, берите квадратики. Положите их перед собой красной стороной, теперь загните верхние уголки вперёд, на квадрат – что у вас получилось?
Дети: Домик красного цвета.
Воспитатель: Правильно, а какой он формы? Какого цвета крыша? Какой она формы?
Дети: Домик – прямоугольник. Крыша зелёного цвета, треугольной формы.
Воспитатель: Правильно. Теперь разогните уголки и загните их назад, за квадрат. Какого цвета получился домик и крыша?
Дети: Красного цвета и домик и крыша.
Воспитатель: Теперь положите перед собой зелёный квадратик. Загните уголки вперёд на квадрат – какого цвета получился домик, а какого цвета крыша?
Дети: Домик – зелёный, крыша – красного цвета.
Воспитатель: Разогните уголки. И загните их снова – назад, за квадрат. Какого цвета получился домик и крыша?
Дети: И домик и крыша зелёного цвета.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые теремки у нас получились! А теперь давайте сделаем первую гостью в теремке. Кто это?
Дети: (откладывают в сторону домик и берут второй квадрат) Мышка-норушка!
Воспитатель: Возьмите второй квадратик. Согните его пополам – уголок к уголку. Какая фигура у нас с вами получилась?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Правильно, треугольник. Поставьте его как горочку, чтобы по ней скатились санки, и верхний уголок загните внутрь. Вот и наша мышка. Поиграйте с ней немножко и будем дальше рассказывать сказку.
Дети играют с мышками на столе.
Воспитатель вместе с детьми рассказывает сказку дальше.
Прискакала лягушка: - Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
- Я мышка-норушка. А ты кто?
- А я, лягушка-квакушка. Давай вместе жить!
И стали они вместе жить.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем лягушку из геометрических фигур, которые лежат у вас на столах (см. рис. 1). Найдите рисунок лягушки, посмотрите на неё и скажите, из каких геометрических фигур она состоит и какого размера её части:
- голова, туловище, передние лапы, задние лапы – что это? Какого цвета будет лягушка?
Дети: Голова – это большой овал, туловище – большой треугольник, передние лапы – маленькие треугольники, задние лапы – маленький прямоугольники. Лягушка бывает зелёного цвета.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Найдите детали лягушки и сделайте её на своих ковриках
(дети собирают детали лягушки на ковриках).
Воспитатель: Давайте рассказывать сказку дальше. На чём мы остановились? Кто должен следующий прийти в гости?
Дети: Зайчик-попрыгайчик.
Воспитатель с детьми рассказывает сказку.
Бежит мимо зайчик. Увидал теремок и спрашивает: - Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
- Я мышка-норушка. Я лягушка-квакушка. А ты кто такой?
- Я зайчик-попрыгайчик. Пустите меня к себе жить.
Прыгнул зайчик в теремок и стали они вместе жить-поживать втроём.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на свои столы и найдите рисунок зайчика (см. рис. 2). Скажите, из каких геометрических фигур он состоит и какого размера эти части:
- голова, туловище, хвост, лапы, уши – какие они?
Дети: Голова – маленький круг, туловище - большой круг, уши длинные – это овал, хвостик – самый маленький кружок, лапы – прямоугольники.
Воспитатель: Молодцы, ребята, сделайте зайчика на своих ковриках (дети собирают зайчика на ковриках).
Вы, наверное, устали. Выходите на ковёр, сделаем зарядку:
- Физкультминутка:
Воспитатель показывает движения, дети делают вместе с ним.
- Нам лениться не годится, помните ребята, (руки вверх, в стороны)
Даже звери с теремочка делают зарядку. (наклоны в стороны)
Выходите на зарядку: (маршируют на месте)
Зайцы скачут – скок, скок, да на беленький снежок, (прыжки на месте, как зайчики)
Приседают, слушают – не идёт ли волк, (приседают, слушают)
Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса, (бег на месте)
Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста, (руки через стороны вверх)
А ещё забыли мышку, мышку – серую малышку. (присели, встали)
Воспитатель: Давайте рассказывать сказку дальше.
Бежит мимо лисичка-сестричка, постучала в теремок и спрашивает: - Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
- Я мышка-норушка. Я лягушка-квакушка. Я зайчик-попрыгайчик. А ты кто?
- А я лисичка-сестричка. Пустите меня к себе жить.
Забралась лисичка в теремок, и стали они все вместе жить.
Воспитатель: Ребята, возьмите наши квадратики и сделаем лисичку. Какого цвета бывает лиса на самом деле?
Дети: Рыжая.
Воспитатель: Положите квадратики зелёной стороной на стол, сложите его сторона к стороне пополам. Что за фигура у вас получилась и какого она цвета?
Дети: Прямоугольник красного цвета.
Воспитатель: Теперь загибаем верхний уголок - там где сгиб, вовнутрь – получилась лисичка. Похожа она на мышку? Скажите, а чем отличаются мышка и лисичка друг от друга, когда мы их делали.
Дети: Они получились одинаковыми, хотя и делали мы их по-разному. Для мышки мы складывали квадратик в треугольник, а для лисички – в прямоугольник.
Воспитатель: Правильно. Пусть ваша лисичка побегает за мышкой. Поиграйте с ними. А потом будем продолжать дальше рассказывать сказку.
Дети играют с мышкой и лисичкой.
Воспитатель: Давайте рассказывать сказку дальше.
Прибежал волчок-серый бочок: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайчик-попрыгайчик, я лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок-серый бочок, можно мне к вам?
Забрался волчок в теремок и стали они все вместе жить.
Воспитатель: Ребята, найдите на своих столах рисунок волка (см. рис.3). Подберите к нему геометрические фигуры, из которых он состоит:
- голова, туловище, лапы, хвост, уши.
Дети: Голова – это большой треугольник, туловище – большой прямоугольник, лапы – маленькие прямоугольники, уши – маленькие треугольники, хвост – маленький овал.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь соберите волка на своих ковриках (дети собирают волка на ковриках). И будем продолжать нашу сказку. А про кого нам осталось ещё рассказать?
Дети: Про медведя (рассказывают сказку вместе с воспитателем):
Идёт мимо медведь. Увидал теремок да как заревёт: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
- Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайчик-попрыгайчик, я лисичка-сестричка, я волчок-серый бочок. А ты кто?
- А я медведь косолапый! – и полез в теремок. Лез, лез, никак не мог влезть и говорит:
- Лучше я на крыше буду жить!
- Ты нас раздавишь!
- Нет, не раздавлю! – влез медведь на крышу и раздавил теремок. Разбежались звери кто куда!
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем медведя из геометрических фигур (см. рис.4). Найдите на своих столах рисунок медведя и скажите, из каких частей он состоит:
- голова, туловище, лапы, уши. Соберите мишку на своих ковриках.
Дети: Голова – это большой круг, туловище – большой квадрат, уши – маленькие круги, лапы – маленькие овалы и прямоугольники (дети собирают медведя на ковриках).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями и наша сказка закончилась. А давайте построим нашим зверушкам новый домик-теремок из счетных палочек. Из каких геометрических фигур он состоит?
Дети: Из квадрата – это домик, и крыши – она треугольная (дети составляют домики из счетных палочек).
- Заключительная часть
Воспитатель: Какие у нас получились красивые теремки. А из чего мы ещё умеем строить домики? В какие игры мы играли и строили разные предметы?
Дети: На Геоконте – из резиночек. Из частей «Чудо-крестиков» и «Чудо-сот».
- Из геометрического конструктора, из магнитной мозаики.
- Из цветных палочек. Из блоков Дьенеша.
Воспитатель: Возьмите эти игры и покажите, как вы умеете составлять домики.
(дети берут с полок игры и составляют домики).
Молодцы. Понравилось вам, как мы сегодня играли? Давайте немножко отдохнём. (дети выполняют упражнения)
- Стоит в поле теремок, теремок, (руки над головой - крыша)
Очень, очень он высок, ох, высок! (руки вверх)
Без веселья здесь нельзя, (хлопают в ладоши)
В теремке живут друзья! (жмут друг другу руки)
(повторяют несколько раз)
Список использованной литературы
1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Воронеж, 2005.
2. Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чудо - теремок" Театрально-игровое действие по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей средней группы
"Чудо - теремок"Театрально-игровое действие по мотивам русской народной сказки «Теремок»для детей средней группыПрограммное содержание:·...
Конспект НОД по реализации образовательной области «Физическая культура» на тему: «Теремок» во второй младшей группе. Комплекс упражнений "Теремок".
Конспект организованной образовательной деятельности представлен по физической культуре( комплекс упражнений) по сказке : "теремок". Занятия проходит во второй младшей группе детского сада....
«Теремок-теремок, он не низок, нe высок»
конспект интегрированного занятия в младшей группе по сказке "Теремок"...
Конспект по развитию математических представлений «Стоит в поле теремок, теремок»
Упражнять в счете от одного до шести. Формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Учить различать геометрические фигуры по форме и цвету (круг, квадрат, треугольник)....
Интегрированная НОД с элементами театрализации для средней группы «Теремок, теремок он не низок не высок!»
Интегрированная НОД с элементами театрализации для средней группы «Теремок, теремок он не низок не высок!»(НОД с элементами театрализации в средней группе)автор: Шишенина Аурика Анатольевнавоспитатель...
Стоит в поле теремок, теремок...
план-конспект по образовательной области "Речевое развитие" в группе раннего возраста с использованием электронного образовательного ресурса...
Стоит в поле теремок, теремок
электронно-образовательный ресурс к плану-конспекту "Стоит в поле теремок, теремок..."...