НООД "Весна, весна на улице"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
-формировать понятие о временной системе;
-изучить весенние изменения в живой природе;
-продолжать знакомить с причинно – следственными связями;
-учить составлять рассказ;
-развивать речь, память, воображение детей;
-учить детей беречь прекрасное творение природы;
-воспитывать любовь к родной природе.
Методические приемы:
-сюрпризный момент;
-беседа;
-чтение стихов;
-моделирование;
-проблемная ситуация.
Материал.
Картины: «Весенний лес», «Весенний луг».
Модели.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, смотрите, что это там?
Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.
Воспитатель.
-Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовет.
-Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами?!
Дети. Да!
Воспитатель. В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти ее придется
Нам, ребятушки, с клубком!
(Воспитатель кидает клубочек).
Вот мы с вами в лесу!
(На мольберте картинка о весне).
Воспитатель. Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится
Что за дверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь, мы твои.
-В какой лес мы с вам пришли?
Дети. Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
Воспитатель. Какое время года изображено на картинке?
Дети. Весна!
Воспитатель. Почему?
Дети. Листочки распустились, трава появилась, птиц много. Распустились первые весенние цветы: ландыши, подснежники.
Воспитатель. Правильно, ребята! Это действительно лес. Скажите, а как меняется жизнь зверей с приходом весны?
Дети. Медведи и барсуки выходят из зимней спячки. Звери меняют теплую, пушистую, зимнюю шерсть на более редкую, а некоторые изменили и свой окрас. У зайца шерсть стала серой, а у белки – рыжей. Появляется у животных и потомство, детеныши.
Воспитатель. Хорошо весной в лесу?
Дети. Да! Чистый воздух, слышно пение птиц, все зеленеет.
Воспитатель. Ой, ребята, а клубочек то покатился дальше. Наверное, он зовет нас в дальнейшее путешествие. Давайте отправимся за ним.
(Клубочек останавливается у картины «Луг»).
Воспитатель. Ребята, куда же мы с вами попали?
Дети. На луг!
Воспитатель. А кто это ползет по травке?
Дети. Это насекомые: жук, муравей, гусеница.
Воспитатель. Что мы здесь видим?
Дети. Первые цветы: мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик.
Воспитатель. А где они были зимой?
Дети. Насекомые зимой спали под корой деревьев, или в сухих листьях.
Воспитатель. А кто это летает под цветком?
Дети. Пчелы, шмели, бабочки, осы.
Воспитатель. А где они были зимой?
Дети. Они тоже спали, а как пригрело солнышко, и расцвели первые цветы, так и появились эти насекомые.
Воспитатель. А птицы тоже спали всю зиму?
Дети. Нет. Птицы улетели в теплые края. Улетели лишь те птицы, которые питаются насекомыми. Как только весной появляются, насекомые, так и прилетают птицы!
Воспитатель. А какая птица открывает весну!
Дети. Первым к нам прилетает грач, потому что он питается червями.
Воспитатель. Молодцы! Действительно, с появлением первых проталин, на полях червяки выходят из земли погреться на солнце, а грачи тут как тут.
-Ребята, а каких еще птиц вы знаете?
Дети. К нам прилетают еще скворцы, ласточки, кукушка, гуси, журавли, утки.
Воспитатель. А что еще происходит с птицами весной?
Дети. Они вьют гнезда, откладывают яйца, выводит птенцов.
Воспитатель. Ребята, а что будет, если не прилетят птицы?
Дети. Если птицы не прилетят, то насекомых разведется очень много. Насекомые питаются листьями деревьев. Они могут погибнуть. Листья дереву нужны для того, чтобы оно дышало и выделяло кислород.
Воспитатель. А что будет, если не распустятся цветы?
Дети. А если не расцветут цветы, то не будет насекомых, которые питаются их пыльцой. Прилетели птицы, а им нечего будет есть, и птицы могут погибнуть?
Воспитатель. Правильно, ребята! В природе все взаимосвязано. Напугала я вас? Страшно вам стало за нашу землю? А вы знаете, что можете защитить ее?
Для этого надо беречь и охранять природу.
Дети. Не надо рвать цветов. Не надо топтать траву. Не надо ломать деревья, разорять птичьи гнезда, муравейники. Надо кормить птиц зимой.
Воспитатель. Правильно, ребята! А давайте, мы с вами почитаем стихи о природе.
Дети. «О чем поют лягушки?»
Лягушек спросили:
-О чем вы поете?
-Ведь вы же, простите,
-Живете в болоте!
Лягушки сказали:
-О том и поем,
-Как чист и прозрачен
-Родной водоем.
«Разговор с пчелой»
Меня ужалила пчела,
Я закричал:
-Как ты могла?!
Пчела в ответ:
-А как ты мог
-Сорвать любимый мой цветок.
-Ведь он мне был ужасно нужен,
-Я берегла его на ужин.
Воспитатель. Молодцы! Вы знаете как вести себя в природе и как оберегать ее. А нам пора возвращаться обратно. Клубочек нам поможет в этом. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте мы еще раз поприветствуем весну!
Воспитатель и дети. (Физминутка)
Улыбаются все люди
(Идут по кругу)
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
(Дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)
Красна, красна, красна!
По лугу, лесу и полянке
(Ритмично шагают на месте)
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей погреться
(Взмахивают обеими руками к себе)
Зовет, зовет, зовет!
И в ручейке лесном задорно
(Ритмично щелкают задорно пальцами)
Звенит, звенит, звенит!
По камушкам в реке широкой
(Потирают ладони)
Журчит, журчит, журчит!
Разносит запахи по всюду
(Делают из пальцев «бутон»)
Цветов, цветов, цветов!
И все живое сразу слышит
(Прикладывают руку к уху)
Весенний звон!
(Хлопают в ладоши).
(Дети возвращаются обратно и садятся на стульчики).
Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше путешествие, которое нам приготовила сорока?
Дети. Да!
Воспитатель. А давайте, в знак благодарности, составим рассказ о весне. Самый лучший рассказ напишем в письме и пошлем сорок почтой?
Дети. Хорошо!
Воспитатель. В составлении рассказа, ребята, нам по могут модели о весне.
(Дети составляют рассказ о весне, воспитатель записывает, зачем дети выбирают самый лучший рассказ и посылают его сороке).
Воспитатель. Ребята, а что вам больше всего понравилось на занятии?
(Подводиться итог).
Литература.
- О.Н. Сороцкая «Ознакомление с окружающим миром», М.,1994 г.
- В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», М.,1998 г.
- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Санкт –Петербург, 2003 г.
- Т.А. Фалькович «Развитие речи, подготовка к освоению письма». М., 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии "Весна, весна на улице!"
На данном занятии знакомим детей с природой, её обитателями. Учим бережному обращению с природой. Воспитываем в детях любовь к прекрастному (прослушивание в грамзаписи пение птиц, звуки леса)....
Конспект непосредственно образовательной области "Весна, весна, на улице"
Образовательная деятельность...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Весна, весна на улице, весенние деньки…»
Педагогический замысел: задачи мониторинга освоения детьми содержания образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».Задачи:выявить круг представлений детей об окружающем мире;опр...
ТЕМА: «Весна, весна на улице». Конспект для группы детей со сложным дефектом синдром Дауна(4-5 лет) 1-й год обучения.
Синдром Дауна - одно из самых распространенных генетических нарушений. Статистики подсчитали, что частота рождения таких детей составляет примерно один на 600-800 новорожденных. Люди мало знают о синд...
Весна, весна на улице
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности от 3 до 4 летТема: «Весна, весна на улице…»Задачи: 1.Образовательные: закреплять и расширять з...
Конспект занятия "Весна! Весна на улице! Весенние деньки!"
Лексико-грамматическое занятие по теме:" Весна! Весна на улице! Весенние деньки!" для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи....
Комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности на неделю по теме: "Весна, весна на улице весенние деньки» (подготовительная группа)
Сформировать элементарные экологические представления о весне, как о сезонном явлении; обобщить и систематизировать знания детей о весне....