Открытое интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Зима в лесу».
план-конспект занятия (развитие речи, младшая группа) по теме

 

 Закреплять знания детей о временах года. Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное  учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры.
«Урайский  специализированный Дом ребенка»

Открытое интегрированное  занятие по развитию речи во второй младшей группе  на тему:

«Зима в лесу».

                                                                                                                                                                                               

Вид интеграции:  использование средств одной образовательной области «Познание»,  для решения задач других областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Труд» «Музыка».

                                                                                                               Подготовила воспитатель :

                                                                                                               Лебедева Лидия Александровна

                                                                                                                 

                                                                                                                             .  

                                                                                                                               

                                             Конспект   занятия.

             

Цель: Закреплять знания детей о временах года. Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой.

Задачи:

Формирующие:

  • Закреплять знания детей о характерных признаках зимы ( зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.)
  • Формировать понятие о свойстве снега ( состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий).  
  • Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи ( снег тает  на теплой руке и в теплой комнате).
  • Уточнять и закреплять словарь по теме: «Одежда».
  • Закрепление понятий  «один»,  «много».
  • Закрепление  названия  белого цвета.
  • Практическое усвоение предлогов: « на,  за,  под.»
  • Формировать активный и пассивный словарь детей.
  • Учить выполнять простейшую конструктивную работу.

Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение , наблюдательность.
  • Развивать  понимание обращенной речи.
  • Развитие речевого выдоха.
  • Развивать эстетическое восприятие.
  • Развивать двигательную активность.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание трудиться;
  • Воспитывать  любовь к окружающей природе.

Практические задачи:

  • Подражание разговорной речи.
  • Экспериментирование.
  • Показ решения задач.
  • Составление графического образа персонажей.
  • Использование ИКТ- музыкальное сопровождение , видео -  фрагменты зимнего пейзажа.

Предварительная работа:

  • Создание предметно – развивающей среды………
  • Просмотр мультипликационного фильма: «Времена года»  из серии «Уроки тетушки Совы».
  • Чтение  стихов о зиме.
  •  Рассматривание иллюстрации  о зиме.
  • Наблюдение за снегом на прогулке.
  • Настольная игра – лото: «Времена года».
  • Дидактическая игра: «Когда это бывает?».
  • Дидактическая игра: «Оденем Катю на прогулку».

Словарная работа:

  • Существительные:  снег,  сугроб,  снежинки,  мороз,  одежда (сапожки, рукавички, шубка, шапка),  елочка,  сахар,  соль.
  • Действия: тает, лежит, летят.  
  • Признаки:  холодный, мягкий, пушистый, белый, теплые, меховая, зимняя.

Материалы и оборудование:

  • Декорация: сугробы, елочка в снегу.  
  • Предметные картинки: шапка, шубка, рукавички, сапожки, туфли.
  • Музыкальное сопровождение о зиме:

   -  отображение вьюги;

   -  отображение летящих снежинок.

   -  отображение мороза;

  •  Видео – изображение  зимних сюжетов: «Снег идет»,  «Снег на крыше дома»,  «Снег на дороге», «Снег на деревьях».
  • Колпачки  гномов.
  • Гофрированная зеленая бумага.
  • Стволы для елочек.
  • Снег (настоящий).  

                                         Ход занятия.

  1. Организационный  момент:

Цель: Формирование положительной мотивации к участию в занятии.

 

       Показываю шар, внутри падает снег.

В.  Посмотрите, как красиво падает снег. Снег кружится, снег ложится. Снег, снег, снег.

     Скажите , когда это бывает?

Д.  Зимой. (Это бывает зимой).

В.  А у нас сейчас какое время года?

Д.  Зима.  (У нас зима).

В.  Почему вы думаете, что зима?

Д.  Потому что холодно, снег на улице.

В.  Правильно, снег на улицах лежит и в лесу много снега.

(на телеэкране изображение зимнего пейзажа).

 

Первый кадр:  падает снег.

В.  Посмотрите, как красиво!

     Белый снег пушистый

     В воздухе кружится

     И на землю тихо

     Падает, ложится.

                                     (И.Суриков).

 Второй кадр: зимняя дорога, поле.

В.  Дети, посмотрите, где лежит снег?

Д.  На дорогах, на полях. (Снег лежит на дорогах, на полях).

Третий кадр: дом в снегу.

В.  На чем еще лежит сне?

Д.  На крыше. (Снег лежит на крыше).

Четвертый кадр: лес, снег лежит на деревьях.

В.  Посмотрите, где еще лежит снег?

Д.  Снег лежит на деревьях.

В.  Да,  как  много  снега на деревьях.  Для чего снег на деревьях?

Д.  Чтобы не замерзли.

В.  Правильно, «мороз снежком окутывал, смотри не замерзай».

2.  Основная часть.

Мы сегодня с вами пойдем в зимний лес.  Для этого надо правильно выбрать одежду для зимней прогулки.

Д/и: «Зимняя одежда».

Цель:  закрепление названия предметов зимней одежды, пополнение номинативного словаря, развития восприятия.

( дети выбирают предметные картинки с изображением зимней одежды (среди других картинок): сапожки, шубка, варежки, шапка, туфли, легкая шапочка).

 В.  Милаша, покажи свою картинку, что на картинке изображено?

 М.  Шапка. (На картинке  шапка).

В.   Какая шапка?

М.  Шапка меховая,  теплая.

В.  Саша, покажи, что у тебя на картинке?

С.  Варежки.  ( У меня варежки).

В.   Какие варежки?

С.  Теплые.  (Варежки теплые).

В.  Для чего нужны варежки?

С.  Чтобы не замерзли руки.

В.  Правильно.  Ксюша, а что у тебя на картинке?

К.  У меня на картинке шубка.

В.   Какая шубка?

К.  Меховая, теплая.

В.  Соня, покажи свою картинку, что на ней изображено?

С.  У меня сапожки.

В.  Какие сапожки?

С.  Сапожки теплые.

В.  Для чего нужны сапожки?

С.  Что бы ни замерзли ножки.

В.  Молодцы, правильно выбрали, все эти вещи теплые и их носят зимой, чтобы не замерзнуть.

    Как, одним словом можно назвать,  какая одежда?

Д.  Зимняя одежда.

В.   Правильно, это зимняя одежда.   А сейчас нам надо одеться.

Динамическая игра: «Имитация одевание одежды».

Цель:   развитие общей моторики, координация речи с движением, подражательности.

Посмотрите -  за окном                                             (обзорный жест рукой)

Белые дорожки.

Все равно гулять пойдем,                                         ( шагают на месте)

Топать по дорожкам.

Наденем на ножки                                                     ( наклонились, указать на ноги)

Теплые сапожки;

Этот с правой ножки,                                                 ( «надевают на правую ногу сапожок»)

Этот с левой ножки.                                                   ( «надевают на левую ногу сапожок»)

На ручки -  рукавички                                                ( руки вверх)

Теплые сестрички.                                                      ( вращают ладошками)

Эту на левый кулачок                                                 ( показывают  правый  кулачок)

Эту на правый кулачок.                                              ( показывают левый кулачок)

Шубки меховые,                                                          ( надевают «шубку»)

Шапки пуховые.                                                           ( надеваем «шапку»).

В.  Ну  что? Все готовы?      Представьте, что мы идем по узкой тропинке, которая проходит между деревьями.

    ( дети встают друг за другом и изображают вместе с воспитателем как они идут между деревьями)  – музыкальное сопровождение  (отображение вьюги).

В.  До чего ж красив зимний лес, белым бело все вокруг,  тропинку замело снегом, а впереди большие сугробы  (показ, как идем по сугробам).

В.  Высоко поднимаем ноги в коленках, тяжело идти, ноги проваливаются в снег, идем дальше не останавливаемся.  Смотрите, перед нами кустарники  ( имитация, как раздвигаем ветки кустарника).  Устали? Тяжело идти!  ( смахиваем пот руками).   Какой свежий воздух вокруг!   Вдохните свежий воздух в себя  (делаем вдох и выдох).  Послушайте, какая тишина! (слушаем тишину).

Упражнение: «Снег».

Цель:   расширение кругозора, пополнение номинативного, предикативного словаря,  словаря признаков,  развитие слухового  зрительного восприятия,  внимания.

 

В.  Смотрите, а что под елочкой?

Д. Снег (Под елочкой снег).

В. Да, это настоящий снежный сугроб!

     Какого цвета снег?

Д. Снег белого цвета.

В.  Потрогайте снег, какой он на ощупь?

Д.  Холодный, мягкий, пушистый.

В.  На что похож снег?

Д.  Снег похож на сахар, соль.

В.  Я положу снежок вам на ладошку. Посмотрите  внимательно, из чего состоит снег?

Д.  Из снежинок.  (Снег состоит из снежинок).

В.  Какие снежинки?

Д.  Маленькие, беленькие.

В.  Снег – это много, много снежинок.  Подышите на снег,  как я.

     Посмотрите, снег  тает.  Как вы думаете, почему?

Д.  Ладошки теплые  (потому что теплые ладошки).

В.  Правильно, ладошки теплые и теплое дыхание, а от тепла снег тает.

Дыхательное упражнение: «Погреем ручки».

Цель: формирование правильного выдоха, с произношением звука « Х – Х – Х».

В.  Дети, у вас замерзли руки?

Д.  Да.

В.  Давайте подышим на них и согреем  ( дышим на руки со звуком Х – Х – Х).

   

Физкультминутка: «Мороз».

Цель:  пополнение словаря, развитие координации речи с движениями  общей моторики.

В. Руки мы согрели. Давайте сейчас сами погреемся.

Я мороза не боюсь                                                    

С ним я крепко подружусь.                         ( перекрестно ударяют ручками себя по плечу).

Подойдет ко мне мороз

Тронет руку, тронет нос.                              (поглаживаем руки и трогаем нос).

Значит  надо не зевать

Прыгать, бегать и играть.                             ( прыжки на месте).

Д/и: «Белые снежинки».

Цель:  закрепление  понятия «один» - «много»; закрепление названия белого цвета.

 Напоминаю детям, что снег (снежинки) белого цвета. По ковру разбрасываются бумажные разноцветные снежинки, в том числе и белого цвета.

В.  У меня есть волшебный колокольчик. Как только я заиграю, вы должны взять по одной снежинки белого цвета.     ( я играю, дети берут по одной снежинки, спрашиваю у каждого ребенка).

В.  Сколько у тебя снежинок?

Д.  Одна.  ( У меня одна снежинка).

В.   Подул холодный зимний ветер, поднял с земли и закружил белые снежинки.   ( играет музыка,   -  отображение летящих снежинок,   дети изображают снежинки).

  По окончанию музыки дети опускают свои снежинки на елочку.

В.  Сколько снежинок на елочке?

Д. Много.

В.  Милаша, сосчитай, сколько снежинок на елочке?

М.  1.2.3.4.5. Всего пять снежинок.

В.  Правильно, на елочке пять снежинок.  А сколько снежинок у вас?

Д.  Ни одной.

Нетрадиционная продуктивная деятельность.

Цель: пополнение словаря; развитие тактильного восприятия, навыков продуктивной деятельности, мелкой моторики.

В.  Дети, давайте поиграем в волшебников. У меня есть волшебная палочка, с ее помощью я вас превращу в помощников деда мороза – гномиков. Слушайте волшебные слова: «Крутись, крутись и в гномиков превратись»    ( надеваю шапочки гномиков).

В.  Вы морозу помогите, елочки вы смастерите.    Пойдемте в мастерскую деда мороза и поможем ему.  

  Предлагаю детям сделать елочки из гофрированной бумаги.  Путем обрывания и нанизывание на стержень. По окончанию работы обсыпаем елочки снежинками.

В.  Какой у нас красивый лес получился.  Дедушке морозу понравится.   А я забыла, он же вам оставил подарок, а где лежит, не знаю, надо поискать.

     Посмотрите, на елочке есть? – Нет, а под елочкой? – Нет.  Посмотрите за елочкой,   ( дети находят мешочек, а в мешочке угощение, прощаются и уходят).

 

Литература:  

     1.  «Комплексные занятия в ДОУ».  Первая младшая группа.   По программе  под редакцией  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

     2.  «Логопедические занятия».  В первой младшей группе для детей с речевым недоразвитием.

 Под редакцией: Ю.А.Фадеева,  Г.А.Пичугина.

     3.  «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития».

Ранний дошкольный возраст.   Под редакцией:  Н.В.Ершова,  И.В. Аскерова,  О.А.Чистова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе "Волшебный сундучок"...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Прогулка по весеннему лесу"

Итоговое занятие по развитию речи, где выявляем уровень речевого развития детей....

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Радуга» «В осеннем лесу»

Учить внимательно слушать воспитателя, отгадывать простые загадки; расширять и активизировать словарный запас воспитанников по теме; совершенствовать грамматический строй речи; формировать эл...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Звуковая культура речи: звук [ц]"

Предлагаю конспект занятия по звуковой культуре речи для детей второй младшей группы детского сада. Материал, который вы можете использовать дорогие коллеги! Провести занятие в своём детском саду со с...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: Звуковая культура речи. Звук «С». Мини-театр - показ сказки «Рукавичка».

1) Знакомство со звуком С. Учить произносить звук С; произносить сочетание звуков СА, АС, СО, ОС, СУ, УС, СЫ, ЫС.2) Закреплять знания о домашних животных.3) Воспитывать любовь к сказкам.4) Уметь отвеч...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...