«Игровые упражнения на развитие психологической в базы речи у детей с речевыми нарушениями»
консультация по развитию речи
«Игровые упражнения на развитие психологической в базы речи у детей с речевыми нарушениями»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Гимназия № 18 имени И.Я. Илюшина»
«Игровые упражнения на развитие психологической базы речи»
Воспитатель
Замфир А.Н.
2022г.
Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи.
Слайд №1
Психологическим условием формирования речи является совокупность таких высших психических функций как внимание, восприятие, память, мышление. Слайд №2
Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными. Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.
Нарушение речевого развития непосредственно предполагает и особенности психического развития детей - логопатов. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов.
Я подобрала игры и игровые упражнения, которые можно использовать для развития психологической базы речи и классифицировала их по ведущему психическому процессу. Начнем с восприятия.
Слайд №3,4
Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали.
Зрительное восприятие делится на восприятие целостного образа и восприятие цвета, формы и величины.
Для формирования целостного образа я использую игры: «Зашумленные картинки», «Чего не хватает?», «Разрезные картинки», «Наложенные изображения», игру «Чья тень?».
Для формирования восприятия цвета, формы и величины я использую игры: «Найди бабочке цветок» - задача детей подобрать каждой бабочке цветок по цвету, «Зашиваем ковер» - в этой игре дети должны подобрать заплатку для ковра нужной формы и цвета.
Слайд №5
Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений.
Для развития тактильного восприятия я использую всем знакомую игру волшебный мешочек, которая помогает развивать у ребенка тактильную память, способствует запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам и помогает научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений. Наполнение мешочка может быть разнообразным – это геометрические фигуры, фрукты, овощи, животные, наполнение мешочка я стараюсь подбирать в соответствии с лексической темой.
Вариантов игры с волшебным мешочком очень много, например:
а) Дети должны узнать фигуру по зрительному образу, т.е. посмотреть на фигуру и достать такую же из мешочка.
б) Найти фигуру на ощупь, по инструкции педагога. Эту игру можно проводить в виде соревнования, кто быстрее?
в) Определение фактуры материала наощупь. Игра «Платочек для куклы».
г) Игра «Сухой бассейн». В этой игре мы усложняем нахождение нужного предмета в мешочке. Мешочек заполняем любой крупой фасолью или горохом, затем кладем в мешочек нужные предметы, игрушки я подбираю в соответствии с лексической темой.
Эти игры я использую на занятиях по развитию речи, данные игры помогают обогатить словарный запас детей, сделать речь детей грамматически правильной.
Слайд №6
Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку.
Работа над развитием слухового восприятия делится на восприятие неречевых звуков и восприятие речевых звуков. Для развития восприятия речевых звуков мы с детьми играем в игры: «Поймай звук», «Найди слово со звуком…», «Назови первый звук».
Тесное сотрудничество со специалистами помогает более эффективно работать над развитием психических процессов. Музыкальный руководитель предлагает вашему вниманию дидактические игры и упражнения на развитие слухового восприятия.
Слайд № 7 - 12
Слуховое восприятие играет важную роль для детей. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии детей. Слуховое восприятие у детей необходимо всячески развивать и оберегать. В работе с детьми с нарушениями речи я рекомендую такие упражнения на развитие слухового восприятия:
• Прохлопывать в ладоши (протопать ногой) простой ритмический рисунок по показу и по слуху.
• Повторить на звучащем инструменте прохлопанный ритмический рисунок.
• Ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки. • Ходьба с хлопками, ритмичными стихами, под удары бубна.
• Переход с ходьбы на бег (и обратно) при изменении ритма, темпа, характера музыки.
• Выполнение имитационных упражнений под музыку разного характера: марш, колыбельная, полька (плясовая).
Игры: «Что делают в домике?», «Теремок», «Колобок», «Какая музыка?», «Найди нужную иллюстрацию», «Назови композитора», «Определи пляску» и другие.
Слайд №13
Следующий психический процесс, над развитием которого мы работаем -это память.
Выделяют следующие виды памяти: двигательная, символическая, эмоциональная память и образная память.
Развивать двигательную память нам помогают игры: «Повторяй за мной», «Как двигается животное?», «Кукловоды» «Запрещенное движение» - играя в эту игру, мы с ребятами договариваемся, какое именно движение нельзя повторять за ведущим. Например, запрещенное движение - это хлопок руками. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание забавными движениями. Задача играющих – не отвлекаться и не допустить ошибки, повторив за ведущим запрещенное движение
Для развития двигательной памяти - в частности, запоминания и отработки тонких движений кисти и пальцев, идеально подойдут задания «Повтори рисунок» и, конечно, крупные прописи, в которых малыш напишет свои первые буквы, постепенно запоминая, какие движения совершал, изображая их на бумаге. И эти упражнения станут обязательной составляющей игр для обучения письму.
Символическая (словесно-логическая) память – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий словесных формулировок.
Для развития символической памяти я использую игры: «Назови предмет», упражнение «Цепочка действий», загадывание загадок описательного характера.
Эмоциональная память – это хранение и воспроизведение определенного опыта, непосредственно связанного с конкретным событием и имеющего эмоциональную окраску.
Для развития эмоциональной памяти у детей я использую следующие упражнения: «Посмотри и расскажи», упражнение “Я счастлив”. Это групповое упражнение, которое выполняется следующим образом: ребенку бросают мяч. Поймав его, ребёнок должен рассказать о событии, при котором он был счастлив. После этого ребенок бросает мяч другому участнику игры, который тоже должен рассказать о своём счастливом событии.
Слайд№14
Образная память – это запоминание той информации, которая поступает от органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.
Для развития вкусовой памяти мы играем в игры «Что я съел?», для развития обонятельной памяти играем в игру «Узнай по запаху», в игру «Волшебный мешочек» играем для развития осязательной памяти.
Для развития зрительной памяти играем в игру «Радуга», «Мемори», «Опиши предмет» упражнение «Запомни и расскажи», «Восстанови порядок» -перед детьми выставляется 5-10 предметов, в течении 15-20 секунд ребята запоминают их расположение, затем дети закрывают глаза, а воспитатель меняет их местами. Дети должны восстановить все в первоначальном виде. Это задание может выполняться на любом материале (геометрические фигуры, животные, цветы, буквы, игрушки).
Для развития слуховой памяти можно играть в игру «Постучи как я», «Мама положила в чемодан…» Первый игрок начинает рассказ «Мама положила в чемодан …расческу» следующий игрок должен повторить сказанное и добавить свой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести.
Слайд №15 Мышление.
Можно выделить три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление у детей с ОНР ниже нормы. Нередко их умозаключения очень бедны, отрывчаты, логически не связаны друг с другом.
В своей работе по развитию мышления я использую игры: «Найди лишнее слово», «Сравнение предметов по описанию», «Кто кем будет», «Бывает, не бывает» - называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
Дидактические игры: «Что перепутал художник», «История в картинках», «Подбери по смыслу», «Что сначала, что потом?» В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.
Слайды №16-21
Внимание. Внимание один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности ребенка. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» К. Д. Ушинский.
Хорошее внимание - залог хорошего обучения в школе. Ведь ребенок должен уметь сосредоточиться на объяснении педагога и выполнении задания, удерживать внимание достаточно длительное время, уметь переключать внимание с одного задания на другое.
Выделяют три вида внимания – произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Очень важно у детей с нарушениями речи развивать именно произвольное внимание. Все игры и игровые упражнения направлены на развитие основных свойств внимания: объёма, концентрации, распределения, устойчивости, переключения.
Объём - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью.
Игра «Три задания» Ход игры. Взрослый называет ребенку сразу три задания, которые ему предстоит выполнить: «Хлопни в ладоши; подпрыгни на месте; назови любую игрушку». Постепенно задания можно усложнять и увеличивать их количество.
Устойчивость— это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.
Игра « Чья норка?» Оборудование: картинка с изображением семи разных животных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Ход игры. Ребенку нужно определить, где чей домик, не
проводя карандашом по линиям. Если ребенок не справляется, тогда разрешается использование вспомогательного материала (палец, карандаш и т.д).
Игра «Охотник» Ход игры. Ведущий называет слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.
Игра «Бусы для куклы» (нанизывание бусин в определённом порядке)
Концентрация — это степень сосредоточения. Игра «Раскрась вторую половинку» Оборудование: несколько наполовину раскрашенных картинок. Ход игры. Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т. д.). Игра «Рисуем под диктовку» Оборудование: листы в клетку и карандаши для каждого участника Ход игры. Ведущий диктует графический диктант. Игры «Найди пару», «Корректор»
Распределение — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно
Игра «Лови не лови». Ход игры. Дети становятся в круг. У ведущего два мяча — светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если ведущий бросает темный мяч и говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры.
Переключение — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.
Игра «Карлики-великаны» Ход игры. Ведущий называет слова, когда он говорит «великаны», ребенку надо поднять руки вверх, «карлики» — присесть на корточки. Можно несколько раз подряд говорить только «карлики» или наоборот «великаны». Когда ребенок уже хорошо разберется в правилах игры, ведущий начинает его путать: говорит «карлики», а сам поднимает руки вверх.
Проводя коррекционную работу с детьми логопатами, необходимо уделять должное внимание формированию психических процессов, которые являются психологической базой речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование пальчиковой гимнастики и упражнений на развитие мелкой моторики в формировании речи у детей с речевыми нарушениями.
•Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенический путь развития моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, т. к. их развитие протекает на фоне нарушений деятельности...
Проект: "Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР"
Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи....
Использование новых форм и приёмов в развитии диалогической и монологической речи у детей с речевыми нарушениями
В работе с детьми с речевыми нарушениями можно использовать следующие инновационные технологии: синквейн, мнемотаблицы, кинезиологию, биоэнергопластику....
«Развитие лексико -грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями»
Тема: ПосудаЗадачи:Образовательные:Обогащать и расширять словарь детей по теме «Посуда».Формировать обобщ...
«Развитие лексико -грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями». "День рождение куклы Маши"
Тема: «День рождение куклы Маши».Задачи:Развивающие:Развивать фонематическое восприятие;Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, умение согласовывать речь с движением;Акти...
"Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи у детей с речевыми нарушениями"
Выступление музыкального руководителя Гайдук М.В. "Музыкально-дидактические игры для развития слухового восприятия"...
Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи
Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи...