«Игровые упражнения на развитие психологической в базы речи у детей с речевыми нарушениями»
консультация по развитию речи

«Игровые упражнения на развитие психологической в базы речи у детей с речевыми нарушениями»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Гимназия № 18 имени И.Я. Илюшина»

«Игровые упражнения на развитие психологической базы речи»

Воспитатель

Замфир А.Н.

2022г.

Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи.

Слайд №1

Психологическим условием формирования речи является совокупность таких высших психических функций как внимание, восприятие, память, мышление. Слайд №2

Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными. Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.

Нарушение речевого развития непосредственно предполагает и особенности психического развития детей - логопатов. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов.

Я подобрала игры и игровые упражнения, которые можно использовать для развития психологической базы речи и классифицировала их по ведущему психическому процессу. Начнем с восприятия.

Слайд №3,4

Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали.

Зрительное восприятие делится на восприятие целостного образа и восприятие цвета, формы и величины.

Для формирования целостного образа я использую игры: «Зашумленные картинки», «Чего не хватает?», «Разрезные картинки», «Наложенные изображения», игру «Чья тень?».

Для формирования восприятия цвета, формы и величины я использую игры: «Найди бабочке цветок» - задача детей подобрать каждой бабочке цветок по цвету, «Зашиваем ковер» - в этой игре дети должны подобрать заплатку для ковра нужной формы и цвета.

Слайд №5

Тактильное        восприятие –        познание        предметов        с        помощью прикосновений.

Для развития тактильного восприятия я использую всем знакомую игру волшебный мешочек, которая помогает развивать у ребенка тактильную память, способствует запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам и помогает научить ребенка находить точные слова для определения        своих ощущений. Наполнение мешочка может быть разнообразным – это геометрические фигуры, фрукты, овощи, животные, наполнение мешочка я стараюсь подбирать в соответствии с лексической темой.

Вариантов игры с волшебным мешочком очень много, например:

а) Дети должны узнать фигуру по зрительному образу, т.е. посмотреть на фигуру и достать такую же из мешочка.

б) Найти фигуру на ощупь, по инструкции педагога. Эту игру можно проводить в виде соревнования, кто быстрее?

в) Определение фактуры материала наощупь. Игра «Платочек для куклы».

г) Игра «Сухой бассейн». В этой игре мы усложняем нахождение нужного предмета в мешочке. Мешочек заполняем любой крупой фасолью или горохом, затем кладем в мешочек нужные предметы, игрушки я подбираю в соответствии с лексической темой.

Эти игры я использую на занятиях по развитию речи, данные игры помогают обогатить словарный запас детей, сделать речь детей грамматически правильной.

Слайд №6

Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку.

Работа над развитием слухового восприятия делится на восприятие неречевых звуков и восприятие речевых звуков. Для развития восприятия речевых звуков мы с детьми играем в игры: «Поймай звук», «Найди слово со звуком…», «Назови первый звук».

Тесное сотрудничество со специалистами помогает более эффективно работать над развитием психических процессов. Музыкальный руководитель предлагает вашему вниманию дидактические игры и упражнения        на развитие слухового восприятия.

Слайд № 7 - 12

Слуховое восприятие играет важную роль для детей. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии детей. Слуховое восприятие у детей необходимо всячески развивать и оберегать. В работе с детьми с нарушениями речи я рекомендую такие упражнения на развитие слухового восприятия:

•        Прохлопывать в ладоши (протопать ногой) простой ритмический рисунок по показу и по слуху.

•        Повторить на звучащем инструменте прохлопанный ритмический рисунок.

•        Ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки. •        Ходьба с хлопками, ритмичными стихами, под удары бубна.

•        Переход с ходьбы на бег (и обратно) при изменении ритма, темпа, характера музыки.

•        Выполнение имитационных упражнений под музыку разного характера: марш, колыбельная, полька (плясовая).

Игры: «Что делают в домике?», «Теремок», «Колобок», «Какая музыка?», «Найди нужную иллюстрацию», «Назови композитора», «Определи пляску» и другие.

Слайд №13

Следующий психический процесс, над развитием которого мы работаем -это память.

Выделяют        следующие        виды        памяти:        двигательная,        символическая, эмоциональная память и образная память.

Развивать двигательную память нам помогают игры: «Повторяй за мной», «Как двигается животное?», «Кукловоды» «Запрещенное движение» - играя в эту игру, мы с ребятами договариваемся, какое именно движение нельзя повторять за ведущим. Например, запрещенное движение        - это хлопок руками. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание забавными движениями. Задача играющих – не отвлекаться и не допустить ошибки, повторив за ведущим запрещенное движение

Для развития двигательной памяти - в частности, запоминания и отработки тонких движений кисти и пальцев, идеально подойдут задания «Повтори рисунок» и, конечно, крупные прописи, в которых малыш напишет свои первые буквы, постепенно запоминая, какие движения совершал, изображая их на бумаге. И эти упражнения станут обязательной составляющей игр для обучения письму.

Символическая        (словесно-логическая)        память        –        выражается        в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий словесных формулировок.

Для развития символической памяти я использую игры: «Назови предмет», упражнение «Цепочка действий», загадывание загадок описательного характера.

Эмоциональная        память        –        это        хранение        и        воспроизведение определенного опыта, непосредственно связанного с конкретным событием и имеющего эмоциональную окраску.

Для развития эмоциональной памяти у детей я использую следующие упражнения: «Посмотри и расскажи», упражнение “Я счастлив”. Это групповое упражнение, которое выполняется следующим образом: ребенку бросают мяч. Поймав его, ребёнок должен рассказать о событии, при котором он был счастлив. После этого ребенок бросает мяч другому участнику игры, который тоже должен рассказать о своём счастливом событии.

Слайд№14

Образная память – это запоминание той информации, которая поступает от органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Для развития вкусовой памяти мы играем в игры «Что я съел?», для развития обонятельной памяти играем в игру «Узнай по запаху», в игру «Волшебный мешочек» играем для развития осязательной памяти.

Для развития зрительной памяти играем в игру «Радуга», «Мемори», «Опиши предмет» упражнение «Запомни и расскажи», «Восстанови порядок» -перед детьми выставляется 5-10 предметов, в течении 15-20 секунд ребята запоминают их расположение, затем дети закрывают глаза, а воспитатель меняет их местами. Дети должны восстановить все в первоначальном виде. Это задание может выполняться на любом материале (геометрические фигуры, животные, цветы, буквы, игрушки).

Для развития слуховой памяти можно играть в игру «Постучи как я», «Мама положила в чемодан…» Первый игрок начинает рассказ «Мама положила в чемодан …расческу» следующий игрок должен повторить сказанное и добавить свой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести.

Слайд №15 Мышление.

Можно        выделить        три        основные        формы        мышления:        наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление у детей с ОНР ниже нормы. Нередко их умозаключения очень бедны, отрывчаты, логически не связаны друг с другом.

В своей работе по развитию мышления я использую игры: «Найди лишнее слово», «Сравнение предметов по описанию», «Кто кем будет», «Бывает, не бывает» - называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Дидактические игры: «Что перепутал художник», «История в картинках», «Подбери по смыслу», «Что сначала, что потом?» В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

Слайды №16-21

Внимание. Внимание один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности ребенка. «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» К. Д. Ушинский.

Хорошее внимание - залог хорошего обучения в школе. Ведь ребенок должен уметь сосредоточиться на объяснении педагога и выполнении задания, удерживать внимание достаточно длительное время, уметь переключать внимание с одного задания на другое.

Выделяют три вида внимания – произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Очень важно у детей с нарушениями речи развивать именно произвольное внимание.        Все игры и игровые упражнения направлены на развитие основных свойств внимания: объёма, концентрации, распределения, устойчивости, переключения.

Объём - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью.

Игра «Три задания»        Ход игры. Взрослый называет ребенку сразу три задания, которые ему предстоит выполнить: «Хлопни в ладоши; подпрыгни на месте; назови любую игрушку». Постепенно задания можно усложнять и увеличивать их количество.

Устойчивость— это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.

Игра « Чья норка?» Оборудование: картинка с изображением семи разных животных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Ход игры. Ребенку нужно определить, где чей домик, не

проводя карандашом по линиям. Если ребенок не справляется, тогда разрешается использование вспомогательного материала (палец, карандаш и т.д).

Игра «Охотник» Ход игры. Ведущий называет слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

Игра «Бусы для куклы» (нанизывание бусин в определённом порядке)

Концентрация        —        это        степень        сосредоточения. Игра «Раскрась вторую половинку» Оборудование: несколько наполовину раскрашенных картинок. Ход игры. Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т. д.). Игра «Рисуем под диктовку» Оборудование: листы в клетку и карандаши для каждого участника Ход игры. Ведущий диктует графический диктант. Игры «Найди пару», «Корректор»

Распределение — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно

Игра «Лови не лови». Ход игры. Дети становятся в круг. У ведущего два мяча — светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если ведущий бросает темный мяч и говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры.

Переключение это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Игра «Карлики-великаны» Ход игры. Ведущий называет слова, когда он говорит «великаны», ребенку надо поднять руки вверх, «карлики» — присесть на корточки. Можно несколько раз подряд говорить только «карлики» или наоборот «великаны». Когда ребенок уже хорошо разберется в правилах игры, ведущий начинает его путать: говорит «карлики», а сам поднимает руки вверх.

Проводя коррекционную работу с детьми логопатами, необходимо уделять должное внимание формированию психических процессов,        которые являются психологической базой речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений на развитие мелкой моторики в формировании речи у детей с речевыми нарушениями.

•Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенический путь развития моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, т. к. их развитие протекает  на фоне нарушений деятельности...

Проект: "Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР"

Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи....

Использование новых форм и приёмов в развитии диалогической и монологической речи у детей с речевыми нарушениями

В работе с детьми с речевыми нарушениями можно использовать следующие инновационные технологии: синквейн, мнемотаблицы, кинезиологию, биоэнергопластику....

«Развитие лексико -грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями»

                     Тема: ПосудаЗадачи:Образовательные:Обогащать и расширять словарь детей по теме «Посуда».Формировать обобщ...

«Развитие лексико -грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями». "День рождение куклы Маши"

Тема: «День рождение куклы Маши».Задачи:Развивающие:Развивать фонематическое восприятие;Развивать артикуляционную, мелкую и  общую моторику, умение согласовывать речь с движением;Акти...

"Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи у детей с речевыми нарушениями"

Выступление музыкального руководителя Гайдук М.В. "Музыкально-дидактические игры для развития слухового восприятия"...

Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи

Игры и игровые упражнения на развитие психологической базы речи...