Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе развития темпо-ритмических и координаторных способностей у детей с нарушениями речи
статья по логопедии на тему
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерным является несформированность таких показателей как темп, ритм, координация движений. Такие двигательные нарушения у детей затрудняют не только ориентацию в пространстве и влияют на активные действия с различными предметами и инструментами, но и препятствуют речевому развитию, а следовательно, и овладению навыками письма и чтения. В результате у детей может нарушаться также мотивация к играм и любой другой деятельности. Одним из эффективных методов развития темпо-ритмических и координаторных способностей является система развития ритма движений и речи, разработанная в русле логоритмики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystv.logopeda_i_muz.ruk_.1.docx | 32.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»
Региональный семинар
«Инновационная интегрированная деятельность
специалистов ДОУ
в коррекционно-развивающей работе»
Взаимодействие учителя-логопеда
и музыкального руководителя
в процессе развития темпо-ритмических
и координаторных способностей
у детей с нарушениями речи
Елена Леонидовна Зацепина, учитель-логопед МДОУ «Колосок»,
Ирина Евгеньевна Капкова, учитель-логопед МДОУ «Колосок»,
Юлия Владимировна Жулдыбина, музыкальный руководитель МДОУ «Колосок»
2016 г.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе развития темпо-ритмических и координаторных способностей у детей с нарушениями речи
Елена Леонидовна Зацепина, учитель-логопед МДОУ «Колосок»,
Ирина Евгеньевна Капкова, учитель-логопед МДОУ «Колосок»,
Юлия Владимировна Жулдыбина, музыкальный руководитель МДОУ «Колосок».
Слайд 1. Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерным является несформированность таких показателей как темп, ритм, координация движений. Такие двигательные нарушения у детей затрудняют не только ориентацию в пространстве и влияют на активные действия с различными предметами и инструментами, но и препятствуют речевому развитию, а следовательно, и овладению навыками письма и чтения. В результате у детей может нарушаться также мотивация к играм и любой другой деятельности.
Слайд 2. Одним из эффективных методов развития темпо-ритмических и координаторных способностей является система развития ритма движений и речи, разработанная в русле логоритмики. Она представляет собой одну из важных логопедических технологий, которая включается в коррекционно-педагогический процесс при любом из видов речевой патологии.
Слайд 3. Сочетание ритма, движений, музыки и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики влияет на центральную нервную систему и служит цели ритмизации двигательных функций и речи.
Слайд 4. Многочисленные исследования физиологов и психологов доказывают, что состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Развитие двигательной сферы в дошкольном возрасте играет большую роль в овладении различными навыками, необходимыми ребенку для познания мира. Ведь движение – это основа жизни. А сам двигательный акт лежит в основе множества навыков и умений, которыми пользуется человек. Звуковая, словесная, музыкальная формы речи усваиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков.
Слайд 5. Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Эмилем Жаком-Далькрозом. Он доказал возможность переведения музыкального ритма в пластические движения человеческого тела, так как ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека. Двигательные упражнения подкрепленные музыкальным сопровождением формируют образ собственного тела ребенка, что помогает ему лучше осознавать себя, управлять своим телом и поведением. А также легче ориентироваться в пространстве.
Слайд 6. В 30-е годы XX века лечебная ритмика нашла применение и в коррекционных учреждениях. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое направление коррекционной работы – логопедическая ритмика (Г.А. Волкова, О.А. Крупенчук, И. Лопухина). Это одна из форм кинезитерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Для коррекции нарушений речи, особенно в работе со слабослышащими детьми, используется фонетическая ритмика (Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт), представляющая собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков), направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи.
Слайд 7. Логоритмические упражнения совершенствуют слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что очень важно – отвлекают ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности.
Слайд 8. Как известно, речевые нарушения у детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа. В дошкольном возрасте довольно сложно провести грань между моторным, сенсорным, интеллектуальным, речевым развитием. Ибо всё, что видит, чувствует и делает ребенок, впитывается сознанием, как губкой, пополняя копилку его опыта об окружающем мире, становясь базой для дальнейшего развития. И всё же двигательная сфера является в этом возрасте центральной, так как способна определять дальнейшее направление в развитии и значительно влиять на него. Лучшим способом организации работы является сотрудничество специалистов: учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Слайд 9. В нашем дошкольном учреждении специалисты активно взаимодействуют друг с другом, координируют свои действия: планируют совместную деятельность с целью решения определённых задач, обсуждают составленные ими планы, вырабатывают единую стратегию и тактику. Осуществляя свою работу мы учитываем:
- структуру речевого нарушения;
- индивидуальные особенности;
- знания, умения и навыки;
- психо-физиологические особенности.
У каждого специалиста свой вид деятельности, но главная задача коррекционной работы одна – достижение грамотной, чистой и выразительной речи у ребёнка.
Коррекционная работа в нашем дошкольном учреждении строится согласно тематическому недельному планированию. Учитель-логопед составляет перспективу лексических тем на год, а музыкальный руководитель планирует свою деятельность, учитывая их.
Слайд 10. Приведем пример коррекционной работы по развитию темпо-ритмических и координаторных способностей на примере лексической темы «Осень». Учителя-логопеды в своей деятельности используют следующие виды игр и упражнений.
Слайд 11. «Здравствуй, осень!». Это упражнение эффективно проводить с использованием карандаша; (Смирнова.Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет, 2007.)
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! | Дети в такт чтению пальчиками перекатывают карандаш между ладонями (вперед-назад) |
Хорошо что ты пришла | |
У тебя мы осень спросим | |
Что в подарок принесла |
Затем идет воспроизведение ритмического рисунка стихотворения с помощью слога «та»:
Та-та, та-та, та-та, та-та.
Та-та-та, та-та, та-та-та.
Та-та-та-та, та-та, та-та.
Та-та-та-та, та-та-та?
Слайд 12. Учитель-логопед проводит игру «Вышел дождик погулять» Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. «Детство-пресс» С-Пб. 2005. (Нищева Н.В. Система коррекционной работы с.255
Раз, два, три, четыре, пять, | Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца. |
Вышел дождик погулять. | Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук. |
Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? | «Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу |
Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» | Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу |
Дождь вздохнул тихонько: | Часто и ритмично бьют в ладоши |
- Ох! | Один хлопок |
И ушел. Газон засох. | Ритмичные хлопки по столу |
Слайд 13. Целью следующего упражнения, кроме развития координации является развитие чувства пространства. Для его проведения необходимо взять веревку длиной 4-5 метров по краям положить осенние листья. Ребенок представляет, что он осенний лист и перекатывается по дорожке. Остальные дети имитируют дуновение ветра.
Слайд 14. В рамках лексической темы «Осень» музыкальный руководитель на своих занятиях продолжает работу по развитию чувства ритма и координации движений, проводит следующие упражнения.
Слайд 15. Игра на развитие чувства ритма «Дятел» (Канон).
Дети в кругу выполняют хлопки друг за другом в последовательности 1хлопок, 2 хлопка, 3 хлопка. Ведущий поворачивается к 1 ребёнку, хлопает 1 раз, далее этот ребёнок поворачивается ко 2 ребёнку, хлопает 2 раза, затем поворачивается к 3 ребёнку, хлопает 3 раза, поворачивается к 4 ребёнку и хлопает 1 раз. Игра продолжается по кругу, пока настанет очередь ведущего.
Игра разучивается по этапам. Сначала дети, стоя в кругу, «передают» друг другу «привет». Это может быть какой-то одинаковый жест, или 1 хлопок.
Затем игра усложняется: дети по очереди чередуют 1 и 2 хлопка.
Следующий этап – усложнение в чередовании 1, 2 и 3 хлопков.
Слайд 16. Танец-игра «Тучка». Слова, музыка и композиция движений М.Савельевой
Тучка по небу ходила Тучка солнышко закрыла | Дети идут по кругу, взявшись за руки. |
Надо солнышко спасать Будем тучку выжимать | Останавливаются, повернувшись лицом в круг, разъединив руки. |
Мы руками мяли, мяли, Тучку сильно выжимали, | Сжимают и разжимают кулачки обеих рук. |
Тучка меньше становилась, И в водичку превратилась. | Встряхивают кистями рук. |
Поглядите-ка в окошко, Дождик скачет по дорожке, | Поднимают руки над головой «домиком». |
Кап, кап, кап, кап, кап, кап Дождик хочет в гости к нам. | Стучат пальчиком одной руки по ладошке другой. |
Тучка плачет. Ой-ой-ой! Нам пора бежать домой. | Ладошками подпирают щечки и качают головой. |
Топ-топ-топ, топ-топ-топ Нам пора бежать домой. | Стучат ладошками по коленям, чуть наклонившись вперед. |
Слайд 17. Игра «Повтори, как я». Дети встают врассыпную, лицом к музыкальному руководителю и отхлопывают ритмический рисунок по показу педагога после жеста «Прошу».
Этапы разучивания.
- Дети учатся хлопать в ладоши по 1 разу по показу педагога, после жеста «Прошу», несколько раз подряд, все одновременно.
- Далее разучивают хлопки с различными ритмическими рисунками (четверть, восьмые, синкопа).
- Дети выполняют хлопками различные ритмические рисунки по одному, по показу педагога, после жеста «Прошу».
Слайд 18. Логоритмическая игра с использованием пальчикового театра «Догони нас, солнечный зайчик». Автор М.В. Сидорова, движения Ю.В. Жулдыбиной.
Этапы разучивания.
- Учимся надевать «Зайчика» на палец, знакомимся с ним.
- Разучиваем движения «Зайчика» и слова речитативом.
- Поём в сопровождении фортепиано, закрепляем движения.
- Дети исполняют песню-игру самостоятельно.
Дети надевают на указательный палец правой руки игрушку «Зайчик» («пальчиковый театр»)
Зайчик, зайчик озорной | Сгибают палец 4 раза. |
Вместе прыгает со мной. | «Подпрыгивают» кулачком правой руки. |
На ладошку сядь ко мне | Положить «зайчика» на левую ладошку. |
Расскажи мне о себе. | Сгибают палец 4 раза. |
Я поймать тебя хочу, | Левой рукой «птичка клюёт», «зайчик» убегает. |
Я с тобою хохочу. | Сгибают палец 4 раза. |
Ты, смотри, не убегай, | Грозят пальцем левой руки. |
Ты со мною поиграй. | «Подпрыгивают» кулачком правой руки, левой рукой держать правый кулачок. |
Слайд 19. В своей деятельности мы используем различные методические пособия, часть которых представлена на слайде.
Слайд 20. Закончить своё выступления, нам бы хотелось словами доктора медицинских наук, профессора Мариониллы Максимовны Кольцовой: «Психологи давно заметили, что дети раньше начинают называть те предметы, с которыми они производят какие-либо действия… для более быстрого запоминания слова важно выработать на него большое число движений».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – СПб: «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,1999.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. «Детство-пресс» С-Пб. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное тематическое планирование с учетом преемственности в работе учителя-логопеда, инструктора физкультуры, музыкального руководителя.
Работа специалистов ДОУ с детьми средней группы с нарушениями речи...
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
Консультация для воспитателей "Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения"...
Республиканский конкурс "Лучший в профессии - 2017: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель" Номинация "Событие года"
laquo;Победитель» - звучит гордо,Это моё «Событие года!»...
Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"
Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....
Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя в условиях МДОУ
В современной педагогике актуальной становится проблема пересмотра содержания образования в ДОУ, разработка и внедрение новых подходов использования коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих...
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...
- Мне нравится (1)