Конспект занятий по художественной литературе "Наши любимые сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказок.

 

Задачи:

·        Активизировать знания детей о русских народных сказках

·        Закрепить умение узнавать сказку по реплике. А так же узнавать героя по описанию портрета

·         Создавать условия для творческого самовыражения (рассказ монолога из сказки, изображать персонажа сказки схематично)

·        Формировать умение составлять слова по следам звукового анализа

·        Развивать командных дух, умение действовать согласованно;

·        Следить за осанкой детей. 

Материал: 5 карточек с изображением  колобка и 5 карточек с изображением репки, карточка красного цвета с буквой «М», желтого цвета с буквой «С»,  2 карточки с названием сказок: «Три медведя», «Заюшкина избушка», 2 карточки с зашифрованными словами (теремок, снегурочка), 10 дипломов с надписью «Лучшему знатоку русских народных сказок, 2 листа бумаги 0,5.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

 ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 2001

на тему:

«Наши любимые сказки»

Подготовила: воспитатель ГБОУ ДС №2001,

Колыхалова Елена Сергеевна

Москва, 2013


Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказок.

Задачи:

  • Активизировать знания детей о русских народных сказках
  • Закрепить умение узнавать сказку по реплике. А так же узнавать героя по описанию портрета
  •  Создавать условия для творческого самовыражения (рассказ монолога из сказки, изображать персонажа сказки схематично)
  • Формировать умение составлять слова по следам звукового анализа
  • Развивать командных дух, умение действовать согласованно;
  • Следить за осанкой детей.  

Материал: 5 карточек с изображением  колобка и 5 карточек с изображением репки, карточка красного цвета с буквой «М», желтого цвета с буквой «С»,  2 карточки с названием сказок: «Три медведя», «Заюшкина избушка», 2 карточки с зашифрованными словами (теремок, снегурочка), 10 дипломов с надписью «Лучшему знатоку русских народных сказок, 2 листа бумаги 0,5.

Предварительная работа:

  1. рассматривание картин, иллюстраций по теме “Русские народные сказки”;
  2. чтение  сказок «Хаврошечка», «Жихарка», «Лиса и журавль», «У страха глаза велики»;
  3. беседа с детьми о русских народных сказках;
  4. Беседа о пословицах, поговорках ( о труде);
  5. изготовление альбома «Мои любимые сказки»;
  6. дидактические игры: «Чьи это имена», «Чье это прозвище» и др.
  7. К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:

1.«Заюшкина избушка»;
2.«Лисичка – сестричка и серый волк»;
3.«Кот, лиса и петух»;
4.«Репка»;
5.«Гуси-лебеди»;

6.«Теремок»;

7. «Колобок»;

8. «Заюшкина избушка»;

9. «Волк и семеро козлят»;

10. «Снегурочка»;

11. «Маша и медведь»;

12.  «Три медведя»;

13. «Хаврошечка»;

14. «Жихарка»;

15. «Лисичка со скалочкой»;

16. «Гуси – лебеди»;

17. «У страха глаза велики».


Ход викторины

В. Ребята, помните, мы с вами осенью играли в КВН, вам понравилось? Сегодня предлагаю поиграть в викторину  - это тоже соревнование между командами.

КВН – это конкурс, в котором предлагается командам шутить.

Викторина — это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов вопросы. Играть  будем на тему: «Русские народные сказки». Скажите, кто же написал эти сказки?

Д. Русский народ.

В. Молодцы. Для начала вам следует разделиться на две команды. Вам нужно подойти к столу и выбрать по одной картинке (колобка или репки). Кто выбрал картинку колобка  - проходите за стол слева, кто выбрал репку – за стол справа. Если есть команда, то обязательно нужен капитан. Капитана команды  выберем так, я задам вопрос, кто, верно ответит, тот и капитан команды. Осталось  придумать название своим командам.  

И так, названия готовы. Это команда – «Колобок» и команда «Репка». А сейчас я вам представлю наше жюри – это старший воспитатель – Рагулина В. Н., Воспитатель старшей группы – Третьякова Н. С. и Воспитатель средней группы Карцева А. В.. Жюри будет учитывать правильные ответы и обращать внимание на правила поведения. В конце викторины мы узнаем результаты.

№ 1

В.  1 задание «Смотри не зевай и загадку отгадай». 

             
Героев сказок много,

Их всех не перечесть.

Ребята, угадайте,

О ком веду я речь?

1.Команде «Колобок»

Девочка из снега тут же ожила:

Ножкой шевельнула, ручкой повела.

Не любила солнце, не ждала тепла

И зачем с подружками по ягоды пошла?

(«Снегурочка»)

2.Команде «Репка»

По дороге в лес катился,

Убежать от всех стремился.

На свою беду в лесу

Встретил хитрую лису.

Не вернулся он домой

Был он съеден той лисой.

(«Колобок»)

1.Колотил,  да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом.

(«Лиса и журавль»)

2.Человечек этот мал

Да уж очень он удал.

Сам расправился с лисой,

Прибежал к себе домой.

Обнял его котик, обнял петушок,

А ты узнал его дружок?

(«Жихарка»)

1. Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая

Голубая речка.

Все нам помогали,

Все нас укрывали,

К матушке и батюшке

Мы домой попали.

Кто унес братишку?

Назовите книжку.

(«Гуси – лебеди»)

2. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

(«Теремок»)

№2

В. 2 задание «Назовите сказку по первой букве»

Выходите капитаны команд и выберите карточку любого цвета красного или желтого. Вам нужно вспомнить название сказки, которая начинается с этой буквы. Команде «Репка» назвать сказку, которая начинается на букву «М», а команде «Колобок» на букву «С».

Д. «Маша и медведь», «Снегурочка».

№3

В. 3 задание  «Угадайте героя по реплике»

Команде «Репка»

- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

Команде «Колобок»

- «… я от дедушки ушел…»  (Колобок «Колобок»)

Команде «Репка»

- «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

Команде «Колобок»

«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)

Команде «Репка»

- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

Команде «Колобок»

- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

Команде «Репка»

- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)

Команде «Колобок»

- «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)

Команде «Репка»

- «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)

Команде «Колобок»

- «…эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точёная, ручка золочёная… (Жихарка «Жихарка»)

№4

В. Следующее задание – 4. «Узнай персонажа сказки по описанию»

1. «…и стала она расти  не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». («Снегурочка»)

2. «Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает». («Хаврошечка»)

1. Этот персонаж смелый, смекалистый, отзывчивый, каждый раз спасал своего  друга из беды. (Кот из сказки «Кот, петух и лиса»)

2.Этот персонаж хитрый, льстивый, лукавый, жадный, корыстный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться. («Лисичка сестричка и серый волк»)

№5

В. 5. Задание  «Нарисуй героя схематично»

Вам нужно нарисовать любого персонажа из русской народной сказки схематично.

В. А сейчас немного отдохнем – поиграем в игру «Колобок». Играть будем необычно, сначала слова будем проговаривать грубым голосом, а потом тоненьким. Дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии со словами.

Физминутка «Колобок»

Замесила бабушка не булку, не оладушки

(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).

Доставала из печи

 (Приседания).

Не пирог, не калачи

(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).

Как поставила на стол,

(наклон вперед и руки вытянуть)

Он от бабушки и дедушки ушел.

 (Прыжки).

Кто же бегает без ног?

(Хлопки в ладоши).

Это желтый Колобок!

(ходьба на месте)

№6

В. Ребята, продолжим нашу викторину. Следующее задание – игра называется «Блиц – опрос», каждой команде буду задавать вопросы, а вам следует быстро отвечать.

1. В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»

2. В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»

1. В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»

2. В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «»Лиса и журавль»

1. В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»

2. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»

1. В какой сказке убежало хлебобулочное изделие? «Колобок»

В. Ребята, кто скажет что такое хлебобулочное изделие?

Д. Это те изделия, которые пекут из муки.

В. Замечательно. А какие вы знаете хлебобулочные изделия?

Д. Хлеб, булочка, батон, баранка, бублик.

2.В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»

1. Какого героя провели на пирожках? (Медведя) «Маша и медведь»

2. В какой сказке вырос овощ – мутант? «Репка»

В. Как вы понимаете слово мутант?

Д. Это что – то не похожее на других или не такое как все.

№7

В. А сейчас 7 задание «Расскажи монолог»

Капитаны команд выйдут и выберут любую карточку, на которой написано название сказки  и вместе с командой определится, кто будет рассказывать монолог из сказки. Для начала вспомните, что такое монолог?

Д. Монолог – это когда говорит один человек.

В. Как вы понимаете слово диалог?

Д. Диалог – это когда говорят два человека.

В. Я рада, что помните значение слов – монолог и диалог. Выходите капитаны выбирайте карточку. Представьте себе образ того или иного героя сказки и,  передайте его характер при помощи интонации  голоса.

Д. Сказка «Три медведя» и «Заюшкина избушка».

№8

В. Задание 8. называется «Зашифрованное название сказки»

Послушайте в чем оно заключается: сейчас выйдут по одному члену  команд и возьмут карточки с заданиями  и все вместе будете расшифровывать название сказки, а капитаны будут выполнять и отвечать когда будут готовы ответы. Приступайте.

Карточка №1

5

2

1

8

10

9

3

4

7

6

У

Н

С

Ч

А

К

Е

Г

О

Р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Карточка №2

3

6

5

2

1

7

4

Р

О

М

Е

Т

К

Е

1

2

3

4

5

6

7

Д. Это сказка «Теремок», «Снегурочка».

№9

В. Молодцы. Задание 9 такое «Исправь ошибки»        

Я буду говорить название сказки, а вам следует услышать есть ли ошибка или нет, если вы услышали название сказки с ошибкой вы меня исправляете. Начали по порядку. Вопрос команде «Колобок» затем «Репка»

  1. «Волк и семеро ягнят» (козлят);
  2.  «Утки – лебеди» (гуси);
  3.  «У страха глаза огромны» (велики);
  4. «Заюшкин домик» (избушка);
  5. «Даша и медведь» (Маша);
  6. «Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой).

№10

В. Замечательно. И последнее задание звучит оно так «Доскажи пословицу». Я так же по порядку буду говорить пословицы, а вы будете договаривать. И так приготовьтесь, и будьте внимательны.

  1. За добро - …(добром платят);
  2. Без труда - …(не вытащишь и рыбку из пруда);
  3. Под лежачий камень – … (вода не течет);
  4. Друзья - … (познаются в беде);

В. Ребята хотелось бы вам сказать, что наша викторина подошла к концу спасибо вам большое. И еще, вы меня очень порадовали тем, что вы знаете наши русские народные сказки и я думаю, что жюри тоже.

А сейчас волнительный момент, мы узнаем, кто же победил в этой викторине. А Валентина Николаевна нам объявит итоги игры.


Жюри подводит итоги. Награждение команд дипломами.

     

                                                                         

Список используемой литературы.

  1. Пропп. В.Я. Русская сказка. Л., 1984.
  2. Пропп В.Я. Указатель сюжетов. М., 1957. С. 454-502.
  3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.
  4. Авторские загадки: И. Кугаевская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Ознакомление детей средней группы с художественной литературой Тема: Наши любимые сказки

Данное занятие учит детей вступать в общение с помощью речи и игровых действий и воспитывает интерес к русской народной сказке....

Непосредственная образовательная деятельность "Развитие речи" (художественная литература) "Любимые сказки"

Цель: закрепить у детей знания раздела «Чтение художественной литературы»Образовательные задачи: закрепить в памяти детей знакомые сказки, умение их узнавать по фрагментам, иллюстрациям.Ра...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»...

НОД по художественной литературе в средней группе. Тема: «Любимые сказки»

НОД по художественной литературе в средней группе "Любимые сказки"...

Проект с презентацией по реализации образовательной области Художественно-эстетическое развитие на тему: «Любимые сказки о животных в произведениях В.Бианки».

Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и...