Конспект занятий по художественной литературе "Наши любимые сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказок.
Задачи:
· Активизировать знания детей о русских народных сказках
· Закрепить умение узнавать сказку по реплике. А так же узнавать героя по описанию портрета
· Создавать условия для творческого самовыражения (рассказ монолога из сказки, изображать персонажа сказки схематично)
· Формировать умение составлять слова по следам звукового анализа
· Развивать командных дух, умение действовать согласованно;
· Следить за осанкой детей.
Материал: 5 карточек с изображением колобка и 5 карточек с изображением репки, карточка красного цвета с буквой «М», желтого цвета с буквой «С», 2 карточки с названием сказок: «Три медведя», «Заюшкина избушка», 2 карточки с зашифрованными словами (теремок, снегурочка), 10 дипломов с надписью «Лучшему знатоку русских народных сказок, 2 листа бумаги 0,5.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_russkim_narodnym_skazkam_nashi_lyubimye_skazki.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 2001
на тему:
«Наши любимые сказки»
Подготовила: воспитатель ГБОУ ДС №2001,
Колыхалова Елена Сергеевна
Москва, 2013
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказок.
Задачи:
- Активизировать знания детей о русских народных сказках
- Закрепить умение узнавать сказку по реплике. А так же узнавать героя по описанию портрета
- Создавать условия для творческого самовыражения (рассказ монолога из сказки, изображать персонажа сказки схематично)
- Формировать умение составлять слова по следам звукового анализа
- Развивать командных дух, умение действовать согласованно;
- Следить за осанкой детей.
Материал: 5 карточек с изображением колобка и 5 карточек с изображением репки, карточка красного цвета с буквой «М», желтого цвета с буквой «С», 2 карточки с названием сказок: «Три медведя», «Заюшкина избушка», 2 карточки с зашифрованными словами (теремок, снегурочка), 10 дипломов с надписью «Лучшему знатоку русских народных сказок, 2 листа бумаги 0,5.
Предварительная работа:
- рассматривание картин, иллюстраций по теме “Русские народные сказки”;
- чтение сказок «Хаврошечка», «Жихарка», «Лиса и журавль», «У страха глаза велики»;
- беседа с детьми о русских народных сказках;
- Беседа о пословицах, поговорках ( о труде);
- изготовление альбома «Мои любимые сказки»;
- дидактические игры: «Чьи это имена», «Чье это прозвище» и др.
- К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:
1.«Заюшкина избушка»;
2.«Лисичка – сестричка и серый волк»;
3.«Кот, лиса и петух»;
4.«Репка»;
5.«Гуси-лебеди»;
6.«Теремок»;
7. «Колобок»;
8. «Заюшкина избушка»;
9. «Волк и семеро козлят»;
10. «Снегурочка»;
11. «Маша и медведь»;
12. «Три медведя»;
13. «Хаврошечка»;
14. «Жихарка»;
15. «Лисичка со скалочкой»;
16. «Гуси – лебеди»;
17. «У страха глаза велики».
Ход викторины
В. Ребята, помните, мы с вами осенью играли в КВН, вам понравилось? Сегодня предлагаю поиграть в викторину - это тоже соревнование между командами.
КВН – это конкурс, в котором предлагается командам шутить.
Викторина — это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов вопросы. Играть будем на тему: «Русские народные сказки». Скажите, кто же написал эти сказки?
Д. Русский народ.
В. Молодцы. Для начала вам следует разделиться на две команды. Вам нужно подойти к столу и выбрать по одной картинке (колобка или репки). Кто выбрал картинку колобка - проходите за стол слева, кто выбрал репку – за стол справа. Если есть команда, то обязательно нужен капитан. Капитана команды выберем так, я задам вопрос, кто, верно ответит, тот и капитан команды. Осталось придумать название своим командам.
И так, названия готовы. Это команда – «Колобок» и команда «Репка». А сейчас я вам представлю наше жюри – это старший воспитатель – Рагулина В. Н., Воспитатель старшей группы – Третьякова Н. С. и Воспитатель средней группы Карцева А. В.. Жюри будет учитывать правильные ответы и обращать внимание на правила поведения. В конце викторины мы узнаем результаты.
№ 1
В. 1 задание «Смотри не зевай и загадку отгадай».
Героев сказок много,
Их всех не перечесть.
Ребята, угадайте,
О ком веду я речь?
1.Команде «Колобок»
Девочка из снега тут же ожила:
Ножкой шевельнула, ручкой повела.
Не любила солнце, не ждала тепла
И зачем с подружками по ягоды пошла?
(«Снегурочка»)
2.Команде «Репка»
По дороге в лес катился,
Убежать от всех стремился.
На свою беду в лесу
Встретил хитрую лису.
Не вернулся он домой
Был он съеден той лисой.
(«Колобок»)
1.Колотил, да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом.
(«Лиса и журавль»)
2.Человечек этот мал
Да уж очень он удал.
Сам расправился с лисой,
Прибежал к себе домой.
Обнял его котик, обнял петушок,
А ты узнал его дружок?
(«Жихарка»)
1. Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К матушке и батюшке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку.
(«Гуси – лебеди»)
2. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок»)
№2
В. 2 задание «Назовите сказку по первой букве»
Выходите капитаны команд и выберите карточку любого цвета красного или желтого. Вам нужно вспомнить название сказки, которая начинается с этой буквы. Команде «Репка» назвать сказку, которая начинается на букву «М», а команде «Колобок» на букву «С».
Д. «Маша и медведь», «Снегурочка».
№3
В. 3 задание «Угадайте героя по реплике»
Команде «Репка»
- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)
Команде «Колобок»
- «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)
Команде «Репка»
- «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)
Команде «Колобок»
«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)
Команде «Репка»
- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)
Команде «Колобок»
- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)
Команде «Репка»
- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)
Команде «Колобок»
- «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)
Команде «Репка»
- «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)
Команде «Колобок»
- «…эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точёная, ручка золочёная… (Жихарка «Жихарка»)
№4
В. Следующее задание – 4. «Узнай персонажа сказки по описанию»
1. «…и стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». («Снегурочка»)
2. «Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает». («Хаврошечка»)
1. Этот персонаж смелый, смекалистый, отзывчивый, каждый раз спасал своего друга из беды. (Кот из сказки «Кот, петух и лиса»)
2.Этот персонаж хитрый, льстивый, лукавый, жадный, корыстный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться. («Лисичка сестричка и серый волк»)
№5
В. 5. Задание «Нарисуй героя схематично»
Вам нужно нарисовать любого персонажа из русской народной сказки схематично.
В. А сейчас немного отдохнем – поиграем в игру «Колобок». Играть будем необычно, сначала слова будем проговаривать грубым голосом, а потом тоненьким. Дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии со словами.
Физминутка «Колобок»
Замесила бабушка не булку, не оладушки
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).
Доставала из печи
(Приседания).
Не пирог, не калачи
(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).
Как поставила на стол,
(наклон вперед и руки вытянуть)
Он от бабушки и дедушки ушел.
(Прыжки).
Кто же бегает без ног?
(Хлопки в ладоши).
Это желтый Колобок!
(ходьба на месте)
№6
В. Ребята, продолжим нашу викторину. Следующее задание – игра называется «Блиц – опрос», каждой команде буду задавать вопросы, а вам следует быстро отвечать.
1. В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»
2. В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»
1. В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»
2. В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «»Лиса и журавль»
1. В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»
2. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»
1. В какой сказке убежало хлебобулочное изделие? «Колобок»
В. Ребята, кто скажет что такое хлебобулочное изделие?
Д. Это те изделия, которые пекут из муки.
В. Замечательно. А какие вы знаете хлебобулочные изделия?
Д. Хлеб, булочка, батон, баранка, бублик.
2.В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»
1. Какого героя провели на пирожках? (Медведя) «Маша и медведь»
2. В какой сказке вырос овощ – мутант? «Репка»
В. Как вы понимаете слово мутант?
Д. Это что – то не похожее на других или не такое как все.
№7
В. А сейчас 7 задание «Расскажи монолог»
Капитаны команд выйдут и выберут любую карточку, на которой написано название сказки и вместе с командой определится, кто будет рассказывать монолог из сказки. Для начала вспомните, что такое монолог?
Д. Монолог – это когда говорит один человек.
В. Как вы понимаете слово диалог?
Д. Диалог – это когда говорят два человека.
В. Я рада, что помните значение слов – монолог и диалог. Выходите капитаны выбирайте карточку. Представьте себе образ того или иного героя сказки и, передайте его характер при помощи интонации голоса.
Д. Сказка «Три медведя» и «Заюшкина избушка».
№8
В. Задание 8. называется «Зашифрованное название сказки»
Послушайте в чем оно заключается: сейчас выйдут по одному члену команд и возьмут карточки с заданиями и все вместе будете расшифровывать название сказки, а капитаны будут выполнять и отвечать когда будут готовы ответы. Приступайте.
Карточка №1
5 | 2 | 1 | 8 | 10 | 9 | 3 | 4 | 7 | 6 |
У | Н | С | Ч | А | К | Е | Г | О | Р |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Карточка №2
3 | 6 | 5 | 2 | 1 | 7 | 4 |
Р | О | М | Е | Т | К | Е |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Д. Это сказка «Теремок», «Снегурочка».
№9
В. Молодцы. Задание 9 такое «Исправь ошибки»
Я буду говорить название сказки, а вам следует услышать есть ли ошибка или нет, если вы услышали название сказки с ошибкой вы меня исправляете. Начали по порядку. Вопрос команде «Колобок» затем «Репка»
- «Волк и семеро ягнят» (козлят);
- «Утки – лебеди» (гуси);
- «У страха глаза огромны» (велики);
- «Заюшкин домик» (избушка);
- «Даша и медведь» (Маша);
- «Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой).
№10
В. Замечательно. И последнее задание звучит оно так «Доскажи пословицу». Я так же по порядку буду говорить пословицы, а вы будете договаривать. И так приготовьтесь, и будьте внимательны.
- За добро - …(добром платят);
- Без труда - …(не вытащишь и рыбку из пруда);
- Под лежачий камень – … (вода не течет);
- Друзья - … (познаются в беде);
В. Ребята хотелось бы вам сказать, что наша викторина подошла к концу спасибо вам большое. И еще, вы меня очень порадовали тем, что вы знаете наши русские народные сказки и я думаю, что жюри тоже.
А сейчас волнительный момент, мы узнаем, кто же победил в этой викторине. А Валентина Николаевна нам объявит итоги игры.
Жюри подводит итоги. Награждение команд дипломами.
Список используемой литературы.
- Пропп. В.Я. Русская сказка. Л., 1984.
- Пропп В.Я. Указатель сюжетов. М., 1957. С. 454-502.
- Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.
- Авторские загадки: И. Кугаевская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Чтение художественной литературы" на тему "Эти любимые сказки".
Итоговое занятие,с элементами драматизации....
Конспект занятия Ознакомление детей средней группы с художественной литературой Тема: Наши любимые сказки
Данное занятие учит детей вступать в общение с помощью речи и игровых действий и воспитывает интерес к русской народной сказке....
Непосредственная образовательная деятельность "Развитие речи" (художественная литература) "Любимые сказки"
Цель: закрепить у детей знания раздела «Чтение художественной литературы»Образовательные задачи: закрепить в памяти детей знакомые сказки, умение их узнавать по фрагментам, иллюстрациям.Ра...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме «Наши любимые сказки»...
НОД. Художественно-эстетическое развитие. Лепка "Персонаж любимой сказки"
Конспект занятия в подготовительной группе....
НОД по художественной литературе в средней группе. Тема: «Любимые сказки»
НОД по художественной литературе в средней группе "Любимые сказки"...
Проект с презентацией по реализации образовательной области Художественно-эстетическое развитие на тему: «Любимые сказки о животных в произведениях В.Бианки».
Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и...