Конспект НОД (Зимующие птицы)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Макаримова Гульнара Бадертдиновна

 

1. Вводная часть

Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года ?

  Дети: - Поздняя осень.

 Воспитатель:-  Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью?

  Дети:- На юг, в теплые края.

 Воспитатель: - Почему улетают птицы в теплые края?

  Дети - Отсутствие корма, похолодание, замерзание водоемов.

  Воспитатель: - Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края одним словом?

   Дети:- Перелетные.

   - Назовите их (дети перечисляют птиц, на стенде вспомогательная иллюстрация).

 - Все ли птицы улетают в теплые края?

   Дети: -Нет, часть птиц остается.

   - И сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые остаются зимовать у нас, о зимующих птицах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zimuyushchie_ptitsy.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать познавательную активность по теме «Зимующие птицы».

Задачи НОД:

   Образовательная область «Познание» 

  • расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах;
  • развивать интерес к жизни птицам;
  • воспитывать доброту, отзывчивость, заботливое отношение к птицам и всему живому.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Образовательная область «Коммуникация»

  • Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи).

Образовательная область «Социализация»

  • Побуждать детей включаться в совместную  со взрослыми игровую ситуацию.
  • Обогащать представления детей об окружающем с помощью совместных игровых действий.

Образовательная область «Физическая культура»

  • Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта детей.

Словарная работа: расширить словарный запас: корм, кормушка орнитологи.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Формы организации совместной деятельности: решение проблемной ситуации, отгадывание загадок, показ слайдов, беседа, рассказы по схеме, игры: «Кто как голос подает», «Назови ласково», «Воробей», «Птичья столовая».

Материалы к НОД:  плакат с изображением зимующих и перелетных птиц, схема  составления описательного рассказа, мультимедийная  установка ,слайды,  семена растений ,кормушки. письмо от «Короля» зимующих птиц.

Предварительная работа: беседа о перелетных и зимующих птицах, посещение выставки книг: «Пернатые друзья»,  рисование по теме: «Зимующие птицы».

Место проведения: групповая комната.

1. Вводная часть

Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года ?

  Дети: - Поздняя осень.

 Воспитатель:-  Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью?

  Дети:- На юг, в теплые края.

 Воспитатель: - Почему улетают птицы в теплые края?

  Дети - Отсутствие корма, похолодание, замерзание водоемов.

  Воспитатель: - Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края одним словом?

   Дети:- Перелетные. 

   - Назовите их (дети перечисляют птиц, на стенде вспомогательная иллюстрация).

 - Все ли птицы улетают в теплые края?

   Дети: -Нет, часть птиц остается.

   - И сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые остаются зимовать у нас, о зимующих птицах.

2. Основная часть

Проблемная ситуация:

Воспитатель :-Посмотрите .к нам в группу залетела какая –то птица .Какая это птица?( Воробей ). А в клюве у нее какое-то письмо! ( обращает внимание детей на птицу ).

 - Ребята,  нам   пришло письмо от «Короля»зимующих птиц, давайте его прочитаем: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птичек. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Ребята я прошу у вас помощи!»

 - Ребята, может мы с вами, сможем помочь птицам?

 - Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки. Первую загадку нам загадает Никита:

-Я в тёплый край не улетаю,

 Здесь под крышей обитаю.

 Чик-чирик! Не робей!

 Я бывалый… воробей

Воспитатель:-А сейчас мы проверим правильно ли назвали птицу (на экране появляется воробей). Правильно! Следующую загадку загадает Катя:

- Непоседа, невеличка,

 Желтая почти вся птичка.

 Любит сало и пшеничку.

 Кто узнал ее? Синичка.  (на экране появляется синичка) Правильно!

- Все стрекочет и вертится,

 Ей на месте не сидится,

 Длиннохвоста, белобока

 Вороватая… сорока.   (на экране появляется сорока) Правильно!

- Красногрудый, чернокрылый,

 Любит зернышки клевать.

 С первым снегом на рябине

 Он появиться опять. Снегирь . ( на экране появляется снегирь) Правильно!

- Кто в беретке ярко-красной,

 В черной курточке атласной.

 На меня он не глядит,

 Все стучит, стучит, стучит. Дятел.  ( на экране появляется дятел) Правильно!

- Для малышей своих –

 Птенцов-голышек –

 Они в январские.

 Крутые времена

 Щипцами клюва

 Из еловых шишек

 Смолистые таскают семенаКлесты.  ( на экране появляется клест)  

 Воспитатель:--Правильно ребята, молодцы, всех птиц отгадали !

  Как мы назовем этих птиц одним словом?  

  Дети: -Зимующие.  

 - Воспитатель:- Почему же их так назвали?

   Дети -Потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются - зимовать у нас.

  Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом. Сейчас я буду передавать снежинку , у кого снежинка, тот отвечает.

  Игра: «Кто как голос подает» (дети стоят в кругу)  

 Воробей – чирикает

 Ворона – каркает

 Сорока – стрекочет

 Синица – щебечет

 Снегирь – посвистывает

 Дятел – трещит

 Сова – ухает

 Клест – клекочет

  Воспитатель:  -Молодцы, все правильно назвали!

  Ребята,  Баба Яга птиц  заморозила, им нужна наша помощь, вы согласны помочь птицам? Как можно их разморозить?

  Дети: - Согреть, покормить, назвать ласковыми словами.

Воспитатель:-  Давайте согреем птиц ласковыми словами! Я назову  птицу, а вы назовете ее ласково.

  Игра: «Назови ласково».  

Например: Синица-синичка, воробей -воробушек, воробьишко  , снегирь-снегирек ,голубь- голубок, голубка, галка –галочка . От таких  добрых и ласковых слов птицы разморозились и разлетелись, теперь им Баба –Яга не страшна!

- А хотите поиграть с воробушком? Встанем в круг и превратимся в голубей, а один из вас будет воробушком ,он будет в кругу.

  Игра «Воробей»

-Среди белых голубей скачет шустрый воробей.

(дети идут по кругу изображая голубей; один ребенок в центре скачет как воробей)

Воробушек –пташка ,серая рубашка.

Откликайся воробей ,вылетай-ка не робей!

(дети встают лицом в круг ,идут приставным шагом. «Воробей» пытается вылететь из круга, дети взявшись за руки ,не пускают его).

  -Молодцы ребята, какой шустрый наш воробушек.

Как вы думаете ,а зимующие птицы боятся холодов? Страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой  ей холод не страшен.

  Мы с вами можем помочь птицам, чтобы они пережили зиму, не голодая?    Что для этого нужно сделать? (дети объясняют, что люди мастерят кормушки, подкармливают птиц зимой).  

 - Посмотрите, у меня  здесь  на столе различные угощения для птиц.  Дети подходят к столу, рассматривают  угощения для птиц:  овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, арбуза, хлебные крошки, несоленое сало. 

   Игра: «Птичья столовая».

Воспитатель показывает детям семена и  говорит:

- Это семена тыквы. Какие семена? — Тыквенные. Их ест …….( синица).

- Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест ……    ( снегирь).

-А это, что за семена? (Семена подсолнуха). Кого угостим? (Голубя.)

-А этим кусочком сала кого угостим? (синичку).

- А это что за угощение?(Ягоды)А кого мы угостим ягодами ?(Снегиря).

-А это что за семена? (Семена укропа) .Кого угостим семенами укропа?(воробья ,синичку и тд.)

-Каким птицам не хватило угощения? Правильно ,дятлу  .Почему?  (Он сам себе добывает еду ,живет  в лесу).

  Воспитатель: -Ребята садитесь на свои места, будьте внимательны:

   Есть такие ученые - орнитологи, они специально изучают птиц. Изучают как птицы издают звуки ,о чем они говорят, строение тела, их повадки. Повторите ребята ,как называют ученых, которые изучают птиц?(Орнитологи). А вы хотите изучать птиц? Сейчас мы как настоящие  орнитологи будем составлять описательные рассказы о зимующих птицах.

А рассказы мы будем составлять по схеме. Мы уже составляли рассказы по схемам о весне, о животных. Кто-то из вас составит описание зимующей птицы по схеме, а мы должны в конце сказать, что это за птица, рассмотрим  схему. Что мы будем рассказывать в первой части ?(Показываю  рисунок снежинки).

- Да ребята ,рисунок снежинки означает что это зимующая птица.

 -А рисунок домика что означает? О чем будем рассказывать в этой части рассказа? (О том ,где живет птица).

 О чем будем рассказывать ,если видим  рисунок птицы? (описание туловища, головы, клюва, хвоста, оперение).

- Рисунок миски? О чем мы будем в конце рассказывать ( чем питается птица).

  Составление описательного рассказа:

Дети по очереди составляют небольшие рассказы о зимующих птицах. Примерные  рассказы детей.

Воробей – зимующая птица. Гнездится на чердаках  и на крышах  домов,  он маленький коричневого и серого цвета).  Покрыто тело воробья перьями, питаются воробьи хлебными крошками и семенами растений.  

Дятел - зимующая птица.  Живет в лесу . У него голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка.

 Крепким клювом он стучит по  дереву, долбит кору и достает насекомых.

Он спасает дерево от вредителей.

  Люди называют его санитаром леса.  

Сорока - зимующая птица, живет поближе к людям, крупная птица с черно-белым оперением , у нее длинный красивый хвост, будто стрела.

-  Ее в сказках и стихах называют (сорока -белобока)

-  Питается она семенами растений, ягодами, мелкими грызунами.

Снегирь - зимующая птица.

 Почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается) ночуют стайкой на деревьях или в кустах или в скворечниках.

У нее на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная, клюв короткий толстый.

-  Питается снегирь ягодами рябины, зернами и семенами.  

Синичка - зимующая птица, гнездится на крышах амбаров ,поближе к людям или в дупле.

- На голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые.

-  питается семенами и зернами, очень любит сало.

Клест  - зимующая птица, живет в гнезде, оперенье разноцветное ,крылья и хвост черно-бурые, клюв крестообразный .Питается семенами хвойных деревьев, выводит птенцов зимой, когда много шишек со зрелыми семенами.  

-Молодцы ребята ,рассказы ваши мне очень понравились .Вы отличные знатоки  зимующих птиц.

4. Итог занятия.

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что нового  узнали? Что вам больше всего понравилось ,что  запомнилось? (Ответы детей).

- Посмотрите какие красивые кормушки сделали ваши родители. Предлагаю повесить кормушки на участке и насыпать семена для зимующих птиц, а они позаботятся о наших садах, лесах летом: будут уничтожать вредных насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Знатоки зимующих птиц"

Конспект открытого занятия....

Конспект НОД "Зимующие птицы"

Данный материал содержит стихи, малоподвижные, речевые игры и упражнения, разнообразные виды работы с детьми по теме "Зимующие птицы". Конспект подробный.           ...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

На занятии дети знакомятся с основными представителями зимующих птиц Астраханского края....

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...

Конспект НОД "Зимующие птицы"

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей,  формирование  отзывчивости, любови к природе, птицам, желание помогать им.  Задачи:  1.Расширить, закрепит...