Конспект "Знатоки зимующих птиц"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Неживая Инна Владиславовна

Конспект открытого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_zimuyushchie_pticy_fgt.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 № 175 – детский сад общеразвивающего вида

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

по образовательной области

 « Познание»

«ЗНАТОКИ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ»

                                                                                                                 

                                                                                          Подготовила                        воспитатель

                                                                                                Неживая И.В.

                                                                                                       

Направление: познавательно-речевое

Цель образовательной деятельности: закреплять представления о зимующих птицах, внешних признаках.

Интеграция и задачи образовательных областей:

Познание

  1. Закреплять понятие «зимующие» птицы
  2. Формировать представления о птицах как живых существах
  3. Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, отличительных признаках внешнего вида, питании
  4. Показать роль человека в жизни птиц, пользе птиц для людей

Коммуникация

  1. Развивать любознательность
  2.  Обогащать и активизировать словарь детей, употребляя  в речи слова: « зимующие, свиристель, клест, подхвостье, оперение, самочка ,  самец, боязливый, порхает» через формирование умения у детей свободного общения со взрослыми и сверстниками

Социализация

  1. Формировать самостоятельность в выборе правильного ответа
  2. Продолжать формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру, зимующим птицам
  3. Воспитывать бережное отношения к птицам, желание им помочь в трудное время.

Чтение художественной литературы:

  1. Приобщать к словесному искусству через чтение и прослушивание стихотворения

Музыка

  1. Формировать умение определять на слух звуки (пение птиц)

Физическая культура

  1. Развитие двигательной активности в процессе физминутки(имитация движения птиц)

Труд

  1. Приобщать детей к работе в подкормке зимующих птиц

Предварительная работа

  1. Рассматривание иллюстраций
  2. Чтение книг, рассказов
  3. Загадывание загадок
  4. Наблюдения за птицами
  5. Ведение дневника наблюдений за птицами, прилетающими к кормушке
  6. Беседы
  7. Изготовление кормушек
  8. Рисование, лепка, аппликация

Методы и приемы: беседа, вопросы, загадки, наглядность, художественное слово, использование звукозаписи и видеозаписи.

Оборудование: снежинка, ноутбук, видеослайды, кормушки, яблоки и семена(тыквенные, арбузные, подсолнечника)

Ход занятия

На экране изображение зимнего леса.

- Ребята, давайте закроем глазки и представим, что мы находимся в зимнем  лесу

- Послушайте, что мы слышим? (пение птиц)

- Каких птиц мы можем услышать зимой? (пение зимующих птиц)

- А каких птиц мы можем назвать зимующими? (эти птицы не боятся морозов, могут зимовать в наших краях, добывать себе корм )

- Ребята, а вы знаете кого называют знатоками? Хотите узнать, можем ли мы называть себя знатоками птиц?(да)

-  За правильный ответ вы сможете брать с подноса одну букву. Посмотрим какое слово у нас получится. (БРАВО)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Назовите зимующих птиц»

Дети  передают друг другу снежинку и называют птиц: голубь, снегирь, клест, свиристель, сорока, ворона, воробей, синица, дятел)

- Молодцы! Как вы думаете, легко ли птицам зимой? ( Птицам холодно и голодно)

- Кто помогает им пережить наши холодные зимы? (зимой птицы стараются держаться ближе к людям, они надеются, что люди им помогут)

- Назовите, как они это делают? (делают кормушки, насыпают корм)

- Конечно. И мы с вами тоже вместе с родителями изготовили кормушки и организовали «Птичью столовую». Каждый день мы ведем наблюдения за птицами прилетающими  на кормушки и отмечаем их в дневнике наблюдений за птицами и, конечно, подкармливаем птиц.

- Назовите правила кормления птиц:

  1. Кормить нужно в одном и том же месте
  2. Кормить нужно в одно и тоже время
  3. Не оставлять мусор возле кормушки

- Верно. Я думаю вы заслужили право взять одну букву с подноса.

- Догадайтесь, какая птица любит тыквенные семечки.

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели. (свиристель)

Просмотр слайда, слушание пения свиристелей

- Кто же может рассказать об этой птице? (Свиристель – крупная птица, с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле . Оперение – дымчато-розовое, хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Свиристели не боятся людей, подпускают близко, разрешают покормить их. )

- Почему эта птица называется свиристель? ( на старом языке «свиристеть» означает громко кричать, свистеть. Песня свиристеля – нежная, как будто свирель поет)

-Чем питается свиристель?( ягодами рябины, крошками хлеба, семечками и даже едят творог)

- Молодцы! Вы заслужили право взять с подноса еще одну букву.

- А эта птица любит семена ели.

Что за птица, мороза не боится?

Хоть снега лежат везде

У нее птенцы в гнезде. (клест)

- Кто расскажет об этой птице? ( Клест – житель зимних лесов. Оперение у него нарядное – ярко-вишневое, самочки окрашены скромно – в желто-зеленый цвет. У клеста удивительный клюв. Очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя часть клюва загнута вверх, и получается клюв в виде креста. Клест срывает шишку, и усевшись на ветку, придерживает шишку цепкими коготками, достает из нее семена своим клювом)

- А чем еще питается клест?(семечками)

- Когда появляются птенцы у клестов? ( зимой, в морозы)

- Верно. Клест -  единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Что спасает птиц от холода?(от морозов спасает теплое гнездо).

-  И вы справедливо заслуживаете еще одну букву!

- Ну а эта птичка любит сало.

С желтой грудкой знаем птицу,

Называется (синица)

Просмотр слайда, слушание пения синиц

_ Кто же окажется знатоком синиц? ( Синицы – очень ловкие птицы. У них сильные ноги с загнутыми когтями. Они хорошо цепляются за ветки. Порхая с ветки на ветку они осматривают каждую трещинку в коре деревьев, вытаскивают оттуда своим прямым и острым клювом спрятавшихся на зиму насекомых, их личинки)

- А какое оперение у птиц? (оперение у синиц яркое и красивое .Кажется птичка нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой)

-Молодцы! Чем питается синичка? ( летом – насекомыми, зимой всеядны: крошки хлеба, крупа, кусочки несоленого сала, мяса)

- Догадайтесь, какая птица любит арбузные семечки?

Грудка ярче, чем заря.

У кого? (у снегиря)

Просмотр слайда, слушание пения снегиря

- Кто может рассказать о снегире? (снегирь – чуть больше воробья. У него голубовато-серое оперение, шапочка, подбородок, крылья, хвост – черные, белая полоса на крыльях и на подхвостье. А щеки и грудка ярко красные. )

- А где зимует снегирь? ( снегирь зимует в лесах, парках. Он очень скрытный, редко попадается на глаза)

- Конечно. Зато зимой не заметить разноцветную стайку снегирей невозможно. Думаю, вы заслужили право взять  букву с подноса. А еще снегирей можно назвать рыцарями. Самец, даже если будет голодный, всегда уступит лучшие ягоды рябины самочке-подружке.

- Чем еще питается снегирь? ( семенами деревьев, почками, ягодами рябины)

- Какое же слово получилось у нас? (БРАВО)

- Вы отличные знатоки птиц, и я говорю вам браво!!! (апплодисменты)  

Я вами горжусь!

- А теперь давайте немного отдохнем. Представьте себе, что мы  с вами стали снегирями.(физминутка)

  ФИЗМИНУТКА «СНЕГИРИ».

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири

Распушили перышки

Греются на солнышке

Снегири на ветках сидят

По сторонам они глядят

Порезвиться захотели,

Друг за другом полетели

Прилетела стая снегирей

Сели и ждут нас у дверей

Мы возьмем кормушки поскорей

И накормим птичек снегирей

Движение «Пружинка»


Поднимаем руки в стороны


Присели, руки отвели в стороны

 Поворот головой

Имитация полета руками

           

Сели

Имитация кормления птиц

А сейчас мы приготовим угощение для птиц « Птичье лакомство» (в половинки яблок вставляем тыквенные, арбузные семечки)

- Какие вы молодцы, ребята! Давайте положим наше угощение в кормушки и на прогулке мы повесим их в «Птичью столовую»

- Сейчас Аня прочитает стихотворение о помощи птицам.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетаются зимой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна:

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну!

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

- Подкармливаете птиц зимой, и они будут заботиться о нас.

- Какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых, являются украшением природы, благодаря своему яркому оперению, пению)

- На этом наше занятие окончено. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...