Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Горбатюк Марина Анатольевна

Подбор синонимов и антонимов. Рассказывание на заданную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация».

Подбор синонимов и антонимов. Рассказывание на заданную тему

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация».

Задачи:

 -закреплять умения детей в составлении и чтении слов по слогам;

четко проговаривать звуки в словах, способствовать речевому развитию дошкольника;

-закреплять знания детей в определении характеристики звука: гласный, согласный, мягкий, твердый;

-закреплять с детьми звуковой разбор слов с помощью схем;

-развивать память, внимание, логическое мышление при разгадывании загадок, ребусов;

Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам;

связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему.

Учить детей различать и называть эмоциональные состояния человека: радость, удивление, грусть, злость.

Отражать настроение при помощи жестов, мимики, действий, языком красок и звуков.

Оборудование:

карточки-задания, карточки-слоги, модели слов с картинкой, цветные фишки, цветные карточки с буквами, магнитная доска,

Ход   занятия

Ребята, к нам пришло письмо от жителей города Настроения. С ними случилась беда. Сядьте удобнее я вам все расскажу. Живут в этом городе жители похожие на нас (слайд №1). Они, так же как и мы умеют веселиться и грустить, смеяться и плакать, сердиться и удивляться. Но вдруг поселился в их городе злой волшебник (слайд 2), нагнал он черные тучи, пролился такой сильный дождь, что смыл с лиц жителей веселье и грусть, страх и удивление, и стали лица жителей города Настроения безликими, бесцветными, белыми. Вот как сейчас (слайд 3). Просят жители города у нас помощи, прогнать этого злого волшебника и вернуть им настроения, чувства, переживания. Поможем им, ребята? (Да).

Нашей помощницей станет для нас - музыка, ведь она лучше всех умеет передавать чувства, настроения, переживания.

Послушайте музыку (Звучит «Шуточка»Шостакович) и скажите: Что она выражает? (музыка выражает веселье, радость, задор, хорошее настроение). А чтобы ваше настроение стало еще лучше, я вам предлагаю поиграть. Игра «Дрозд».

Игроки образуют два круга, равные по численности. Внутренний круг – мальчики, внешний – девочки. Внутренний круг поворачивается спиной в центр, а внешний – лицом к центру (образуются пары). Далее все вместе произносят следующие слова (при этом также выполняя определенные движения): «Я дрозд и ты дрозд (открытой ладонью показывают на себя и соседа). У меня нос и у тебя нос (прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа). У меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие (прикасаются к своим щечкам и к щечкам соседа). У меня губки сладенькие и у тебя губки сладенькие (прикасаются к своим губам и к губам соседа). Мы с тобой два друга, мы любим, друг друга (обнимаются или пожимают руки, называя при этом свои имена)». После этого внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары. Игра продолжается.

Дети скажите, пожалуйста, когда вы играли, слушали музыку, какое у вас было настроение (праздничное, веселое, радостное, бодрое).

— А если у человека не очень хорошее настроение? Каким, словом можно назвать такое настроение? (Невеселое, грустное, печальное, унылое, тоскливое.)

— Невеселое, унылое настроение бывает, например, от того, что плохая погода. Я сейчас прочитаю вам стихотворение М. Щеловановой «Утро». В этом стихотворении как будто разговаривают два человека. У одного хорошее настроение, а у другого — плохое.

— Какое сегодня утро?

— Сегодня плохое утро. Сегодня скучное утро, И, кажется, будет дождь.

— Почему же плохое утро?

— Сегодня не будет солнца, сегодня не будет солнца, сегодня будет хмурый, Серый, пасмурный день.

— Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня веселое утро,

И тучи уходят прочь.

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная синяя тень.

— Какими словами, противоположными по смыслу, в стихотворении описано утро? (Плохое утро, хорошее утро; скучное утро, веселое утро.)

— Какими словами, близкими по смыслу, в стихотворении сказано про плохой день? (Хмурый, серый, пасмурный день,) (При затруднениях следует прочитать соответствующие строчки стихотворения.)

— А когда светит солнце, как мы называем такой день? (Солнечный, ясный...)

— Составьте рассказ на тему «Веселое настроение».

— Если я попрошу вас вспомнить слово, противоположное по смыслу, по значению, слову плохой, это будет какое задание — трудное или легкое? (Легкое.)

— Что еще может быть легким? (Легкая задача, легкий груз, легкий ветер.)

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает: «Человек несет чемодан. В нем мало вещей, он мало нагружен. Какой чемодан?.. Какой в нем груз? Дует слабый ветер, ветерок. Как об этом сказать по-другому?..»

— Как по-другому, близкими по смыслу словами, сказать про легкую задачу? (Нетрудная, несложная, простая.)

— А если задача не легкая, то какая она? (Трудная, тяжелая, сложная.)

— Если чемодан не легкий и в нем много вещей, то какой он? (Тяжелый.)

— Если ветер не легкий, а совсем наоборот, то какой он? (Сильный.)

— Вот какое это слово — легкий!

— Если мы называем какой-нибудь предмет небольшим по весу, легким, то противоположное по значению, по смыслу, слово будет... тяжелый.

— Если мы называем задачу легкой, простой, то противоположные слова... тяжелая, трудная, сложная.

— Если мы называем ветер легким, слабым, то противоположное по смыслу слово будет... сильный.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: А хотите оказаться в городе настроения и помочь жителям вернуть их прежний облик?

Дети: Да!

Воспитатель:

Тогда повторяйте за мной волшебные слова: Хлопну, топну, повернусь
в городе тотчас окажусь.
Да и вы не отставайте и за мною повторяйте.

Дети повторяют слова, а воспитатель надевает корону и берет «волшебную палочку»

Вот и в городе мы, друзья! Фея Настроенья я.
В городе моем не скучно, там эмоции живут, встретят вас они радушно, Собирайтесь, в добрый путь!

А чтобы помочь вернуть жителям настроение нам с вами нужно выполнить   мое задание.

1.Графический диктант – Чтобы не заблудиться, нужно проложить курс, маршрут, по которому мы с вами пойдем, а поможет нам с вами в этом фигура, а какая мы сейчас узнаем.

2кл.вверх, 1 вправо, 6 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз.

2. "Придумай предложение со словом".

Задание: У детей на столах карточки со словами, они придумывают с ними предложения. Дети определяют количество слов в предложении, какое предложение по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, вопросительное).

Физкультминутка.

3."Слоговой аукцион".

На ковре в разном порядке лежат карточки-слоги.

Задание: к одному из слогов нужно прибавить другой слог, чтобы получилось слово.

В результате получаем слова: Гуси, мыло, Кино, Ваза, Луна, Книга.

4. "Назови звуки".

На столах у каждого ребенка лежат модели слов с картинками и цветные фишки (красные обозначают гласный звук, зеленые - согласный мягкий, синие - согласный твердый).

Задание: назвать, что или кто изображен на картинке, назвать звуки, их количество, разложить соответствующие фишки на модели слова и дать характеристику каждому звуку.

5. "Живые буквы".

Каждому ребенку дана цветная карточка с буквой.

Задание: Дети выходят на ковер, делятся на группы по цвету карточек и составляют слова.

Река - красные карточки с буквами "Р", "Е", "К", "А".

Мост - желтые карточки с буквами "М", "О", "С", "Т".

Пила - зеленые карточки с буквами "П", "И", "Л", "А".

6.Ребус. (Слайд 4) Обратите внимание на слайд и давайте с вами отгадаем, какие слова здесь зашифрованы.

Ну что ж, волшебство закончилось, и я приглашаю вас сесть за столы.

Ребята, перед вами сюжетные картинки. Обратите внимание, что лица героев не нарисованы. Подумайте, какое настроение может быть у ваших героев, и дорисуйте им лица.

По окончании обсуждаем работы. Работы помещаются на доске.

В разных ситуациях люди испытывают разные эмоции. Поэтому все эмоции очень важны для людей. Они помогают людям лучше понимать друг друга.

Давайте посмотрим, каких эмоций у нас получилось больше?

Как вы думаете, вернули мы жителям города настроение? Давайте посмотрим.

Рефлексия.

Вам понравилось путешествовать по городу настроения?

Как можно сказать, какое путешествие у нас получилось?

Спасибо вам ребята за то, что вы составили мне компанию.

Настроенье, каково?

Давайте подарим наше хорошее настроение нашим гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (коммуникация, познание) с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в лесную школу".

конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы совмещает в себе задания по обучению грамоте, звуко-слоговой анализ слов, задания по математике, информатике, а также психоло...

Конспект непосредственной образовательной деятельности коммуникация для детей второй младшей группы "Новый год идет... идет!"

Конспект непосредственной образовательной деятельности коммуникация для детей второй младшей группы "Новый год идет... идет!"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Коммуникация" на тему "В зимнем лесу".

В процессе образовательной деятельности решаются задачи по расширению словаря, граматического строя речи, по формированию общих речевых навыков....

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», «Музыка».Тема: «Зимние забавы».

Занятие проводится в музыкальном зале. Введение в игровую ситуацию. Предложенная загадка о зиме подготовила детей к теме занятия. Появившаяся галка с электронным письмом дала возможноссть заинтересова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» с детьми средней группы «Путешествие в сказку»

активизировать в речи детей существительные (названия животных), прилагательные, предлоги. Развивать чувство ритма и рифмы. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, интонационн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация»с интеграцией образовательных областей «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка» - «Путешествие в театр»

Цель:  закрепление знаний детей о театре.Программное содержание:  Образовательные задачи:1.1.Продолжать знакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных ...