Образовательная деятельность в рамках образовательной области «Коммуникация». Тема: «Пернатые друзья».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
У детей в данной деятельности формируется опыт понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов и образные выражения по собственным рисункам. Расширяютя представления об особенностях птиц посредствам игр и мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost_v_ramkakh_obrazovatelnoy_oblasti.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность в рамках образовательной области «Коммуникация».
Тема: «Пернатые друзья».
Возраст: 6-7 лет.
Цель: формировать опыт понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов и образные выражения по собственным рисункам.
Задачи:
Образовательная область «Познание»: расширять представления об особенностях птиц посредствам игр и мнемотаблиц.
Образовательная область « Социализация»: развивать способность узнавать птиц по описанию.
Образовательная область «Музыка»: вызвать яркий эмоциональный отклик при воспроизведении птичьих голосов.
Образовательная область «Безопасность»: формировать опыт поведения с птицами.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»: развивать способность выделять из произведений в стихотворной форме характерные черты птиц и фразеологизмы.
Образовательная область «Художественное творчество»: развивать умения изображать клюв различных птиц посредством дорисовывания, передавая их форму, величину, цвет.
Материал: аудиозапись пения птиц, коллаж «Птицы», мнемотаблицы, иллюстрации и фотографии птиц, художественная литература, дидактические игры, карандаши.
Предварительная работа: иллюстрирование одного из фразеологических оборотов: желторотый птенец, считать ворон, белая ворона, важная птица, короче воробьиного носа, первая ласточка, как курица лапой. Разгадывание загадок, разучивание и повторение стихов, пословиц, поговорок о птицах. Просмотр фото альбомов с изображением птиц.
Ход.
Воспитатель. Ребята, я сегодня шла на работу и вам передали горячий привет. Хотите знать кто? Отгадайте:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это… (птицы).
А у вас есть любимые птицы? Какие? (Ответы детей).
Писатель Н. И. Сладков называл птиц детьми радуги и вестниками радости. Как вы думаете почему? (Предположения детей.)
Оперение многих птиц переливается всеми цветами радуги. А для чего на земле нужны птицы? Давайте представим, что было бы, если не было птиц? ( Воспитатель подводит детей к тому, что птицы радуют нас своими звонкими песнями).
Послушайте и постарайтесь догадаться, как они называются. (Воспитатель включает аудиозапись с голосами птиц. Дети называют птиц, пение которых слышат).
И, конечно же, птицы – наши верные…? (помощники). Как они помогают людям? (Ответы детей.)
Посмотрите, как красивы, как непохожи друг на друга разные виды птиц (Показывает коллаж «Птицы»). И каждое из них имеет своё имя.
Д/игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая птица, отвечай-ка» - угадывание птиц по иллюстрациям.
Воспитатель. О птицах много сложено стихов, песен, сказок. Вспомните их. ( Дети называют сказки, вспоминают песни. Два-три ребенка читают стихи).
Творческое задание «Подумай и ответь». Что могло бы пригодится человеку, что есть у птиц? (Все высказанные идеи коллективно анализируются).
Воспитатель. Вы знаете, что в русском языке много пословиц и поговорок. Пословицы, в которых говорится о птицах, часто используют в разных жизненных ситуациях. О трудолюбивых людях говорят: рано птица с гнезда поднялась, сытнее птенцов накормит; какая птица раньше проснулась, та и корм скорее нашла.
О людях, которые важничают, хвастаются, говорят так: высоко летишь – где-то сядешь? О непослушных да непокорных: и на вольную птицу есть укорот – силки да тенёта.
Интеллектуальная разминка.
Наблюдая за птицами, люди часто соотносят их повадки с поведением человека, употребляя в речи различные образные выражения. Когда и о ком можно сказать «расчирикались» («идут гуськом», « распетушились»)? Вы слышали раньше такие выражения?
Дети пытаются объяснить смысл образных выражений, вспоминая повадки птиц. Воспитатель помогает.
В языке бывают необычные слова и выражения, которые не всегда обозначают то, что нам кажется, когда мы их слышим. Как, например, в стихотворениях, которые я вам прочитаю.
Работа со стихами Е. Лаврентьевой.
Задала головомойку
Детворе своей Ворона:
— Вы летали на помойку –
Я вас видела с балкона.
С вами целая морока!
Ни Синица, ни Сорока,
Ни сосед наш Воробей
Не краснеют за детей.
Вопросы детям. Какие слова, выражения вам показались необычными? Почему? Что они могут обозначать? («Задала головомойку» — поругала; «не краснеют за детей» — не бывает стыдно.) Те же вопросы задать детям после прочтения другого стихотворения.
Жил да был Воробей
По прозванью Ротозей.
И зимой, и летом он
Обожал считать ворон.
(«Считать ворон» — быть рассеянным, не думать о том, что тебе говорят).
А теперь посмотрим, как вы справились с заданием.
Дети демонстрируют свои рисунки и объясняют смысл фразеологических оборотов.
Проводится разминка «Пой-ка, подпевай-ка: десять птичек – стайка». Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют полёт птиц.
Воспитатель. А теперь узнайте птиц по описанию.
Эта птица настоящий акробат. Она умеет бегать вверх и вниз по стволу дерева. Со стороны кажется, будто она ползает, тесно прижимаясь к коре. (Поползень).
У этой птицы грудка ярко – алая, как заря. ( Зарянка. Снегирь).
Эту птицу нелегко заметить в листве деревьев, потому что её перья зелёного цвета. ( Зеленушка).
Знаете ли вы, что некоторые птицы свои названия получили благодаря внешнему виду и особенностям поведения? Например, чайка-хохотунья названа так потому, что её крик напоминает звуки «ха-ха-ха».
Скажите, а что необычного в этих птицах? ( Показывает иллюстрации). На что похожи их клювы? (На топорик, на серп). Как бы вы назвали этих птиц? (Ответы детей). Это птица-топорик и серпоклюв.
Назовите птиц, о которых можно сказать: длинноногий…, быстрокрылая…, длинноклювый…, черный…, белый…
Воспитатель. Какие птицы здесь спрятались? Проводится работа с мнемотаблицами « Ласточка» и «Дятел».
Воспитатель. Д/игра «Помоги художнику». Посмотрите на этих птиц, что не дорисовал художник? (Ответы). А теперь поможем художнику дорисовать птицам клювы. (Детям раздают карточки с изображением различных птиц без клюва. После выполнения дети обосновывают свой рисунок.)
Итог. Ребята, а кто что сегодня узнал для себя нового? ( Ответы детей). Какие фразеологические обороты вы запомнили? Будете ли вы их применять в своей речи? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках образовательной области «Музыка» Тема: « Путешествие на чудо остров»
Развитие координации речи с движениями.Развитие силы голоса, певчего голоса, физиологического дыхания. Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.Развитие мелкой моторики, двигател...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках образовательной области "Коммуникация" по теме "В гостях у бабушки Иры" во второй младшей группе.
Развлечение во второй младшей группе "В гостях у бабушки Иры"...
Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательной области «Коммуникация» на тему: «Дружная семья»
Формировать у детей понятие «семья». Закреплять умение называть имена членов своей семьи, сообщать разнообразные, касающиеся из, сведения....
Образовательная деятельность в рамках образовательной области «Художественное творчество»(раздел«Изобразительная деятельность»)с воспитанниками старшего дошкольного возраста(5-6 лет)с использованием пластилинографии и нетрад.тех-ки.Тема«Веселые барашки»
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в 1 младшей группе Тема: «Путешествие с Колобком».
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в 1 младшей группеТема: «Путешествие с Колобком»....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Пернатые друзья»
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в старшей группе. Тема: "Пернатые друзья". В конспекте содержатся опыты и эксперименты, с помощью которых у детей будут расширины и ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание (Формирование целостной картины мира). Тема: "Пернатые друзья"
Данный конспет занятия можно использовать для систематизации знаний детей о перелетных и зимующих птицах....