Формирование словообразования у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления дошкольника, становлении личности ребёнка. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, в искажении общей картины речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_slovoobrazovaniya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

 

Формирование словообразования у дошкольников с ОНР.

Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления ребёнка, становлении личности дошкольника. Своевременное формирование грамматической стороны речи является важнейшим условием его полноценного развития. Одна из образовательных областей по ФГОС  речевое развитие, предполагает владение грамматически правильной диалогической и монологической речью.

Грамматический строй (словоизменение и словообразование) в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Но поскольку одномоментное усвоение всех многообразных форм невозможно, то до определённого возраста в речи всех детей имеются так называемые «детские аграмматизмы», представляющие собой внешне нормальные явления и постепенно исчезающие с возрастом. Правилами изменения слов по родам, числам, падежам, а значит умением правильно согласовывать слова между собой при построении предложений ребёнок овладевает к 4 голам. Правилами словообразования ребёнок овладевает значительно позже, к 7 годам. К этому возрасту ребёнок уже не только правильно согласовывает слова между собой, но и правильно образует новые слова.

Грамматические формы словоизменения, словообразования  появляются у детей с ОНР, как правило в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.

Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, в искажении общей картины речевого развития.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большего количества языковых правил, а грамматические значения более абстракты, чем лексические. При этом у одних детей недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи (даже сами родители нередко замечают, что дети путают окончания), а у других детей нарушения грамматического строя речи можно выявить лишь в процессе специального обследования.

Опираясь на речевую карту, как основной документ логопеда и проанализировав различные диагностические методики, мною были составлены

диагностические таблицы для выявления уровня сформированности навыков

словообразования у дошкольников с ОНР.

Цель исследования — определение уровня сформированности словообразования у дошкольников с ОНР.

 Для детей 5 лет

- употребление существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

- образование названий детёнышей

 Для детей 6 лет

- добавляются задания на образование относительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, образование глаголов совершенного вида.

Обследование проходит в сентябре и мае.

Побальная система оценивания.

3 балла — ребёнок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словообразования.

2 балла — ребёнок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий.

 1 балл — ребёнок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении заданий.

0 баллов — задания не выполняет совсем.

Затем определяется уровень развития навыков словообразования.

Предложенная диагностика позволяет оценить уровень сформированности словообразования у дошкольников с ОНР.

 

Исследования показывают, что у детей наибольшие трудности проявляются при образовании слов, обозначающих названия детёнышей животных. Анализ словообразования прилагательных показал, что наиболее усвоенными являются способы образования относительных прилагательных, чем притяжательных.

 Ошибки при образовании глаголов объясняются тонким семантическим различением словообразовательных форм глаголов.


Трудности в словообразовании обусловлены нарушениями морфологической системы языка. Неологизмы свидетельствуют, что дети заимствуют из речи окружающих производные слова в целом, а не создают их по правилам словообразования , воспроизводят их в искажённом виде, что обусловлено недостаточностью фонематического восприятия и анализа. Для создания новых слов используют наиболее часто употребляемые суффиксы.

Результаты исследований показывают, что у дошкольников с ОНР наблюдается значительное отставание в развитии навыков словообразования.

На основе данных диагностики планируется работа по формированию навыков словообразования.

Последовательность появления словообразовательных  форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно -воспринимаемые формы. Так, например, прежде всего ребёнок овладевает уменьшительно- ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы.

Логопедическая работа состоит из 3 этапов.

 1 этап . Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных форм.

2 этап . Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

3 этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Методические рекомендации, разработанные Лопатиной и Серебряковой показывают, что в процессе формирования словообразования необходимо уделять внимание организации прежде всего системы продуктивных моделей.

Для формирования и закрепления этих моделей уточняется связь между значением морфемы и её звучанием. Логопедическая работа должна быть направлена на формирование словообразования существительных, прилагательных и глаголов. При этом развитие разных частей речи происходит последовательно- параллельно.

Необходимо целенаправленно работать над совершенно определёнными (трудными для данного ребёнка) грамматическими формами.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста — игру, в целях повышения интереса к выполнению речевых упражнений задания целесообразно выполнять в игровой форме. В работе должны использоваться различные анализаторы. Для выполнения каждого задания даётся чёткая инструкция. Выбор инструкции зависит от целей и задач коррекционной работы, решаемых в данный момент.

Для поддержания интереса к речевым упражнениям можно предложить.

 

- задания с мячом (взрослый называет большой предмет и бросает мяч, ребёнок поймав мяч называет маленький предмет и бросает мяч).

- рисовать в тетради предметы о которых идёт речь в упражнении с последующим объяснением того, что нарисовал (нарисовать 3-4 вида фруктов больших и маленьких).

- находить в окружающей обстановке предметы, о которых идёт речь в упражнении (показать шерстяной платок, деревянную ложку).

- выполнять действия, о которых идёт речь в упражнении(подойти к окну, отойти от окна), затем ответить на вопрос:что ты сделал?

- использовать игрушка и действия с ними.

Новые грамматические формы и конструкции предъявляются детям только на хорошо известной лексике. 

Работа по коррекции и формированию грамматического строя речи осуществляется в речевых группах на всех занятиях.

Взаимодействие педагогов и родителей обеспечивает наибольший успех в работе по преодолению аграмматизмов у дошкольников с ОНР. Мною было разработано примерное тематическое планирование взаимодействия педагогов и и родителей.

Большое внимание уделяю консультациям для родителей. Обращаю внимание на значение граматически правильной речи взрослых. А так как большинство окончаний в русском являются безударными, важно окружающим ребёнка людям чётко их проговаривать. Наличию аграмматизмов в устной речи не придают особого значения, потому что звукопроизношение у них может быть правильным, что даёт повод считать речь правильной. Родители не считают это каким-то дефектом и говоря их языком просто поправляют их. Такой ребёнок может в начальной школе прекрасно овладеть грамотой, вполне может овладеть фонетическим принципом письма, когда написание полностью совпадает с произношением. И лишь когда ребёнок начинает овладевать морфологическим принципом письма, связанным с изучением грамматических правил, он сталкивается с непреодолимыми трудностями. И тогда родители в недоумении обращаются к логопеду, говоря , что с их ребёнком что-то случилось. Оказывается не вдруг и не случилось. Просто аграмматизмы из устной речи плавно перешли в письменную речь. Так как грамматические системы у него так и остались несформированными. И нужно было задолго до поступления в школу побеспокоиться об устранении уже давно имеющихся у ребёнка предпосылок аграмматической дисграфии.

Крайне отрицательно сказывается на формирование грамматического строя речи ребёнка и так называемое двуязычие(билингвизм) в семье. В каждом языке имеются свои закономерности изменения слов и построения фраз, и у ребёнка в этом случае не может сформироваться какой-то единой и строго определённой системы словооизменения и словообразования.  Нередко даже кратковременное пребывание ребёнка в иноязычной среде приводит  к появлению или увеличению аграмматизмов в его речи. Это происходит в результате столкновений в его сознании разных грамматических систем. Обучение иностранному языку.

Учёт психологических особенностей  детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использование многообразных дидактических игр и приёмов в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволяют достичь эффективности в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи, устранению аграмматизмов у детей с ОНР. Только при взаимодействии в коррекционно- развивающей работе педагогов и родителей эффективно и качественно коррегируется грамматичекий строй речи, что проявляется в полном устранении или при тяжёлой патологии в значительном снижении количества аграмматизмов в речи детей. Даже , если в результате проделанной работы ребёнок не приобретёт так называемого чувства языка, то он все же будет в состоянии не допускать самых грубых ошибок при употреблении окончаний слов, а также приставок, суффиксов, приставок. А это даст ему возможность относительно благополучно усвоить школьную программу по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Закрепление  упражнений на формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...

Формирование словообразования у дошкольников

Практический материал, используемый логопедом ДОУ, для формирования словообразования существительных, глаголов, прилагательных у детей дошкольного возраста. Представлены: игры, иллюстрации, а так же и...

Мастер-класс: "Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ОНР."

Данный мастер-класс, представленный в виде презентации, знакомит учителей-логопедов с методами формирования словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР. Подобран речевой материал для закрепления...

Ркомендации по формированию словообразования у дошкольников с ОНР

Рекомендации составлены после проведения констатирующего эксперимента....

Методические рекомендации для педагогов по формированию словообразования у дошкольников "День за днем правильно говорим, развиваем речь"

Методические рекомендации - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом). Методические рекомендации представляют собой ...