МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
консультация по развитию речи на тему
Закрепление упражнений на формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_logopedicheskoy_raboty.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Подготовила:
учитель-логопед
Косенкова Александра Владимировна
МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой стороны – оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе подобранных упражнений.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно.
Формирование словообразования существительных
Образование уменьшительно – ласкательных существительных
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:
дом – домик
куст – кустик
хвост – хвостик
лист – листик
б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:
таз – тазик
гвоздь – гвоздик
сад – садиклоб – лобик
забор – заборчик
костюм – костюмчик
Образование существительных с помощью суффикса – ниц –
Суп – супница
соус – соусница
Хлеб – хлебница
чернила – чернильница
Образование существительных с помощью суффикса – инк –
Бусы – бусинка
дождь – дождинка
Солома – соломинка
роса – росинка
Образование названий детенышей животных и птиц
Гусь – гусенок – гусята
слон – слоненок – слонята
Кот – котенок – котята
ворона – вороненок – воронята
Словообразование с чередованием звуков в корне слова:
Волк – волчонок – волчата
индюк – индюшонок – индюшата
Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):
Овца – ягненок – ягнята
свинья – поросенок – поросята
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)
Барабанщик кладовщик часовщик
Угольщик танцовщик сварщик
Стекольщик дрессировщик носильщик
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
- Игра «Назови ласково».
Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно – ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).
- Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».
На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша.
- Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много). Лисенок – это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята).
А теперь поиграем с мячом. Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают обратно логопеду.
Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?
Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (или детенышей) животных: лис – лиса – лисенок, заяц – зайчиха – зайчонок, волк – волчица – волчонок, ёж – ежиха – ежонок, лев – львица – львенок, тигр – тигрица – тигренок, слон – слониха – слоненок.
— А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык – корова – теленок, пес – собака – щенок, кролик – крольчиха – крольчонок, кот – кошка – котенок).
- Изменить слово по аналогии.
а) виноград – виноградина
горох — …
свинья — …
жемчуг – …
баран — …
картофель –…
теленок — …
лед – …
б) бусы – бусинка
пыль — …
- Назвать профессии (по картинкам).
Логопед предлагает детям ответить на вопросы:
- Кто носит багаж? (Носильщик)
- Кто сваривает трубы? (Сварщик)
- Кто вставляет стекло? (Стекольщик)
- Кто работает на кране? (Крановщик)
- Кто укладывает камни? (Каменщик)
- Кто точит ножи? (Точильщик).
Формирование словообразования глаголов
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ
- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:
мыла – вымыла
вешает – повесила
умывается – умылся
стирает – постирала
рисует – нарисовал
ловит – поймал
убирает – убрал
красит – покрасил
догоняет – догнал
строит – построил
Добавить слово, обозначающее действие, картинкам:
в клетку… (влетает)
из клетки…(вылетает)
через дорогу… (переходит)
Формирование словообразования прилагательных
(С учетом семантики, частности употребления и времени появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в такой последовательности)
- Образование притяжательных прилагательных
Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый, коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.
- Образование качественных прилагательных
Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный, смешной, скучный, мрачный.
- Образование относительных прилагательных
Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
- Игра «Чьи хвосты?»
Хвост собаки – собачий хвост
кошки – кошачий
- Игра «Ералаш»
Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части.
- «Правильно назови листья»
лист дуба – дубовый лист
лист осины — …
лист березы — …
лист клена — …
лист липы — …
лист яблони — …
лист рябины — …
лист смородины — …
шишка сосны — …
шишка ели — …
сережка ольхи — …
- Игра в лото «Что из чего сделано?»
Стакан из стекла – стеклянный
Сковорода из чугуна – чугунная
Ложка из дерева – деревянная
- Работа над родственными словами
Работа над родственными словами способствует уточнению значения слов, нормированию процесса словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слов.
- Найти «лишнее» слово.
Горе, горный, горевать
боль, большой, больница
- Назвать общую часть слов – «родственников»
Зимушка, зимовать, зимний
- Объясните, почему так называется.
Рыболов ( рыбу ловит)
- Придумай одно слово вместо двух.
Снег чистит – снегоочиститель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...
Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...
Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...
Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции рече...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится...
Мастер-класс: "Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ОНР."
Данный мастер-класс, представленный в виде презентации, знакомит учителей-логопедов с методами формирования словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР. Подобран речевой материал для закрепления...
Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Словообразование это не только система особых операций, но и неотъемлемый компонент в становлении всей языковой способности в целом. Словообразование является мощнейшим стимулом развития речи в цело...