Ркомендации по формированию словообразования у дошкольников с ОНР
статья

Тетерина Маргарита Анатольевна

Рекомендации составлены после проведения констатирующего эксперимента. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Как показали результаты констатирующего эксперимента наибольшие трудности испытывали дети с ОНР при словообразовании отглагольных качественных прилагательных, глаголов с приставками противоположного значения, а также при образовании существительных, особенно при помощи менее продуктивных суффиксов. Тем не менее, трудности у детей с ОНР встречались и при использовании продуктивных аффиксов. Поэтому в процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР следует осуществлять работу, прежде всего, по организации системы продуктивных словообразовательных моделей.

Для формирования и закрепления этих моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой(дом-ик , стол-ик) , выделения этой общей морфемы , уточнения ее значения.

В работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к главным задачам наряду с совершенствованием навыков словообразования относятся следующие:

  • совершенствование связной речи;
  • обогащение и уточнение словаря;
  • практическое усвоение грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения,
  • воспитание артикуляционных навыков,
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры,

С детьми с ОНР Ш уровня важной является работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию системы словообразования. Методисты, решающие проблемы обучения родному языку, рекомендуют в работе над словом применять тематическое объединение слов, связанных ситуативной близостью. Знакомство с группой тематически близких слов на логопедических занятиях облегчает детям с общим недоразвитием речи усвоение и запоминание данных слов.

Логопедическая работа по коррекции словообразования у дошкольников ОНР строится с учетом следующих дидактических принципов:

  • воспитывающего характера обучения;
  • гуманности;
  • научности;
  • системности и последовательности;
  • доступности;
  • наглядности;
  • сознательности;
  • активности;
  • индивидуального подхода.

Кроме того, логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы:

а) этиопатогенетический (принцип учёта этиологии и механизмов речевого нарушения);

б) системности и учёта структуры речевого дефекта (необходимо учитывать ведущее нарушение и соотношение первичных и вторичных симптомов);

в) комплексности (речевые нарушения проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств, это определяет необходимость комплексного медико-психолого-педагогического воздействия);

г) дифференциального подхода (он осуществляется на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка);

д) принцип деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготсткий, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Данный принцип показывает необходимость собственной деятельности по усвоению материала:

  • опоры на ведущую форму деятельности (в младшем школьном - учебную);
  • зависимости эффективности деятельности от формирования мотивов этой деятельности;
  • опоры на сохранные формы деятельности (перевод процесса на доступный уровень и последующее включение в нормальную деятельность);
  • организации и управления деятельностью дошкольника.

е) поэтапности (целенаправленный, сложный организованный процесс, в котором выделяются различные этапы;

ж) развития (необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной и моторной сферы);

з) онтогенетический (учитываются закономерности и последовательности формирования различных форм и функций речи, в частности словообразования);

и) учёта личностных особенностей ребёнка (учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности);

к) формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Учитывая характер нарушений словообразования у дошкольников с ОНР Ш уровня, а также тот факт, что дети ЭГ испытывали затруднения при выполнении всех диагностических заданий, работу по формированию навыков словообразования следует проводить в 2 этапа. Основное внимание необходимо уделять формированию продуктивных словообразовательных моделей с постепенным переходом к отработке менее продуктивных моделей и аффиксов.

Работу по коррекции нарушений словообразования у дошкольников с ОНР следует проводить на индивидуальных, подгрупповых, а затем и фронтальных занятиях и состоит из следующих разделов.

Iэтап. Ориентировочный.

Основной задачей этого раздела - выявление наиболее общих правил словообразования на основе ориентировочно-исследовательской деятельности детей. В содержании раздела можно выделить два направления.

Первое — формируется предварительная ориентировка детей в формально-семантической структуре слов на основании таких критериев, как: длина слогового контура слов, звуковое сходство пар родственных слов.

Содержание первого направления работы реализуется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Подобные занятия проводятся 2 — 3 раза в неделю, их протяженность по времени варьируется от 10 до 15 мин.

Второе направление в рамках первого раздела работы ставит задачу по формированию речемыслительного уровня антиципации (т.е. гипотезы об объекте, явлении), а как следствие - обобщенности восприятия морфем. Все это должно помочь детям осознать морфему как отдельный языковой знак. Для этого необходимо:

  • закрепить навык нахождения однокоренных слов в контексте;
  • закрепить умение выделять в них корневые морфемы;
  • научить детей выделять в словах словообразовательные аффиксы;
  • отметить изменение, которое произошло с реальными предметами, явлениями;
  • сформировать умение определять позицию словообразовательного аффикса в слове;
  • показать наглядно способы конструирования наиболее продуктивных-словообразовательных моделей.

IIэтап. Формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил.

Целью данного раздела работы является обучение дошкольников с общим недоразвитием речи навыкам осознанного образования производных слов. Подобное осознание становится возможным, когда формируется обобщенное восприятие не только предметного мира, но и языковых явлений, т.е. по мере усвоения правил словообразования. Демонстрация этих закономерностей в максимально наглядном виде (т.е. в виде словообразовательных «уравнений») была начата в предыдущем разделе. Теперь перед логопедом стоят следующие задачи:

  • закрепить навыки   составления производных слов по знакомым словообразовательным моделям;
  • продолжать формировать у ребенка обобщающее значение словообразовательных морфем;
  • научить его сравнивать между собой словообразовательные модели:
  • выделять в них похожие и различные компоненты (на слух и графически);
  • сформировать понимание общности производящей основы для нескольких производных наименований;
  • закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.

В результате проведении подобной работы дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка. Впоследствии эти умения и навыки следует закреплять в контекстной речи детей.

Для развития словообразования у старших дошкольников необходимо использовать дидактические игры, что позволит повысить интерес к проводимым занятиям. При подборе дидактических игр должны учитываться возрастные особенности старших дошкольников (игры см. в Приложении).

Таким образом, в данной главе были описаны методические рекомендации по коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Рекомендации включают в себя определение основных задач, принципов и направлений логопедической работы, игр, направленных на решение задач коррекции словообразования.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...

Формирование словообразования у дошкольников с ОНР.

Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления дошкольника, становлении личности ребёнка. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе ус...

МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Закрепление  упражнений на формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...

Формирование словообразования у дошкольников

Практический материал, используемый логопедом ДОУ, для формирования словообразования существительных, глаголов, прилагательных у детей дошкольного возраста. Представлены: игры, иллюстрации, а так же и...

Мастер-класс: "Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ОНР."

Данный мастер-класс, представленный в виде презентации, знакомит учителей-логопедов с методами формирования словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР. Подобран речевой материал для закрепления...

Методические рекомендации для педагогов по формированию словообразования у дошкольников "День за днем правильно говорим, развиваем речь"

Методические рекомендации - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом). Методические рекомендации представляют собой ...