Ркомендации по формированию словообразования у дошкольников с ОНР
статья
Рекомендации составлены после проведения констатирующего эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_formirovaniyu_slovoobrazovaniyu_u_doshkolnikov_s_onr.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Как показали результаты констатирующего эксперимента наибольшие трудности испытывали дети с ОНР при словообразовании отглагольных качественных прилагательных, глаголов с приставками противоположного значения, а также при образовании существительных, особенно при помощи менее продуктивных суффиксов. Тем не менее, трудности у детей с ОНР встречались и при использовании продуктивных аффиксов. Поэтому в процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР следует осуществлять работу, прежде всего, по организации системы продуктивных словообразовательных моделей.
Для формирования и закрепления этих моделей уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой(дом-ик , стол-ик) , выделения этой общей морфемы , уточнения ее значения.
В работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к главным задачам наряду с совершенствованием навыков словообразования относятся следующие:
- совершенствование связной речи;
- обогащение и уточнение словаря;
- практическое усвоение грамматических средств языка;
- формирование правильного произношения,
- воспитание артикуляционных навыков,
- развитие фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры,
С детьми с ОНР Ш уровня важной является работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию системы словообразования. Методисты, решающие проблемы обучения родному языку, рекомендуют в работе над словом применять тематическое объединение слов, связанных ситуативной близостью. Знакомство с группой тематически близких слов на логопедических занятиях облегчает детям с общим недоразвитием речи усвоение и запоминание данных слов.
Логопедическая работа по коррекции словообразования у дошкольников ОНР строится с учетом следующих дидактических принципов:
- воспитывающего характера обучения;
- гуманности;
- научности;
- системности и последовательности;
- доступности;
- наглядности;
- сознательности;
- активности;
- индивидуального подхода.
Кроме того, логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы:
а) этиопатогенетический (принцип учёта этиологии и механизмов речевого нарушения);
б) системности и учёта структуры речевого дефекта (необходимо учитывать ведущее нарушение и соотношение первичных и вторичных симптомов);
в) комплексности (речевые нарушения проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств, это определяет необходимость комплексного медико-психолого-педагогического воздействия);
г) дифференциального подхода (он осуществляется на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка);
д) принцип деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготсткий, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Данный принцип показывает необходимость собственной деятельности по усвоению материала:
- опоры на ведущую форму деятельности (в младшем школьном - учебную);
- зависимости эффективности деятельности от формирования мотивов этой деятельности;
- опоры на сохранные формы деятельности (перевод процесса на доступный уровень и последующее включение в нормальную деятельность);
- организации и управления деятельностью дошкольника.
е) поэтапности (целенаправленный, сложный организованный процесс, в котором выделяются различные этапы;
ж) развития (необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной и моторной сферы);
з) онтогенетический (учитываются закономерности и последовательности формирования различных форм и функций речи, в частности словообразования);
и) учёта личностных особенностей ребёнка (учитываются особенности формирования личности у детей с различными формами речевых расстройств, а также возрастные особенности);
к) формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
Учитывая характер нарушений словообразования у дошкольников с ОНР Ш уровня, а также тот факт, что дети ЭГ испытывали затруднения при выполнении всех диагностических заданий, работу по формированию навыков словообразования следует проводить в 2 этапа. Основное внимание необходимо уделять формированию продуктивных словообразовательных моделей с постепенным переходом к отработке менее продуктивных моделей и аффиксов.
Работу по коррекции нарушений словообразования у дошкольников с ОНР следует проводить на индивидуальных, подгрупповых, а затем и фронтальных занятиях и состоит из следующих разделов.
Iэтап. Ориентировочный.
Основной задачей этого раздела - выявление наиболее общих правил словообразования на основе ориентировочно-исследовательской деятельности детей. В содержании раздела можно выделить два направления.
Первое — формируется предварительная ориентировка детей в формально-семантической структуре слов на основании таких критериев, как: длина слогового контура слов, звуковое сходство пар родственных слов.
Содержание первого направления работы реализуется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Подобные занятия проводятся 2 — 3 раза в неделю, их протяженность по времени варьируется от 10 до 15 мин.
Второе направление в рамках первого раздела работы ставит задачу по формированию речемыслительного уровня антиципации (т.е. гипотезы об объекте, явлении), а как следствие - обобщенности восприятия морфем. Все это должно помочь детям осознать морфему как отдельный языковой знак. Для этого необходимо:
- закрепить навык нахождения однокоренных слов в контексте;
- закрепить умение выделять в них корневые морфемы;
- научить детей выделять в словах словообразовательные аффиксы;
- отметить изменение, которое произошло с реальными предметами, явлениями;
- сформировать умение определять позицию словообразовательного аффикса в слове;
- показать наглядно способы конструирования наиболее продуктивных-словообразовательных моделей.
IIэтап. Формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил.
Целью данного раздела работы является обучение дошкольников с общим недоразвитием речи навыкам осознанного образования производных слов. Подобное осознание становится возможным, когда формируется обобщенное восприятие не только предметного мира, но и языковых явлений, т.е. по мере усвоения правил словообразования. Демонстрация этих закономерностей в максимально наглядном виде (т.е. в виде словообразовательных «уравнений») была начата в предыдущем разделе. Теперь перед логопедом стоят следующие задачи:
- закрепить навыки составления производных слов по знакомым словообразовательным моделям;
- продолжать формировать у ребенка обобщающее значение словообразовательных морфем;
- научить его сравнивать между собой словообразовательные модели:
- выделять в них похожие и различные компоненты (на слух и графически);
- сформировать понимание общности производящей основы для нескольких производных наименований;
- закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.
В результате проведении подобной работы дети должны научиться обобщать значение морфологических элементов слов, закрепить умение их соединения в рамках целого слова в соответствии как с формально-семантическими, так и с фонетическими правилами русского языка. Впоследствии эти умения и навыки следует закреплять в контекстной речи детей.
Для развития словообразования у старших дошкольников необходимо использовать дидактические игры, что позволит повысить интерес к проводимым занятиям. При подборе дидактических игр должны учитываться возрастные особенности старших дошкольников (игры см. в Приложении).
Таким образом, в данной главе были описаны методические рекомендации по коррекции словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Рекомендации включают в себя определение основных задач, принципов и направлений логопедической работы, игр, направленных на решение задач коррекции словообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...
Формирование словообразования у дошкольников с ОНР.
Грамматика играет большую роль в развитии речи и мышления дошкольника, становлении личности ребёнка. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе ус...
МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Закрепление упражнений на формирование словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Методическая разработка « Использование традиционных и инновационных приемов работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи»Образовательная област...
Формирование словообразования у дошкольников
Практический материал, используемый логопедом ДОУ, для формирования словообразования существительных, глаголов, прилагательных у детей дошкольного возраста. Представлены: игры, иллюстрации, а так же и...
Мастер-класс: "Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с ОНР."
Данный мастер-класс, представленный в виде презентации, знакомит учителей-логопедов с методами формирования словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР. Подобран речевой материал для закрепления...
Методические рекомендации для педагогов по формированию словообразования у дошкольников "День за днем правильно говорим, развиваем речь"
Методические рекомендации - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом). Методические рекомендации представляют собой ...