"Волшебный этикет"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Сердюкова Ирина Васильевна

Конспект занятия в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_etiket.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

           «Волшебный этикет»

Конспект занятия в старшей группе.

                               

                                Воспитатель: Сердюкова И.В.

«Волшебный этикет»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация, «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цель: продолжать знакомить детей с понятием этикет.

Образовательные задачи: ввести в речь детей новое слово этикет, формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.

Закрепить разные формы приветствия.

Продолжать знакомить с правилами гостеприимства.

Развивающие задачи: развивать коммуникативные навыки; продолжать  учить детей говорить комплименты друг другу и другим людям.

Воспитательные задачи: воспитывать желание  

делать другим приятное,  и самим получать от этого радость и удовлетворение.

Словарная работа:  этикет, спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, комплимент.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки, персонаж, игрушка ежик.

Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». «Плохо». «Три сына».  Чтение стихов  на тему «Как вести себя в гостях». Чтение стихов из книги «Большая книга правил поведения для воспитанных детей».  Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разбор бытовых ситуаций с оценкой поступка.

Рекомендации родителям: Прочитайте ребенку произведения С. Маршака «Если вы вежливы», И. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый».

В каждой семье утром должны звучать слова приветствия, настраивающие домашних на хороший удачный день, а вечером – пожелание спокойной ночи.

Объясните ребенку, как нужно себя вести, если в дом пришли гости.

Помните, что ребенок всегда очень внимательно  следит за нашими реакциями на те,  или иные события и перенимает их.

             Содержание  организованной деятельности детей

  1. Организационный момент.

       

Воспитатель -         Знают взрослые и дети:

                                   Много слов на белом свете!

                                   А с волшебными словами

                                   Мы идем по свету с вами!

- Волшебными словами называют вежливые слова.

- Сядет на стульчики тот, кто назовет вежливое слово.

(Дети вспоминают слова:  спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи).

  1. Постановка цели.

Ребята мы с вами уже много говорили о правилах поведения и общения между людьми, как взрослыми, так и детьми. Все эти правила называются новым для вас словом – этикет. Давайте произнесем это слово все вместе.

Мы только что называли вежливые слова, а почему их можно назвать еще и волшебными словами? Ответьте, пожалуйста,  кто знает?

   Дети: потому что вежливые слова делают людей добрее, отзывчивее, лучше.

Воспитатель -  Правильно! Вежливые слова похожи на маленьких волшебников, от этих слов светлеют лица. Люди начинают лучше относится к тому, кто эти слова произносит. Вежливые слова помогают людям общаться, лучше понимать друг друга, внимательнее и бережнее относиться друг к другу. Вспомните, пожалуйста, каким словом мы приветствуем других людей, желая им здоровья.

Дети: - здравствуйте.

Воспитатель - Верно! Добрые люди и, особенно дети рады здороваться со всеми на свете. Мы здороваемся и словно сеем добро.  Добро, которое потом к нам и возвращается.  Это такой маленький секрет, его надо знать.

         (Стук в дверь, входит лиса Алиса)

Алиса – Ой, куда это я попала? Сидят тут какие – то ребятишки: девчонки и мальчишки… (ходит по группе).

Воспитатель – Стойте, подождите, и по группе не ходите. Вы кто такая? Что – то я на вас смотрю, и никак не узнаю!

Алиса – вы меня не узнаете? Эй, белобрысый, из первого ряда, ты не узнал меня с первого взгляда? Я ж из сказки к вам пришла, я известная Лиса – Алиса. В гости к вам я вот пришла.

Воспитатель - Мы гостей не ждали, и тебя не приглашали.

Лиса  - Как не ждали? А что в гости ходят только по приглашению?

Воспитатель - Конечно, послушай, что скажут ребята.

                      В гости милые друзья

Ходят, без сомнения,

Лишь по приглашению.

Если вы пришли незвано –

Для хозяев это странно!

Раз к себе не приглашали,

Значит, вас совсем не ждали!

Воспитатель – Ну раз пришла, оставайся.

Алиса – Хорошо, так и быть останусь. А что вы все тут собрались, чем занимаетесь?

Воспитатель – Мы с ребятами говорим о правилах поведения и общения.

Алиса – Это мне давно известно и совсем неинтересно. Я давно все знаю. Потому что я самая умная, самая воспитанная, самая добрая, самая честная, короче я самая, самая.

Воспитатель – Ребята вы поверили Лисе – Алисе?

Дети – нет!

Воспитатель – Мне тоже верится с трудом. А давайте проверим, знает ли она волшебные слова, умеет ли она общаться, играть, дружить, говорить комплементы. Ты готова Алиса?

Алиса - Что проверять, только время терять, ну ладно проверяйте, мне не жалко.

Воспитатель – Сейчас мы посмотрим, как ты умеешь общаться.

Алиса, вот смотри, ты повстречалась с ежиком, что ты ему скажешь?

Алиса – Фу, какой этот ежик колючий, весь в пыли, даже и говорить с таким не хочется.

Слушай, ежик у дороги!

Ты весь в траве и весь в пыли.

Уноси скорее ноги

И меня не уколи!

Воспитатель – А теперь послушаем наших ребят.

Здравствуй, ежик у дорожки!

Ты весь в травке и в пыли.

Я тяну к тебе ладошки –

Ты меня не уколи.

Воспитатель  – Какой же разговор вам больше понравился?

Дети – Понравился тот разговор, в котором было волшебное слово здравствуй. Тот, в котором не пугали ежика, а обращались к нему спокойно и доброжелательно.

Воспитатель – Вот видишь Алиса, твой разговор не понравился детям, потому что ты грубо с ним говорила.

 

А теперь пришла пора поиграть нам детвора.

3.  Физминутка     Со словом «Пожалуйста»

     

 Алиса – По дорожке к вам я шла и корзиночку нашла. А в корзинке разные картинки. Наверное,  это какая – то игра. А как в нее играть не знаю.

Воспитатель – А ты Алиса попроси детей, они тебе помогут.

Алиса – Эй ты мальчик, в красной футболке помоги мне!

Воспитатель – Так ты помощи не дождешься, попробуй с помощью волшебного слова.

Алиса – А я не знаю такого слова.

Воспитатель – Ребята подскажите Алисе волшебное слово.

Дети – Пожалуйста.

Воспитатель – А как его нужно говорить?

Дети – Тихим голосом, глядя в глаза тому, к кому обращаешься.

Алиса – Я попробую. Дети, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель – Мы с удовольствием тебе поможем Алиса. Эта игра называется «Оцени поступок». Сейчас мы все вместе в нее поиграем.

Раздай Алиса детям картинки, а они тебе расскажут, какие поступки изображены на этих картинках – хорошие или плохие.

  1. Игра «Оцени поступок».

 Детям раздаются картинки, они определяют,  какой поступок на ней изображен хороший или плохой, затем раскладывают картинки по коробочкам – с плохим поступком в красную  коробочку, с хорошим в белую коробочку.

 Воспитатель – Ну что Алиса, понравилась тебе игра?

Алиса – Да, понравилась.

Воспитатель – А что надо сказать детям, как ты думаешь?

Алиса – Наверное,  спасибо.

Воспитатель – Да, Алиса, детей надо поблагодарить за оказанную тебе помощь и за игру.

Алиса – Спасибо, вам, ребята.

Воспитатель – А еще Алиса наши дети умеют говорить комплементы друг другу – это хорошие, приятные слова. Если хочешь,  мы и тебя научим.

Алиса – Да я очень хочу научиться говорить комплименты.

Воспитатель – Раз, два, три, все ребята подошли.

 

  1. Игра «Комплименты»

Воспитатель – Игру мы начнем со слов: «Мне нравится в тебе…» (то, что ты добрый; то, что ты воспитанный; то, что ты всегда меня защищаешь; то, что ты такой сильный; то, что ты очень красивая.)

- Какие комплименты можно сказать маме? (Мама, у тебя красивые волосы. Мама, ты такая красивая, когда улыбаешься. Мама, ты такая рукодельница. Мама, ты так вкусно готовишь. Мама ты так красиво рисуешь. И т. д.)

- Какие комплименты можно сказать папе?  (Папа, ты самый сильный  на свете. Папа, ты здорово играешь в футбол. Папа, ты очень трудолюбивый. И т. д.)

- Какие комплименты можно сказать нашим гостям? (Мы очень рады видеть вас. Вы все такие красивые. И т.д.)

- Какие комплименты можно сказать Лисе Алисе? (Алиса, у тебя такой красивый хвост. Алиса, ты красивая. И т.д.)

Воспитатель – Молодцы! Вы говорили очень хорошие комплименты, но надо помнить самое главное: комплимент будет приятен человеку только тогда, когда ты говоришь его искренне, от чистого сердца.

Алиса – Ой спасибо ребята,  и я многому у вас научилась.

  1.  Итог занятия.

Воспитатель – Мы рады были тебе помочь, правда, ребята? Дети, а чему полезному Алиса научилась у нас?

Дети – Она узнала волшебные слова.

             - Она научилась говорить волшебные слова.

             - Она научилась говорить комплименты.

             - Научилась играть в игру «Оцени поступок»

Воспитатель – Правильно, можно сказать, что Алиса научилась этикету – т. е правилам поведения и общения. Давайте закрепим, что же такое этикет?

            Стих  «Что такое этикет?»

Что такое этикет?

Мы сейчас дадим ответ:

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

Если вежливыми слыть

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут

Уважать вас и любить.

Алиса -  Спасибо ребята, мне так у вас понравилось, Я так рада, что к вам зашла в гости. Но мне пора в свою сказку, до свидания, ребята.

Воспитатель – Ребята давайте попрощаемся с Алисой и пригласим ее к нам в гости.

Дети – До свидания, Лиса Алиса, приходи к нам в гости еще, мы будем рады тебя видеть.       (Алиса уходит)

Воспитатель – А теперь я попрошу наших гостей сделать комплименты нашим детям. Пожалуйста.

На этом наше занятие окончено. Всем спасибо!

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная книга короля Этикета

Сказки короля Этикета - для чтения детям....

Образовательная деятельность на тему: «Волшебная страна этикета» (старшая группа)

Цель:    воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимос...

"Волшебные сказки короля Этикета"

"Школа маленьких рыцарей и принцесс". В рамках технологии "Ситуация месяца" был разработан данный материал....

Познавательный досуг в форме КВН в подготовительной группе Тема «Волшебная страна – этикет Добра и вежливости»

Материал напраылен на расширение, обновление и закрепление правил этикета в социуме для детей подготовительной группы. Формирование коммуникативных навыков....

ООД по этикету в старшей группе на тему: «Волшебные слова»

Закреплять имеющиеся у детей навыки вежливого общения; продолжать знакомство с нормами речевого этикета; подтверждать важность вежливого общения примерами из художественных произведений; воспитывать и...