Образовательная деятельность на тему: «Волшебная страна этикета» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Цель: воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимосвязи нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.
Задачи:
ü Содействовать формированию навыков культурногот поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях.
ü Способствовать развитию компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
ü Развивать связную речь детей.
ü Знакомить с основными этикетными нормами и правилами.
ü Воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.
ü Закрепить знания детей о вежливых словах: приветствия, благодарности,
извинения, прощания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_otkrytoe_zanyatie.docx | 66.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 26 комбинированного вида
Образовательная деятельность
на тему: «Волшебная страна этикета»
(старшая группа)
Подготовила и провела: Овсянкина Анастасия Александровна
Великие Луки
27 февраля 2015 г.
Цель: воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимосвязи нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.
Задачи:
- Содействовать формированию навыков культурногот поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях.
- Способствовать развитию компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
- Развивать связную речь детей.
- Знакомить с основными этикетными нормами и правилами.
- Воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.
- Закрепить знания детей о вежливых словах: приветствия, благодарности,
извинения, прощания.
Програмное содержание:
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: говорящая ручка «Знаток» II поколения, аудиостикеры, цветок «волшебных слов»; билетики; мнемотаблицы; маркер «Дорожка»; магнитофон; СD; конверт с письмом; скатерти; чашки; блюдца; чайные ложки; салфетницы; украшения для стола; поварешка; 2 доски; дидактическая игра « К кому празднику накрыт стол»; костюмы дежурных; схема сервировки стола; книга к говорящей ручке « Хорошие манеры»; гимнастическая скамейка; мягкие модули; схема замка; мягкие модули «Кочки»; пиктограммы «Эмосхемы»; книжки добрых дел; сердечки; угощения; стульчики; подставка под мнемосхему.
Дата проведения: 27 февраля 2015 г.
Время проведения: 9.30 – 10.00
Место проведения: групповое помещение
Вводная часть:
Дети спокойно играют, в группу входит педагог с двумя девочками.
Педагог: Ребята, здравствуйте! (Ответы детей). Вы не могли нам, пожалуйста, помочь? Полина и Маша поссорились, а спор у них вышел очень интересный. Они заспорили, кто больше вежливых и добрых слов знает.
Девочки продолжают спорить друг с другом.
Полина:
Есть много слов прекрасных,
Волшебных, добрых слов
Таких простых и ясных –
Я их назвать готов.
«До свиданья, до свиданья!» -
Говорю при расставанье.
Маша:
«С добрым утром», «добрый день!» -
Никогда сказать не лень.
И «спасибо» говорить,
За добро благодарить
Никогда я не забуду –
Я – самой вежливою буду!
Полина:
Если братик спать захочет,
Я скажу: «Спокойной ночи!» -
Пожелаю сладких снов.
Я знаю больше добрых слов!
Педагог: Девочки красавицы, вы не будете против, если мы с ребятами поможем разрешить ваш спор? (Девочки сомневаются). Маша и Полина, зайдя в группу, вы забыли сделать, что-то очень важное и если вы не научитесь это делать, вы никогда не сможете попасть с нами в «Волшебную страну» в которую мы с ребятами хотели сегодня отправиться. Правда, ребята? А вы знаете, что забыли сделать девочки? (Ответы детей)
Маша и Полина: (Поворачиваясь к гостям) Здравствуйте! (грубо) Привет, ребята! (махнув детям рукой)
Педагог: Маша и Полина, слово «здравствуйте» - хорошее, доброе слово. Ведь сказав его, мы желаем человеку здоровья. И важно не только знать волшебные слова, но и уметь их правильно и вовремя произносить. Если вы пожелаете, мы хотели бы с ребятами пригласить вас в Волшебную страну «Этикета».
Полина: (обращаясь к Маше)
Тебе известно или нет,
Что такое «Этикет?»
Маша: Нет!
Ребенок 1:
Это – правила, манеры,
Вежливость и чувство меры.
Ребенок 2:
Скромность, такт и аккуратность,
Чистоплотность, деликатность.
Ребенок 3:
Уважение к старушкам
И к приятелям, подружкам.
Ребенок 4:
Вежливость нужна и дома,
И в гостях у всех знакомых.
Ребенок 5:
В зоопарке, переулке,
В группе сада, на прогулке.
Песня «Что такое этикет?»
(муз. М. Еремеевой, сл. С.Еремеевой)
Основная часть:
Педагог: Дети, обратите внимание, в нашей группе расцвел необычный цветок – цветочек «Добрых слов» и на нем что-то написано, но ведь не все умеют читать. Что же нам может помочь? (Ответы детей) Верно, говорящая ручка «Знаток». Машенька и Полина, будьте так добры и любезны – принесите, пожалуйста, нам нашу помощницу.
Девочки отправляются за ручкой. Когда ручка принесена все дети присаживаются на ковер и читают надписи а лепестках с помощью говорящей ручки.
Игра «Словарь вежливых слов»
Педагог: - Молодцы! Поиграем в игру «Словарь вежливых слов». Послушайте правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором), за каждый правильный ответ ты будете получать билетики.
- Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(добрый день)
- Друг другу на прощание
Мы скажем…(до свидания)
- Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(извинить).
- До чего ж оно красиво
Слово доброе…(спасибо).
- Когда виноваты, сказать спешите
Прошу вас, пожалуйста-( извините).
- В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …(не перебивай).
- Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
- Пора за стол, все для еды накрыто
Приятного желаем …(аппетита)
- Хороша корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем… (Будь здорова!)
Педагог: Молодцы. Вы все очень хорошо отвечали. Какие же волшебные слова нам встретились?
Дети: (Спасибо, Добрый день, До свидания и т.д.)
(Педагог обращает внимание детей, что на горшочке с цветком есть еще один стикер)
С помощью говорящей ручки «Знаток» дети читают:
В страну «Этикета» хотите попасть?
Там много хорошего можно узнать:
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
Как же вежливее стать?
Там дадут советы,
Будем там мы изучать
Нормы этикета.
На волшебный кораблик
Скорее садитесь
И добрые слова
Говорить не ленитесь!
Дети рассаживаются в волшебный кораблик – маркер, используя вежливые слова и правила этикета в транспорте, которые изображены на мнемотаблице рисунками:
- не толкаться
- пропускать девочек вперед
- помогать друг другу
- покупать обязательно билет
- уступать места инвалидам, старшим, маме с малышом
- не кричать
- не наступать на ноги
- не есть в транспорте
Педагог: Все расселись, все готовы?
В плаванье пуститься снова.
Все билеты покажите!
Нет ли «зайцев» – докажите!
Закрываем все глаза
Что такое чудеса!
Кораблик наш – он необычный
Он взлетит сейчас как птица.
Ты веди себя прилично.
Нужно полетом насладиться.
Где летим сейчас скажите
Ответы вместе назовите!
Игра «Угадай где мы летим»
Детям включается мелодии со звуками: леса, зоопарка, города, моря. Им необходимо отгадать.
Педагог: Вот мы прибыли в страну этикета. Вы хотите посмотреть, что нас здесь ждет? Тогда выходите с кораблика.
Дети, помогая друг другу, выходят из кораблика и перемещаются за воспитателем к столам. Замечают на столе конверт.
Письмо читают с помощью говорящей ручки «Знаток».
Письмо:
Первый стикер с записью:
…. Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются…
Педагог: Ребята, может быть вы поможете мне вспомнить из какого произведения эти строки? (Ответы детей). Правильно - «Федорино горе». А кто написал это произведение? (Ответы детей) Корней Чуковский – знаменитый детский писатель.
Второй стикер с записью:
Ребята, я теперь живу в Волшебной стране «Этикета» и обучаюсь правилам хорошего поведения, вежливости и аккуратности. Ко мне совсем скоро должны прийти гости, а я не успеваю накрыть на стол. Помогите мне, пожалуйста!
Федора Егоровна
Педагог: Поможем Федоре Егоровне? А вы знаете, как правильно накрывать на стол? (Ответы детей) Тогда давайте попробуем. Кого мы сегодня выберем дежурным? Выберем с помощью считалочки (дежурные переодеваются).
Педагог обращает внимание детей на доску с заданием.
Сервировка стола
Дежурные накрывают на стол, пользуясь схемой, с помощью младшего воспитателя.
Остальные ребята вместе с педагогом перемещаются к доске.
Дидиактическая игра «К какому празднику накрыт стол»
Детям необходимо узнать и объяснить к какому празднику накрыт стол и озвученную карточку с названием праздника поместить под картинкой.
После выполнения заданий дети вместе с педагогом проверяют, правильно ли дежурные накрыли на стол и на столе находят лишний предмет – это поварешка, на которой наклеен следующий стикер:
Спасибо большое, ребята, что помогли мне накрыть на стол и справиться со всеми заданиями. Счастливого путешествия по стране «Этикета».
Теперь отправляйтесь туда, где у вас находятся книги.
Найдите книгу «Хороших манер» и откройте её на странице № 8.
Чтение страницы из книги «Хороших манер».
Обсуждение с детьми прочитанного.
В книге находят стикер с записью:
Оправляйтесь срочно в путь
Добрые слова с собою не забудь!
С замком нашим случилась беда
Бегите скорее все вместе туда!
Преодолевая полосу препятствий, дети отправляются во вторую часть группы.
Полоса препятствий:
- Маркер «Кораблик» трансформируется в «Туннель»
- Скамейка
Педагог: В этом замке случилась беда.
Грубияны, невежды попали сюда!
От плохих слов - стены развалились
И добрые слова все здесь заблудились!
Вы бы хотели помочь и построить этот замок? (Ответы детей) Тогда внимательно смотрите на схему и можете приступать.
Конструирование «Замка» из мягких модулей по схеме.
На мягких модулях наклеены таблички с «Волшебными словами» и озвученные говорящей ручкой «Знаток»
Педагог: Замечательно и с этим сложным заданием вы справились. Мы с вами помогли восстановить замок «Волшебных слов». Какие же слова будут в нем жить? (С начала дети высказывают свои предположения, а потом проверяют с помощью говорящей ручки)
Заключительная часть:
Дети рассаживаются на мягкие модули «Кочки» полукругом.
Подведение итогов:
Педагог: У нас с вами получилось сегодня веселое и увлекательное путешествие в Волшебную страну «Этикет». Что же нового вы сегодня смогли узнать? (Ответы детей). Но вы знаете ребята, с этой страны возвращаются только вежливые, воспитанные и аккуратные дети. И поэтому, мне кажется, мы с вами должны продолжать жить в этой стране всегда. А сможем ли мы здесь остаться на всегда помогут понять нам специальные вопросы. Попробуем на них ответить? (Ответы детей) Рядом с вами лежат по 2 карточки. Если вы будете слышать правильный ответ – поднимайте в вверх карточку с веселым улыбающимся выражением лица, а если не правильный ответ – тогда карточку с грустным выражением лица.
Вопросы:
- Что такое этикет?
- это правила, манеры, вежливость и чувство меры,
скромность, такт и аккуратность, чистоплотность, деликатность
- это драки, шум и враки, грубость, жадность и атаки, чтобы старших обижать и много плохих слов знать.
- Слова приветствия необходимо произносить:
- громко, грубо и неприветливо, отвернувшись в другую сторону
- улыбаясь, нежно и смотреть на того с кем здороваемся
3. Что нужно ответить взрослому, когда прощаемся с ним:
- пока, чао, промолчать
- до свиданья, до встречи, всего доброго.
4. Правила поведения в транспорте:
- при входе пропускать вперед девочек и старших, не кричать
- толкаться, кричать, по ногам топтаться, есть
5. Как нужно вести себя за столом во время обеда:
- петь, плясать, озорничать и в ладоши громко хлопать и ногами
громко топать
- не кричать, с набитым ртом не разговаривать
правила этикета соблюдать и суп на стол не проливать
6. Правила дружбы детей в группе
- драться, жадничать, ссориться, обманывать
- нужно другу помогать, вместе дружно всем играть.
Педагог: Все замечательно справились с этими вопросами, и я уверена, что каждый из вас может остаться жить в Волшебной стране этикета. Маша и Полина вы запомнили как нужно правильно себя вести? (Ответы детей)
И конечно же все заслужили сердечки в свои книги добрых дел.
Педагог вклеивает сердечки в детские книги добрых дел, сделанные своими руками.
На прощание, детишки,
Поделюсь одним советом:
Вы читайте чаще книжки
И знакомьтесь с этикетом,
Но еще хочу, друзья,
Главное поведать я:
Правил можно много знать,
Но совсем не соблюдать.
Можно знать из тридцать три,
Но невежей быть внутри.
Можно, помня их и сотню,
Мучить киску в подворотне.
Не бывает, детвора,
Этикета без добра.
Ребятишки! Знайте это –
Важно, кроме этикета,
Соблюдать законы чести,
Дружно жить со всеми вместе!
Путешествие по коррекционным дорожкам к столам
(скамейка, маркер «Туннель» трансформируется в «Ручеек»)
Чаепитие за столами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «Взрослые и дети» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Развлечение по этикету "Взаимоотношение детей и взрослых"...
СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА СТАРШАЯГРУППА «Осень в Африке»
СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА СТАРШАЯГРУППА «Осень в Африке» Под музыку заходят в зал, выстраиваются. Если на деревьяхлистья пожелтели,Если в край далекийптицы улетели,Если небо хмурое,е...
конспект занятия по развитию речи старшаягруппа
развитие речи старшая группа...
конспект занятия по познавательной деятельности на тему "Лекарственные растения" старшаягруппа
конспект занятия по познавательной деятельности на тему "Лекарственные растения"старшая группа...
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Старшаягруппа «Сказка» 5-6 лет
Пояснительная запискаВедущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности...
Непосредственно образовательнаядеятельность с использованием технологии Н.А.Коротковой «Река времени» по теме "Путешествие в прошлое " для детей подготовительной к школе группы.
- расширять представления детей об историческом времени:древность -старина - настоящее время; представления детей о предметах письма людей , разнообразии жилище, одежды, об их изменениях о...