Образовательная деятельность на тему: «Волшебная страна этикета» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Цель: воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимосвязи нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.
Задачи:
ü Содействовать формированию навыков культурногот поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях.
ü Способствовать развитию компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
ü Развивать связную речь детей.
ü Знакомить с основными этикетными нормами и правилами.
ü Воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.
ü Закрепить знания детей о вежливых словах: приветствия, благодарности,
извинения, прощания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 26 комбинированного вида
Образовательная деятельность
на тему: «Волшебная страна этикета»
(старшая группа)
Подготовила и провела: Овсянкина Анастасия Александровна
Великие Луки
27 февраля 2015 г.
Цель: воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежит знание правил этикета, расширение и углубление поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Раскрытие взаимосвязи нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.
Задачи:
- Содействовать формированию навыков культурногот поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях.
- Способствовать развитию компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
- Развивать связную речь детей.
- Знакомить с основными этикетными нормами и правилами.
- Воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.
- Закрепить знания детей о вежливых словах: приветствия, благодарности,
извинения, прощания.
Програмное содержание:
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: говорящая ручка «Знаток» II поколения, аудиостикеры, цветок «волшебных слов»; билетики; мнемотаблицы; маркер «Дорожка»; магнитофон; СD; конверт с письмом; скатерти; чашки; блюдца; чайные ложки; салфетницы; украшения для стола; поварешка; 2 доски; дидактическая игра « К кому празднику накрыт стол»; костюмы дежурных; схема сервировки стола; книга к говорящей ручке « Хорошие манеры»; гимнастическая скамейка; мягкие модули; схема замка; мягкие модули «Кочки»; пиктограммы «Эмосхемы»; книжки добрых дел; сердечки; угощения; стульчики; подставка под мнемосхему.
Дата проведения: 27 февраля 2015 г.
Время проведения: 9.30 – 10.00
Место проведения: групповое помещение
Вводная часть:
Дети спокойно играют, в группу входит педагог с двумя девочками.
Педагог: Ребята, здравствуйте! (Ответы детей). Вы не могли нам, пожалуйста, помочь? Полина и Маша поссорились, а спор у них вышел очень интересный. Они заспорили, кто больше вежливых и добрых слов знает.
Девочки продолжают спорить друг с другом.
Полина:
Есть много слов прекрасных,
Волшебных, добрых слов
Таких простых и ясных –
Я их назвать готов.
«До свиданья, до свиданья!» -
Говорю при расставанье.
Маша:
«С добрым утром», «добрый день!» -
Никогда сказать не лень.
И «спасибо» говорить,
За добро благодарить
Никогда я не забуду –
Я – самой вежливою буду!
Полина:
Если братик спать захочет,
Я скажу: «Спокойной ночи!» -
Пожелаю сладких снов.
Я знаю больше добрых слов!
Педагог: Девочки красавицы, вы не будете против, если мы с ребятами поможем разрешить ваш спор? (Девочки сомневаются). Маша и Полина, зайдя в группу, вы забыли сделать, что-то очень важное и если вы не научитесь это делать, вы никогда не сможете попасть с нами в «Волшебную страну» в которую мы с ребятами хотели сегодня отправиться. Правда, ребята? А вы знаете, что забыли сделать девочки? (Ответы детей)
Маша и Полина: (Поворачиваясь к гостям) Здравствуйте! (грубо) Привет, ребята! (махнув детям рукой)
Педагог: Маша и Полина, слово «здравствуйте» - хорошее, доброе слово. Ведь сказав его, мы желаем человеку здоровья. И важно не только знать волшебные слова, но и уметь их правильно и вовремя произносить. Если вы пожелаете, мы хотели бы с ребятами пригласить вас в Волшебную страну «Этикета».
Полина: (обращаясь к Маше)
Тебе известно или нет,
Что такое «Этикет?»
Маша: Нет!
Ребенок 1:
Это – правила, манеры,
Вежливость и чувство меры.
Ребенок 2:
Скромность, такт и аккуратность,
Чистоплотность, деликатность.
Ребенок 3:
Уважение к старушкам
И к приятелям, подружкам.
Ребенок 4:
Вежливость нужна и дома,
И в гостях у всех знакомых.
Ребенок 5:
В зоопарке, переулке,
В группе сада, на прогулке.
Песня «Что такое этикет?»
(муз. М. Еремеевой, сл. С.Еремеевой)
Основная часть:
Педагог: Дети, обратите внимание, в нашей группе расцвел необычный цветок – цветочек «Добрых слов» и на нем что-то написано, но ведь не все умеют читать. Что же нам может помочь? (Ответы детей) Верно, говорящая ручка «Знаток». Машенька и Полина, будьте так добры и любезны – принесите, пожалуйста, нам нашу помощницу.
Девочки отправляются за ручкой. Когда ручка принесена все дети присаживаются на ковер и читают надписи а лепестках с помощью говорящей ручки.
Игра «Словарь вежливых слов»
Педагог: - Молодцы! Поиграем в игру «Словарь вежливых слов». Послушайте правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором), за каждый правильный ответ ты будете получать билетики.
- Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(добрый день)
- Друг другу на прощание
Мы скажем…(до свидания)
- Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(извинить).
- До чего ж оно красиво
Слово доброе…(спасибо).
- Когда виноваты, сказать спешите
Прошу вас, пожалуйста-( извините).
- В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …(не перебивай).
- Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
- Пора за стол, все для еды накрыто
Приятного желаем …(аппетита)
- Хороша корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем… (Будь здорова!)
Педагог: Молодцы. Вы все очень хорошо отвечали. Какие же волшебные слова нам встретились?
Дети: (Спасибо, Добрый день, До свидания и т.д.)
(Педагог обращает внимание детей, что на горшочке с цветком есть еще один стикер)
С помощью говорящей ручки «Знаток» дети читают:
В страну «Этикета» хотите попасть?
Там много хорошего можно узнать:
Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути.
Как же вежливее стать?
Там дадут советы,
Будем там мы изучать
Нормы этикета.
На волшебный кораблик
Скорее садитесь
И добрые слова
Говорить не ленитесь!
Дети рассаживаются в волшебный кораблик – маркер, используя вежливые слова и правила этикета в транспорте, которые изображены на мнемотаблице рисунками:
- не толкаться
- пропускать девочек вперед
- помогать друг другу
- покупать обязательно билет
- уступать места инвалидам, старшим, маме с малышом
- не кричать
- не наступать на ноги
- не есть в транспорте
Педагог: Все расселись, все готовы?
В плаванье пуститься снова.
Все билеты покажите!
Нет ли «зайцев» – докажите!
Закрываем все глаза
Что такое чудеса!
Кораблик наш – он необычный
Он взлетит сейчас как птица.
Ты веди себя прилично.
Нужно полетом насладиться.
Где летим сейчас скажите
Ответы вместе назовите!
Игра «Угадай где мы летим»
Детям включается мелодии со звуками: леса, зоопарка, города, моря. Им необходимо отгадать.
Педагог: Вот мы прибыли в страну этикета. Вы хотите посмотреть, что нас здесь ждет? Тогда выходите с кораблика.
Дети, помогая друг другу, выходят из кораблика и перемещаются за воспитателем к столам. Замечают на столе конверт.
Письмо читают с помощью говорящей ручки «Знаток».
Письмо:
Первый стикер с записью:
…. Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются…
Педагог: Ребята, может быть вы поможете мне вспомнить из какого произведения эти строки? (Ответы детей). Правильно - «Федорино горе». А кто написал это произведение? (Ответы детей) Корней Чуковский – знаменитый детский писатель.
Второй стикер с записью:
Ребята, я теперь живу в Волшебной стране «Этикета» и обучаюсь правилам хорошего поведения, вежливости и аккуратности. Ко мне совсем скоро должны прийти гости, а я не успеваю накрыть на стол. Помогите мне, пожалуйста!
Федора Егоровна
Педагог: Поможем Федоре Егоровне? А вы знаете, как правильно накрывать на стол? (Ответы детей) Тогда давайте попробуем. Кого мы сегодня выберем дежурным? Выберем с помощью считалочки (дежурные переодеваются).
Педагог обращает внимание детей на доску с заданием.
Сервировка стола
Дежурные накрывают на стол, пользуясь схемой, с помощью младшего воспитателя.
Остальные ребята вместе с педагогом перемещаются к доске.
Дидиактическая игра «К какому празднику накрыт стол»
Детям необходимо узнать и объяснить к какому празднику накрыт стол и озвученную карточку с названием праздника поместить под картинкой.
После выполнения заданий дети вместе с педагогом проверяют, правильно ли дежурные накрыли на стол и на столе находят лишний предмет – это поварешка, на которой наклеен следующий стикер:
Спасибо большое, ребята, что помогли мне накрыть на стол и справиться со всеми заданиями. Счастливого путешествия по стране «Этикета».
Теперь отправляйтесь туда, где у вас находятся книги.
Найдите книгу «Хороших манер» и откройте её на странице № 8.
Чтение страницы из книги «Хороших манер».
Обсуждение с детьми прочитанного.
В книге находят стикер с записью:
Оправляйтесь срочно в путь
Добрые слова с собою не забудь!
С замком нашим случилась беда
Бегите скорее все вместе туда!
Преодолевая полосу препятствий, дети отправляются во вторую часть группы.
Полоса препятствий:
- Маркер «Кораблик» трансформируется в «Туннель»
- Скамейка
Педагог: В этом замке случилась беда.
Грубияны, невежды попали сюда!
От плохих слов - стены развалились
И добрые слова все здесь заблудились!
Вы бы хотели помочь и построить этот замок? (Ответы детей) Тогда внимательно смотрите на схему и можете приступать.
Конструирование «Замка» из мягких модулей по схеме.
На мягких модулях наклеены таблички с «Волшебными словами» и озвученные говорящей ручкой «Знаток»
Педагог: Замечательно и с этим сложным заданием вы справились. Мы с вами помогли восстановить замок «Волшебных слов». Какие же слова будут в нем жить? (С начала дети высказывают свои предположения, а потом проверяют с помощью говорящей ручки)
Заключительная часть:
Дети рассаживаются на мягкие модули «Кочки» полукругом.
Подведение итогов:
Педагог: У нас с вами получилось сегодня веселое и увлекательное путешествие в Волшебную страну «Этикет». Что же нового вы сегодня смогли узнать? (Ответы детей). Но вы знаете ребята, с этой страны возвращаются только вежливые, воспитанные и аккуратные дети. И поэтому, мне кажется, мы с вами должны продолжать жить в этой стране всегда. А сможем ли мы здесь остаться на всегда помогут понять нам специальные вопросы. Попробуем на них ответить? (Ответы детей) Рядом с вами лежат по 2 карточки. Если вы будете слышать правильный ответ – поднимайте в вверх карточку с веселым улыбающимся выражением лица, а если не правильный ответ – тогда карточку с грустным выражением лица.
Вопросы:
- Что такое этикет?
- это правила, манеры, вежливость и чувство меры,
скромность, такт и аккуратность, чистоплотность, деликатность
- это драки, шум и враки, грубость, жадность и атаки, чтобы старших обижать и много плохих слов знать.
- Слова приветствия необходимо произносить:
- громко, грубо и неприветливо, отвернувшись в другую сторону
- улыбаясь, нежно и смотреть на того с кем здороваемся
3. Что нужно ответить взрослому, когда прощаемся с ним:
- пока, чао, промолчать
- до свиданья, до встречи, всего доброго.
4. Правила поведения в транспорте:
- при входе пропускать вперед девочек и старших, не кричать
- толкаться, кричать, по ногам топтаться, есть
5. Как нужно вести себя за столом во время обеда:
- петь, плясать, озорничать и в ладоши громко хлопать и ногами
громко топать
- не кричать, с набитым ртом не разговаривать
правила этикета соблюдать и суп на стол не проливать
6. Правила дружбы детей в группе
- драться, жадничать, ссориться, обманывать
- нужно другу помогать, вместе дружно всем играть.
Педагог: Все замечательно справились с этими вопросами, и я уверена, что каждый из вас может остаться жить в Волшебной стране этикета. Маша и Полина вы запомнили как нужно правильно себя вести? (Ответы детей)
И конечно же все заслужили сердечки в свои книги добрых дел.
Педагог вклеивает сердечки в детские книги добрых дел, сделанные своими руками.
На прощание, детишки,
Поделюсь одним советом:
Вы читайте чаще книжки
И знакомьтесь с этикетом,
Но еще хочу, друзья,
Главное поведать я:
Правил можно много знать,
Но совсем не соблюдать.
Можно знать из тридцать три,
Но невежей быть внутри.
Можно, помня их и сотню,
Мучить киску в подворотне.
Не бывает, детвора,
Этикета без добра.
Ребятишки! Знайте это –
Важно, кроме этикета,
Соблюдать законы чести,
Дружно жить со всеми вместе!
Путешествие по коррекционным дорожкам к столам
(скамейка, маркер «Туннель» трансформируется в «Ручеек»)
Чаепитие за столами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/05/picture-262692-1370410557.jpg)
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/05/picture-262692-1370410557.jpg)
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «Взрослые и дети» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Развлечение по этикету "Взаимоотношение детей и взрослых"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-796845-1465483093.jpg)
СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА СТАРШАЯГРУППА «Осень в Африке»
СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО ПРАЗДНИКА СТАРШАЯГРУППА «Осень в Африке» Под музыку заходят в зал, выстраиваются. Если на деревьяхлистья пожелтели,Если в край далекийптицы улетели,Если небо хмурое,е...
конспект занятия по познавательной деятельности на тему "Лекарственные растения" старшаягруппа
конспект занятия по познавательной деятельности на тему "Лекарственные растения"старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/07/picture-1262336-1599450339.jpg)
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Старшаягруппа «Сказка» 5-6 лет
Пояснительная запискаВедущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/08/picture-1384565-1644320577.jpg)
Непосредственно образовательнаядеятельность с использованием технологии Н.А.Коротковой «Река времени» по теме "Путешествие в прошлое " для детей подготовительной к школе группы.
- расширять представления детей об историческом времени:древность -старина - настоящее время; представления детей о предметах письма людей , разнообразии жилище, одежды, об их изменениях о...