Образно-языковая картина мира ребёнка.
статья по развитию речи по теме
Человек устроен так, что его знания неотделимы от его языка и поэтому, приобретая представления о внешнем мире, совершенствуя и обогащая, детализируя и развивая своё видение мира, человек овладевает языком,развивает свою языковую способность.Без языка познание мира невозможно,так как язык взаимосвязан с мышлением. На начальной стадии познания мира мы познаём предметный мир.Поэтому культурологическое ядро языка - это его лексика. Лексический состав языка ребёнка отражает восприятия ребёнком окружающей действительности. Окружающая среда имеет важную ,определяющую роль в обогащении лексики ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazno.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Образно – языковая картина мира ребёнка.
Мир вокруг нас чрезвычайно многолик и многообразен . И с первых же дней человек начинает познавать его. Он ещё не умеет говорить, а уже различает отдельные предметы, понимает определённые отношения между ними. На начальной стадии познания мира он познаёт прежде всего предметный мир. Воспринимая окружающий мир, человек отображает его в сознании. Уже тогда в сознании его формируется модель мира, другими словами картина мира. Сначала это картина мира его непосредственного окружения, с развитием ребёнка она усложняется, детализируется, отражая множество логических связей между её составляющим, отражая совокупность предметов и явлений окружающей действительности. Языковая модель мира отличается наличием конкретных, материально выраженных предметов . Она динамична и развивается до абстрактных понятий и закономерностей мироздания.
Картина мира ребёнка - это детское восприятие мира ( не в значении «наивное» , а именно « детское» . Картина мира ребёнка носит ярко выраженный образный характер. Образная картина мира присуща младенческому возрасту. Элементы образно - языковой картины мира ребёнка получают словесное выражение несколько позднее , с развитием языка ребёнка. Так мы можем уже говорить об образно – языковой картине мира ребёнка. Таким образом, развивающая среда имеет важную ,определяющую роль в развитии лексического состава языка ребёнка.
В последнее время появилась новая наука онтолингвистика, она изучает язык детей. В этой области лингвистики работают В.Б.Касевич, М.В.Стенлинг. Изучение образно –языковой картины мира ребёнка очень актуально в свете антропологической(раздел лингвистики, изучающий эволюцию человеческого мышления на основе её отражения в соответствующей эволюции языка ,прежде всего его лексики) и когнитивной лингвистики(направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания) . Изучая картину мира ребёнка , мы наблюдаем направление развития не только языка , но и сознания. Чтобы понять закономерности возникновения и развития языковой картины, нужно изучать её у самых истоков, то есть с детского возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Формирование образных языковых средств»
Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников - формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла речевого высказывания. Обра...
Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника
Статья посвящена вопросам становления картины мира ребёнка. Особое внимание уделено игрушке как инструменту педагогического воздействия воспитывающего взрослого на процесс становления картины мира реб...
Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).
Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели: Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» НОД Формирование целостной картины мира тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» во второй младшей группе.
Конспект ООД по образовательной области«Познавательное развитие»НОД Формирование целостной картины миратема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»во второй мла...
Статья "Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника".
Статья посвящена вопросам становления картины мира ребёнка. Особое внимание уделено игрушке как инструменту педагогического воздействия воспитывающего взрослого на процесс становления картины мира реб...
Предметно-развивающая среда как средство формирования целостной картины мира, поддержания детской инициативы и взаимодействия с семьёй ребёнка
quot;Предметно-развивающая среда как средство формирования целостной картины мира, поддержания детской инициативы и взаимодействия с семьёй ребёнка"(Вторая младшая группа)Эффективным средством в...
Родительское собрание "Формирование образных языковых средств у дошкольников"
Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – “сорняков”. Почему? Попробуем разобраться на встрече с родителями....