"Новогоднее путешествие в город Буквоград"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
- Развивать у детей фонематический слух, внимание и память
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 332.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте (фонематические функции)
в подготовительной к школе группе
"Новогоднее путешествие в город Буквоград"
Тема: "Новогоднее путешествие в город Буквоград" звуки "ф", " фь"; буква "ф".
Цели:
- Развивать у детей фонематический слух, внимание и память
- Активизировать словарный запас у детей
- Совершенствовать слуховое восприятие речи
- Учить соотносить звуки "ф, фь", с буквой "ф"
- Продолжать развивать логическое мышление
- Формировать функции самоконтроля
Ход занятия
- Организационный момент.
Поприветствовать гостей.
Сегодня мы продолжаем новогоднее путешествие в город звуков и букв.
2.) Основная часть
-А как называется этот город? (Буквоград)
-На какие две группы делятся все звуки по произношению? (гласные и согласные)
-Чем они отличаются друг от друга?
-Назовите гласные звуки. Назовите согласные звуки.
-На какие две группы делятся согласные звуки? (твердые и мягкие)
Гномы Тим и Том живут в Буквограде и охраняют свои дома. Можно их спросить какой дом охраняет Тим? А гном Афоня охраняет, какой дом? А поможет в нашем путешествии наша гостья фея. Она пришла со своими друзьями: Фомой и Филей. Кто они? (Фотографы). Как Вы догадались? Что они делают (фотографируют). Одинаково ли звуча звуки в их именах? Сегодня будет слушать, и произносить звуки "ф" и "фь".
2.1.) Характеристика звуков "ф", "фь".
Какие звуки "ф,фь" (согласный, он может быть и твердым и мягким, глухой, губки при произношении сжаты, язычок направлен вниз, и воздух при произношении - легкий фонтанчик).
На доске появляются символы изображения звуков "ф", "фь".
3.) Произношения звуков "ф", "фь" в слогах и словах
3.1.) "Дразнилки"
Филя и Фома дразнятся: "фа-фу-фу-ки, фи-фа-фо-фы".
Можно дразниться? (это не красиво)
3.2.) Разговор по телефону.
Угадайте, что за разговор они ведут?
Фи-фи-фе-фю (сердитым голосом), а второй говорит: "Фо-фа-фу-фы" (ласковым голосом)
3.3.) Слоговое лото.
Составьте слова из слогов: лин, фи; жок, фла; ма, фор; кус, фо.
3.4.) Игра "твердый - мягкий".
твердый звук "ф" в слове - кулачком о стол, мягкий - хлопок в ладоши.
Слова: фикус, фабрика, футбол, филин, фуфайка, фиалка, фартук, форма, фокусник, ферма, фуражка, фонарь, флаг.
3.5.) Произнесение звука "ф" в словах
- В слове четыре звука. Первый "ш", последний "ф", носим на шее (шарф). Покажите, как вы одеваете шарф.
- В названии предмета первый слог "оф". Назовите слово (кофта). Обозначим действием.
- В слове есть слоги: ты, кон, фе (конфеты).
- На елке висят красивые … (фонарики)
4.) У феи появляется в руках волшебный факел, который участвовал в эстафете олимпийского огня в нашем городе в октябре месяце.
Большой путь проделал факел из Греции в нашу страну огромную и величавую. А для чего он прибыл в нашу страну? (потому что у нас будет олимпиада в городе Сочи).
Посмотрите на глобус. Правда, большая наша страна?! А наш факел уже побывал и на далекой Антарктиде и глубоко под водой, и побывал даже в космосе, проделал он свой путь на лошадях и вездеходах, на санях и самолетах.
Вопрос - А как называют человека, который несет факел в руках? (факелоносец).
- А когда их много? (факелоносцы).
5.) Физкультминутка
Встали в круг, представили, что мы факелоносцы, осторожно передаем факел друг другу.
А теперь легко бежим друг за другом, потом красиво идем спортивным шагом.
Олимпиада пройдет в городе Сочи, а отгадайте, в каком месяце? Как называется последний календарный месяц зимы (февраль)
Олимпиада зимняя. А какие вы знаете зимние виды спорта? (фристайл - это художественный спуск с горы на лыжах).
Превратились - имитация спуска с горы, а внизу нас ждет каток. Кто занимается на катке? (фигуристы).
А наша фея еще занимается фигурным катанием. Посмотрите, как у нее красиво получается поворот. Теперь и вы стали фигуристами - имитация движения фигуристов.
6.) Составление слова из рассыпанных звуков ф, у, т, б, о, л.
-Филя там играл в … (футбол)
-он забил в ворота … (гол)
Имитация игры в футбол. Дети изображают, как вратарь ловит мяч.
Кем вы были? (футболистами)
7.) Развитие просодии
Чтение стихотворения Т. Сапгир
Сказала Тётя: "Фи, футбол!"
Сказала мама: "Фу, футбол."
Сестра сказала: "Ну, футбол...",
А я ответил "Во, футбол!!!"
8.) Мнемотехника
Запоминание картинок. Одиннадцать картинок со звуками "ф" и "фь".
Телефон, фикус, фонарь, фокусник, футбол, филин, фартук, флаг, фуражка, шарф, конфета.
9.) Знакомство и буквой "ф"
-"Филя ходит руки в боки, значит, выучил уроки!" - поставьте руки на пояс, посмотрите друг на друга, мы стали похожи на букву "Ф".
10.) Звуковой анализ слова - фикус (работа делается в тетради)
Сколько звуков в слове "фикус"? (называют звуки, загибая пальчики)
Чертим полоску в тетради длиной пять клеточек.
Делим слово "фикус" на слоги. Поставили правую руку под подбородок. Произносим слово по слогам: "фи-кус".
Сколько слогов? (два слога)
Назови первый слог (фи). В тетради отсчитать две клеточки слева направо и поставить большую вертикальную черту.
Дальше называем все звуки в слове "фикус" по порядку:
- Первый звук "фь". Какой он? (согласный, мягкий). Поэтому, какого цвета будет клеточка? (зеленая)
- Следующий звук "и" Какой он? (гласный). Поэтому цвет клеточки будет красный;
- потом какой звук? ("к"). Какой он? (согласный). Поэтому цвет клеточки будет синий;
- Какой четвертый звук ("у"). Он какой? (гласный). Поэтому клеточку сделаем красную;
- Какой последний звук? ("с"). Он какой? (согласный). Поэтому клеточка синяя.
Обозначаем звуки буквами. Подписываем. Произнесем все слово целиком. Ставим ударение.
Какой слог мы произнесли сильнее? (первый). Ставим ударение. А ударение всегда падает на гласный звук.
Отступив от слова "фикус" три клеточки справа, рисуем небольшое изображение фикуса.
Составим с этим словом предложение по схеме: |_ _ _ _. (четыре)
Составляют предложение из четырех слов со словом "фикус".
Фея: "А как слово "фикус" превратить в слово "фокус"?"
Фея показывает детям план групповой комнаты. Найти, где спрятан на плане сюрприз.
12.) Итоги занятия
Молодцы! Чему учились сегодня? (произносить слова!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в подготовительной группе " Путешествие на остров Буквоград"
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием современных образовательных технологий в подготовительной группе...
Занятие по обучению детей грамоте "Путешествие в город Буквоград"
Задачи: Продолжать закреплять умение дошкольников определять наличие звука и его место в слове, упражнять в делении слов на слоги, совершенствовать умение правильно употреблять термины &la...
Интегрированное занятие «Путешествие в волшебный город Буквоград» в подготовительной группе
Ребята, где-то далеко-далеко на свете, есть город, где живут трудолюбивые человечки. Это город правильной и красивой речи. Жителям этого города нужна помощь. У них пропал адрес. Пропало название их го...
Конспект СОД в старшей группе «Путешествие на звуковом паровозике в город Буквоград»
Конспект СОД В старшей группе «Аленушка»(дети, родители, воспитатель, учитель - логопед) «Путешествие на звуковом паровозике в город Буквоград» подг...
Конспект совместной деятельности Подготовительная группа (1) Тема: Путешествие в город Буквоград.
Цель: Создание условий для подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игры – путешествие в город Буквоград.Задачи; Образовательные задачи-...
Путешествие в город Буквоград
Путешествие в город Буквоград...