Психологическое сопровождение речевой, эмоциональной, поведенческой адаптации детей - инофонов 3-7 лет к новым социокультурным условиям
статья по развитию речи на тему
Целью программы является создание игровой среды для взаимодействия воспитанников в условиях полиэтнического дошкольного учреждения, способствующей быстрому и естественному приспособлению детей к новым социокультурным условиям при сохранении их национальной идентичности.
Среди основных задач программы можно выделить следующие: повышение языковой компетентности воспитанников; создание условий для эмоциональной и поведенческой адаптации детей к новой социокультурной среде; методическая помощь воспитателям и специалистам ДОУ в разработке и реализации приемов и игр для преодоления трудностей, связных с наличием социокультурных различий и разного уровня владения воспитанниками русским языком; повышение профессиональной компетентности психологов в реализации психологических стратегий взаимодействия воспитанников и воспитателей; накопление положительного практического опыта взаимодействия психолога, воспитателя и специалистов ДОУ. Главными принципами реализации программы нами определены: добровольность участия детей в работе группы; язык является средством общения, а не предметом изучения; импровизационный характер действий ведущих группы; учет индивидуальных мнений участников группы в контексте групповых процессов; осознанность действий участников группы через организацию обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение речевой, эмоциональной, поведенческой адаптации детей - инофонов 3-7 лет к новым социокультурным условиям
С увеличением миграционных потоков из стран СНГ, а также в связи с демографическими изменениями, происходящими в России, вопрос развития миграционной политики становится одним из приоритетных на уровне государства. В настоящее время в стране официально зарегистрировано более 8 миллионов мигрантов (ранее - 5 миллионов). Страны СНГ, в основном Дагестан, Карачаево-Черкесская республика, Казахстан, и другие традиционно являются для России основными районами, откуда происходит самый большой поток переселенцев. Как показывают многочисленные исследования в России и европейских странах, роль образовательного учреждения в развитии и формировании у детей-мигрантов социальных навыков и навыков трудовой деятельности является решающей. В последнее время работники системы образования города осознали всю актуальность и сложность решения проблем в работе с детьми – мигрантами и их семьями.
Языковой барьер является первым препятствием на пути адаптации детей-мигрантов в детских садах, школах, других образовательных учреждениях. Обучение детей-мигрантов с помощью традиционных методик не приносит желаемого результата, что обусловлено отсутствием у детей элементарных знаний, владения русским языком, прежде всего, на бытовом уровне. Не могут оказать помощь в решении этой проблемы ребенку, как правило, и родители. Следствием медленного освоения ребенком русского языка становится отставание его по всем школьным дисциплинам.
Творческой группой разработана программа «Рука в руке», направленная на психологическое сопровождение речевой, эмоциональной, поведенческой адаптации детей - инофонов 3-7 лет к новым социокультурным условиям. Ретрансляция опыта по ознакомлению с данной программой была представлена на краткосрочном обучении по теме: «Программа адаптации детей, слабо говорящих и не говорящих на русском языке, в условиях образовательного учреждения с полиэтническим составом обучающихся» и распространена для внедрения в детские сады Ямало-ненецкого автономного округа.
Целью программы является создание игровой среды для взаимодействия воспитанников в условиях полиэтнического дошкольного учреждения, способствующей быстрому и естественному приспособлению детей к новым социокультурным условиям при сохранении их национальной идентичности.
Среди основных задач программы можно выделить следующие: повышение языковой компетентности воспитанников; создание условий для эмоциональной и поведенческой адаптации детей к новой социокультурной среде; методическая помощь воспитателям и специалистам ДОУ в разработке и реализации приемов и игр для преодоления трудностей, связных с наличием социокультурных различий и разного уровня владения воспитанниками русским языком; повышение профессиональной компетентности психологов в реализации психологических стратегий взаимодействия воспитанников и воспитателей; накопление положительного практического опыта взаимодействия психолога, воспитателя и специалистов ДОУ. Главными принципами реализации программы нами определены: добровольность участия детей в работе группы; язык является средством общения, а не предметом изучения; импровизационный характер действий ведущих группы; учет индивидуальных мнений участников группы в контексте групповых процессов; осознанность действий участников группы через организацию обратной связи.
В данной программе мы обобщили накопленный опыт совместной работы воспитателей и психолога над проблемой адаптации детей – инофонов 3-7 лет в образовательном учреждении с полиэтническим составом воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера.
Мы выделяем ряд особенностей, которые делают данную программу актуальной для дошкольного учреждения с полиэтническим составом воспитанников:
1.Постижение русского языка как неродного происходит при использовании данной программы с опорой на детскую языковую интуицию, на непосредственный интерес к языку, возникающий в процессе привлекательного игрового общения, связанного с пониманием партнера, с поиском собственных познавательных ресурсов.
2. Программа рассчитана на детей, 3-7 лет, то есть методика проведения занятий, учитывает плюсы и минусы межвозрастного сотрудничества.
3.Основным содержанием психологического сопровождения речевой, эмоциональной, поведенческой адаптации детей - инофонов 3-7 лет к новым социокультурным условиям является игровая деятельность.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают,
чем по прямому заданию взрослого. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Поэтому в основу нашей программы мы заложили игры, с помощью которых у детей будет увеличиваться словарный запас, активизироваться детская речь; будет повышаться качество личностного взаимодействия воспитанников и воспитателей.
Для того чтобы программа была эффективной мы разработали методику обучения игре, которая включает в себя следующие аспекты: 1. Ведущий предлагает конкретную игру всем участникам группы. Необходимо договориться об игровых правилах, которые нельзя нарушать в ходе группового занятия. Обычно это правила: не делать друг другу больно и не перебивать говорящего. При необходимости эти правила можно комментировать рисунками и разнообразить. 2.Ведущий строит диалог, проясняющий согласие или несогласие участников играть с детьми в этой группе. Это научает детей не бояться говорить о себе и вести диалог с ведущим, устанавливая свои границы и проявляя интересы. 3.Ведущий излагает инструкцию разными способами (вербально и невербально), делая явными трудные или опасные ситуации, которые нужно учитывать в игре. 4.Ведущий дает сигнал к началу игры. Если при проведении игры идет нарушение игровых правил или инструкции, то игру можно прекратить словами «Стоп — игра!», собрать детей в круг для короткого обсуждения произошедшего, а затем игру возобновить. Можно дождаться ситуации, когда игроки почувствуют неудобство от совместной игры и в круге узнавать о том, в чем оно для каждого игрока заключалось. 5.Ведущий собирает короткие игровые впечатления (реплики, ассоциации, знаки настроения). Подробные впечатления собираются в конце встречи.
Также нами определены правила подбора игр, соблюдение которых обязательно при реализации данной программы:
- Игра должна соответствовать актуальным потребностям детей при взаимодействии друг с другом.
- В игре должны выделяться акценты наблюдения для психолога, связанные с развитием межличностного взаимодействия.
- Предлагаемые в процессе занятия игры должны чередоваться по уровню возбуждения — торможения, то есть поднимать энергию и сохранять ее для адекватной работоспособности группы, купируя процессы эмоционального заражения.
- Игры должны учитывать уровень произвольности и возможности творческого самораскрытия и самовыражения детей.
- Игровая инструкция должна учитывать особенности возраста, внятно мотивировать участников на игру, быть понятной в изложении.
Эффективность программы заключается в повышении успешности в воспитательно-образовательной деятельности; повышение доверия к ДОУ у родителей; усилении индивидуализации воспитательного процесса как следствие совместной работы воспитателя и психолога. Данная программа может быть реализована с детьми разных национальностей и с различной степенью владения русским языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/16/picture-623675-1429213628.jpg)
Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.
1. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста. М.О. Валяс2. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/17/picture-669301-1442518123.jpg)
Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-713751-1539183569.jpg)
Международная научно-практическая конференция "Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы" г.Казань, г.Нижнекамск
Презентация пособия. Тема «Использование нетрадиционных методов работы в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников «Умные ладошки»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-423727-1395499138.jpg)
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в новых социокультурных условиях
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родно...
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в новых социокультурных условиях
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно нравственно – патриотическое воспитание является одним из важнейших элемен...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-112078.jpg)
ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОГИМНАЗИИ.
В рамках психологического сопровождения представлен опыт по внедрению программы по развитию эмоциональной сферы.«Программа психологического сопровождения развития эмоциональной сферы детей дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/01/picture-1532808-1735712678.jpg)
«Программа психологического сопровождения преодоления эмоционального выгорания педагогов»
Пояснительная записка Эмоциональное выгорание – это состояние, которое возникает у людей, работающих в профессиональных сферах, где требуется постоянное эмоциональное вовлечение. Оно характ...