Психологическое сопровождение речевой, эмоциональной, поведенческой адаптации детей - инофонов 3-7 лет к новым социокультурным условиям
статья по развитию речи на тему
Целью программы является создание игровой среды для взаимодействия воспитанников в условиях полиэтнического дошкольного учреждения, способствующей быстрому и естественному приспособлению детей к новым социокультурным условиям при сохранении их национальной идентичности.
Среди основных задач программы можно выделить следующие: повышение языковой компетентности воспитанников; создание условий для эмоциональной и поведенческой адаптации детей к новой социокультурной среде; методическая помощь воспитателям и специалистам ДОУ в разработке и реализации приемов и игр для преодоления трудностей, связных с наличием социокультурных различий и разного уровня владения воспитанниками русским языком; повышение профессиональной компетентности психологов в реализации психологических стратегий взаимодействия воспитанников и воспитателей; накопление положительного практического опыта взаимодействия психолога, воспитателя и специалистов ДОУ. Главными принципами реализации программы нами определены: добровольность участия детей в работе группы; язык является средством общения, а не предметом изучения; импровизационный характер действий ведущих группы; учет индивидуальных мнений участников группы в контексте групповых процессов; осознанность действий участников группы через организацию обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_serova.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение речевой, эмоциональной, поведенческой адаптации детей - инофонов 3-7 лет к новым социокультурным условиям
С увеличением миграционных потоков из стран СНГ, а также в связи с демографическими изменениями, происходящими в России, вопрос развития миграционной политики становится одним из приоритетных на уровне государства. В настоящее время в стране официально зарегистрировано более 8 миллионов мигрантов (ранее - 5 миллионов). Страны СНГ, в основном Дагестан, Карачаево-Черкесская республика, Казахстан, и другие традиционно являются для России основными районами, откуда происходит самый большой поток переселенцев. Как показывают многочисленные исследования в России и европейских странах, роль образовательного учреждения в развитии и формировании у детей-мигрантов социальных навыков и навыков трудовой деятельности является решающей. В последнее время работники системы образования города осознали всю актуальность и сложность решения проблем в работе с детьми – мигрантами и их семьями.
Языковой барьер является первым препятствием на пути адаптации детей-мигрантов в детских садах, школах, других образовательных учреждениях. Обучение детей-мигрантов с помощью традиционных методик не приносит желаемого результата, что обусловлено отсутствием у детей элементарных знаний, владения русским языком, прежде всего, на бытовом уровне. Не могут оказать помощь в решении этой проблемы ребенку, как правило, и родители. Следствием медленного освоения ребенком русского языка становится отставание его по всем школьным дисциплинам.
Творческой группой разработана программа «Рука в руке», направленная на психологическое сопровождение речевой, эмоциональной, поведенческой адаптации детей - инофонов 3-7 лет к новым социокультурным условиям. Ретрансляция опыта по ознакомлению с данной программой была представлена на краткосрочном обучении по теме: «Программа адаптации детей, слабо говорящих и не говорящих на русском языке, в условиях образовательного учреждения с полиэтническим составом обучающихся» и распространена для внедрения в детские сады Ямало-ненецкого автономного округа.
Целью программы является создание игровой среды для взаимодействия воспитанников в условиях полиэтнического дошкольного учреждения, способствующей быстрому и естественному приспособлению детей к новым социокультурным условиям при сохранении их национальной идентичности.
Среди основных задач программы можно выделить следующие: повышение языковой компетентности воспитанников; создание условий для эмоциональной и поведенческой адаптации детей к новой социокультурной среде; методическая помощь воспитателям и специалистам ДОУ в разработке и реализации приемов и игр для преодоления трудностей, связных с наличием социокультурных различий и разного уровня владения воспитанниками русским языком; повышение профессиональной компетентности психологов в реализации психологических стратегий взаимодействия воспитанников и воспитателей; накопление положительного практического опыта взаимодействия психолога, воспитателя и специалистов ДОУ. Главными принципами реализации программы нами определены: добровольность участия детей в работе группы; язык является средством общения, а не предметом изучения; импровизационный характер действий ведущих группы; учет индивидуальных мнений участников группы в контексте групповых процессов; осознанность действий участников группы через организацию обратной связи.
В данной программе мы обобщили накопленный опыт совместной работы воспитателей и психолога над проблемой адаптации детей – инофонов 3-7 лет в образовательном учреждении с полиэтническим составом воспитанников, функционирующем в условиях Крайнего Севера.
Мы выделяем ряд особенностей, которые делают данную программу актуальной для дошкольного учреждения с полиэтническим составом воспитанников:
1.Постижение русского языка как неродного происходит при использовании данной программы с опорой на детскую языковую интуицию, на непосредственный интерес к языку, возникающий в процессе привлекательного игрового общения, связанного с пониманием партнера, с поиском собственных познавательных ресурсов.
2. Программа рассчитана на детей, 3-7 лет, то есть методика проведения занятий, учитывает плюсы и минусы межвозрастного сотрудничества.
3.Основным содержанием психологического сопровождения речевой, эмоциональной, поведенческой адаптации детей - инофонов 3-7 лет к новым социокультурным условиям является игровая деятельность.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают,
чем по прямому заданию взрослого. Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Поэтому в основу нашей программы мы заложили игры, с помощью которых у детей будет увеличиваться словарный запас, активизироваться детская речь; будет повышаться качество личностного взаимодействия воспитанников и воспитателей.
Для того чтобы программа была эффективной мы разработали методику обучения игре, которая включает в себя следующие аспекты: 1. Ведущий предлагает конкретную игру всем участникам группы. Необходимо договориться об игровых правилах, которые нельзя нарушать в ходе группового занятия. Обычно это правила: не делать друг другу больно и не перебивать говорящего. При необходимости эти правила можно комментировать рисунками и разнообразить. 2.Ведущий строит диалог, проясняющий согласие или несогласие участников играть с детьми в этой группе. Это научает детей не бояться говорить о себе и вести диалог с ведущим, устанавливая свои границы и проявляя интересы. 3.Ведущий излагает инструкцию разными способами (вербально и невербально), делая явными трудные или опасные ситуации, которые нужно учитывать в игре. 4.Ведущий дает сигнал к началу игры. Если при проведении игры идет нарушение игровых правил или инструкции, то игру можно прекратить словами «Стоп — игра!», собрать детей в круг для короткого обсуждения произошедшего, а затем игру возобновить. Можно дождаться ситуации, когда игроки почувствуют неудобство от совместной игры и в круге узнавать о том, в чем оно для каждого игрока заключалось. 5.Ведущий собирает короткие игровые впечатления (реплики, ассоциации, знаки настроения). Подробные впечатления собираются в конце встречи.
Также нами определены правила подбора игр, соблюдение которых обязательно при реализации данной программы:
- Игра должна соответствовать актуальным потребностям детей при взаимодействии друг с другом.
- В игре должны выделяться акценты наблюдения для психолога, связанные с развитием межличностного взаимодействия.
- Предлагаемые в процессе занятия игры должны чередоваться по уровню возбуждения — торможения, то есть поднимать энергию и сохранять ее для адекватной работоспособности группы, купируя процессы эмоционального заражения.
- Игры должны учитывать уровень произвольности и возможности творческого самораскрытия и самовыражения детей.
- Игровая инструкция должна учитывать особенности возраста, внятно мотивировать участников на игру, быть понятной в изложении.
Эффективность программы заключается в повышении успешности в воспитательно-образовательной деятельности; повышение доверия к ДОУ у родителей; усилении индивидуализации воспитательного процесса как следствие совместной работы воспитателя и психолога. Данная программа может быть реализована с детьми разных национальностей и с различной степенью владения русским языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.
1. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста. М.О. Валяс2. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста ...
Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...
Международная научно-практическая конференция "Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы" г.Казань, г.Нижнекамск
Презентация пособия. Тема «Использование нетрадиционных методов работы в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников «Умные ладошки»....
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в новых социокультурных условиях
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родно...
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в новых социокультурных условиях
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно нравственно – патриотическое воспитание является одним из важнейших элемен...
ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОГИМНАЗИИ.
В рамках психологического сопровождения представлен опыт по внедрению программы по развитию эмоциональной сферы.«Программа психологического сопровождения развития эмоциональной сферы детей дошко...
Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).
Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...