Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в новых социокультурных условиях
консультация по теме
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно нравственно – патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в новых социокультурных условиях
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно нравственно – патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, городе, селе; усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Каждый воспитатель ставит перед собой вопросы: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
На современном этапе развития нашего общества огромное значение имеет нравственное воспитание подрастающего поколения, а как воспитать ребенка патриотом своей Родины, если не изучить историю и культуру родного города, того места, которое называют малой родиной. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу к родной речи задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству», - полагал Д.С. Лихачев.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место Л.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие выдающие педагоги в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско – патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание детей включает в себя пять блоков:
Я и моя семья. Мир любого ребенка начинается с его семьи. Дети получали знания о своем ближайшем окружении, семьи, её истории, семейными традициями. У них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.
Детский сад. В младших и средних группах через игры, прогулки, занятия, экскурсии учили ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться и прощаться с педагогами и детьми. Относиться бережно к книгам, игрушкам. Поддерживать порядок в группе. В старших и подготовительной к школе группах учили свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, учили соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи. Воспитывали бережное отношение к детским игровым постройкам. Учили заботиться о младших, быть внимательными к сверстникам.
Родная страна. Родной город. Дети получали краеведческие знания о своём городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, памятниках культуры, учреждениях, знаменитых земляках, ветеранах Великой Отечественной войны.
Из этого блока дошкольники получали географические сведения о территории нашей страны (карта города, глобус, карта России, фотографии). В средней группе познакомились с государственными символами России. В старшей группе расширилось представление о значении государственных символов России, воспитывалось уважительное отношение к ним. Дети знакомились со столицей нашего государства, городами России. Формируются также основы гражданско – патриотических чувств: любовь, уважение и гордость к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к России.
Родная природа. Любовь к природе одно из проявлений патриотизма. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Важно прививать детям любовь к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Проводились целевые наблюдения за состоянием объектов в разные сезоны года, организовывался сезонный земледельческий труд в природе: посев цветов, овощей, посадка деревьев.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством, приобщаем детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Система образования призвана обеспечить воспитание граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. И по – этому, успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства.
Список литературы
- Алёшина Н.Н. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4 – е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 2008. – 248 с.
- Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.:, 1980.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2 – изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 880 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М: педагогика, 1989.
- Сухомлинский В.А. сердце отдаю детям. – Киев, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/17/picture-669301-1442518123.jpg)
Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-423727-1395499138.jpg)
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в новых социокультурных условиях
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/28/picture-658966-1440792216.jpg)
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-502144-1413730450.jpg)
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-597395-1486887823.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/20/picture-1395145-1647779618.jpg)
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...