Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в новых социокультурных условиях
консультация по теме

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Именно нравственно – патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.  Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в новых социокультурных условиях

    Воспитание патриотических чувств у детей  дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Именно нравственно – патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.  Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

   В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

  Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине  является накопление ими  социального опыта жизни в своём поселке, городе, селе; усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры.

   Каждый воспитатель ставит перед собой вопросы: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

    На современном этапе развития нашего общества огромное значение имеет нравственное воспитание подрастающего поколения, а как воспитать ребенка патриотом своей Родины, если не изучить историю и культуру родного города, того места, которое называют малой родиной. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу к родной речи задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству», - полагал Д.С. Лихачев.  

   Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место Л.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие выдающие педагоги в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско – патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных. Это чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воспитания.

   Патриотическое воспитание детей включает в себя пять блоков:

   Я и моя семья. Мир любого ребенка начинается с его семьи. Дети получали знания о своем ближайшем окружении, семьи, её истории, семейными традициями. У них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.

   Детский сад. В младших и средних группах через игры, прогулки, занятия, экскурсии учили ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться и прощаться с педагогами и детьми. Относиться бережно к книгам, игрушкам. Поддерживать порядок в группе. В старших и подготовительной к школе группах учили свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, учили соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи. Воспитывали бережное отношение к детским игровым постройкам. Учили заботиться о младших, быть внимательными к сверстникам.

   Родная страна. Родной город. Дети получали краеведческие знания о своём городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, памятниках культуры, учреждениях, знаменитых земляках, ветеранах Великой Отечественной войны.

   Из этого блока дошкольники получали географические сведения о территории нашей страны (карта города, глобус, карта России, фотографии). В средней группе познакомились с государственными символами России. В старшей группе расширилось представление о значении государственных символов России, воспитывалось уважительное отношение к ним. Дети знакомились со столицей нашего государства, городами России. Формируются также основы гражданско – патриотических чувств: любовь, уважение и гордость к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к России.

   Родная природа. Любовь к природе одно из проявлений патриотизма. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Важно прививать детям любовь к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

   Проводились целевые наблюдения за состоянием объектов в разные сезоны года, организовывался сезонный земледельческий труд в природе: посев цветов, овощей, посадка деревьев.

   Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока мы знакомим детей с устным народным творчеством, приобщаем детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

   Система образования призвана обеспечить воспитание граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. И по – этому, успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Подготовленность педагога  к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства.

Список литературы

  1. Алёшина Н.Н. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4 – е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 2008. – 248 с.
  2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.:, 1980.
  3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003.
  4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2 – изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 880 с.
  5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М: педагогика, 1989.
  6. Сухомлинский В.А. сердце отдаю детям. – Киев, 1971.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в новых социокультурных условиях

  Воспитание патриотических чувств у детей  дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родно...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...