ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОГИМНАЗИИ.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В рамках психологического сопровождения представлен опыт по внедрению программы по развитию эмоциональной сферы.
«Программа психологического сопровождения развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми. Срок реализации программы – два года, она рассчитана на работу с детьми 4-6 лет, реализуется в группах общеразвивающей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_psihol_soprov.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОГИМНАЗИИ.
Рысева Ольга Николаевна Педагог-психолог высшей квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт – Петербурга «Пансион»
Психологическое сопровождение развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста прогимназии «Пансион» направлено на сохранение и укрепление психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия и развитие эмоциональной сферы ребенкадошкольника и реализуется с помощью специально разработанной программы.
«Программа психологического сопровождения развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми. Срок реализации программы – два года, она рассчитана на работу с детьми 4-6 лет, реализуется в группах общеразвивающей направленности.
Программа может корректироваться в связи с образовательными запросами родителей; результатами ее апробации и др. Настоящая программа имеет единую структуру с Основной образовательной программой дошкольного образования ОУ, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и комплексный характер решения задачи развития эмоциональной сферы дошкольников. Она включает в себя систему психологического сопровождения всех участников образовательного процесса.
В основе реализации психологического сопровождения лежит деятельностный подход. Образовательная деятельность носит продуктивный характер, направлена на самореализацию и самовыражение каждого ребенка.
Программа эмоционального развития основана на личностно-развивающем и гуманистическом характере взаимодействия взрослых и детей, поддержки субъектного опыта ребёнка. В основе ее реализации лежит комплексно-тематический подход-объединение разных видов детской деятельности вокруг единой темы. Ее отличает технологичность - предложен алгоритм развивающего взаимодействия педагога с детьми 4-6 лет в рамках тематических встреч.
Система работы строится на интегративном подходе, предполагает разные модели взаимодействия участников образовательного процесса в рамках решения развивающих задач. Программа психологического сопровождения учитывает естественные физиологические потребности ребенка-дошкольника: в ходе деятельности дети могут свободно передвигаться по помещению, используя материалы информационноразвивающей среды. Представленный опыт, может быть полезен практикам образовательного пространства ДОО, и в результате внедрения будет способствовать решению актуальных задач развития системы образования и обеспечения качества дошкольного образования.
Цель психологического сопровождения развития эмоциональной сферы дошкольников: создание оптимальных условий для развития эмоциональной сферы и позитивной социализации дошкольников. Задачи: Психологическое сопровождение воспитанников
Формировать представления об эмоциональных состояниях, чувствах людей и их проявлениях.
Способствовать самопознанию ребенка, помогать прожить определенное эмоциональное состояние; осознать свои характерные особенности. Развивать социальный и эмоциональный интеллект ребенка, эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Обучать методам психорегуляции психического состояния, развивать способность к самоконтролю.
Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные проявления. Формировать готовность к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения. Психологическая поддержка педагогов
Расширять представления педагогов о способах адекватного выражения своих чувств вербальными и невербальными средствами общения.
Вырабатывать навыки быстрой адаптации при выстраивании разнообразных контактов. Помочь увидеть индивидуальные особенности воспитанников и способствовать позитивно направленному общению с детьми. Психологическая поддержка родителей
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления психического здоровья детей, развития эмоциональной сферы ребенка.
Оказание помощи в формировании уважительного отношения взрослых к человеческому достоинству детей, формировании и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях.
Принципы и подходы психологического сопровождения развития эмоциональной сферы.
1. Принцип развивающего образования. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка (построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности); на развитие его личностных качеств. Насыщение детской жизни новыми яркими впечатлениями (эмоциями), которые питают любознательность ребенка и намечают дальнейшие горизонты развития.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости. Учет закономерностей развития, сензитивных (оптимальных) периодов для развития новых качеств психики и личности ребенка-дошкольника.
3. Культурологический принцип. Учет условий места и времени, в которых родился и живёт ребёнок. Приобщение ребенка к социально-культурному опыту: нормам и правилам общения, принятым в обществе. Организация разнообразных социальных практик для апробации детского опыта.
4. Принцип самореализации. Отбор образовательного материала с учетом возможности применения полученной информации в практической деятельности детей. Поддержка развития индивидуальности; субъектного опыта ребёнка, в котором он является творцом собственной деятельности. Учёт индивидуального опыта, возраста, пола, интересов ребёнка, особенностей развития познавательной и эмоциональной сферы. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, общения обеспечивающих разностороннее развитие ребёнка. Насыщение детской жизни новыми яркими впечатлениями (эмоциями), которые питают любознательность ребенка и намечают дальнейшие горизонты развития.
5. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых Признание ребенка полноценным участником(субъектом) образовательных отношений. Субъектная (партнерская, равноправная) позиция взрослого и ребенка (не «над», а рядом, вместе). Диалогическое (а не монологическое) общение взрослого с детьми. Партнерская форма организации образовательной деятельности (возможность свободного размещения, перемещения, общения детей и др.). Продуктивное взаимодействие (сотрудничество, сотворчество) ребенка со взрослыми и сверстниками. Создание обстановки психологического комфорта, педагогическая поддержка и положительная оценка достижений.
6. Принцип единства с семьей. Единство и согласованность действий всех участников воспитательного процесса для оптимального развивающего влияния на детей. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в общие дела с детьми, педагогами.
Образовательная деятельность с детьми строится с учётом возрастных особенностей развития социально-эмоциональной сферы ребенка. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры представляют собой возможные достижения ребенка и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Настоящие требования являются ориентирами для решения задач формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; изучения характеристик развития эмоциональной сферы детей от 4 до 6 лет; информирования родителей (законных представителей) относительно целей Программы.
Ребенок: от 4 до 5 лет Имеет понятие об основных эмоциях: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх. Умеет распознавать свои эмоциональные проявления и других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и прочее); может назвать их и выразить. Использует в речи слова, обозначающие различные эмоции, чувства, настроения. Умеет регулировать свое эмоциональное состояние с помощью техник дыхания. Владеет комплексом упражнений на расслабление. Проявляет положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию - доброту, отзывчивость, сопереживание, сорадость. Устанавливает речевые контакты, радуется достижениям товарищей. Способен к выражению чувств с помощью слов, пластики, мимики. Использует в активной речи "волшебные слова", то есть слова вежливости, отражающие доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность..С помощью взрослого делает комплименты товарищам от 5 до 6 лет Сопереживает сказочным или игровым персонажам. Способен выразить с помощью слов и движений свое эмоциональное состояние и понять, передать эмоциональное состояние других. Адекватно реагирует на проявление чувств и эмоций окружающих людей. Умеет снять эмоциональное и физическое напряжение с помощью упражнений на дыхание, с помощью танцевальных движений, с помощью рисунка. Способен отразить свое эмоциональное состояние через художественно-изобразительную деятельность. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Владеет лексикой, понятиями, называющими состояния, эмоции, настроения, его оттенки, переживания. Владеет фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые контакты. Использует в активной речи "волшебные слова", то есть слова вежливости, отражающие доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность. Умеет делать комплименты, то есть составлять и искренне произносить тексты лестных отзывов, приятных и любезных слов. Качество эффективности реализации Программы также определяется развитием компетенций взрослых - педагогов и родителей.
Педагоги: Имеют представление об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста. Используют и стимулируют детей на применение в повседневной жизни полученные умения. Стимулируют развитие социально-эмоциональной сферы с помощью чтения художественной литературы, организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр. Способствуют развитию эмоциональной сферы детей путем организации и трансформации в соответствии с возрастом и возможностями детей развивающего пространства группового помещения. Владеют оптимальными способами эмоционального установления контакта; умеют поддерживать и вести беседу с использованием методов эмоциональной поддержки при контакте (жесты, мимика, позы). Используют умения, адекватно ситуации, выражать свои чувства с помощью эмоциональных проявлений, а также распознавать их в партнерах по общению. Могут продемонстрировать усвоенные знания в области межличностных взаимоотношений, умеют брать на себя ответственность и находить выход из проблемной ситуации. Родители: Имеют представление об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста. Владеют методами развития эмоциональной сферы ребенка (игра, вербальная и невербальная поддержка, совместное рисование, лепка, конструирование, пение, прослушивание музыки, чтение художественной литературы). Имеют знания о способах регулирования эмоционального состояния, как своего, так и ребенка. Владеют способами эффективного взаимодействия с «особыми» детьми - тревожными, агрессивными, гиперактивными.
Оценка качества реализации Программы проводится с помощью специально подобранных диагностических методик и методов для детей, родителей и педагогов. Список литературы: 1. Агеева. И.А «Успешный учитель» тренинговые и коррекционные программы. //Речь 2007 2. Варги А. Я., Столин В.В. (Энциклопедия психологических тестов. «Общение-лидерство- межличностные отношения» - М. АСТ, 1997).
3. Лютова У.К.,. Монина Г.Б «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». СПб2000 Речь. /2005 4. Нгуен М.А., Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурноисторическая психология 2007, №3, с. 46-51. / 5. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2009, 1/. 6. (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, Речь, 2006). 7. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» Www. psyedu. ru / ISSN: 2074-5885 /2012, №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники ча...
Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.
Решение задач развития эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...
Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уг...
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды
Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ .
Представлен опыт работы ГБОУ прогимназии № 698 «Пансион» в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Определены и описаны особенности эмоционального развития дошкольников. К...
Комплекс психологических игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разработанные методы, знакомить детей с эмоциями....