Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей раннего возраста
материал по развитию речи

Артомонова Оксана Валерьевна

Игры с песком как средство развития  речи и мелкой моторики  детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom.docx387.77 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Артомонова,

воспитатель, МБДОУ№31 «Аленушка»

Игры с песком как средство развития речи и  мелкой моторики детей раннего возраста.

Самая лучшая игрушка для детей-куча песка!                                                                                                                                                                К.Д.Ушинского

Игры с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. В играх с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, развивается  тактильная чувствительность, а также все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность.

Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми. 

         Играя с песком, ребенок освобождается от накопившегося стресса, дает волю фантазии и всесторонне развивается

Дети очень любят играть с песком и поэтому именно в дошкольном возрасте этим играм необходимо уделять большое внимание. Ни один дидактический материал не сравниться с природным материалом по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Ребёнок с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, значительно расширят игровой опыт ребёнка, сформирует умение согласовывать слова в предложениях, вырабатывает грамматическо - правильную речь, строит короткие высказывания, совершенствует культуру общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками и обогатят его словарный запас.

В своей деятельности я интегрировала развитие мелкой моторики и рисование песком, потому что, уже давно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, и чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

 

Развитие мелкой моторики на практических занятиях включает:

  • теоретическую часть (демонстрация основных упражнений для развития мелкой моторики детей);
  • практическую часть (тактильное привыкание к песку, упражнения по работе кистью, палочками и пальчиками, различные методы захвата песка, игры с песком и мелкими предметами, изучение следа на песке от различных предметов, трафаретов и манипуляций с ними.

Описание: D:\IMG_7195.JPG                    Описание: https://i.mycdn.me/image?id=868159456550&t=3&plc=WEB&tkn=*u8admiJQmhT3BA6hbbcuHB7Njsw

Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, поэтому решила провести углубленную работу по развитию мелкой моторики рук при помощи игр с песком, так как это очень  важно в раннем возрасте. И игры с песком ещё одно прекрасное упражнение для этих целей. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Работаю в данном направлении совсем недолго, первое, с чего я начала свою работу - это изучение литературы по данной теме. Перед собой поставила такие цели и задачи:

Цель: помочь детям адаптироваться к детскому саду, справиться с трудностями привыкания посредством использования игр с песком.

Задачи:

-снизить уровень тревожности у детей в период адаптации к новым условия;

 создание положительного эмоционального настроя в группе;

 развитие игровых навыков;

 воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;

- развивать навыки общения и речь;

-разнообразить способы сотрудничества;

-развивать тактильные ощущения.

Мне хотелось, чтобы у детей период адаптации прошел в легкой форме: как можно быстрее стабилизировалось эмоциональное состояние, формировались коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми. Своими наблюдениями о том, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие малышей, я поделилась с родителями, где мы совместно оборудовали уголок, где стоит стол с песком «Волшебный песок», сшили многофункциональный чехол для песочного стола, с помощью которого можно развить речь, мелкую моторику рук, внимание, воображение, тактильные ощущения.

Описание: image (77).jpg

Перед началом и после занятий, детям следует вымыть руки; Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или контейнерах  на уровне глаз ребенка, они должны использоваться только для игр и экспериментов  с песком;

После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой или чехлом.

Мы  придумали свое правило игры с песком и перед каждым занятием его используем с детьми - это своеобразный ритуал.

  • Нельзя  выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
  • После игры с песком нужно отряхнуть ручки (либо помыть)

«Песочек живёт в домике, и в домике играет, и выносить из домика себя не разрешает»

В своей работе использую такие методы и приемы с песком:

1.Игровые упражнения, способствующие развитию тактильной чувствительности;

2. Игровая деятельность;

3. Практическая исследовательская деятельность;

4. Пальчиковые игры и др.

Процесс рисования причудливых форм у ребёнка помогает снятию эмоционального напряжения, особенно в период адаптации.

В своей практике я использую такие упражнения, как «Дорожки из песка»,

что  развивает тактильную чувствительность, способствует развитию творческого мышления и воображения, произвольное внимание. Помогает «заземлить» негативные эмоции, снять стрессы и внутренние зажимы.

Показываю, как можно набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая дорожки к домику  зайки, медвежонка, лисичке. Затем обыгрываем созданный рисунок. Зайка идёт  за Медвежонком, и они вместе идут в гости к Лисичке. Использую игрушки, иногда воображаемые предметы. Эту игру можно применять не только на столе планшете, но и в песочнице.

«Рисуем песком»

Техника рисования песком проста. Например, если прижать правую ладонь к песку, а потом медленно растянуть его, получаются волны. Если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений, а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получиться солнце. Главное включить фантазию и не бояться экспериментировать.

Так же я использую упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

 Описание: D:\ЗАГРУЗКИ\PHOTO-2022-03-22-18-00-32.jpg                            Описание: D:\ЗАГРУЗКИ\PHOTO-2022-03-22-18-00-35.jpg

Дети с большим восторгом рисуют на песке. Я стараюсь включить в каждое занятие  упражнения с песком в качестве дополнительного методического приема. В группе мы обычно играем с песком в утренние и вечернее время, когда детей не очень много. Так как еще дети не очень придерживаются правил - играть аккуратно. Все игры могут применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми. Параллельно с этой работой, я занималась пополнением предметно – развивающей среды в группе: собрана коллекция миниатюрных предметов и игрушек, приобретены различные формочки. Хотя прошло не так много времени, я заметила, что такая работа положительна, повлияла на развитие детей.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние и на развитие речи. Таким образом, каждое игровое занятие, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс обучения и воспитания творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

Использование игр в период раннего и младшего дошкольного возраста позволяет детям легче адаптироваться к условиям ДОУ. У детей значительно повышается общий эмоциональный фон, снижается уровень тревожности, развивается познавательная и игровая активность, формируется взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

Моя практическая деятельность как педагога, подтверждает слова К.Д.Ушинского, что: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Литература:

2. Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб., 2007.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. СПб, 2016.

4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность. М., 2007. 5. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. М., 2005.

6. Ратникова Е.В. Игры на песке / Е.В. Ратникова, Гаврик А.В. СПб., 2016. 7. Сакович Н.В. Технология игры в песок. Игры на мосту», Речь, 2008.

7.Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста », 2010 – Детство – Пресс

8.Мариелла Зейц «Пишем и рисуем песком» (практические рекомендации)

9.Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.

10.Интернет-ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста »

Тема по самообразованию.Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

Статья на тему: «Игры с песком как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходим...

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастаЛежал песок,Скучал песокСто тысяч лет, наверно.Он был ужасно одинок,И это было скверно.Не в радость были песни гроз,Не в рад...

Игры с песком как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Мастер-класс для педагогов ДОУ посвящен знакомству с песочной терапией. В ходе проведения мероприятия педагоги узнают о преимуществах данного направления, о его истории, об условиях проведения игр с п...