«Фольклор как средство формирования познавательно - речевой активности у детей раннего возраста»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Кизильский детский сад №3»
Проект по самообразованию
«Фольклор как средство формирования познавательно - речевой активности у детей раннего возраста»
Выполнила воспитатель:
Баранова Н.С.
2017-2018гг.
Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Создана обстановка духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Ведь никому не секрет, что современные родители (мамы, бабушки) не поют своим детям колыбельных. А жаль... Как правильно использовать фольклор для развития речи детей младшего дошкольного возраста?
Актуальность:
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка. Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Цель проекта: развитие речи воспитанников 1 младшей группы средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Этапы реализации Программы:
Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):
• Анализ предметной среды группы.
• Изучение методической литературы по проблеме.
• Формулирование целей и задач проекта.
Основной этап:.
• Организация игрового взаимодействия.
• Выставка книг с различными жанрами фольклора.
• Рассматривание иллюстраций.
• Инсценирование произведений фольклора.
• Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
• Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений.
• Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
• Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
• Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».
Описание проекта:
Этапы проекта | Мероприятия | Участники |
Подготовительный этап (сентябрь 2017) | Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта Организации игрового взаимодействия. | Воспитатель |
Основной этап (октябрь 2017 - апрель 2018) | - Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора. - Динамика речи воспитанников на начало года. (приложение 1) - Выставка книг с различными жанрами фольклора. - Чтение и рассматривание иллюстраций. - Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном. - Совместное создание рисунков и лепки по фольклорным произведениям. - Показ театров с использованием русских народных персонажей. | Воспитатель, воспитанники |
- Пополнение развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений. - Подбор материала в соответствии с тематическим планированием. - Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии ребенка». | Воспитатель | |
- Пополнение книгами в твёрдом переплёте с различными жанрами фольклора. - Выступление на родительском собрании «Фольклор, как средство развития речи». - Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе. - Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения. - Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений. - Чтение книг с различными формами фольклора и рассматривание иллюстраций. - Заучивание фольклорного произведения. - Совместное создание аппликаций и семейных рисунков по фольклорным произведениям. | Воспитатель, родители, дети. | |
Этапы проекта Результативный (май -2018) | - Анализ, обобщение и результат. | Воспитатель и дети |
Ожидаемый результат:
Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;
Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;
Сформировано положительное отношение к режимным моментам;
У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Дети самостоятельно или с помощью взрослого рассказывают, инсценируют произведения устного народного творчества.
Эмоционально проявляют свое состояние в соответствии содержаниям произведений устного народного творчества, используя разные выразительные средства (силу, тембр голоса, мимику, жест).
Заинтересованность родителей в развитии речи детей
Используемая литература:
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
- Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
- Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197
Конспект занятия
по развитию речи с использованием
фольклорных произведений
Программное содержание:
1.Познакомить детей с русской народной потешкой «Наша Маша маленька».
2. Закрепить знание потешки «Киска»,выразительно читать произведение устного народного творчества,правильно проговаривать слова текста.
3.Рассматривать и описать куклу.
4.Отрабатывать длительный выдох.
5.Закреплять умение рисовать мазок. Приобщать детей к созданию красочного рисунка.
5.Имитировать бег «кошки».
6.Ориентироваться в пространстве.
Материал:
игрушка кошка,кукла,вата,гуашь,тонированная бумага.
Ход занятия
-Мяу-мяу.Кто это?(Киска)
-Где киска?Найдите киску.(Дети ищут игрушку)
-Расскажем киске потешку про нее.(Ребенок берет игрушку и рассказывает потешку)
Киска,киска,
Киска,брысь!
На дорожку
Не садись:
Наша деточка
Пойдет,
Через киску
Упадет!
-Скажем, киска, брысь!Кошка убежала.Покажем,как тихо бежит киска.(Дети имитируют бег кошки)Киска побежала до куклы.(дети находят куклу)
-Это кукла Маша. Какая она?(Красивая,маленькая)
-Посмотрите на лицо куклы.Где глаза,губки,щеки,брови?У Маши брови какие?(Черные)Маша чернобровая.
-Что одела кукла?(Шубу,штаны,валенки)
-Какая шуба?(Алая шуба.Воротник (опушка) бобровая.)
-Послушайте потешку про Машу.
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Разучивание новой потешки.
-Почему Маша тепло оделась?
-Куда собралась кукла?(На улицу,снежком играть)
-Поиграем снежками? Подуем на снежинки.(Вату положить на ладонь и сдувать)
-Мы поиграли в снежки.А кукла Маша еще не играла в снежки.Нарисуем для куклы снег?
Рисование мазка белого цвета на тонированной бумаге голубого цвета.
-Какого цвета снег?(Белый)
-Для кого рисуешь снежинки?(Для куклы Маши)
-Что будет Маша делать снежками?(Играть,лепить снежки,снеговика,чистить)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Пояснительная записка «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...
План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...
План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» на 2015-2016 учебный год
План работы с воспитанниками и родителями второй младшей группы...
«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...
Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего дошкольного возраста средствами игрового набора "Дары Ф.Фребеля"
методическая разработка календарно тематического планирования...
Самообразование по теме "Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора"
Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его...
Тема самообразования: «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Тема самообразования:«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредс...